Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 38 /26634/7 АПРЕЛЯ 2023 ВВЕДЕНИЕ Ежегодно российское законодательство приобретает большую социальную направленность , реагирует на актуальные запросы общества в интересах семьи и детства . Государственная политика ориентируется на создание условий для все - стороннего духовного , нравственного , интеллектуального , физического развития детей , воспитания в них патриотизма , гражданственности и уважения к семейным ценностям . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области как государ - ственный правозащитный орган защищает и отстаивает права каждого ребенка ; является одним из структурных элементов региональной детской политики . Однако помимо государственного регулирования , интересы ребенка включают - ся в « детскую повестку » – перечень неотложных задач , без решения которых невоз - можно улучшение положения детей в стране в целом или в отдельном регионе . При этом реализация « детской повестки » во многом основывается на фундаментальных ценностях : ответственность , неравнодушие , забота о подрастающем поколении . Без этого невозможно решение таких актуальных вопросов как защита прав и за - конных интересов детей , обеспечение их безопасности , здорового развития и бла - гоприятных условий жизни . Вне зависимости от статуса , официального места проживания , наличия или от - сутствия документов , или каких - либо иных формальностей – все дети Липецкой области в возрасте до 18 лет в спектре нашей правозащитной деятельности ( более 200 000 человек ). Среди них малолетние и несовершеннолетние ; дети с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья ; дети - сироты и дети , оставшиеся без попечения родителей ; дети из приемных и опекунских , многодет - ных и малоимущих семей ; дети семей , вынужденно прибывших с территорий ДНР , ЛНР , Украины и семей участников Специальной военной операции . Становление института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации началось в 1998 году . С 2009 года Указом Президента РФ № 986 « Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка » учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка , который осуществляет консолидирующую и координирующую роль в целях обеспе - чения эффективной защиты прав и интересов детей . С 2021 года на эту должность Президентом страны назначена Мария Алексеевна Львова - Белова . С 2011 года (11 лет ) в Липецкой области функционирует государственный орган – Уполномоченный по правам ребенка , который был учрежден Законом Липецкой об - ласти от 18.08.2011 № 523- ОЗ « Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области » ( далее – Закон от 18.08.2011 № 523- ОЗ ). С 2019 года должность Уполномо - ченного по правам ребенка в Липецкой области занимает Юрий Николаевич Таран . Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в области дополняет суще - ствующие формы и средства защиты прав , свобод и законных интересов ребенка , что позволяет на межведомственной основе различного уровня привлекать внима - ние к проблемам в сфере детства и решать их . Областной Закон от 18.08.2011 № 523- ОЗ определяет широкий круг задач и полномочий детского правозащитника . Среди основных задач можно выделить : 1. Обеспечение защиты прав и законных интересов детей . 2. Содействие формированию и эффективному функционированию государ - ственной системы обеспечения реализации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей . 3. Мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реали - зации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами , органами государственной власти , органами местного самоуправления , образовательными и медицинскими организациями , организациями , оказывающи - ми социальные и иные услуги детям и семьям , имеющим детей , а также должност - ными лицами . 4. Участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей , в том числе , участие в деятельности координационных органов , созданных в целях реализации указанной государственной политики . 5. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних . Вместе с тем , при решении основных задач , направленных на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка , Уполно - моченный по правам ребенка на системной , комплексной , межведомственной основе реализует свои полномочия по защите прав детей : – изучает состояние исполнения в Липецкой области Конституции Российской Федерации , федерального законодательства , Конвенции ООН о правах ребенка и иных международных договоров Российской Федерации , законов Липецкой обла - сти по вопросам прав ребенка ; – контролирует соблюдение прав , свобод и законных интересов конкретного ребенка и рассматривает общие причины нарушения прав , свобод и законных ин - тересов детей в Липецкой области ; – осуществляет прием граждан , рассматривает обращения , заявления , жалобы граждан , касающиеся нарушения прав , свобод и законных интересов ребенка , и жалобы на решения или действия ( бездействие ) государственных органов , органов местного самоуправления , организаций и должностных лиц Липецкой области , на - рушающие права , свободы и законные интересы ребенка ; – проверяет самостоятельно или совместно с Уполномоченным по правам чело - века в Липецкой области , компетентными государственными органами , органами местного самоуправления , организациями и должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав , свобод и законных интересов ребенка ; – информирует и консультирует детей , а также их законных представителей о способах реализации и защиты прав , свобод и законных интересов , оказывает де - тям , а также их законным представителям иную помощь по вопросам защиты прав , свобод и законных интересов ребенка ; – принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми , а также их законными представителями , с одной стороны , и госу - дарственными органами , органами местного самоуправления , организациями и должностными лицами , действия которых обжалуются , с другой стороны , а также детьми , с одной стороны , и их законными представителями , с другой стороны , между законными представителями ребенка ; – содействует координации деятельности государственных органов , органов местного самоуправления , других организаций Липецкой области по защите прав , свобод и законных интересов ребенка ; – направляет государственным органам , органам местного самоуправления , организациям и должностным лицам Липецкой области , в решениях или действиях ( бездействия ) которых он усматривает нарушения прав , свобод и законных интере - сов ребенка , свое заключение , содержащее рекомендации относительно возмож - ных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав , свобод и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем ; – вносит в государственные органы , органы местного самоуправления , долж - ностным лицам Липецкой области предложения по созданию системы защиты и продвижения прав , свобод и законных интересов детей , о предотвращении дей - ствий , ущемляющих права детей , о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав , свобод и законных интересов ребенка ; – осуществляет правовое просвещение по вопросам прав , свобод и законных интересов ребенка , форм и методов их защиты , пропаганду положений Конвенции ООН о правах ребенка , международных договоров Российской Федерации по во - просам прав ребенка , федерального законодательства и законодательства Липец - кой области по вопросам прав ребенка . В рамках реализации вышеуказанных задач и направлений деятельности , Упол - номоченный по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году принимал участие в решении приоритетных проблем в сфере детства . Основные обобщенные резуль - таты этой работы представлены в ежегодном итоговом Докладе « О деятель - ности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году » ( далее – Доклад ). Доклад разработан в соответствии со статьей 10 Закона от 18.08.2011 № 523- ОЗ . Цель Доклада – отразить основные итоги деятельности государственного орга - на – Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области – по защите консти - туционных прав ребенка в 2022 году , а также дать оценку соблюдения прав и закон - ных интересов детей в регионе . В Докладе также содержатся предложения о совершенствовании правового положения несовершеннолетних , мониторинг и анализ реализации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей , меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей , принятые в пределах полномочий . Задачи Доклада : 1) Проанализировать работу с обращениями граждан . 2) Подвести итоги различных мониторингов в сфере защиты прав и законных интересов детей на территории Липецкой области . 3) Рассмотреть правоприменительную практику по защите прав и законных ин - тересов детей в Липецкой области . 4) Повысить осведомленность представителей власти и общественности о лучших практиках по реализации инициатив , проектов , направленных на помощь и поддержку детей и семей , имеющих детей . 5) Определить основные направления сотрудничества и взаимодействия с ор - ганами государственной власти , правоохранительными органами , органами мест - ного самоуправления , общественными организациями , институтами гражданского общества , гражданами в целях улучшения положения детей в Липецкой области . 6) Внести предложения и рекомендации по совершенствованию механизмов правового положения детей . Для реализации вышеуказанных задач Уполномоченный по правам ребенка ис - пользует различные инструментарии : – Работа с обращениями граждан , в первую очередь , посредством организации личного приема ; – Анализ и мониторинг правоприменительной практики и законодательства ; – Осуществление проверок , выездов ; – Адвокация и продвижение инициатив ; – Поиск ресурсов для решения задач на межведомственном уровне ; – Участие в реализации правозащитных , гуманитарных и социальных программ ; – Взаимодействие с органами власти , правоохранительными структурами , ин - ститутами гражданского общества , гражданами и организациями . Структура Доклада : Доклад состоит из введения , основной части и заключения . Основная часть состоит из двух глав : 1. Общая характеристика деятельности Уполномоченного по правам ре - бенка в Липецкой области . В данной главе отражены основные механизмы реализации правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка , которая осуществляется по - средством : – работы с обращениями граждан в ходе проведения личных приемов , рассмо - трения письменных и устных обращений , предоставления консультаций ; – участия в мероприятиях по обеспечению прав и законных интересов ребенка ; – выработки предложений по совершенствованию законодательства и право - применительной практики на основе проводимого мониторинга и анализа эффек - тивности функционирования механизмов реализации , соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в Липецкой области ; – реализации социальных программ , проектов , акций , направленных на созда - ние дополнительных механизмов в сфере защиты прав детей ; – осуществления научно - аналитической , экспертной деятельности , а также по - зиционирования и популяризации государственного органа в средствах массовой информации и социальных сетях . 2. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой обла - сти по защите основных прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области . В главе содержатся конкретные результаты деятельности Уполномоченно - го по правам ребенка по защите прав , закрепленных в Конституции Российской Федерации , Семейном Кодексе Российской Федерации , Федеральном законе от 24.07.1998 № 124- ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера - ции » и других . Рассмотрение материала осуществляется в соответствии с « Классификатором прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации », раз - работанным аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка . В тексте отражены результаты деятельности по защите прав на жизнь , воспи - тание в семье , образование , социальное обеспечение , жилище , охрану здоровья , судебную защиту и другие . В заключении содержится информация о ключевых направлениях проделанной работы ; даются предложения , направленные на решение указанных проблем , а так - же анонсируются стратегические задачи на 2024 год . Рекомендации и выводы , представленные в Докладе , являются офици - альной позицией Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области и могут быть использованы при совершенствовании государственной полити - ки в сфере детства . Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 1. Работа с обращениями граждан : « Инстанция последней надежды » Специфика деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об - ласти заключена в названии . Соблюдение и защита прав каждого конкретного ре - бенка – основополагающее направление нашей правозащитной деятельности . Поэтому основным источником получения информации является рассмотрение обращений граждан . Письменные и устные жалобы , заявления на личном приеме и комментарии в социальных сетях помогают восстановить нарушенные права кон - кретного ребенка и способствуют разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере детства , позволяют выявлять и решать системные проблемы по защите прав детей в целом . Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М . А . Львова - Белова образно назвала институт уполномоченных инстанцией последней надежды . Пото - му что наша задача « удерживать беспристрастную , не аффилированную позицию в интересах ребёнка , быть на его стороне ». Поле нашей деятельности – сложные , за - путанные темы и случаи , при которых требуется межведомственная координация , нахождение компромиссов между полномочиями и ответственностью различных структур и ведомств . Ежегодное увеличение количества обратившихся к Уполномоченному по правам ребенка , надеемся , связано с ростом узнаваемости и повышению доверия к госор - гану . Кроме того , в 2022 году значительно расширились возможности граждан бес - препятственно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка или сотрудникам его аппарата : – круглосуточно без выходных принимаются и обрабатываются письма , направ - ленные по электронной почте : uppr48@yandex.ru; – в рабочие дни осуществляется прием звонков по телефону : 8 (4742) 22-19-05; – открыта простая и доступная форма Интернет - приемной на официальном сайте ; – созданы официальные страницы в социальных сетях во ВКонтакте , Телеграм и Одноклассники с возможностью написать сообщение или оставить комментарий . Контактная информация размещена на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка https://deti48.ru и на портале Правительства Липецкой области липецкаяобласть . рф . Кроме того , подготовлены специальные брошюры « О правах ребенка » с указанием контактных данных , которые распространяются по образова - тельным организациям регионам и другим учреждениям . В отчетном периоде в аппарат Уполномоченного по правам ребенка по - ступило и было рассмо - трено 490 обращений , из них 366 письменных ; 124 устных . В официальную ста - тистику не включаются устные консультации , ко - торых тем не менее , по - ступило более 300. При этом количество обраще - ний по телефону и через социальные сети по срав - нению с прошлым годом увеличилось на 34 %. В правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка разница между группами обращений ( письменные , устные ) только в процедуре : требуется письменный ответ в 30- дневный срок или достаточно звонка или устного ответа . Технология работы абсолютно одинаковая : каждая поступившая информация про - веряется , запрашиваются и анализируются сведения из профильных органов вла - сти или организаций , изучается соответствующее законодательство , в том числе опыт регионов или муниципальных образований и дается экспертная оценка и правовая консультация . Ежегодно расширяются категории заявителей : Основной категорией за - явителей традиционно оста - ются родители (310 обраще - ний ; в 2021 году – 308). Показательным является факт , что от общего количе - ства – 39 % обращений по - ступили от отцов . С каждым годом этот процент увеличи - вается и говорит о повыше - нии ответственности мужчин за воспитание и развитие своих детей . Вторую по численности категорию представляют « неравнодушные » граждане (88 обращений в 2022; в 2021 –25). Такие обращения , как правило , касались за - щиты прав детей , проживающих в неблагополучных семьях , или находящихся в социально - опасном положении , в половине случаев содержали сведения об угрозе жизни и здоровью детей . В рамках межведомственного взаимодействия пред - ставители органов системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних оперативно выезжали по сигналам о неблагополучии детей , используя фото – и видеоматериалы граждан . К сожалению , почти все случаи подтвердились , но со - циальная чуткость , ответственность и неравнодушие к судьбам детей позволяли своевременно оказать детям необходимую помощь . Третью позицию занимают родственники , в основном , бабушки детей (39 об - ращений ; в 2021 году – 49). Основная тематика – это споры с родителями детей по воспитанию , образованию или возможностью общения . Безусловно , категория , которая требует особого внимания – это дети . В 2022 году поступило 5 обращений ( в 2021 году – 4), что составило менее 1 % от общего количества обращений . Подобная статистика характерна для большинства регио - нов России . Чтобы услышать голос ребенка и понимать , что для него важно , детским упол - номоченным Ю . Н . Тараном и сотрудниками его аппарата значительно расширены формы работы с детьми и подростками . Традиционными стали « откровенные раз - говоры », правовые уроки и встречи , в ходе которых к Уполномоченному по правам ребенка поступают острые вопросы , а зачастую просто просьбы дать совет в той или иной жизненной ситуации . Самым резонансным в 2022 году стало коллективное обращение спортивной команды в защиту своего тренера , когда дети пришли к детскому омбудсмену с письменным обращением и вели диалог как взрослые . Кроме того , на рассмотрении находились запросы от депутатского корпуса , общественных организаций , адвокатов , правоохранительных структур , которые об - ращались в интересах детей или семей , имеющих детей . Хотелось бы отметить , что в адрес Уполномоченного по правам ребенка в 2021 году поступили официальные обращения от 4 организаций , а в 2022 году – от 34! Среди адресатов – образова - тельные , медицинские организации и учреждения социальной защиты ; правоохра - нительные структуры ; религиозные организации и органы местного самоуправле - ния ; некоммерческие и общественные объединения . Обращение к Уполномоченно - му – это показатель того , что учреждения и организации , столкнувшись с рамками своих полномочий , обращаются за помощью и содействием в обеспечении межве - домственного взаимодействия в интересах детей . Тематика обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам ребенка была еще более разнообразна . Исходя из количества , рейтинг наиболее частных тем обращений выглядит сле - дующим образом . 1 место : Право жить и воспитываться в семье (119 обращений ; в 2021 году – 106). Подавляющее количество вопросов возникает при или после развода роди - телей , когда необходима защита прав ребенка на общение с одним из них и ( или ) родственниками , его жилищных интересов ( на 10 % больше , чем в 2022 году ). К сожалению , актуальными оставались вопросы : – ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию , об - учению и содержанию детей (26 %); – лишения и ограничения родительских прав с последующим устройством де - тей под опеку в замещающие семьи (13 %); – конфликтов в семье между родителями , между одним из родителей с ребен - ком или с иными родственниками . Процент таких обращений ежегодно растет с 3 % в 2020 году до 11 % в 2022 году . 2 место : Право на жизнь и защита от насилия (86 обращений , в 2021 году – 21 обращение ). Основополагающее право каждого маленького гражданина в со - временных реалиях по - прежнему актуально и общее количество жалоб по сравне - нию с прошлым годом увеличилось на 10 %! В течение прошлого года рассматри - вались вопросы , связанные с физическим и психическим насилием , домогатель - ствами , унижением чести и достоинства . Все подобные факты рассматривались на межведомственном уровне с привлечением правоохранительных органов , образо - вательных учреждений , служб медиации и других ведомств и структур при личном участии Уполномоченного по правам ребенка и сотрудников аппарата . Ежегодно увеличивается количество обращений по фактам травли в образова - тельных организациях со стороны детей и даже педагогов и родителей ( по сравне - нию с 2021 годом рост на 4 %). 3 место : Право на жилище (76 обращений , в 2021 году – 58 обращений ), из них : – выселение ( переселение ) из аварийного , ветхого жилья (27 %); – обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей - сирот и детей , остав - шихся без попечения родителей (11 %); – получение жилья нуждающимися в предоставлении жилого помещения по до - говорам социального найма (6 %); – предоставление земельных участков многодетным семьям (2 %); а также регистрация ребенка по месту жительства ( пребывания ), подключение к инженерно - техническим коммуникациям , оплата жилищно - коммунальных услуг и другие . В 2022 году на 7 % увеличилось количество обращений по вопросу согласия ( отказа ) органов опеки и попечительства на совершение сделок о распоряжении имуществом ребенка . 4 место : Право на образование (59 обращений , по сравнению с 2021 годом количество обращений сократилось на 5 %). В обращениях рассматривались раз - личные аспекты образовательного процесса : – организация и формы получения образования и обучения ( наиболее распро - страненным стали проблемы организации семейного образования ) (24 %); – зачисление в первый класс и предоставление преимущественного приема в школы и детские сады , а также перевод ребенка из одной образовательной органи - зации в другую (16 %); – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (14 %). Важно отметить , что по сравнению с 2021 годом рост обращений по данной тематике вырос более чем на 10 %. – взаимоотношения между учениками и педагогами и нарушения педагогиче - ской этики ( увы , но 18 из 20 обращений подтвердились ). Следует отметить , что в 2022 году в аппарат Уполномоченного по правам ре - бенка поступила только одна жалоба на некачественное школьное питание . 5 место : Право на социальное обеспечение и социальное страхование (52 обращения , в 2021 году – 66 обращений ). Граждане жаловались по вопросам оформления и получения социальных пособий , отказа в предоставлении мер со - циальной поддержки . Констатируем , что информационно - разъяснительная работа на федеральном и региональном уровнях с использованием цифровых ресурсов значительно снизила общее количество обращений по данной тематике ( на 6 % по сравнению с 2021 го - дом и на 15 % (!) по сравнению с 2020 годом ). 6 место : Право на охрану здоровья и медицинской помощи (38 обращений , в 2021 году –33), из них проблемы : – лекарственного обеспечения (20 %); – неудовлетворительного качества оказания медицинской помощи в амбула - торно - поликлинических условиях (22 %); – грубого ( неэтичного ) поведения со стороны врачебного персонала (2 %). 7 место : Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи ( алименты ). Всего поступило 28 обращений ( в 2021 году – 17) по проблемам взыскания алиментов с неплательщиков ( причем как с отцов , так и с ма - терей ), при проживании должника в ином государстве или сокрытия доходов и иму - щества . Службой судебных приставов осуществлялся розыск должников по каждо - му обращению Уполномоченного по правам ребенка . В 2022 году впервые поступи - ли обращения , в которых имелись сведения о нецелевом использовании алиментов не в интересах ребенка , а родителя , получающего данные денежные средства . Отдельной темой в 2022 году стало рассмотрение обращений по вопросу оказа - ния поддержки семьям , имеющим детей , участников Специальной военной опера - ции . Направлениями работы были как взаимодействие с военным комиссариатом Липецкой области по демобилизации отцов , исходя из различной сложной жизнен - ной ситуации , так и оказание мер поддержки и помощи . В целом , тематика обращений к Уполномоченному по правам ребенка на про - тяжении ряда лет остается без изменений , а вот распределение обращений в про - центном соотношении под воздействием социально - экономических причин варьи - руется год от года . Формы получения обращений граждан были рассчитаны на все возрастные ка - тегории граждан и разработаны с учетом удобства и простоты . – 227 человек приняты на личном приеме граждан , который в течение отчетного года проводился в разных форматах ; – 47 обращений поступили на почтовый адрес ; – 79 – по электронной почте ; – 65 – посредством интернет - приемной ; – более 100 сообщений поступили в социальные сети . Личный прием – основная форма получения обращений граждан . Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году Продолжение на 8- й стр . Постановление двадцать третьей сессии Липецкого областного Совета депутатов VII созыва О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ли - пецкой области в 2022 году , учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам , руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации , Липецкий областной Совет депутатов постановляет : 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году . 2. В соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области « Об Уполномочен - ном по правам ребенка в Липецкой области » доклад Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в 2022 году опубликовать в областной « Липецкой газете ». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия . Председатель Липецкого областного Совета депутатов Д . АВЕРОВ город Липецк 30 марта 2023 года № 824- пс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz