Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 38 /26634/7 АПРЕЛЯ 2023 Продолжение на 10- й стр . Кроме того , сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ребенка со - вместно с МЧС и полицией проводился водный рейд по акватории реки Воронеж . Отдыхающим семьям с детьми раздавали разработанные памятки с основами без - опасного поведения на воде , проверяли технику безопасности при катании на сап - бордах и катамаранах . В августе 2022 года было заключено Соглашение о сотрудничестве , направ - ленное на повышение эффективной совместной деятельности по обеспечению безопасности несовершеннолетних , предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению рисков их возникновения . Более 100 обращений граждан , поступивших в адрес Уполномоченного по пра - вам ребенка , были рассмотрены при непосредственном участии , помощи и содей - ствии со стороны Управления Министерства внутренних дел России по Липецкой области ( УМВД России по Липецкой области ). Особые слова благодарности Отделу организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних , сотрудники которого в круглосуточном режиме обеспечивали инспектирование , проведение контрольных проверок , комплексных и иных выездов в целях контроля за общественным порядком , профилактики право - нарушений , укреплению правопорядка в отношении несовершеннолетних . В период с 7 по 13 февраля 2022 года сотрудники аппарата Уполномоченного по правам ребенка приняли участие в проводимом УМВД России по Липецкой об - ласти оперативно - профилактическом мероприятии « Семья ». Данное направление деятельности было направлено на повышение уровня профилактической работы и предупреждения семейного неблагополучия , безнадзорности , пресечения право - нарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних . Кроме того , в 2022 году Уполномоченный по правам ребенка по инициативе УМВД России по области организовал проведение межведомственного совещания по вопросам разработки программы по формированию ответственного родитель - ства ; участвовал в заседании Круглого стола по вопросам совершенствования деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по снижению криминализации подростко - вой среды . Впервые в истории института уполномоченного по правам ребенка было вы - строено эффективное сотрудничество с военным комиссариатом Липецкой об - ласти по вопросу мобилизации отцов , имеющих детей . В оперативном режиме подготавливались материалы и документы в целях решения сложных жизненных ситуаций , в которых оказывались дети после мобилизации отцов . В результате эффективной межведомственной работы удалось вернуть 5 отцов , трое из которых были многодетными . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Ю . Н . Таран является постоянно действующим членом областной комиссии по делам несовершеннолет - них и защите их прав ( КДНиЗП ). В связи с этим , рассмотрение многих вопросов , связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолет - них , осуществлялось в ходе заседаний данной комиссии . В 2022 году Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран являлся соисполни - телем доработки Порядка межведомственного взаимодействия в случаях : – отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью и по - мещения в социально - реабилитационный центр на длительный период времени ; – нахождения ребенка с близкими родственниками в период длительного ле - чения родителей ( законных представителей ) в стационарных учреждениях ; работы вахтовым методом или их командированием за пределы места проживания ребенка на длительный срок ( до 1 года ). Также в рамках Плана работы КДНиЗП на 2022 год , Уполномоченный по правам ребенка являлся ответственным за координацию работы и представлению итогов проведения Всероссийской акции « Безопасность детства » на территории Липецкой области . В 2022 году была продолжена практика созыва внеочередных заседаний муни - ципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по иници - ативе детского правозащитника по решению сложных жизненных ситуаций детей или грубого нарушения прав несовершеннолетних . Так состоялось совместное заседание комиссии Елецкого района и города Ельца , направлены предложения об экстренных заседаниях в Лев - Толстовском районе и городе Липецке . Также по инициативе Ю . Н . Тарана состоялось межмуниципальное совещание по проблемным вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовер - шеннолетних в Тербунском , Долгоруковском , Воловском районах . В 2022 году было подписано Соглашение с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецкой области , в связи с расширением категорий семей , имеющих право на государственную поддержку в виде выплат и пособий . В рамках подписанного Соглашения стороны взаимодействовали в области право - вого просвещения по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей , а также проведения совместной информационной работы среди семей , имеющих детей , по вопросам социального обеспечения , в том числе государственных услуг , предоставляемых ПФР . В целях привлечения общественности к экспертизе и обсуждению управленче - ских решений в сфере детства , налажено тесное взаимодействие с Общественной палатой Липецкой области и города Липецка . Детский правозащитник неоднократ - но приглашался к участию в заседаниях и выступал по вопросам общественного контроля за качеством школьного питания , о проблемах питания для детей с огра - ниченными возможностями здоровья и работы медкабинетов в школах и детсадах города Липецка . Духовно - нравственное просвещение детей и молодежи приобретает особую ценность в тесном сотрудничестве с представителями духовенства . Уполномочен - ный по правам ребенка Ю . Н . Таран был постоянным участником различных меро - приятий с участием воспитанников детских воскресных школ . По благословению Преосвященнейшего епископа Максима был открыт духов - но - просветительский центр Елецкой и Лебедянской епархии , который стал местом сосредоточения талантливых детских коллективов . Ю . Н . Таран приглашался на ме - роприятия фестиваля епархиальных детских театральных постановок « Летучий ко - рабль » ( театрализованные постановки воспитанников воскресных школ благочиний « Защитники земли Русской », « Рождественская история »). Также детский уполномоченный принимал участие и выступал на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образова - тельных чтений « Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека » и других мероприятиях . Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по пра - вам ребенка является взаимодействие и тесное сотрудничество с некоммерчески - ми и региональными общественными организациями такими как : – благотворительный фонд « Особая забота » в области охраны и защиты прав , свобод и законных интересов детей на оказание качественной медицинской помощи ; – региональное отделение Всероссийского общественного движения « Отцы России » в Липецкой области по оказанию помощи и поддержки отцам , воспитываю - щих детей без матери ; – Липецкая региональная общественная организация помощи инвалидам и их семьях « СОЛНЕЧНЫЙ МИР » по вопросам развития инклюзивной среды для помощи семьям с детьми с инвалидностью и спорта для детей с ментальными нарушени - ями . Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран оказывал поддержку и при - нимал личное участие в мероприятиях с участием детей ( семейный инклюзивный фестиваль « Без барьеров и границ », благотворительный проект « Футбол в сердце »). Также детский правозащитник в течение двух лет поддерживал развитие отделения Специальной Олимпиады в Липецкой области ; – Липецкая региональная общественная организация родителей детей с рас - стройством аутистического спектра « ВыРАСтите мир . Аутизм в Липецке » по пробле - мам развития инклюзивного образования ; – Липецкая областная общественная организация поддержки детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей « Становление » по реализации проекта « Защита прав выпускников - сирот в процессе социально - правового сопровождения и наставничества в самостоятельной жизни », направленного на внедрение про - грамм краткосрочного наставничества , защиту прав участников и развития детско - взрослых сообществ ; – Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере соци - ально - психологической помощи в адаптации граждан и содействию социальной ин - теракции общественных отношений « Социальная норма » по вопросам защиты прав семей в процессе социально - правового сопровождения и социального патронажа ; – Липецкая региональная общественная организация поддержки многодетных семей « Благополучие » в части рассмотрения вопросов поддержки и помощи много - детным семьям региона ; – Липецкое региональное отделение Общероссийского общественного благо - творительного фонда « Российский детский фонд » по оказанию благотворительной помощи семьям , имеющим детей и по реализации проекта « ЗдорОво живем », на - правленного на пропаганду здорового образа жизни , воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья ; – Липецкое региональное отделение Общероссийской общественно - государ - ственной организации « Фонд защиты детей »; – Совет лидеров Липецкой области по обеспечению взаимодействия в прове - дении совместных мероприятий в рамках Плана работы Детского общественного Совета и работы с подрастающим поколением . В течение 2022 года проводились совместные мероприятия ; оказывалась кон - сультативная и информационная поддержка реализуемым проектам . Но взаимодействие с институтами гражданского общества было бы неполным без регулярных встреч с родительской общественностью , школьниками и студента - ми по вопросам правового просвещения . Такие встречи в формате открытого диалога позволяли детям и родителям узнать ответы на самые разные вопросы . В течение года было проведено 6 таких встреч ( в образовательных организациях с . Большой Хомутец Добровского района , № 12, № 69, № 68 г . Липецка ). Кроме того , стало традицией проведение регулярных встреч детского омбудсмена с участниками профильных смен Центра поддержки одаренных детей « Стратегия ». На них рассматривались темы использования со - временных технологий в образовательном процессе ; развития добровольчества и волонтерства ; профилактики правонарушений в молодежной среде ; защиты от не - желательного контента в социальных сетях ; трудоустройства выпускников и другие . Кроме того , Уполномоченный по правам ребенка принимал участие в регио - нальном родительском собрании « Родитель и школа : вместе в будущее » ( Лицей № 44 г . Липецка ); сотрудники аппарата участвовали в дискуссионной площадке в рамках XVIII областного образовательного форума « Гармония общения : ученик , ро - дитель , учитель » ( СОШ № 23 г . Липецка ); проводили правовые уроки и викторины . По инициативе Ю . Н . Тарана состоялись муниципальные родительские собрания по вопросу профилактики травли в образовательной среде . В отчетном году деятельность Уполномоченного по правам ребенка освещалась в федеральных и региональных средствах массовой информации . Большое внимание уделялось повышению открытости института Уполномочен - ного по правам ребенка в регионе и популяризации правозащитной деятельности . С этой целью были созданы официальные аккаунты детского омбудсмена в со - циальных сетях , обеспечивалась актуализация и наполнение сайта https://deti48. ru. Постепенно выстраиваются отношения с информационными порталами , Теле - грам - каналами , пресс - службами органов власти в целях формирования информа - ционной среды и позиционирования правозащитной деятельности в сфере детства в медиа - пространстве . В течение двух лет раз в месяц на Радио России выходит в прямой эфир про - грамма « День за днем . Встреча с детским омбудсменом ». Во время эфира работает горячая линия , на которую может позвонить и задать интересующий вопрос каждый житель Липецкой области . Регулярный мониторинг информационного поля , создание специальных инфор - мационных проектов , опросов позволяет оперативно реагировать на резонансные случаи , опубликованные в средствах массовой информации , осуществлять выезды и проверки в защиту прав детей . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области выражает благо - дарность всем органам власти , депутатскому корпусу , ведомствам , структурам и организациям за эффективное сотрудничество по совместному рассмотрению обращений граждан в интересах детей и выражает надежду на дальнейшее взаимо - действие во благо детей Липецкой области ! 3. Участие в работе по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики : « Человек с молоточком » Надо , чтобы за дверью каждого довольного , счастливого человека стоял кто - нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком , что есть несчастные , что , как бы он ни был счастлив , жизнь рано или поздно покажет ему свои когти , стрясет - ся беда – болезнь , бедность , потери , и его никто не увидит и не услышит , как теперь он не видит и не слышит других А . П . Чехов « Крыжовник » В соответствии с действующим областным законодательством , Уполномочен - ный по правам ребенка в Липецкой области не наделен правом законодательной инициативы и не является субъектом мониторинга правоприменения . Вместе с тем , в 2022 году детский правозащитник вносил мотивированные предложения о принятии или внесении изменений в нормативные правовые акты в целях защиты прав детей и улучшения их положения : Следует отметить , что данное ограничение затрудняет деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних . В связи с этим , Ю . Н . Таран обра - тился в Липецкий областной Совет депутатов с предложением о внесении измене - ний в Устав Липецкой области и Закон Липецкой области от 22.12.2020 № 485- ОЗ « О нормативных правовых актах Липецкой области » с целью наделения правом за - конодательной инициативы . В 2022 году данное предложение не принято , хотя к примеру , уполномоченные по правам ребенка в Брянской , Волгоградской , Курской областях и ряде других та - ким правом обладают . Вместе с тем , в рамках полномочий Уполномоченный по правам ребенка изучал состояние исполнения в Липецкой области региональных законов по вопросам со - блюдения прав , свобод и законных интересов ребенка и анализировал общие при - чины нарушения прав детей в Липецкой области . С этой целью в 2022 году Уполно - моченным по правам ребенка был подготовлен Специальный доклад и представлен на комитете Липецкого областного Совета депутатов по науке образованию , куль - туре , спорту , делам семьи и молодёжи . В Специальном докладе рассматривались следующие вопросы : – об устройстве жилых помещений , в которых проживают дети - сироты в специ - ализированных учреждениях , по квартирному типу ; – о длительном нахождении детей в специализированных центрах без присвое - ния им статуса ; – об установлении единой учётной нормы жилого помещения для определения нуждаемости детей - сирот в обеспечении жильем ; – о выработке механизма по оформлению временной опеки над ребёнком без письменного заявления законного представителя ( в определенных жизненных ус - ловиях ). Депутатами областного Совета инициативы Уполномоченного по правам ре - бенка были поддержаны , однако реализация потребовала значительного времени . Работа будет продолжена в 2023 году . Предложения Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области по совершенствованию действующего федерального и регионального законодательства : 1) О запрете продажи несовершеннолетним товаров , содержащих сжиженный углеводородный газ . В Российской Федерации и в Липецкой области имелись случаи отравления несовершеннолетними газом из баллончика для заправки зажигалок , при этом бал - лончик был приобретен в розничном магазине ( в 2021 году в Добровском районе произошла страшная трагедия : из - за отравления погиб подросток ). В связи с этим , Уполномоченный по правам ребенка подготовил проект закона области « Об установлении ограничений в сфере розничной продажи товаров , со - держащих сжиженный углеводородный газ , на территории Липецкой области » и на - правил в Липецкий областной Совет депутатов для рассмотрения . Законопроектом , в частности , предусматривался запрет розничной продажи несовершеннолетним товаров , содержащих сжиженный углеводородный газ , для личных и бытовых нужд , а также административная ответственность за нарушение запрета . Решение данного проблемного вопроса на законодательном уровне , без - условно , остановит существующую угрозу для детей и подростков нашего региона . К сожалению , в 2022 году данный законопроект так и не принят , в связи с тем , что с 2020 года в Государственной Думе на рассмотрении находится проект фе - дерального закона об ограничении продажи несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения , содержащих сжиженный углеводородный газ . Однако , в ряде субъектов РФ ( город Москва , Московская , Белгородская , Вла - димирская , Ленинградская , Саратовская , Ростовская , Тюменская области и другие ) данные ограничения законодательно урегулированы . В связи с этим Уполномочен - ный по правам ребенка будет добиваться его рассмотрения на законодательном уровне в 2023 году . 2) О мерах социальной поддержки детей - сирот , детей , оставшихся без попече - ния родителей . В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступали обращения детей - сирот , обучающихся в областных профессиональных образова - тельных организациях с информацией о тяжелом материальном положении . С це - лью расширения мер социальной поддержки , Уполномоченным по правам ребенка были направлены предложения о внесении изменений в Закон Липецкой области от 30.12.2004 № 166- ОЗ « О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей », в частности предлагалось распро - странить действие Закона на студентов из числа детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , обучающихся в профессиональных образовательных организаций среднего и высшего образования на условиях полной компенсации затрат связанных с обучением . Основные меры социальной поддержки , предусмотренные Законом , распро - страняются лишь на студентов областных профессиональных образовательных организациях , обучающихся за счет средств областного бюджета . Считаем , что вне зависимости от способа получения образования в целях ока - зания равной поддержки , все студенты из числа детей - сирот должны быть обе - спечены бесплатным питанием , бесплатным комплектом одежды , обуви , мягким инвентарем , путевкой для отдыха и оздоровления , пособием на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей , а также выплатой на личные нужды . Данные предложения были поддержаны Липецким областным Советом депу - татов , Правительству Липецкой области рекомендовано рассмотреть вопрос уста - новления дополнительной меры социальной поддержки лицам указанной катего - рии в виде прожиточного минимума . В связи с тем , что это потребует дополнитель - ных средств из областного бюджета , вопрос находится на стадии рассмотрения . Кроме того , как показывает анализ обращений граждан , вызывает обеспокоен - ность материальное положение и социальная поддержка студентов профессио - нальных образовательных организаций из числа детей - сирот . Несмотря на индек - сацию выплат и увеличение пособий для детей - сирот , обучающихся в колледжах , техникумах и вузах в 2022 году , данная категория детей оказывается в затрудни - тельном материальном положении . К примеру , на проезд на городском , пригородном , в сельской местности на вну - трирайонном транспорте ( кроме такси ), а также на проезд межмуниципального со - общения один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы выплачиваются денежные средства в сумме 540 рублей в месяц ( то есть по тарифам в городе Ли - пецке около 19-23 поездок ). С учетом того , что студент вынужден ездить на занятия 5 раз в неделю (230-280 руб .), соответственно выделенных средств хватает только на 2 недели ! При этом не учитывается проезд до учреждений культуры , спорта и т . д . Такая же ситуация с выплатой на личные нужды в размере 380 рублей в месяц , что явно недостаточно для приобретения самого минимального набора лекар - ственных препаратов и средств личной гигиены . На основании изложенного , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Ю . Н . Таран проводил встречи со студентами областных профессиональных образовательных организаций , социальными педагогами и руководителями . Пред - ложения о внесении изменений в действующее законодательство в части расши - рения мер социальной поддержки направлены в управление образования и науки Липецкой области для рассмотрения . 3) Об организации питания в образовательных организациях для детей с ОВЗ , детей с инвалидностью . С 1 сентября 2022 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон о бес - платном двухразовом питании детям с ограниченными возможностями , которые обучаются в школах и организациях среднего профессионального образования , но не посещают их . Законом был установлен единый порядок предоставления льготы по всей стране вне зависимости от формы обучения . До этого в одних регионах детям с ограниченными возможностями здоровья , находящимся на домашнем об - учении , выдавали сухой паек , в других – денежную компенсацию , а в третьих – не выдавали ничего . Уполномоченный по правам ребенка неоднократно выступал по данному вопросу и настаивал на принятии на законодательном уровне механизма реализации положений Федерального закона от 14.07.2022 № 299- ФЗ « О внесении изменений в статью 79 Федерального закона « Об образовании в Российской Феде - рации ». Работа по данному вопросу будет продолжена в 2023 году . По - прежнему остаются нерешенными проблемы питания детей с особыми пи - щевыми потребностями . В Липецкой области подтверждались случаи , когда пита - ние было не организовано , а родителей вынуждали подписывать отказ от питания . На основании вышеизложенного , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует : 1. Принять меры ( в том числе , на законодательном уровне ) о соблюдении прав детей с ограниченными возможностями здоровья на организацию качественного питания в соответствии с показаниями лечащего врача . 2. Обеспечить полноценным питанием обучающихся в профессиональных обра - зовательных организациях из числа детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , в выходные и праздничные дни , каникулярное время . 3. Усилить контроль за качеством организации школьного питания . 4) Об увеличении финансовых средств в целях защиты жилищных прав детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , лиц из их числа . С 2020 года Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран выступал за си - стематическое увеличение финансовых средств в целях обеспечения жильем де - тей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , лиц из их числа . Несмотря на серьезность и остроту проблемы с реализацией детьми - сиротами законного права на получение жилья , принятые на законодательном уровне инициативы о внедрении « жилищных сертификатов » в регионе , увеличение финансирования на приобретение жилья , позволяют надеяться , что очередь будет сокращаться более быстрыми темпами . Кроме того , детский правозащитник Ю . Н . Таран обращался в органы власти об установлении порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям - сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей , являющихся собственниками , нанимателями жилых поме - щений , находящихся под опекой ( попечительством ) либо помещенных под надзор в организации для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей . В 2022 году Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека разработал предложения , по итогам рассмотрения которых Ми - нистерство просвещения РФ подготовило проект федерального закона по вопро - су предоставления компенсации для погашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг , образовавшиеся в период , когда они не могли пользоваться данным жилым помещением . Также в 2022 году Уполномоченный по правам ребенка внес на рассмотрение предложения по внесению изменений в Закон Липецкой области от 06.06.2007 № 54- ОЗ « О порядке представления гражданам жилых помещений специализи - рованного жилищного фонда Липецкой области » в части расширения критериев определения факта невозможности проживания в жилом помещении с целью дальнейшего включения лиц из числа детей - сирот в список на получения жилья . В частности , невозможность проживания ребенка - сироты ( после достижения со - вершеннолетия ) в жилом помещении совместно с сособственником жилья , ранее осужденным за преступление против жизни и здоровья . В связи с тем , что данный законопроект рассматривался с 2021 года на феде - ральном уровне , в целях обеспечения единообразного применения соответствую - щих норм во всех субъектах РФ , данный законопроект на региональном уровне не принят . Вместе с тем , Федеральным законом от 21.12.1996 № 159- ФЗ « О допол - нительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей », субъекту РФ предоставлено право устанавливать иные обстоятельства для определения факта невозможности проживания . В связи с этим , Уполномоченный по правам ребенка вернется к обсуждению данного вопроса в 2023 году . 5) О принятии региональной программы комплексной безопасности детства . Обеспечение благополучного и безопасного детства – одно из основных наци - ональных приоритетов государственной политики Российской Федерации . Защита прав каждого ребенка , создание условий и среды для его всестороннего развития определены на федеральном и региональном уровнях . Однако , для обеспечения безопасности детства и противостояния современным угрозам назрела необходи - мость разработки комплексной программы действий . В настоящее время по указанию Президента РФ по инициативе Уполномочен - ного при Президенте РФ по правам ребенка , Министерством просвещения РФ разработан проект Указа « О Стратегии комплексной безопасности детей в РФ до 2030 года ». В 10 пилотных регионах уже разработаны и утверждены региональные программы по детской безопасности . В связи с этим Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран обратился в Правительство Липецкой области с просьбой поддержать разработку на межве - домственной основе Стратегии комплексной безопасности детей в Липецкой об - ласти до 2030 года с участием всех заинтересованных структур и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних . В настоя - щее время данный вопрос прорабатывается . 6) О расширении мер социальной поддержки для отцов , воспитывающих детей без матерей . Второй год подряд Уполномоченный по правам ребенка добивается уравнения социального положения матерей и отцов , самостоятельно воспитывающих детей ( в случае смерти матери , лишения ее родительских прав , определения судом места жительства детей с отцом ). С этой целью подготовлены предложения о внесении изменений в Закон Липецкой области от 27.12.2021 № 60- ОЗ « О социальных , по - ощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демо - графической политики , а также лицам , имеющим особые заслуги РФ и Липецкой областью ». Предложение Уполномоченного по правам ребенка было учтено в части предо - ставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением ( усыновлением ) третьего и последующих детей отцам . 7) О защите прав детей , имеющих заболевание « сахарный диабет ». В связи с многочисленными обращениями в 2021 году родителей детей с са - харным диабетом 1 типа , проживающих на территории Липецкой области , предло - жения по решению проблем в медицинском обеспечении , образовании и питании детей с сахарным диабетом были представлены Ю . Н . Тараном на пленарном засе - дании Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка Центрально - го и Северо - Западного федеральных округов ( Калининград , 2021). В 2022 году ходатайство Уполномоченного по правам ребенка о возможности обеспечения детей данной категории тест - полосками из расчета 6-8 измерений в сутки , а также о предоставлении права на бесплатное ( льготное ) обеспечение детей - инвалидов индивидуальной системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови рассмотрено управлением здравоохранения Липецкой области . В апреле 2022 года данная инициатива была поддержана главой администра - ции области , который выделил около 30 млн . рублей для обеспечения 160 детей системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови . Системы непрерывного мониторинга глюкозы крови и расходные материалы к ним внесены в « Перечень лекарственных препаратов , отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний , при амбулаторном лечении которых ле - карственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно , а также в соответствии с перечнем групп населения , при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой . 8) О возврате ( сохранении ) материнского капитала . Уполномоченный по правам ребенка с 2020 года на регулярной основе высту - пал за необходимость определения механизма возврата ( сохранения ) материн - ского капитала , направленного на улучшение жилищных условий , в случае , когда родители по объективным причинам не смогли погасить кредит в банке ( ипотеку ). В настоящее время семья теряет и материнский капитал , и жилье . Тем самым с нашей точки зрения нарушается идеология материнского капи - тала , который предоставляется государством в целях повышения уровня благо - состояния семьи . В связи с этим Уполномоченный по правам ребенка предлагал предусмотреть на законодательном уровне механизм возврата семье суммы мате - ринского капитала , который мог бы использоваться во благо детей в дальнейшем , даже при потере жилья . Однако , данный вопрос требует серьезной экспертной оценки на федеральном уровне и в настоящее время предложения о внесении из - менений в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256- ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей , имеющих детей » прорабатываются . 9) О защите детей от нападений безнадзорных собак . Участившиеся в последние годы случаи нападений собак на детей , приводящие к травмам , тяжелым постравматическим состояниям , а также отдельным леталь - ным исходам , обостряют существующие в обществе крайние подходы к решению этой проблемы . Они лежат как в прикладной , так и в этической области , но ставят своей целью одно обезопасить детей и взрослых от трагических случаев , сокра - тив , а в идеале сведя к нулю , количество безнадзорных собак на улицах . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области проводил консульта - ции с экспертами , изучал открытые источники , сообщения в СМИ и анализировал методическую литературу по данной теме . Также Ю . Н . Таран принимал участие в заседаниях рабочей группы по вопросам защиты детей от нападений безнадзорных собак при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ре - бенка . По итогам были внесены для обсуждения следующие возможные решения и инициативы , направленные на предотвращение роста числа нападений безнадзор - ных животных на детей : 1. Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными , в частности , ответственности граждан с питомцами , на - ходящимися в общественных местах ( ненадлежащее содержание и выгул ), а также за действия и бездействия , повлекшие последующую безнадзорность животных . 2. Усиление обеспечения санитарно - эпидемиологического и ветеринарного благополучия территорий ( вывоз мусора , освещение улиц ); проведение регулярно - го мониторинга освещенности улиц , ограждений , особенно в местах , посещаемых детьми . Инициировать проведение изучения маршрутов передвижения детей к об - разовательным организациям и обратно с целью выявления проблемных зон ; 3. Расширение форматов просветительской работы посредством проведения различных акций : пристройство животных в семьи через социальные сети , пере - движные выставки по проблематике , городские прогулки с подопечными приютов и другие . Разработка специальных информационных материалов , практикумов для детей ( ОБЖ , способы самозащиты в стрессовых ситуациях ); 4. Принятие дополнительных мер по реабилитации детей и работа с послед - ствиями нападений ( повышение профессиональных компетенций и готовности психологов к работе в области клинической практики , антикризисного вмешатель - ства ). Сколько бы гуманным не было общество , не допустимо ставить на одну чашу весов жизнь и здоровье ребенка и жизнь животного . 10) Об обеспечении безопасности детей в образовательных организациях . К сожалению , каждый год происходят нападения на образовательные органи - зации , в результате которых мы теряем наших детей . После трагедии в Ижевске 27 сентября 2022 года Уполномоченный по правам ребенка выступил за принятие до - полнительных мер по защите детей в период нахождения в стенах образовательных учреждений : 1. Необходимо получить реальную оценку поведения педагогов и детей в ситуа - ции нападения . Действия взрослых должны быть доведены до автоматизма , недо - пустимо появление паники , непонимания что и как нужно делать . 2. Переформатировать проведение учебных тренировок и проверок системы безопасности в целях усиления ответственности должностных лиц за обеспечение безопасности детей в образовательных организациях . Всему обществу необходимо задуматься о мерах , адекватных угрозам . И пом - нить , что цена слишком велика – жизнь и здоровье Ребенка ! 11) О внесении изменений в действующее законодательство по определению места жительства ребенка . Все вопросы , касающиеся воспитания и образования детей , решаются роди - телями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей . Родители ( один из них ) при наличии разногласий между ними вправе обра - титься за разрешением этих разногласий в орган опеки ( попечительства ) или в суд . Однако , детским правозащитником в Липецкой области внесены предложения о внесении изменения в статью 65 Семейного Кодекса с целью включения в этот про - цесс служб медиации . Также требуется законодательно урегулировать порядок обращения родителей в орган опеки ( попечительства ) за разрешением разногласий по вопросам вос - питания , образования детей , а также в связи с конфликтом в детско - родительских отношениях между родителями . Многолетняя практика и опыт работы доказывают , что при возникновении спора по осуществлению родительских прав во многом пер - востепенным является обращение законных представителей в службу медиации , так как медиация является альтернативным досудебным способом урегулирования конфликта между сторонами . При этом служба медиации может заключать медиа - тивное соглашение ( законодательно закрепленный документ ), которое повлияет в дальнейшем на ход судебного спора . В настоящее время орган опеки ( попечительства ) проводит обследование ус - ловий жизни ребенка и лица ( лиц ), претендующего на его воспитание и представ - ляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора ( одновременно ). Считаем , что на этапе досудебной подготовки при рассмотрении судами споров , связанных с воспитанием детей , орган опеки обязан подготовить акт обследования условий жизни ребенка и лица ( лиц ), претендующих на его вос - питание , представив его суду . При этом заключение необходимо представлять в суд , основанное не на актах обследования , а на результатах рассмотрения спора на стадии завершения судебных споров с учетом всех обстоятельств по делу , т . е . в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами . В связи с этим счи - таем целесообразным внести изменения статью 78 Семейного Кодекса . Еще одной проблемой , требующей законодательного регулирования , является необходимость при определении порядка общения ребенка с отдельно проживаю - щим родителем , а также с его родственниками , учитывать жизненные обстоятель - ства семьи , в частности , малолетнего ребенка . К примеру , режим сна и отдыха , посе - щения ребенком различных дополнительных занятий , медицинских показаний и др . Данная работа будет продолжена в 2023 году . 12) О совершенствовании психолого - педагогической работы с последствиями суицидального поведения несовершеннолетних . Институтом уполномоченного по правам ребенка уделяется значительное вни - мание проблеме суицидального поведения несовершеннолетних , в том числе в рамках первичной , вторичной и третичной профилактики . По приглашению Уполно - моченного при Президенте РФ по правам ребенка Ю . Н . Таран принял участие в за - седании федерального круглого стола по теме « Психолого - педагогическая работа с последствиями суицидального поведения несовершеннолетних » и представил опыт Липецкой области . Основной проблемой остается неготовность образовательных организаций к нивелированию последствий . Имеются случаи , когда должность психолога ( осо - бенно в сельских школах ) замещают учителя - предметники без прохождения ре - гулярных курсов переподготовки . В связи с этим на низком качестве проводятся профилактические мероприятия ; третичная профилактика с обучающимися , бли - жайшим окружением детей и педагогами на должном уровне не проводится . Кроме того , в последнее время наметилась очень опасная тенденция отказа родителей ( законных представителей ) от выполнения рекомендаций , полученных от специалистов ( педагогов - психологов , психиатров , суицидологов , клинических психологов ). В связи с этим , считаем целесообразным рассмотреть вопрос о при - влечении родителей ( законных представителей ) к административной ответствен - ности за неисполнение или отказ от прохождения необходимого медицинского обследования . Продолжение . Начало на 7–8- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz