Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 38 /26634/7 АПРЕЛЯ 2023 Также Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области определил сле - дующие основные проблемные вопросы , которые в дальнейшем были включены в итоговую резолюцию круглого стола : – о необходимости организации третичной профилактики суицидального по - ведения ; – о совершенствовании межведомственного взаимодействия в части организа - ции мероприятий в рамках третичной профилактики ; – о недостаточной координации деятельности субъектов системы профилакти - ки ; – о совершенствовании действующего законодательства , регламентирующего деятельность медицинских организаций . На основании изложенного были подготовлены рекомендации Уполномоченно - го по правам ребенка : 1. Обеспечить повышение квалификации для педагогов - психологов и классных руководителей по работе с деструктивным поведением несовершеннолетних , в том числе профилактике суицидального поведения несовершеннолетних ; 2. Проработать вопрос о создании межведомственной службы оказания кризис - ной экстренной психологической помощи с целью работы с кризисными ситуация - ми , в том числе в случаях суицидального поведения несовершеннолетних ; 3. Проводить закрытые семинары - совещания для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер - шеннолетних по профилактике суицидов , повышения осведомленности о лучших практиках предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних . В рамках реализации Карты действий , аппаратом Уполномоченного по правам ребенка и осуществления полномочий при содействии управления образования и науки Липецкой области в 2022 году была проанализирована реализация Закона Липецкой области от 13.11.2019 № 311- ОЗ « О постинтернатном сопровождении детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , и лиц из их числа ». Основными направлениями государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей , оставшихся без попечения родителей , и лиц из их числа является их социальное и личностное развитие . Важное условие достижения сформулиро - ванной цели – организация комплексного сопровождения воспитанников и выпуск - ников организаций для детей - сирот . В период с января по июль 2022 года взаимодействие « воспитатель - наставник » осуществляли 50 пар , с 01.07.2022 г . продолжили – 33 пары . Установлено , что Законом предусмотрен следующий механизм постинтернат - ного сопровождения : – для каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы ; – на первом этапе взаимодействия воспитатель - наставник выстраивает от - ношения с выпускником , разъясняет порядок постинтернатного сопровождения и объясняет на какую помощь в жизнеустройстве он может рассчитывать ; – в ходе совместной деятельности выпускник принимает участие в доработке индивидуального плана работы , формулируются задачи , характеризующие до - стижения выпускника , его продвижение по направлениям : образование , общение , трудоустройство , досуг и иные . Наставник проводит занятия с целью повышения стрессоустойчивости , кор - рекции поведенческих установок и личностных притязаний , выработки стратегии поведения в конфликтных ситуациях , выявления наиболее успешной сферы про - фессиональной деятельности . Кроме того , обеспечивается содействие в разре - шении трудных жизненных ситуаций выпускников ( содействие в оформлении мер социальной поддержки ; постановке на учет в службе занятости ; в истребовании и восстановлении утраченных документов и т . д .). Совместная деятельность воспитателя - наставника и выпускника дает положи - тельные результаты : выпускники показывают более высокий уровень готовности к самостоятельной жизни . Благодаря участию в жизни выпускников социально - зна - чимого взрослого , десять выпускников , находящиеся на постинтернатном сопро - вождении , продолжили профессиональное обучение и поступили в учреждения высшего профессионального образования . Кроме того , имеется положительная динамика в социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья , проявлении активной жизненной позиции . Несмотря на позитивные тенденции , направленные на социальную адаптацию , социализацию выпускников организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , по нашему мнению имеются проблемы , требующие реше - ния : 1. Не все кандидаты в воспитатели - наставники по результатам обучения при - нимают решение об участии в постинтернатном сопровождении выпускников ( по причине загруженности на работе , необходимости предоставления ежемесячной отчетной документации и др .); 2. Территориальная отдаленность воспитателя - наставника и выпускника в пе - риод летней оздоровительной кампании ( выпускники в лагерях , воспитатели - на - ставники в муниципалитетах ), что не позволяет в достаточной мере осуществлять взаимодействие ; 3. Не предусмотрено привлечение представителей некоммерческого сектора и общественных организаций , что ограничивает категории наставников . Имеющиеся проблемы приводят к добровольному отказу от сопровождения со стороны совершеннолетних выпускников , а непонимание своей ответственности и роли подтверждаются фактами досрочного расторжения договоров по инициативе обеих сторон . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области в 2023 году продолжит проведение взаимодействие с органами власти , некоммерческим сектором и не - равнодушными гражданами , направленное на улучшение положения детей - сирот , подготовку их к самостоятельному анализу собственной жизненной ситуации , к до - стижению личных целей и решению возникающих проблем , к поиску собственных ресурсов в преодолении трудных жизненный ситуаций . Таким образом , участие в работе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики – это не отдельный вид аналитического исследова - ния , а комплексный анализ состояния охраны прав детей в регионе . Такой подход к оценке региональной политики в сфере детства позволял выявлять системные про - блемы ; анализировать условия реализации прав и законных интересов детей , и на основании этого вырабатывать рекомендации , направленные на улучшение жизни детей . 4. Мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в Липецкой области . В соответствии с Законом от 18.08.2022 № 523- ОЗ одной из основных задач Уполномоченного по правам ребенка на территории Липецкой области является мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти , органами местного самоуправления , образовательными и медицинскими организациями , организациями , оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям , имеющим детей , и должностными лицами . В рамках реализации данных полномочий , Уполномоченным по правам ребенка в 2022 году были организованы и проведены следующие мониторинги : – организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ; – летней оздоровительной кампании ; – наличия средств личной гигиены в организациях для детей - сирот , социально - го обслуживания ; – соблюдения прав детей , прибывших в Липецкую область из ДНР , ЛНР , Украи - ны ; – инфраструктуры детства в рамках всероссийской акции « Безопасность дет - ства ». Мониторинг организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей Вопрос правового регулирования отношений в рамках межведомственного вза - имодействия и реформирования системы социальной защиты детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации , остается одним из приоритетных направлений го - сударственной политики . В своей деятельности Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области уделяет особое внимание соблюдению прав и законных интересов детей , созданию для них равных условий в учреждениях для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ( далее – организации для детей - сирот ). В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для де - тей - сирот относятся образовательные , медицинские организации , стационарные учреждения социального обслуживания . Работа данных учреждений независимо от ведомственной принадлежности ре - гламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 № 481 « О деятельности организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , и об устройстве в них детей , оставшихся без попечения родителей ». Уполномоченным по правам ребенка и сотрудниками его аппарата в течение 2021-2022 годов проводился мониторинг данных организаций в целях изучения ус - ловий жизни данной категории детей . В ходе выездов и посещения установлено , что в центрах помощи детям , остав - шимся без попечения родителей , и содействия семейному устройству проведены работы по перепланировке и ремонту помещений групп с целью создания благо - приятных условий проживания детей , приближенных к семейным , необходимых для формирования навыков самостоятельной жизни воспитанников . Вместе с тем , требуется продолжить работу по формированию и обновлению материально - технической базы учреждений , а также по реконструкции и заверше - нию ремонтных работ в зданиях . Также имеется проблема размещения воспита - тельных групп по квартирному типу для школ - интернатов . Следует отметить , что Министерством просвещения РФ , Министерством труда и социальной защиты РФ , Министерством здравоохранения РФ в целях реализа - ции поручения Правительства Российской Федерации от 03.03.2020 № ТГ - П 8-1607 разработан и утвержден план мероприятий (« дорожная карта ») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей - сирот и детей , остав - шихся без попечения родителей , и органов опеки и попечительства в субъектах РФ . Несмотря на проводимую в регионе работу , необходимо предпринять все необхо - димые меры для обеспечения равных условий пребывания детей в данных органи - зациях вне зависимости от ведомственной принадлежности . Для улучшения условий пребывания детей в организациях для детей - сирот счи - таем необходимым : 1. Продолжить работу по разукрупнению воспитательных групп в организациях для детей - сирот ; 2. Рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования мероприя - тий , направленных на реформирование организаций для детей - сирот ; 3. Продолжить работу по реконструкции зданий организаций для детей - сирот с целью обустройства их по квартирному типу . Мониторинг летней оздоровительной кампании Цель мониторинга заключалась в оценке соблюдения прав детей на отдыхи оз - доровление детей . В ходе посещения и выездных проверок лагерей проверялись условия размещения детей , обеспечение их безопасного и комфортного пребы - вания , организация досуга и укрепление их здоровья . В организациях осматрива - лись территория , жилые корпуса , столовые , медицинские кабинеты , спортивные и детские площадки , зоны отдыха и прочее . В целом , в ходе мониторинга серьезных нарушений выявлено не было . В ходе проведения летней оздоровительной кампании аппаратом Уполномо - ченного по правам ребенка было инициировано проведение широкомасштабного анонимного опроса о качестве летнего отдыха среди детей и родителей . ( Более подробно о результатах в параграфе 2.3 Главы II настоящего Доклада ). По итогам мониторинга в целях совершенствования организации и проведения летней оздоровительной кампании Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует : 1. Увеличить охват детей летним отдыхом посредством расширения форм и ви - дов детского досуга и отдыха . 2. Активизировать деятельность пришкольных лагерей , лагерей труда и отдыха с привлечением некоммерческих организаций , волонтерского движения . 3. Предусмотреть наличие содержательного досуга для детей , создать условия для личностного , творческого , духовно - нравственного развития , для занятия детей физической культурой и спортом , туризмом , расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе , о родном крае , организации общественно полезного труда , формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни , законопослушного поведения в обществе . Мониторинг средств личной гигиены в организациях для детей - сирот , социального обслуживания В соответствии с поручением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М . А . Львовой - Беловой и на основании поступающих жалоб воспитанниц Центров социальной помощи семье и детям , при содействии уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в 2022 году проводился Все - российский мониторинг количества и качества выдаваемых несовершеннолетним средств личной гигиены в учреждениях , подведомственных органам социальной защиты населения и образования . Следует отметить , что в 2022 году жалоб на отсутствие и ( или ) низкое качество средств личной гигиены от воспитанниц в адрес Уполномоченного по правам ре - бенка в Липецкой области не поступало . В ходе мониторинга с выездом на место были изучены и проанализированы : – норматив обеспечения средствами личной гигиены ( по учреждениям и на уровне региона ); – объем закупаемых средств личной гигиены ; их качество и количество ( обоб - щенно по учреждениям ); – опыт взаимодействия со спонсорами и НКО по обеспечению учреждений средствами личной гигиены ; – наличие ( отсутствие ) жалоб со стороны несовершеннолетних на отсутствие и ( или ) низкое качество средств личной гигиены , выдаваемых в учреждениях . По итогам мониторинга установлено , что стандарты социальных услуг , утверж - денные постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2015 № 571 « Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг поставщиками со - циальных услуг в Липецкой области », гарантируют соблюдение санитарных требо - ваний поставщиками социальных услуг . В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений , деятельность учреждений организована в соответствии с требовани - ями СП 2.4.3648-20 « Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи ». В учреждениях регулярно проводились профилактические и противоэпидемические мероприятий , осуществлялся контроль за соблюдением правил личной гигиены воспитанников . Моющие , дезинфицирующие средства , индивидуальные средства гигиены в учреждениях закупались за счет областного бюджета , а также учреждения взаи - модействовали с организациями , оказывающими различную благотворительную помощь . Вместе с тем , в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка было направлено предложение Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области о принятии на федеральном уровне примерного перечня выдаваемых не - совершеннолетним средств индивидуальной гигиены в учреждениях , подведом - ственных органам социальной защиты населения и образования в целях обеспече - ния равных условий и повышения качества жизни воспитанников . Мониторинг соблюдения прав детей , прибывших в Липецкую область из ДНР , ЛНР , Украины В 2022 году серьезным вызовом стали вопросы , связанные с организацией обу - чения и предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми , вынужденно прибывшим в Липецкую область из ДНР , ЛНР , Украины . С первых дней организации пунктов временного размещения , Уполномоченный по правам ребенка находился в прямом контакте с органами власти , медицинскими и образовательными организациями , а также с семьями с детьми . Неоднократно с целью ознакомления с условиями проживания и соблюдения прав детей , нахо - дящихся в пункте временного размещения , Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники аппарата посещали ПВР , принимали обращения , давали устные и пись - менные консультации . Помимо работы с обращениями граждан был проведен мониторинг соблюдения прав детей , прибывших в Липецкую область из ДНР , ЛНР , Украины . В ходе опроса было обработано 248 анкет , которые выявили проблемы в организации обучения детей , необходимость решения острых вопросов по получению документов , про - должения обучения в российских вузах и колледжах . Также одним из распространенных вопросов стала потребность в получении экстренной психологической помощи как для детей , так и для взрослых . По всем обращениям граждан был предпринят комплекс незамедлительных мер , направленных на оказание помощи и поддержки . Во взаимодействии с орга - нами власти на федеральном , региональном , муниципальном уровнях , а также с не - коммерческими и общественными организациями семьям оказывалась необходи - мая помощь и поддержка . Анализ полученных материалов в целом свидетельствует о соблюдении прав детей на образование , охрану здоровья и социальную помощь . Мониторинг инфраструктуры детства в рамках Всероссийской акции « Безопасность детства » В отчетном году на территории Липецкой области в рамках Всероссийской ак - ции « Безопасность детства » проводился мониторинг детской инфраструктуры , а также мест , представляющих угрозу жизни и здоровью детей . Целью мониторинга являлось выявление объектов и факторов , угрожающих жизни и здоровью детей в местах массового пребывания несовершеннолетних и семей с детьми ( парки , скверы , детские игровые площадки ), а также заброшенные , недостроенные здания и сооружения . В адрес глав муниципальных образований Липецкой области были направлены рекомендации Уполномоченного по правам ребенка об организации работы по обеспечению безопасности детей , а также своевременному выявлению потенци - ально опасных для детей объектов , предотвращению свободного доступа детей на территорию чердачных помещений , крыш многоквартирных домов , заброшенных зданий и сооружений . При участии членов Детского общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в течение года проводилась работа по созданию карты ( реестра ) о состоянии подростковой инфраструктуры в Липецкой области . Также был органи - зован и проведен анонимный опрос « трудных » подростков , стоящих на профилак - тическом учете . В целях совершенствования условий для безопасного детства , Уполномочен - ный по правам ребенка в Липецкой области внес следующие рекомендации : 1. Рассмотреть вопрос о разработке на региональном уровне единой концепции комплексной безопасности детства , включающей программу по созданию условий для комфортного и безопасного пребывания детей в образовательных организа - циях , на детских и спортивных площадках , а также мероприятий , направленных на профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних . 2. Совершенствовать информационно - разъяснительную работу с участниками образовательного процесса , родителями по профилактике и предупреждению травматизма и гибели детей . Реализация Карты действий уполномоченных по правам ребенка на территории Липецкой области Разделяя ответственность в деле защиты прав и законных интересов каждого ребенка , Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка во взаимодей - ствии с уполномоченными по правам ребенка субъектов РФ определили для себя ряд мероприятий , получивших название « Карта действий », которая направлена на содействие : 1. Социализации детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ; 2. Профилактике травли в детских коллективах ; 3. Созданию пространств для подростков ; 4. Обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка , оказавшегося в ситуации безнадзорности ( с целью выработки алгоритма межведомственного вза - имодействия ). Каждое направление содержало пять шагов , предусматривающих : – проведение анализа имеющейся проблемы ; – организацию взаимодействия с органами власти , иными заинтересованными сторонами , по решению проблемы ; – содействие в повышении квалификации специалистов ; – формирование предложений , инициатив ( в том числе , законодательных ); – разработку « дорожной карты ». Роль образовательных организаций в социализации детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей Ключевые проблемы в работе с воспитанниками и выпускниками учреждений для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей являются : слабая профориентационная работа , проблемы социальной адаптации , трудности в выбо - ре ими профессий , недостаточная подготовка ( низкая успеваемость , иные учебные трудности ) к поступлению в вузы , отсутствие значимых взрослых в их жизни . В рамках реализации данного направления по инициативе Уполномоченного по правам ребенка была организована фокус группа с детьми - сиротами и детьми , оставшимися без попечения родителей с целью выявления имеющихся у них про - блем и их причин в обучении , а также планов на получение образования в учрежде - ниях среднего профессионального и высшего образования . Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области разрабо - таны анкеты о трудностях обучения в школе и определении дальнейшей образова - тельной траектории . Всего в анонимном анкетировании приняли участие 224 чело - века в возрасте от 14 до 18 лет . Одно из самых интересных наблюдений : подавляющее большинство девочек выбрали рабочие специальности (« крановщик », « сварщик », « монтажник » и др .), а мальчиков интересовали профессии « массажист », « парикмахер », « товаровед », « кассир » и т . д . Ю . Н . Таран лично встречался с детьми в загородных оздоровительных лагерях , а также в образовательных организациях ( в 2022 году – более 20 раз ). Также прово - дились совещания с педагогами , психологами в 15 муниципальных общеобразова - тельных школах . В рамках Августовского образовательного форума состоялась се - рия мероприятий по вопросам профориентационной работы и профессионального обучения . Уполномоченный по правам ребенка проводил встречи с педагогами , ро - дителями и психологами , на которых обсуждался вопрос о повышении эффектив - ности данной работы . Также Ю . Н . Таран с депутатским корпусом (« Единая Россия », « ЛДПР ») поднимал вопросы о профессиональном обучении для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью , об организации обучения в специальных школах - интернатах . В настоящее время данный вопрос дополни - тельно прорабатывается . По инициативе Уполномоченного по правам ребенка при поддержке депутатов большинства политических партий состоялось межведомственное совещание по реализации проектов по наставничеству с привлечением некоммерческого секто - ра . По итогам , в течение года детям - сиротам , детям из малоимущих семей , « труд - ным » подросткам наставники помогали определиться с выбором будущей профес - сии ; проводили мастер - классы , знакомили с профессиями в теории и на практике ; давали рекомендации по профессиональным направлениям будущей деятельно - сти . В 2022 году в проекте участвовали около 200 человек . Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран высоко оценил социальный проект « Навстречу переменам », который получил грант от Фонда президентских грантов . Его участники – выпускники детских домов и дети из опекунских и много - детных семей . Всего участие в проекте приняли 60 ребят и 25 наставников . Одним из наставников и по совместительству руководителем проекта являлся депутат облсовета Юлия Соловьева , а автор проекта Сергей Соколов – сам из числа детей - сирот , знает , как важна помощь в адаптации к обычной жизни . В рамках проекта « Навстречу переменам » участникам оказывалась психологи - ческая , юридическая поддержка , проходило обучение финансовой грамотности ; проводились тренинги и мастер - классы по профориентационной деятельности . По ходатайству Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в дополнительные профессиональные программы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области « Институт развития образования » были включены модули , направленные на выра - ботку компетенций работы с детьми , являющихся воспитанниками организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей . В течение летней оздоровительной кампании 2022 года сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ребенка при поддержке управления социальной по - литики Липецкой области и ОКУ « Центр занятости населения Липецкой области » на базе летних загородных лагерей проводились тренинги и профориентационные мероприятия для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ( лек - ция « Я в мире профессий », тренинги по погружению в мир профессий ). Кроме того , проводилось тестирование по дифференциально - диагностическому опроснику Е . А . Климова с целью определения предрасположенности к какому - либо виду деятель - ности . Общий охват составил более 1000 человек . Травля в детских коллективах Ключевые проблемы : – нехватка информации об успешных практиках противодействия травле ; – недостаточность правовых механизмов профилактики травли ; – дефицит специалистов по работе с детьми , подвергшихся травле ; – слабая информировать родительского и педагогического сообщества о том , как защитить детей от травли ; – отсутствие достаточных методических материалов по профилактике травли . С целью анализа имеющихся фактов травли детей в регионе и выявления при - чин и обстоятельств , способствовавших таким случаям , Уполномоченным по пра - вам ребенка было проведено аналитическое исследование . На основании ответов на запросы о фактах травли официально получена ин - формация об одном случае травли в Липецкой области в 2022 году . Однако , уве - личивающееся количество обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка свидетельствует об основной проблеме – отсутствие в законодательстве Российской Федерации и Липецкой области определения понятий « травля » (« бул - линг »). В связи с этим , межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению деструктивных проявлений в форме травли в образовательных организациях недостаточно эффективно ; в регионе не определен орган власти , от - ветственный за ведение единой статистической информации . Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области были подготовлены и направлены рекомендации о необходимости реализации совместных мероприятий по недопущению травли среди несовершеннолетних на территории региона во вза - имодействии Уполномоченного по правам ребенка , подразделений УМВД России по области , комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав , органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях . Данная ра - бота будет продолжена в 2023 году . В адрес Уполномоченного по правам ребенка в 2022 году поступило 46 обра - щений детей и родителей с жалобами на травлю в образовательных организациях . Участились случаи травли как среди сверстников , так и в отношении младших уче - ников со стороны более старших : в виде прямой физической агрессии ( умышлен - ных толчков , ударов , побоев и прочее ) или скрытого сексуального или психологиче - ского насилия ( игнорирования , бойкота , исключения из отношений , манипуляции , намеренного распространения негативных слухов , словесных оскорблений , угроз , запугиваний и т . п .). Кроме того , имелись факты травли в отношении несовершенно - летних со стороны педагогических работников и родительского сообщества . Все обращения рассматривались при личном участии детского правозащитника с привлечением директоров и педагогов школ , служб медиации , психологов как в формате индивидуальных бесед , так и проведения расширенных родительских со - браний . Вместе с тем , следует отметить , что в работе школьных служб медиации выявлены проблемы кадрового обеспечения ; во многих образовательных организа - циях отсутствует системная работа , основанная на едином методическом подходе . В соответствии с рекомендациями Уполномоченного по правам ребенка в му - ниципальных образованиях региона были организованы и проведены родительские собрания на тему : « О роли родителей и педагогов в защите детей от травли ». Всего с августа по ноябрь 2022 года были проведены 14 собраний в гибридном формате . Общий охват составил около 1,5 тысяч человек . Также по ходатайству Ю . Н . Тарана Институтом развития образования Липецкой области в курсы повышения квалификации « Девиантное поведение : профилактика и коррекция » (144 часа ) для педагогических работников общеобразовательных организаций , учреждений для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей был включен модуль по профилактике буллинга среди детей различных возрастных групп . На основании обращения Уполномоченного по правам ребенка в Центр разви - тия семейных форм устройства , социализации детей , оставшихся без попечения родителей , и профилактики социального сиротства « Семья » в план работы главных внештатных педагогов - психологов системы образования Липецкой области на 2022-2023 годы внесено ежемесячное проведение супервизий по профилактике травли для педагогов , педагогов - психологов образовательных организаций . Со - трудники аппарата в случае необходимости приглашались для консультативной и информационной поддержки . Кроме того , достигнута договоренность между Уполномоченным по правам ребенка и региональным управлением молодежной политики о предоставлении на безвозмездной основе площадки для проведения супервизий для педагогов , педа - гогов - психологов образовательных организаций по профилактике травли . Пространства для подростков : доверие , развитие , специалисты Ключевые проблемы : – отсутствие объективной информации о состоянии , структурном и качествен - ном наполнении подростковой инфраструктуры в регионе ; – отсутствие пространств для подростков , так называемых « третьих » мест или « беспороговых » пространств ; – недостаточная компетентность специалистов , работающих с подростками . Одна из целей реализации федеральной стратегической программы « Подрост - ки России » – создание и развитие в стране сети пространств для несовершенно - летних , где они могли бы встречаться в неформальной обстановке , общаться , нахо - дить себе новых друзей и , конечно , проводить свое свободное время с пользой , как для себя , так и для окружающих . При этом пространство должно « без порога » объ - единить всех желающих : разного возраста , творческих и активных детей , трудных и « замкнутых » подростков , детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья . А еще эти пространства стали называть « третьими точками ». Первая точ - ка – это дом , вторая – школа , а третья – место , куда подросток может прийти , пооб - щаться , с пользой провести время и найти единомышленников . В целях выявления у подростков потребностей в « беспороговых пространствах » в условиях имеющейся инфраструктуры , сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ребенка было разработано и проведено анкетирование 144 « трудных » подростков , состоящих на различных видах профилактического учета , а также организована работа членов Детского общественного совета . В итоге получены и проанализированы 200 анкет детей в возрасте от 14 до 18 лет из 20 муниципальных образований Липецкой области . Все результаты в обобщенном виде были направлены в областную и муници - пальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для корректи - ровки организации профилактической работы . В 2022 году по инициативе Ю . Н . Тарана или при его участии состоялись раз - личные совещания , консультации , встречи по вопросам организации работы с подростками , в том числе , с представителями региональных УМВД России , УФСИН России , общественными ( Совет Лидеров Липецкой области ) и некоммерческими организациями (« ВыРАСтите мир », « Солнечный мир »), Липецким государствен - ным педагогически университетом , военно - патриотическим лагерем « Авангард ». Обсуждались концепции пространств для самореализации детей с ментальными нарушениями , волонтеров и активистов , а также центры для студентов и абитури - ентов . В рамках первой профильной выездной смены участников Детского обще - ственного совета « Школа детского омбудсмена », активисты занимались проектной деятельностью по созданию карты ( списка ) « пространств для подростков » в регио - не . Определяли и защищали свои проекты на тему : « Пространство для подростка . Каким оно должно быть ?» Продолжение на 11- й стр . Продолжение . Начало на 7–9- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz