Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʦере˕˖˩ˢая ˕а˘а˖˦ ʥБЩЕʨТВЕʤʤʥǧПʥЛИТИʮЕʨКАЯ ГАЗЕТА 20 ͚ 37 ȋ2͢͢33Ȍ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» КʥГДА ЗВʥʤИТ ʤЕ ТЕЛЕlzʥʤǡ А БУДИЛʳʤИК Актёр — нечто меньшее, чем мужчина; актриса — нечто большее, чем женщина. Ричард Бартон Р̛̛̀̇̃̐̀̍̍̅ ̍̀ ̦̗̑̌̎̍̎̉̚ ̙̏̋̎̀̄̊̅ ̈̑̒̎̐̈̈ ̛̞̙̟̂̄̀̈̑̕ ̞̋̄̅̉ ̦̂̑ ̗̙̀̅ ̟̐̀̇̍̎̎́̐̀̇̒ ̞̆̀̍̐̎̂̓ ̏̀̋̈̒̐̓ ̝̒̅̋̅̔̈̐̀Ǥ З̛̀̌̅̒̍̕ ̄̎̑̒̈̆̅̍̈̉ ̍̀ ̝̒̎̉ ̑̒̅̇̅ ̏̎̊̀ ̍̅ ̗̜̑̋̓̈̋̎̑Ǥ Н о продюсеры стараются вовсю, предлагая народу биографические опусы то про «маршала Победы», то про знаменитую биатлонистку, то про «русского Пьеро» Вер- тинского, то про самого Фёдора Шаляпина. Дошёл черёд и до Фаины Раневской. Кажется, уже в первом клас- се, едва научившись читать, я раздобыл вместо «Мурзилки» настоящий взрослый журнал «Советский экран». В номере, приуроченном к 8 Марта, на каждой странице звёздные кра- савицы: Любовь Орлова, Анна Ларионова, Марина Ладыни- на. И вдруг на целый разво- рот портрет седой и вовсе не- красивой женщины. Крупные черты лица, странная улыбка. Странная, потому что улыба- лись губы, а в глазах как будто стояли невыплаканные слёзы. Под фотографией заметка: ве- ликолепная актриса Раневская непростительно мало снимает- ся. Это, запомнилось словечко, бесхозяйственно. В Голливуде на Раневскую давно бы работала бригада лучших сценаристов и режиссёров. Семилетнему пацану было невдомёк, что в этой немолодой тётеньке такого особенного. Кто она, Фаина Раневская, я открыл, повзрослев и увидев её в фильме «Мечта». ʤастояˤие страсти Раневская в «Мечте» пора- зила не меня одного. Сам пре- зидент Соединённых Штатов Рузвельт назвал её величайшей трагической актрисой. А у нас Фаина Георгиевна числилась исключительно по комедийно- му ведомству. Шедевру Михаила Ромма не повезло. Он завершил его пря- мо 22-го июня 1941 года. Кого тогда могли волновать посто- яльцы дешёвых меблирашек из какого-то местечка на Западной Украине с их мелкими бедами и разочарованиями. Как и Роза Скороход, хозяйка того убогого пансионата. Между тем, она и вправду была героиней траге- дии. Предприимчивая и цинич- ная, она положила жизнь, чтобы вывести в люди единственного сына, чтобы он был богат, неза- висим и счастлив. Да потерпела поражение. Все труды и жертвы были напрасными. Сын отка- зался от всего. Спустя десятки лет Ранев- ская с такой же болью и состра- дательной иронией сыграла в спектаклях «Странная миссис Сэвидж» и «Дальше тишина». В них она подтвердила верность своему актёрскому кредо: «Вы- ражение «театральные стра- сти» — удел третьесортных теат- ров, а в храме искусства страсти должны быть настоящими». На сцене и в кинопавильо- не она царила и властвовала. Ей были ведомы, точь-в-точь по Блоку, и «тайны смеха», и «за- колдованная область плача». Но в закулисном, заэкранном мире у Фаины Георгиевны со всеми складывались нелёгкие, кон- фликтные отношения. Она не терпела самодовольных бюро- кратов-надсмотрщиков, бросая в их адрес: на одного таланта у нас двадцать чиновников с ло- патами, чтобы его зарыть. Она воевала с режиссёрами. Особенно доставалось глав- режу театра имени Моссовета Юрию Завадскому. Ему сове- товали отправить неуживчи- вую старуху на пенсию. Однако он качал головой: «Какой бы тяжёлой ни была Раневская, она мерило, уровень, на ко- торый молодые должны рав- няться, не будет уровня, опу- Я ̓̇̍̀̂̀̋ ̓ Ц̜̈̃̀̋ǦП̙̎̋̈̓̊ ̒̎̒ ̟̂̇̃̋̄ ̑ ̔̎̒̎̃̐̀̔̈̈ ̈̇ ̑̒̀̐̎̃̎ ̆̓̐̍̀̋̀Ǥ ʨ̛̊̎̐́̍̉ǡ ̛̙́̅̇̇̀̈̒̍̉ ̈ ̛̌̓̄̐̉Ǥ П̘̎̑̒̈̃̈̉ ̜̞̃̎̐̊̓ ̈ ̞̃̎̐̄̓ ̏̐̀̂̄̓ ̎ ̗̅̋̎̂̅̊̅ǡ ̅̃̎ ̞̋́̂̈ǡ ̗̎̄̈̍̎̅̑̒̂̅ǡ ̑̒̎̉̊̎̑̒̈ ̈ ̍̀̄̅̆̄̅Ǥ Фаина Раневская в роли Розы Скороход в фильме Михаила Ромма «Мечта» (1941) стятся же». Ипросил: «Только ей об этом не говорите». И вот нынешний его коллега Дмитрий Петрунь сотоварищи взялся за восьмисерийныйфильм об этой женщине. Где прикаже- те искать актрису, что осмелится перевоплотиться в гениальную Раневскую? Поначалу планиро- вали пригласить аж четырёх ис- полнительниц. Первую—на роль молоденькой провинциалки из чеховского Таганрога, одержи- мую театром, хранящую как бес- ценную реликвию портрет Ка- чалова и рвущуюся « в Москву, в Москву, в Москву». Трём другим предстояло сыграть актрису в зре- лости и старости. Что вышло бы из затеи с «коллективной Раневской», бог весть. Но Дмитрий Петрунь остановился всё-таки на одной единственной — Мариэтте Ци- галь-Полищук. И не ошибся. От серии к серии я всё меньше за- давался вопросом: похожа — не похожа? Четырёхчасовой грим, конечно, преображал артистку. Но всё прочее сделала она сама. Глаза не загримируешь. А я узнавал у Цигаль-Полищук тот взгляд с фотографии из старого журнала. Скорбный, беззащит- ный и мудрый. Постигший горь- кую и гордую правду о человеке, его любви, одиночестве, стойко- сти и надежде. БылоȄне былоǥ Необъяснимо: попав в десят- ку с Цигаль-Полищук, режиссёр весь остальной арсенал расстре- лял в белый свет как в копеечку. Окружение Раневской выписано приблизительно, почти небреж- но уже в сценарии. И создаётся впечатление, что актёров выби- рали так же. А теперь я должен безогово- рочно верить, будто кургузый толстячок, якобы собравшийся ставить «Ивана Грозного», — Сергей Эйзенштейн. А легковес- ный персонаж, обозначенный как Василий Иванович Кача- лов, — масштабная личность и мощный талант. Не лучше об- стоит дело и с Завадским. По жизни — маститый режиссёр, руководитель прославленного театра, к тому же неотразимый мужчина. От него теряли голо- ву поэтессы Серебряного века, ВераМарецкая, Галина Уланова. А в кадре шестерит некто сует- ливый, угодливый не то завхоз, не то театральный гардеробщик. Вровень с Цигаль-Полищук сыграл лишь Семён Стругачёв. За отцом Фанни Фельдман необычайно интересно следить. У него всё при всём: характер, темперамент, судьба. Поначалу он готов проклясть дочь, свих- нувшуюся на театре, — этом рас- саднике разврата. Но потом, уже вдали от неё, в эмиграции укра- шает дом афишами фильмов, в которых она участвует, и упрямо заявляет нагрянувшим к нему нацистам, что на плакатах не какая-то там еврейка, а знаме- нитая актриса. Образ получился многогранным и ярким. О других персонажах по- добного не скажешь. А уж о гэбэшниках-энкавэдэшниках и подав- но. Они н ел е пы до карикатурности. Петрунь не устоял — отдал дань либераль- ной моде, упрощая до предела реальность Советской России. Так и подрывается помаленьку доверие к происходящему на экране. Не буду спорить с ко- ронным аргументом, что в ху- дожественном произведении не обязательно дотошно следовать фактам. По их канве можно вышивать какие угодно узоры. Хорошо, вышивайте. Но при условии, что у меня не возник- нет сомнений: так было или так не было? Убедите публику, что было. В «Раневской» это далеко не всегда удавалось. Коснулось это и сквозной темы сериала — одиночества актрисы посреди всеобщего преклонения и обожания. Из те- атра она возвращалась в пустой дом, где её встречал приблудный двортерьерМальчик. Нет семьи. Да и друзей немного. Дружить с нею, наверное, было непросто. Она однажды определила одино- чество так: это когда в доме есть телефон, а звонит будильник. Линия одиночества прочер- чена в сериале выразительно, даже пронзительно. Но авторам этого показалось мало. И вот рядом с Раневской появляется храбрый загадочный лётчик в генеральских погонах. Да, по Москве ходили слухи об актри- се и маршале Толбухине. Но что их связывало — дружба или не- что большее, кто знает? Потому в фильме придумали генерала с аристократической фамили- ей Репнин (не без намёка, что его предки принадлежали к роду Рюриковичей) и звёздоч- кой Героя Советского Союза. Константин Лавроненко как бы воплощает грёзу Фаины Георги- евны, заждавшейся прекрасного суженого. Он рыцарь без страха и упрёка. Ради дамы сердца пой- дёт на всё. К примеру, посадит её в самолёт и полетит с нею на несколько часов в Данию, чтобы она навестила могилу отца. Чем бы это обернулось для обоих во времена и не столь суровые как сталинские, объяснять не стоит. Но обрести личное счастье хотя бы на экране, Фаине Геор- гиевне не дано. Репнин умирает от старой раны на операцион- номстоле.Ионанесёт букетик цветов к Кремлёвской стене, в которой он погребён. Вы в этот романтический поворот поверили?Яне очень.Нопо- лучилось то, что получилось. Зато теперь я буду ждать но- вых ролейМариэттыЦигаль- Полищук. Да не постигнет её участь Раневской, которой не позволено было реали- зовать и малой толики отпу- щенных ей возможностей. Фото culture.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz