Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 05/ 04/ 23 ʣир ˞в˖еˢе˘и˔ 23 П роцесс создания мульт- фильма — дело кропот- ливое, требующее сосре- доточенности. И колоссального терпения: надо сделать 1500–2000 кадров. Ка˕ в операционной — В студию приходят мно- гие. Это место притяжения в лицее. С младшими классами на каникулах вполне можно снять короткий мультик. Но полно- ценной работой в «Радуге» зани- маются ребята постарше. Детей на съёмки приходит немного. В идеале — три, — рассказывает руководитель студии Ирина Трефилова. Чтобы не было теней, нуж- но вовремя убирать руки, ко- торые двигают фигурки. Волос попадёт или пыль, приходится переснимать. Чуть штатив дёр- нулся — пиши пропало. А если кто-нибудь нечаянно зацепит его ногой— вообще катастрофа. Так что в студии, как в операцион- ной, должна быть стерильность и выверенность движений. — Мы не такие продуктив- ные, как профессиональные студии. В год получается пара мультфильмов. Основная работа —на каникулах. С утра до вечера. Или на выходных, если сроки поджимают. Лучше снимать на одном дыхании, не растягивая процесс. Потому что, как актёр на спектакле, вживаешься в об- раз, — делится Ирина Трефилова секретами мастерства. Первой серьёзной удачей аниматоров из Долгоруково стало, пожалуй, приглашение в «Орлёнок» на Всероссийский открытый фестиваль-форум дет- ского и юношеского экранного творчества «Бумеранг». Здесь судьба подарила встречу с актёра- ми и режиссёрами. Юные муль- типликаторы с удовольствием учились новому. ПавелМорозов, выпускник ВГИКа, актёр, ре- жиссёр, сценарист, организатор детских киносмен, не побоялся доверить школьникам дорого- стоящую аппаратуру. Он и сейчас помогает: учит разбираться со светом, консультирует. Три медведя и реп˕а Работу в студии анимации Ирина Трефилова умудряется со- вмещать с колоссальной нагруз- кой преподавателя английского в лицее. Как только появились компьютеры, покупала диски с игровыми программами, го- товила презентации к урокам. Однажды сделала в PowerPoint сказку «Теремок» на англий- ском. Предложила детям озву- чить её. И не ожидала, что им так понравится это занятие. А может, решила она, изготовить вместе с учениками фигурки и выпустить полноценный мульт- фильм? Довести процесс лепки до ума помогла коллега — учи- тель изобразительного искусства Светлана Фёдорова. Получились забавные персонажи — три мед- ведя. Потом репка. Так начался путь долгоруковских школьников в анимацию. Конечно, пробные кадры прыгали, потому что фотоап- парат был так себе. И стоял не на штативе, а на книжках. Но вдохновение получило подпитку. А совершенству, как известно, нет предела. Интернет привёл Ирину Трефилову на сайт, где можно общаться со школами из разных стран. Очень заинтересовал про- ект «Сказки народов мира». Осе- нила мысль: с нашими русскими народными иностранцев можно знакомить в виде мультфильмов. Их специально переводят на ан- глийский —заходят на ура. — Первые мультфиль- мы, правда, тоже получились довольно примитивными, — вспоминает Ирина Трефилова. — Но на Всероссийском фе- стивале экранного творчества детей «Весенняя капель» нашу работу оценили, после чего мы поняли главное: что-то можем. Подмечали недостатки, искали, как улучшить, где поучиться. Нашу со Светланой творческую неразбериху уравнове- шивает Геннадий Иванович Фила- тов. Заместитель дир ектор а по воспитательной работе, необык- новенно щепе- тильный человек. Занимается фото- графией, снимал видеоролики на кассетную камеру. Студия «Радуга» — вообще-то его рук дело. Мы с анимацией подклю- чились позже. После мультфильма «Круже- во», снятого в прошлом году и собравшего множество наград, Ирина загорелась желанием на- учиться плести на коклюшках. И как нельзя кстати на чердаке у СветланыФёдоровой нашлась подушка со старыми бабушки- ными. Но освоить что-то самой — это уже не интересно, потому что мало. Надо научить других. И радость самая большая — не от собственного успеха, а от победы воспитанников на творческих состязаниях. ʣульт˟ильм для президента Аниматоры из «Радуги» ра- ботают в технике перекладка. Фигурки рисуют на бумаге, вы- резают и разрезают так, чтобы двигались руки-ноги. А затем, как аппликацию, переклады- вают на столе, чтобы полу- чалось движение. Таким образом два года назад сделали и пластилиновое поздравление президенту ко дню рождения. Этот ролик набрал во «ВКонтакте» более четырёхсот тысяч просмотров. Но вообще Ирине Тре- филовой больше нравится объёмная анимация. Она куда сложнее. Этой техникой в России из детских студий владеют единицы. И долго- руковские мультфильмы с другими не перепутаешь. Фигурки-актёры, отработав роль, поселяются на специально отведённой в лицее полке. Ста- рожилы — на самом почётном месте. Сюжеты и идеи новых по- становок возникают спонтан- но. Вот готовились к ЕГЭ, а там текст Алексея Попова «Осенние люди». Задело и содержание, и название. Начали философ- ствовать: как показать диалог поколений. — Образы и сценарий рож- даются в долгих спорах. Раска- дровку не рисуем, а пишем. Что каждый видит, как себе это пред- ставляет. А потом проходит ка- стинг. Подходят ли вылеплен- ные фигурки под изна- чально придуманные образы. Разбор строгий — так что без обид, — говорит Ирина. — Бы- вает, дети лепят с натуры. Вот недавно на роль бабушки было четыре кандидатуры. Выбрали одну. За эталон взяли скульптуру, которая стоит в Ельце. Аппаратуру, не без гордо- сти говорят аниматоры, купили благодаря гранту Российского движения школьников «Добро не уходит на каникулы». А в этом году — по программе «Стальное дерево». Теперь в студии есть профессиональный анимаци- онный стол и другая классная техника. Получать удовольствие Фен, нож, зубочистки — в деле создания мультфильма го- дятся многие бытовые предметы. Как сделать траву? Тёркой. А кружево? С этим пришлось пово- зиться и много экспериментиро- вать, чтобы создать узор. Пласти- лин растапливали, выдавливали шприцем, но получалось грубо. На некоторых экспонатах делали отпечатки, а потом прорезали, продавливали палочками. Но на такое даже дышать нельзя, а ведь приходится фигурки двигать. В конечном итоге взяли тюль и промазали пластилином. В любительской детской сту- дии многое не как у профес- сионалов. Зато делают так, как велит душа. Главное — получать удовольствие от процесса. — Перемещаем фигурки по доле миллиметра и всё равно пока не можем добиться плавно- сти движений, — сетует Ирина. И мечтает о приборе, который сам отслеживает миллиметраж. Самые строгие критики, ко- нечно, они сами. Смотрят, заме- чают промахи. Исправляют, что можно. Убирают лишние кадры. А потом отдают на суд зрителей. И с замиранием сердца следят за реакцией: нравится — не нравится? Хлопают — нет? Конечно, можно делать мультфильмы и на компью- тере — программ достаточ- но. Но они получаются слишком красивыми, а оттого не натуральными. Пластилиновые актёры двигаются не идеально, но тёплые, к ним приложены руки. И в каждом живёт душа. Фото Анастасии Пчеловой П̛̐̀̂̄̈̂̅ ̈ ̛̄̎́̐̅Ǥ ʨ̛̘̌̅̍̅ ̈ ̛̃̐̓̑̒̍̅Ǥ П̛̋̀̑̒̈̋̈̍̎̂̅ ̛̜̜̌̓̋̒̔̈̋̌ǡ ̛̑̎̇̄̀̍̍̅ ̂ ̖̋̈̅̅ ̑̅̋̀ Д̎̋̃̎̐̓̊̎̂̎ǡ ̛̈̇̂̅̑̒̍ ̏̎ ̂̑̅̉ ̑̒̐̀̍̅Ǥ В ̗̦̌ ̆̅ ̑̅̊̐̅̒ ̓̑̏̅̀̕ ̑̒̓̄̈̈ ǼР̀̄̓̃̀ǽǫ Марина Кудаева ПЛАʨТИЛИʤʥВАЯ «РАДУГА» Кадры из мультфильма «Елецкое кружево»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz