Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ноклассник . Но есть задания , которые дети выполняют самостоятельно . Для учени - ков с задержкой психическо - го развития предусмотрена работа с учителем - логопе - дом , педагогом - психологом , учителем - дефектологом в рамках специальных про - грамм , где помимо обучения есть и коррекционная дея - тельность . В нашей школе роль психолого - педагогиче - ского сопровождения очень велика . Помощь психолога требуется не только учени - ку , но и педагогу , и родите - лям , ó утверждает Ольга Ва - сильевна . Поле˒ная практика Для детей с РАС суще - ствует четыре варианта программ . Они обучаются в школе уже третий год . Для них установлены более про - должительные сроки обу - чения . В начальной школе они учатся не четыре года , а шесть лет . У них два первых подготовительных класса . Общаться таким ребятам сложно . В первое время дети с РАС выходили в так называемые нормотипич - ные классы частично ó на внеурочные мероприятия и на занятия на 10 ó 15 минут . Сейчас один из ребят из ре - сурсного класса посещает практически все занятия в обычном классе . Он уже хорошо говорит и работает на уроках . Второй ребёнок с РАС бывает там ежедневно на одном или двух уроках . Но на общих переменах все ребята взаимодействуют со сверстниками . ó Мы наблюдаем поло - жительную динамику . К нам пришли дети , которые не го - ворили , тяжело реагировали на звуки . Сегодня один из детей даже в театре играет у Лидии Витальевны По - лосиной . У ребят , которые разговаривают , появились друзья в обычных классах . Детское общение ó это мощный стимул для разви - тия , для приобретения но - вых навыков , ó поясняет Ольга Васильевна . ó При открытии ресурсного класса была проблема в том , чтобы собрать одновозрастных де - тей , живущих на территории небольшого муниципалите - та . Практика показала , что у родителей есть такая потреб - ность . Поэтому администра - ция Ельца и городской отдел образования ходатайствова - ли перед правительством области и региональным управлением образования и науки о выделении дополни - тельных средств на откры - тие в нашей школе второго ресурсного класса . И опять стоит стратегическая зада - ча ó подобрать кадры . В стремлении обеспе - чивать развитие и образо - вание детей с проблемами здоровья Ольга Гришанова и её единомышленники идут дальше . Они планируют со - здать клуб , который объеди - нит родителей детей с осо - бенным развитием , чтобы мамы и папы могли обмени - ваться опытом и проходить необходимое обучение . Ведь результат даёт совместная работа с родителями . Театр для всех На развитие и адапта - цию детей с особенностями здоровья нацелен и инклю - зивный проект ´ Театр для всех ! ª , автором которого является учитель истории и обществознания Лидия По - лосина . В 2016 году она , выпуск - ница Елецкого госунивер - ситета , пришла работать в школу . Через пару лет по - явилась идея создать театр . ó Он был самый обыч - ный . Мы делали постанов - ки на исторические темы на уроках . Я заметила , что , когда мы читаем истори - ческие документы , дети стремятся проявить своё ак - тёрское мастерство , меняя голоса . И подумала , поче - му бы не делать это на сце - не ?! ó вспоминает Лидия Витальевна . Свою идею она подкре - пила заявкой на грант Все - российского конкурса мо - лодёжных проектов . Победа принесла 100 тысяч рублей . Для Молодёжного волонтёр - ского историко - патриотиче - ского театра - студии ´ Эпи - зод ª купили часть звуковой аппаратуры и сшили ко - стюмы благодаря сотрудни - честву с кафедрой дизайна ЕГУ имени И . А . Бунина . Театром занимались обычные дети . Спектакли были небольшие по про - должительности , не дольше школьного урока . Инсце - нировки для постановок Лидии Витальевне помогал писать её вузовский препо - даватель , доктор историче - ских наук Денис Ляпин . В творческой ´ копилке ª их тандема , который продол - жает существовать , уже пол - тора десятка оригинальных сценариев . Постепенно , развивая это направление , пришли к идее вовлекать в театральное пространство и детей с ограниченными возможностями здоровья . В 2020 году театр получил сразу два гранта уже как ин - клюзивный . На полученные деньги сшили новые костю - мы и купили для артистов головные микрофоны . ó Часто спрашива - ют , сколько детей в театре . Сложно назвать эту цифру . Конечно , есть костяк кол - лектива , но количество де - тей , занятых в постановках , меняется . Нет цели ставить спектакли как таковые . Стоит задача с помощью те - атрального творчества раз - вивать всех желающих , ó объясняет педагог . ó За ребятами с нарушениями опорно - двигательного аппа - рата закреплены волонтёры , которые вместе с ними вы - ходят на сцену . У каждого ребёнка с РАС есть сопро - вождающий его тьютор . В спектаклях принимают уча - стие не только наши ребята , но и дети с особенностями развития из других школ . Приходят и наши выпуск - ники , поступившие в ЕГУ . Поскольку все школьные педагоги задействованы в инклюзивном образовании , мы поставили несколько спектаклей , где играли и учителя , и родители . В теат - ральном коллективе суще - ствует преемственность по - колений . Это лучшая основа для любой работы , ó убе - ждена Лидия Витальевна . Фото Геннадия Логунова КАМНИ УДАЛИЛИ ʴНДОʬИРУРГИʮЕСКИМ ПУТЁМ Хирурги Липецкой областной клинической больницы внедрили новую эндохирургическую методику лечения желчекаменной болезни . Впервые такая операция была проведена паци - ентке с механической желтухой , вызванной крупным камнем желчного протока . Специалисты эндоскопи - чески удалили крупный камень без нарушения це - лостности тканей . Безопасность и безболезненность вмешательства в условиях медикаментозного сна обеспечила анестезиологическая бригада . ó Постоянные вложения в модернизацию регио - нальной системы здравоохранения дают свои ре - зультаты , теперь жителям городов и сел Липецкой области доступна самая современная диагностика и качественная медицинская помощь , ó отметил губер - натор Игорь Артамонов . Заведующий отделением хирургии Липецкой об - ластной клинической больницы ( ЛОКБ ) Павел Сун - деев и заведующий отделением эндоскопии Евгений Стрельников прошли обучение в клинической больни - це Москвы на базе отделения эндоскопии . В частности , обсуждались тактические вопросы лечения макрохо - ледохолитиаза ( крупных камней желчных протоков ), возможность внедрения этих методов в ЛОКБ . Матери - ально - техническая база и опыт специалистов позволя - ют внедрить инновационные методы малоинвазивного лечения в эндоскопическом отделении для лечения пациентов хирургического отделения медучреждения . Чтобы удалить камни из желчных протоков и восста - новить проход желчи , хирурги в основном используют технологии с минимальным проникновением в орга - низм . Когда это невозможно , врачи проводят класси - ческие обширные открытые операции . Медики пояснили , что желчекаменная болезнь ó одна из наиболее частых причин , по которой паци - енты приходят в хирургическую клинику . При этом и маленькие , и большие камни одинаково опасны . Так , маленькие камни могут попасть в общий желчный проток и вызвать тем самым механическую желтуху , а большие часто становятся механической прегра - дой между желчным пузырем и кишкой , вызывают гнойно - воспалительные осложнения , повреждение поджелудочной железы . В регионе ежегодно с осложнениями желчека - менной болезни в больницы обращаются 300 ó 400 человек , половина из них получают хирургическую помощь в Липецкой областной клинической больни - це . Пациенты , страдающие желчекаменной болезнью , теперь могут избавиться от камней желчных протоков и желчного пузыря без разрезов и полостных опера - ций , не выезжая за пределы региона . ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ УʮАСТНИКАМ СВО Военнослужащим , участвовавшим в специальной военной операции в качестве мобилизованных , добро - вольцев и контрактников , положены государственные льготы и выплаты . Так , период участия в СВО учитывается в стаж в двойном размере . А за один полный календарный год прохождения военной службы в зоне спецоперации или в период пребывания в добровольческом фор - мировании учитывается 3,6 пенсионных коэффици - ента . Для других граждан ó это 1,8 коэффициента к будущей пенсии . Кроме того , периоды участия в специальной во - енной операции , в том числе в добровольческих фор - мированиях , учитываются в двойном размере при назначении пенсии за длительный стаж . То есть уйти на пенсию можно раньше пенсионного возраста на два года . Помимо льгот эта категория граждан получает ежемесячную денежную выплату в размере 3896 руб - лей как ветераны боевых действий . Для получения данной меры поддержки заявители могут обратиться с документами , дающими право на выплату , в клиент - ские службы отделения СФР по Липецкой области . Важно отметить , заявителям предоставляется вы - бор ó оформить ежемесячную выплату или получать набор социальных услуг . В него входит компенсация на лекарства , бесплатный проезд к месту лечения и обратно , и предоставление путевки на лечение . В случае увечья или травмы добровольцам СВО устанавливается государственная пенсия по инвалид - ности . Так , военнослужащему - добровольцу выплачи - вают от 12 до 20 тысяч рублей в зависимости от группы . Ежемесячная денежная выплата по военной травме составляет 7081 рубль . Выплаты по инвалид - ности Отделение СФР по Липецкой области назначает в автоматическом режиме . 5 04 / 04 / 23 «ЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТА» ЗАВОЕВАЛИ ЛИПЕЦКИЕ СПОРТСМЕНЫ НА ТРЁХ ТУРНИРАХ ПО КИОКУСИНКАЙ в Одинцово . Наш регион представляли воспитанники спортшколы № 1 Ельца . Степан Гавриленко и Иван Есин стали победителями Кубка Московской области в своих категориях . Турнир на призы ООО ´ Кроношпан ГМХ ª принёс ельчанам ещё семь медалей . Станислав Семянников стал вторым на Открытом Кубке Кроношпан . 10 медалей К ак вовлечь ребён - ка с особенностями развития в образова - тельную программу и твор - ческую работу на равных с остальными учениками ? Елецкие педагоги предложи - ли коллегам свои варианты ответов на этот вопрос . Начали с пандусов Вариантов оказалось много , поэтому учебное за - ведение включили в почёт - ные члены ´ Ассоциации инклюзивных школ ª . По словам директора школы Ольги Гришановой , с пер - вым вызовом они столкну - лись ещё в 2013 году , когда нужно было создавать усло - вия по доступной среде . ó Проанализировав ситуацию , мы увидели , что есть дети с нарушени - ями опорно - двигательного аппарата . Но им не требо - вались адаптированные об - разовательные программы . Для них необходимы были изменения в инфраструкту - ре школы , ó рассказывает Ольга Васильевна . Тогда на средства , полу - ченные в рамках региональ - ной программы , в школе сделали пандусы и поручни в коридорах , обустроили сенсорную комнату , тре - нажёрный зал , специальные ОБЫʮНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОСОБЕННЫʬ ДЕТЕЙ Ресурсный класс существует на средства регионального гранта. Документы на него подаются ежегодно. В ̝том году ̝то более !" # миллиона рублей. В штате не только учитель, но и педагогǦ психолог, и де̔ектолог. У каждого из восьми учеников есть тьютор. За победу в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» ельчане получили десять супервизий — консультаций для учителей у высококвали̔ицированных специалистов. Час супервизии стоит не менее # тысяч рублей. Кроме того, гарантировано обучение тр̦х педагогов стоимостью не менее $ % тысяч рублей каждое. МЫ НЕ ЛУЧШЕ ДРУГИХ ШКОЛ . МНОГИЕ ЗНАЮТ ПРО ИНКЛЮЗИЮ БОЛЬШЕ , ЧЕМ МЫ . НО МЫ ó ПРАКТИКИ . И УЧИМ ТОМУ , ЧТО ПРИМЕНЯЕМ САМИ . НАВЕРНОЕ , ПОТОМУ НАМ И ВЕРЯТ ! Ольга Гришанова В штате школы психологи , логопеды , дефектологи В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья есть сенсорная комната Елецкая школа № & имени М.М. Пришвина победила в Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «За вариативность ̔орм обучения». Ольга Шкатова санузлы , расширили двер - ные проёмы . ó До сих пор это всё востребовано . Есть учени - ки , которые научились об - ходиться без коляски . Но для перемещения по школе им требуется помощь , и од - ноклассники охотно сопро - вождают этих детей , ó про - должает директор . Искали ответы на вы˒овы В 2020 году школе пред - ложили создать ресурсную зону для работы с детьми с расстройствами аутистиче - ского спектра ( РАС ). ó Это стало для нас вто - рым вызовом . Прежде чем за - няться новым для нас делом , мы изучили работу других регионов . Первопроходцами в работе с детьми - аутистами были педагоги из Воронеж - ской области . Кроме того , такая практика уже имелась в двух липецких школах . Я побывала и там , посмотре - ла , какие условия создали , какие пособия использо - вали для обучения , какими компетенциями обладают педагоги , занимающиеся с ребятами в ресурсных клас - сах . Первой обозначилась именно проблема с кадра - ми , ó констатирует Ольга Васильевна . ó Мне хотелось , чтобы в школу пришли пе - дагоги с дефектологическим образованием . Помогли в ЕГУ имени И . А . Бунина : там как раз таких готовят . Влились в коллектив и специалисты с опытом работы с детьми с особенностями развития . Действенную помощь ока - зала школе общественная организация ´ ВыРАСтите мир . Аутизм в Липецке ª под руководством психолога Александры Рощупкиной . Она помогла на средства гранта обучить команду пе - дагогов школы прикладному анализу поведения . Кроме того , перед началом ново - го учебного года два летних месяца елецкие педагоги ра - ботали дистанционно с мо - сковскими коллегами , вла - деющими инклюзивными практиками . Сегодня работу в ресурсном классе курирует специалист по прикладному анализу поведения , который по необходимости подклю - чает к ней и супервизора из Москвы . Выстраивая обучение детей с особенностями здо - ровья , в школе обратили внимание и на проблемы тех , кто просто не тянул программу . Были ученики , родители которых не хотели их переводить в другое учеб - ное заведение , хотя психо - лого - медико - педагогическая комиссия констатировала , что они не могут учиться по обычной программе . ó Это дети с интеллек - туальными ( умственными ) нарушениями и с задержкой психического развития . Для нас это была уже следующая история в нашей инклюзив - ной практике , ó рассказы - вает Ольга Гришанова . ó Мы стали разрабатывать для таких ребят адаптиро - ванные программы . Сейчас у нас в школе 19 детей - ин - валидов . По адаптирован - ным программам учатся 11 человек . Наставник рядом Получается , что в школе почти все учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья . По словам директора , задача педагога ó совершенство - вать свои навыки в адапта - ции учебного материала . ó В классе 25 детей учат - ся по общеобразовательной программе и один ó с интел - лектуальными нарушения - ми . Его тоже надо включить в общую деятельность , при - способив для него материал . Часто такая работа строит - ся в паре с наставником , в роли которого выступает од -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz