Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 12 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 38 /26634/7 АПРЕЛЯ 2023 Фото из архива Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области Акция « Книги – Донбассу » – это не просто сбор книг , это желание , чтобы у детей Донбасса было мирное безопасное детство с книгами , которые воспитывают до - броту , уважение к истории , честность и взаимовыручку . В целях соблюдения прав и законных интересов детей на защиту жизни и здо - ровья , обеспечения безопасности , Уполномоченный по правам ребенка рекомен - дует на межведомственной основе : 1. Рассмотреть вопрос о разработке на региональном уровне единой концепции комплексной безопасности детства , включающей программу по созданию условий для комфортного и безопасного пребывания детей в образовательных организа - циях , на детских и спортивных площадках , а также мероприятий , направленных на профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних . 2. Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правона - рушений несовершеннолетних осуществлять межведомственные профилактиче - ские мероприятия по профилактике гибели и травмирования детей . 3. Совершенствовать информационно - разъяснительную работу с участниками образовательных отношений по профилактике и предупреждению травматизма и гибели детей , а также по вопросам социально - политической жизни страны . Про - должить работу по формированию законопослушного поведения обучающихся с использованием актуальных методов и форм профилактической работы . 4. Организовать работу по недопущению детей на объекты строек и заброшен - ных зданий . 5. Продолжить работу по повышению комплексной безопасности образователь - ных организаций и принять необходимые меры по обеспечению безопасности в летних оздоровительных лагерях . 6. Активизировать мониторинг социальных сетей на предмет выявления про - паганды идеологии экстремизма , терроризма и других возможных деструктивных влияний на несовершеннолетних . 7. Обеспечить проведение дополнительных тренировок и инструктажей по от - работке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций . Таким образом , участие Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об - ласти в социальных проектах и акциях способствовало привлечению внимания к детским проблемам и создавало дополнительные системные решения для их пре - одоления . Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПО ЗАЩИТЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 1. Личные права 1.1. Право на жизнь , защита от насилия Право на жизнь и защита ребенка от насилия – основополагающая норма , кото - рая принадлежит каждому от рождения и закреплена в международном , федераль - ном и региональном законодательстве . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области в отчетном периоде принимал меры по предупреждению нарушения прав и законных интересов несо - вершеннолетних , содействовал совершенствованию законодательства в части , ка - сающейся защиты права на жизнь . По вопросам угрозы жизни и здоровья ребенка и защите от насилия поступило 86 обращений ( в 2021 году – 21). Проводимая в Липецкой области работа по предотвращению жестокого об - ращения с детьми и оказанию помощи семьям и детям , находящимся в трудной жизненной ситуации , к сожалению , не привела к уменьшению количества престу - плений , совершенных в отношении детей . Вопиющими остаются каждое преступление против половой неприкосновенно - сти и половой свободы несовершеннолетних . По - прежнему , в своей деятельности Уполномоченный по правам ребенка в Ли - пецкой области сталкивается с ситуациями , когда ребенок не чувствует в полной мере защиту государства . В первую очередь , это касается оперативной и своевре - менной профилактической работы по предупреждению правонарушений и престу - плений , обеспечения комплексной безопасности детей , защите от насилия . В адрес Уполномоченного по правам ребенка поступали сообщения о жестоком обращении с детьми со стороны взрослых . Причинами большинства преступлений в отношении несовершеннолетних становились сложные детско - родительские отношения , асоциальный образ жизни семьи , отсутствие должного контроля со стороны родителей ( иных законных представителей ). В половине случаев дети под - вергались насилию со стороны родителей и ближайших родственников . Возросло количество жалоб на причинение физических и нравственных страданий со сторо - ны дедушек . Многочисленные обращения касались межличностных конфликтов участников образовательного процесса . Травля , которую в последнее время стали называть иностранным словом « буллинг », с каждым годом приобретает различные формы , которые выносятся на всеобщее общественное обсуждение , в том числе , в Интернет . Травля в школе – сложная и тяжелая тема . При этом родителям и педагогам важно не замалчивать проблему , обращаться во все инстанции и не стесняться обращаться к психологам или другим специалистам . Кроме того , травля существенно увеличивает приводит к эскалации агрессии и насилия в коллективе , снижению успеваемости , эмоциональным и невротиче - ским проблемам , которые впоследствии становятся причинами совершения само - убийств , массовых убийств на территории образовательных организаций . Несмотря на проводимую работу по противодействию распространения крими - нальных субкультур в подростковой среде , в том числе по предотвращению вовле - чения несовершеннолетних в деструктивную деятельность , недопущению случаев вооруженного нападения учащегося или стороннего человека на образовательные организации и предупреждению случаев травли несовершеннолетних в детских коллективах – проблемы нарастают и требуют самого серьезного внимания всех органов системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних . В последнее время проблема травли в образовательных организациях имеет различные проявления : – среди сверстников или в отношении младших учеников со стороны более старших ; – в виде прямой физической агрессии ; – в виде скрытого сексуального или психологического насилия . По всем фактам травли Уполномоченный по правам ребенка выезжал в обра - зовательные организации , встречался с родителями , педагогами , руководством школ , принимал меры для разрешения конфликтных ситуаций с помощью служб медиации ( примирения ). Следует отметить , что в большинстве случаев классные руководители и руководители школ единственным вариантом решения проблемы травли видят перевод ребенка в другую школу или класс . Практически всем случаям травли предшествовали затяжные негативные меж - личностные отношения , которые развивались на глазах сверстников , педагогов и родителей . Так на рассмотрении у детского правозащитника были обращения , когда в дет - ский конфликт вмешивались родители , пытаясь « воспитать », наказать обидчика их детей . В этих случаях , сведения о правонарушениях передавались в правоохрани - тельные органы , потому что неприкосновенность каждого ребенка защищена за - конодательством . Следует отметить , что обращения к детскому уполномоченному свидетельству - ют о том , что родители не всегда доверительно относятся к администрации об - разовательной организации , не готовы решать возникающие проблемы на уровне школы или другого учебного учреждения ; не верят в результативность своего об - ращения . Хотя мы твердо убеждены , что большинство конфликтов могут быть раз - решены на уровне « родитель – классный руководитель – директор школы », если бы стороны имели настрой на конструктивное решение проблемы . Кроме того , имелись факты травли на этнической основе . В связи с чем требу - ется совершенствование работы субъектов системы профилактики по предупреж - дению ксенофобии и межнациональных конфликтов . Необходимо проведение профилактических мероприятий , направленных на формирование у детей и под - ростков идеологии толерантности , предупреждение агрессивных проявлений в молодежной среде , ненависти и вражды . Следует отметить , что в рамках реализации мероприятий , направленных на содействие профилактике травли в детских коллективах , возможно использовать опыт работы школьных служб примирения . Медиативный подход в региональной системе образования начал внедряться с 2008 года . Научно - методическую под - держку педагогов - кураторов служб примирения образовательных организаций области осуществляет Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области « Институт развития образова - ния ». С 2015 года в регионе действует Ассоциация служб примирения образователь - ных организаций Липецкой области . В рамках трансляции опыта педагогических коллективов по использованию метода школьной медиации и иных технологий вос - становительного правосудия на регулярной основе проводились встречи с прак - тикующими медиаторами , педагогами - кураторами служб примирения в формате супервизии . Кроме того , Г ( О ) БУ Центр « СемьЯ » в 2022 году реализовывал восстановитель - ные программы между сторонами конфликта с участием несовершеннолетних . Таким образом , работа по недопущению травли среди несовершеннолетних на территории региона требует дополнительных решений . В целях повышения эффек - тивности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы про - филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , Уполномочен - ный по правам ребенка рекомендует : 1. Усилить проведение профилактической работы в образовательных организа - циях с целью выявления несовершеннолетних , склонных к девиантному поведению , совершению преступлений и правонарушений экстремистской и террористической направленности , а также взрослых лиц , вовлекающих подростков в деструктивную деятельность . 2. Организовать проведение образовательными организациями , подразделе - ниями ПДН МВД России области разъяснительной работы в родительской среде по доведению информации о развивающихся молодежных течениях противоправной направленности . Ориентировать родителей ( законных представителей ) о необхо - димости незамедлительного обращения в правоохранительные органы при уста - новлении фактов негативного влияния на несовершеннолетних детей со стороны посторонних лиц , которые развивают агрессию , побуждают к насильственным про - явлениям в отношении окружающих . 3. Разработать рекомендации с алгоритмом действий по организации работы с несовершеннолетними девиантного поведения , проявляющегося в озлобленности , агрессии , асоциальных действиях , жестокости среди обучающихся , конфликтных ситуаций « учитель - ученик », « ученик - ученик », с внедрением их в практическую дея - тельность образовательных организаций . 4. При выявлении в ходе проведения индивидуальной профилактической рабо - ты с несовершеннолетними признаков суицидальных наклонностей , буллинга при - нимать меры по незамедлительному информированию заинтересованных органов и учреждений системы профилактики . 5. Продолжить раннее выявление несовершеннолетних , обучающихся в об - разовательных организациях , относящихся к группе риска , в целях оказания им психологической помощи , направленной на коррекцию девиантного поведения , не - допущение совершения правонарушений и травли . 6. Продолжить проведение работы службами медиации ( примирения ), педаго - гами - психологами с замкнутыми , скрытными , непринятыми коллективами обучаю - щими по включению их в социально - значимую деятельность ; 7. Ориентировать заинтересованные органы системы профилактики безнадзор - ности и правонарушений несовершеннолетних на организацию занятости и досуга учащихся , в том числе состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел , сотрудничеству в этих вопросах с общественными организациями . 8. Обеспечить размещение информации о детском телефоне доверия 8-800- 2000-122 по оказанию психологической помощи в кризисной ситуации в доступных местах . Право детей на жизнь включает в себя и обеспечение детской безопасности на улице и дома , на дорогах , игровых и спортивных площадках , в быту , в том числе у открытых окон , рядом с электрическими приборами , вблизи водоемов и на льду и др . Безопасность детей на детских площадках и в зонах повышенной опасности стало предметом мониторинга , проведенного Уполномоченным по правам ребенка . Во втором полугодии 2022 года были организованы совместные проверки детских игровых и спортивных площадок , во время которых были выявлены травмоопасные площадки , с нарушением требований безопасности эксплуатации игрового обо - рудования , что вызвано отсутствием контроля за площадками со стороны упол - номоченных органов . На многих из них обнаружили опасное оборудование , неза - крепленные конструкции , ямы и торчащие из земли металлические штыри . Однако , имелись площадки , нуждающиеся только в косметическом ремонте , где требова - лось заменить песок , очистить игровое оборудование от надписей и рисунков и т . д . Одна из главных проблем определить балансодержателя игрового оборудова - ния , ответственное лицо , кому принадлежит установленное на площадке обору - дование . Зачастую на одной площадке установленное оборудование принадлежит разным ведомствам и не имеет одного хозяина . Следует признать , что причинами несчастных случаев является : – неудовлетворительное состояние оборудования , установленного на площад - ках , оно не соответствует правилам безопасной эксплуатации ; – нарушение требований безопасности при эксплуатации оборудования , – недостаточная профилактическая работа с детьми по безопасности на улице ; – халатность должностных лиц , неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей ; невнимательность родителей . Уполномоченный по правам ребенка обращался в органы власти по вопросу проведения работ по устранению неисправностей , приведению в надлежащее со - стояние оборудования на площадках или демонтажу . Дополнительное финансиро - вание должно быть предусмотрено в бюджетах муниципальных образований . В связи с угрозой жизни и здоровью детей и необходимости принятия неотлож - ных мер , Уполномоченный по правам ребенка подготовил Специальный доклад по данному вопросу , который будет представлен в 2023 году Липецкому областному Совету депутатов . Также в ежегодных докладах о деятельности государственного органа неодно - кратно поднималась проблема опасности заброшенных зданий , не огражденных строек . Нахождение несовершеннолетних в заброшенных зданиях и сооружениях , строительных площадках приводит к опасности для их жизни и здоровья . Недостро - енные пролеты , разрушение кровли и фасадов могут привести к увечью и гибели детей , находящихся на строящихся и заброшенных строениях . Так , в адрес Уполно - моченного по правам ребенка потупила информация о двух несчастных случаях , в результате которых один ребенок погиб , а второй ребенок получил травму . Еще одной угрозой для жизни и здоровья несовершеннолетних является бес - препятственная розничная продажа на территории региона товаров , содержащих сжиженный углеводородный газ . Как было сказано ранее , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой об - ласти подготовил проект закона « Об установлении ограничений в сфере розничной продажи товаров , содержащих сжиженный углеводородный газ , на территории Липецкой области ». Выражаем надежду , что при поддержке депутатского корпуса , данный законопроект будет принят в 2023 году . Отдельно необходимо отметить отсутствие в 2022 году жалоб , связанных с не - обоснованной высадкой детей из общественного транспорта . Хотя в 2021 году таких обращений было 6(!). Надеемся , что этому способствовала последовательная работа Уполномоченного по правам ребенка и органов власти по предупреждению вопиющих случаев равнодушия взрослых за жизнь и здоровье несовершеннолетних и неминуемым наказаниям водителей , мерам прокурорского реагирования в отно - шении перевозчиков . Таким образом , в целях реализации прав детей на жизнь и защиту от насилия , Уполномоченным по правам ребенка изучались и обобщались информационные , аналитические и статистические материалы , проводился комплекс необходимых мероприятий по рассмотрению обращений граждан . При выявлении фактов со - вершения преступлений в отношении несовершеннолетних , детским омбудсменом совместно с различными ведомствами и структурами , детям и их законным пред - ставителям оказывалась юридическая и консультационная помощь ; на межведом - ственном уровне решался вопрос о психологической поддержке . Выявленные проблемы в работе органов системы профилактики безнадзор - ности и правонарушений несовершеннолетних показали необходимость на межве - домственной основе обеспечивать безопасность детства , а также совершенство - вать информационную и воспитательную работу , направленную на профилактику и предупреждение травматизма и гибели детей . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Ю . Н . Таран не - однократно отмечал назревшую необходимость разработки в Липецкой области комплексной концепции обеспечения детской безопасности . В ряде субъектов Российской Федерации такая программа уже принята и успешно реализуется в це - лях недопущения несчастных случаев с несовершеннолетними , организации про - филактической работы по сохранности жизни и здоровья детей , предупреждению детского травматизма . Нельзя оставлять без внимания анализ воспитательной и профилактической ра - боты в образовательных организациях ; обновлять содержание и методическое обе - спечение воспитательного процесса . Также Уполномоченный по правам ребенка рекомендовал образовательным организациям обеспечить индивидуальный под - ход к каждому ребенку ( наблюдение , максимальная вовлеченность во внеурочную деятельность , контроль детей « группы риска »). В целях обеспечения безопасности детей , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует : 1. Разработать на региональном уровне единую концепцию комплексной без - опасности детства , включающую программу по созданию условий для комфортного и безопасного пребывания детей в образовательных организациях , на детских и спортивных площадках , а также мероприятий , направленных на профилактику пре - ступлений и правонарушений несовершеннолетних . 2. Органам местного самоуправления предусмотреть в бюджетах муниципаль - ных образований дополнительные средства на финансирование содержания и ( или ) ремонта игрового и спортивного оборудования детских и ( или ) спортивных площа - док ; определить собственников детских площадок с целью возложения ответствен - ности за их содержание . Привлекать к проблеме небезопасных детских игровых площадок инициативные группы граждан , совместно с которыми определять план работ по каждому объекту . 3. Разработать комплекс дополнительных мер , принимаемых органами и учреж - дениями системы профилактики Липецкой области по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств в отношении несовершеннолетних на жизнь , здоровье и половую неприкосновенность . 4. Разработать долгосрочную программу по профилактике детского травма - тизма при использовании самокатов , электросамокатов , велосипедов , мотовело - сипедов , включая ограничение скорости и мест движения , а также популяризацию применения шлемов и других средств пассивной безопасности . 5. Совершенствовать межведомственное взаимодействие по организации и проведению индивидуальной профилактической работы в отношении отдельных категорий несовершеннолетних ; 6. Организовать взаимодействие с организациями по изготовлению окон по во - просам предупреждения покупателей о мерах безопасности при их использовании и дополнительных возможностях запирающих устройств и механизмов , препятству - ющих доступу к ним детей . 1.2. Право на квалифицированную юридическую помощь и судебную защиту С 2021 года впервые в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области появились отдельная категория обращений , касающаяся со - блюдения прав несовершеннолетних на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь . В отчетный период в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило 53 обращения граждан в защиту интересов детей , об обжало - вании , по мнению заявителей , неправомерных действий должностных лиц ( в 2021 году – 27 обращений ). Большинство жалоб связаны со спорами об определении места жительства детей и участии в их воспитании родителем , проживающим отдельно от ребенка , о защите жилищных прав . Все большее распространение получают просьбы заявителей , чтобы Уполномо - ченный по правам ребенка в Липецкой области принял участие в судебных заседа - ниях , отменил или обжаловал судебное решение , с которым они не согласны . Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 501- ФЗ « Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации » региональные уполномоченные не наделены правом участвовать по собственной инициативе в судебном раз - бирательстве по гражданским делам . Также участие Уполномоченного по правам ребенка в судебном процессе в качестве третьего лица остается спорным и прямо законодательством не определено . Однако в своей практике Уполномоченный по правам ребенка сталкивался с ситуациями , когда мнение детского правозащитника при рассмотрении споров о порядке общения с ребенком или определения места его жительства было необ - ходимо . В этом случае судьи принимали решения о привлечении Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в судебное заседание в качестве третьего лица , не заявляющего самостоятельных требований . Также в обращениях граждан к детскому омбудсмену содержались просьбы об оказании консультационной юридической помощи по гражданским судебным де - лам . Всем заявителям давались разъяснения , консультации , оказывалась помощь в подготовке необходимых документов в суд . Кроме того , в рамках Соглашения по ходатайству Уполномоченного по правам ребенка , гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь представителя - ми Адвокатской палаты Липецкой области . IV квартал 2022 года был ознаменован потоком вопросов о мобилизации отцов , имеющих детей . В адрес детского правозащитника поступали обращения о слож - ных жизненных ситуациях , в которых оказались дети при мобилизации отцов . Са - мые резонансные , когда отцы в одиночку воспитывали детей по устной договорен - ности с бывшей супругой или матерью этого ребенка . При этом ни судебного реше - ния , ни каких - либо документов оформлено не было . Во всех случаях матери либо вели асоциальный образ жизни , либо просто не хотели ( или не могли ) заниматься воспитанием своего ребенка . Военные комиссариаты действовали в соответствии с законодательством , однако при содействии Уполномоченного по правам ребенка , все отцы были возвращены . В настоящее время в судебном порядке решаются во - просы об ограничении ( лишении ) матерей родительских прав и определении места жительства ребенка ( детей ). Также поступило более 30 обращений от многодетных семей , которые считали , что ограничение по возрасту до 16 лет противоречит федеральному законодатель - ству о том , что ребенок считается до 18 лет . Уполномоченным по правам ребенка были даны разъяснения о том , что Федеральный закон от 26.02.1997 № 31- ФЗ « О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации » устанав - ливает права , обязанности и ответственность граждан , должностных лиц и орга - нов государственной власти в сфере мобилизации . Статья 18 Закона не содержит термина « многодетный », а определяет условия , при которых предоставляется от - срочка от призыва по мобилизации . В настоящее время механизм отмены решений призывных комиссий о мобилизации граждан указанных категорий на уровне субъ - екта РФ отработан . Также 12 обращений поступило от матерей , воспитывающих детей - инвалидов . Это не многодетные семьи , ребенок мог быть единственным в семье , но отец ока - зывал значительную помощь маме . Отцов не вернули , подключали волонтеров , соцработников , психологов . Были случаи , когда папы ( будучи мобилизованными ) устанавливали отцовство или усыновляли детей , с которыми ранее проживали одной семьей без юридиче - ского оформления отцовства и таким образом становились многодетными . В таких случаях отцы в соответствии с законом попадали под демобилизацию . Около 20 консультаций поступили по поводу выплат алиментов . Следует при - знать , что среди мобилизованных граждан , были те кто или не платил алименты или часть дохода утаивал . Бывшие жены , матери детей боялись , что не получат причи - тающиеся суммы и выплаты прекратятся ( для многих это существенная поддерж - ка ). Принятое в 2022 году законодательство о приостановлении исполнительного производства , за исключением алиментных обязательств , защитили права детей на получение алиментов , в том числе от злостных неплательщиков . Помимо реализации права на квалифицированную юридическую помощь и судебную защиту , большое внимание в деятельности детского правозащитника уделялось правовому просвещению . В течение года Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники аппарата проводили правовые уроки для учащихся школ , педагогов и родителей . Очень востребованными стали информационные брошюры « О правах и обязанностях ребенка ». Таким образом , в отчетном периоде Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники аппарата давали письменные и устные разъяснения о реализации за - конов и иных нормативных правовых актов по обращениям граждан ; проводили личные приемы , готовили к изданию и распространяли информационные материа - лы для детей и их родителей , специалистов ; принимали личное участие в меропри - ятиях по правовому просвещению подрастающего поколения . 2. Социально - экономические права 2.1. Право жить и воспитываться в семье Семья является важнейшей частью в жизни любого человека и играет значи - тельную роль в процессе развития личности . А сохранение семьи – стратегическое направление государственной политики . В Липецкой области создаются условия для соблюдения прав и законных ин - тересов ребенка в семье , своевременного выявления их нарушений , организации профилактической помощи , обеспечения адресной поддержки семей с детьми , оказавшимися в трудной жизненной ситуации , а при необходимости принимаются меры по устройству детей , оставшихся без попечения родителей , в том числе , на воспитание в приемные семьи . Однако вопросы семейных взаимоотношений неизменно входят в тройку самых актуальных проблем в тематике обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка . К сожалению , на первый план в последние годы выходят детско - родитель - ские отношения после развода супругов и распада семьи . Несмотря на сокращение количества разводов (2022 год – 4915, 2021 год – 5171, 2020 год – 4849) число неполных семей и семейных конфликтов , в которые оказываются втянутыми дети , оказывается значительным . При этом ситуации усугубляется взаимным нежеланием родителей и родственников выстраивать кон - структивные отношения ради детей , наличием имущественных претензий . Даже судебное решение об определении места жительства ребенка или о порядке обще - ния в некоторых случаях не становится выходом из конфликта , а только еще больше раздувает его . Только за последний год количество обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области по оказанию помощи в разрешении семейных споров возросло ( в 2022 году – 38 обращений ; в 2021 – 21). Согласно пункту 2 ст . 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних , не достигших 14 лет , установлено место жи - тельства их законных представителей – родителей , усыновителей или опекунов . Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей . При отсутствии такого соглашения спор разрешается в судебном порядке , что является единственным гарантом защиты ребенка и обе - спечением соблюдения его прав . В отчетном периоде Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области столкнулся с ситуациями , когда родители не пожелали разрешить спор о месте жи - тельства в правовом поле , а стали « похищать » ребенка , отказывая ему в общении с другим родителем и близкими родственниками . Увеличились случаи , когда один из родителей забирал личное дело ребенка из школы и увозил ребенка в неизвестном направлении . Зачастую дети становились заложниками конфликтов между бывшими супру - гами , подвергались психологическому давлению со стороны как родителей , так и других родственников . Единственный существующий в настоящее время инструмент урегулирования таких ситуаций – судебное решение об определении порядка общения с ребенком . Однако и оно зачастую на практике не работает . Родительские споры , по которым приняты судебные решения , перешли в стадию споров с участием службы судеб - ных приставов . В 2022 году при содействии Уполномоченного по правам ребенка к родным ма - терям были возвращены дети из Ставропольского , Краснодарского края , Москов - ской области . Установлено местонахождение двух отцов , на них возложена обязан - ность по обучению детей . Также 5 детей были переданы на воспитание одному из родителей в интересах ребенка ( чаще всего это случаи , когда один из родителей вел асоциальный образ жизни ). На втором месте по тематике обращений оставались споры об определении порядка общения ребенка с близкими родственниками ( бабушками , дедушками и иными родственниками ). В ходе анализа обращений данной категории становится очевидным , что в результате развода и отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми , люди остаются наедине с этими проблемами и решают их , исходя из своего жиз - ненного опыта . Семейные психологи и службы медиации привлекаются к разре - шению межличностных проблем в отношениях с детьми или между супругами до - статочно редко . Пока у наших граждан отсутствует культура обращения за правовой помощью в сложных семейных ситуациях . По 8 обращениям удалось восстановить права детей на общение со своими ба - бушками и другими родственниками . Вместе с тем , на контроле Уполномоченного по правам ребенка с 2021 года находится ситуация с ребенком , которого « делят » между собой бабушка и отец . Мама ребенка умерла . Суд и судебные приставы до настоящего времени принима - ют решения то в пользу отца , то в пользу бабушки . А взрослые не хотят и не могут взаимоотношения наладить даже в интересах ребенка . Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран принимал постоянное участие в решении данной сложной жиз - ненной ситуации . Решение , однако , до сих пор так и не принято . Права ребенка в семейных правоотношениях неразрывно связаны с правами и обязанностями его родителей и других родственников . Уполномоченный по правам ребенка принимал в пределах своей компетенции меры по урегулированию споров между детьми и их законными представителями . При этом всесторонний анализ обращений граждан показывает , что изначальная мотивация заявителей , обращаю - щихся к Уполномоченному по правам ребенка , при разводе , определении места жи - тельства детей и определении порядка общения в большинстве случаев была далека от защиты прав детей , а в основном , касалась « сведения счетов » с другой стороной . Уполномоченный по правам ребенка ежегодно указывает на серьезность и масштабность проблемы « родительских войн ». Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое , нравственное , интеллектуальное и социаль - ное развитие ребенка , стать ему полноценным членом общества . В связи с этим , возникает необходимость помочь ребенку выйти из состояния конфликта , не допу - стить , чтобы он подвергался психологическому насилию со стороны как родителей , так и других родственников . Важной составляющей данной работы должно стать просвещение в сфере досудебного урегулирования родительских споров ; прове - дения разъяснительной работы по осознанию психологических последствий разво - да для ребенка , важности совместных действий бывших супругов ради интересов детей . 2.2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Вопросы нарушения прав и законных интересов ребенка в сфере здравоохра - нения занимали 7% от общего количества обращений , поступивших в адрес Упол - номоченного по правам ребенка в Липецкой области (2021 – 8%). Тематика данных обращений разнообразна : нарушение прав ребенка на каче - ственное медицинское обслуживание , недостаточное лекарственное обеспечение , неудовлетворительная организация работы медицинских учреждений , проблемы с установлением инвалидности . Несмотря на все предпринимаемые меры по повышению эффективности меди - цинского обслуживания граждан , на контроле Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области остаются проблемы доступности и качества оказания меди - цинской помощи детям . Самая частая причина обращений – это нарушение прав ребенка на качествен - ное медицинское обслуживание . В 2022 году родители жаловались на врачебные ошибки , нарушение этики и неоказание медицинской помощи . Надо отметить , что по 12 обращениям факты , указанные в обращениях , не подтвердились . В целях реализации прав несовершеннолетних на охрану здоровья и медицин - ское обслуживание , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области реко - мендует : 1. Продолжить реализацию мероприятий , направленных на обеспечение детей , проживающих в Липецкой области , доступной медицинской помощью . 2. Обеспечить в максимально короткие сроки получение детьми - инвалидами , детьми с ограниченными возможностями здоровья высокотехнологичной медицин - ской помощи и лекарств на льготной основе . 3. Расширять и совершенствовать медицинские услуги , предоставляемые пал - лиативным больным , а также детям , страдающим сахарным диабетом 1- го типа . 4. Осуществлять информирование родителей ( законных представителей ) и де - тей о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни , о значимо - сти вакцинопрофилактики и своевременного проведения профосмотров . 2.3. Право на отдых В отчетном году количество письменных обращений , связанных с детским от - дыхом , составляло 1 % от общего количества (2021 год – 2%). В рамках проводимого мониторинга летней оздоровительной кампании осущест - влялись выездные проверки загородных стационарных лагерей , анализировалось состояние инфраструктуры , направленной на безопасный и содержательный отдых . Кроме того , осуществлялся мониторинг обеспечения несовершеннолетних , проживающих в семьях , находящихся в трудной жизненной ситуации и ( или ) соци - ально - опасном положении , бесплатными путевками . Учитывая опыт проведения летней оздоровительной кампании на территории Липецкой области , Уполномоченный по правам ребенка рекомендует : Окончание на 13- й стр . Продолжение . Начало на 7–11- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz