Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Вː˛ˋ 26 № 34 ( 2 6 6 30 ) В юности он хотел вступить на монашеский путь, но ему сказали, что прежде необходимо жениться и воспи- тать детей, а уже потом служить Богу. Так и вышло. Трудное дет˜тˍо Василий Николаевич Му- равьёв — так звали будущего преподобного Серафима Вы- рицкого — родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Его ро- дители — Николай и Хиония, занимались крестьянским тру- дом. В детстве Василий пережил смерть младших сестёр, остав- шись единственным ребёнком в семье. Понесённые утраты сделали его тихим и богобояз- ненным. Ему нравилось бывать в церкви и читать жития святых. В десять лет мальчик поте- рял отца. Чтобы помочь больной матери, он согласился работать у богатого соседа в купеческой лавке. Природный ум и трудо- любие со временем сделали его правой рукой хозяина, а ком- мерческие дела юноши быстро пошли в гору. Однажды, оказавшись в Александро-Невской лавре, Василий долго разговаривал с опытным духовником о своей жизни. Он жаждал монашества. Но старец предложил ему сна- чала пожить в миру: жениться, родить детей, а потом вместе с женой посвятить себя Богу. Так Василий Николаевич женился на Ольге Ивановне Найдёновой. Ба˖оˍен˧ ˜уд˧ˌ˦ В миру его считали очень со- стоятельным человеком. В 1892 году при поддержке хозяина лавки Василий Николае- вич открыл свое дело — заготовку и продажу пушнины. Муравьёв очень быстро стал ведущим предпринимателем, миллионером и меценатом. При этом он оставался образцовым христианином, строго соблю- давшим евангельские заповеди. Вместе с женой кормил голод- ных, посещал больных, помогал одиноким и немощным. Работа в его лавке начина- лась в шесть утра с молитвы. На обед лавка не закрывалась, продажишли до десяти вечера, а после следовала благодарствен- ная молитва Богу. Торговля пре- рывалась лишь на Рождество, Пасху и на Троицу. В другие большие церковные праздники хозяин давал возможность ра- ботникам побывать на утреннем богослужении. Супруга Ольга Ивановна со- провождала мужа в его поездках по Европе. Они были в Варшаве, Париже, Вене — там, кстати, она взяла первый приз в конкурсе красоты среди жён предприни- мателей. «В своей ещё мирской жизни бабушка была женщи- ной, обладавшей сильной волей, незаурядным умом и красотой. Она была богата и полна вну- треннего достоинства», — писа- ла о ней правнучка. Внешне это была очень обес- печенная светская семья. А на деле супруги были истинными христианами, строгими к себе, но внимательными к другим, и жили довольно скромно. Их общий духовник, старец Варна- ва Гефсиманский часто повто- рял: «Пока живём, мы должны приносить пользу людям». И Муравьёвы помогали Ивер- ской обители, устроенной от- цом Варнавой, содержали несколько богаделен в Петербурге, регулярно лично навещали одино- ких стариков и больных в казённых больницах. Василий Никола- евич до конца своих дней оставался про- стым и довер- чивым человеком. Однажды он застал в своём доме вора, кото- рый впопыхах уронил украден- ные вещи, но хозяин помог ему всё уложить обратно в мешок и отпустил его с миром. А потом всем говорил, что украденное он сам подарил воришке! В семье Муравьёвых подрас- тал сын Николай, которого ро- дители отдали учиться в элитную Императорскую Николаевскую гимназию в Царском Селе. А вот доченьку Олюшку Господь забрал к себе во младенчестве. После этого испытания супруги решили жить как брат и сестра, в «белом» браке. Дˍа Сера˟˓ма Отец Варнава учил будущих иноков следить за любыми дви- жениями своей души, а всё злое покрывать только любовью и не гнушаться никаким человеком. В 1920 году, в самый разгар революции и Гражданской вой- ны, Муравьёвы приняли по- стриг. По обоюдному согласию супруги разошлись по монасты- рям: Василий Николаевич — в Александро-Невскую лавру, Ольга Ивановна — в Воскресен- ский Новодевичий монастырь. Василий в малой схиме получил имя Варнава, Ольга стала Хрис- тиной. Вместе с братией отец Вар- нава пережил попытку захвата лавры обновленцами, когда наместник вынужден был пой- ти на компромисс, прекратив поминание патриарха Тихона, чтобы сохранить управление лаврой и предотвратить исход братии. Но в 1923 году обитель снова вернулась под руководство святителя Тихона. Вскоре отца Варнаву назна- чили духовником лавры и по- стригли в великую схиму — выс- ший чин монашества. Так он стал схимонахом Серафимом. Схимник — человек, который душой живёт уже в ином мире, непрестанно молясь Богу и углубляясь в себя. В таком со- стоянии он может даже проро- чествовать. Тяжкое испытание пережила братия лавры в ночь на 18 февра- ля 1932 года. В народе её назвали «святой ночью»: именно тогда начались массовые аресты мо- нашества и духовенства, всего около 500 человек отправили в лагеря и ссылку. Отец Серафим так переживал за братьев, что на молитве упал и уже не смог подняться. Прибывший врач поставил ему сразу несколько диагнозов: межрёберная нев- ралгия, ревматизм, закупорка вен нижних конечностей. Имен- но тогда наместник монастыря велел старцу уехать в деревню, а монахиню Христину благосло- вил ухаживать за ним. Так, в 1933 году мать Христина и её супруг в миру, иеросхимонах Серафим, оказались в посёлке Вырица, в 80 километрах от Ленинграда. Там же мать Христина стала схи- монахиней Серафимой. «Так и начали мы, два Серафима, жить вместе», — впоследствии гово- рила она. И немˡ˦ уˣ˖˓ Однажды в Вырицу к ним заявились сотрудники НКВД. Лежавший в постели старец взял за руку одного из чекистов, на- звал его по имени и сказал: «Да простятся тебе грехи твои». Чеки- ста это поразило, он побеседовал с отцом Серафимом за закры- тыми дверями, а уходя, сказал: «Если бы все отцы были такими, как он, мы бы поверили в Бога». «Грядёт большая война», — предупреждал старец Серафим своих духовных чад. А когда она действительно разразилась, он взял на себя тяжелейший подвиг столпничества: каждый день, в жару и мороз, в дождь и вью- гу больного схимника близкие выносили на руках в сад, где он по несколько часов молился на камне, как это делал его духов- ный покровитель преподобный Серафим Саровский. В конце августа 1941 года Вы- рица была оккупирована фаши- стами. Лишь один раз в дом к отцу Серафиму зашли немцы и велели жильцам покинуть по- мещение. Навстречу им вышла матушка Серафима, на чистом немецком она сказала: «Прочь отсюда!» И они ушли. Столько духовной силы было в её словах. По молитвам отца Серафима исцелялись многие страждущие. Он принимал в день по сотне человек, а ночью непрестанно молился. Казалось, он никогда не спит. Его пророчества всегда сбывались. Он предвидел и по- беду русского народа в Великой Отечественной войне. В 1945 году окончила земную жизнь схимонахиня Серафима. Старец Серафим отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года. По- читание в народе преподобного Серафима Вырицкого началось практически сразу после его кончины. Церковь прославила старца в 2000 году. Из поучений старца Придёт время, когда не го- нения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во вре- мена открытого богобор- чества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с дру- гой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спа- стись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут прини- мать самый изощрённый, непредсказуемый харак- тер. Страшно будет дожить до этих времён. ʣИЛЛИОНЕР СТАЛ ʣОНАʬОʣ Небольшой храмовый комплекс в посёлке Вырица Ленинградской области стал местом притяжения для многих православных, ищущих духовного совершенства. Здесь будто незримо присутствует дух преподобного Сера̔има, прошедшего тяжёлый путь от мирянина до святого старца. Наталья Сизова ЕСЛИ РУССКИЙ НАРОД НЕ ПРИДЁТ К ПОКАЯНИЮ, МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ТАК, ЧТО ВНОВЬ ВОССТАНЕТ БРАТ НА БРАТА Преподобный Серафим Вырицкий Храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz