Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʙера ОʘʰЕʨТВЕННОǧПОЛИТИЧЕʨКАЯ ГАЗЕТА 26 ͚ͳͱ ( 2 6 6 2 7 ) ПОʛЧИНИВʯИʠ ʨЕʘЯ ʬРИʨТУ ПРОЗВИЩЕ НОВЫЙ ʘОГОСЛОВ ЕМУ ИЗНАЧАЛЬНО ДАЛИ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ, И ОНО ИМЕЛО ИРОНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ. НАД СТРАННЫМ МОНАХОМ ПОСМЕИВАЛИСЬ, НЕ ДОВЕРЯЯ ЕГО ВИДЕНИЯМ И ОЗАРЕНИЯМ. А ОН ПРОДОЛЖАЛ НЕПРЕСТАННО ПОВТОРЯТЬ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ В КРАТКОМ ВИДЕǣ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!» Наталья Сизова П о традиции Богословом христиане привыкли называть любимого уче- ника Христа, апостола Иоанна, сподобившегося особого Боже- ственного Откровения. Но тут объявился человек, который в молитве искал уединения, ча- сто оставался на ночь в церкви, а чтобы всегда помнить о смер- ти — проводил ночи на кладби- ще. Плодом его усердия было особое состояние сердца, когда Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и он не замечал ничего вокруг. 25 марта христиане чтут память преподоб- ногоСимеонаНового Богослова. Несостоявши˔ся вельможа В миру его предположитель- но звали Георгием. Он родился в 949 году, в городе Галате. Вы- ходец из знатной семьи, юноша должен был получить высшее об- разование и занять приличную должность при дворе императо- ра, как мечтал его отец. Но вме- сто этого духовный поиск привёл его в знаменитый Студийский монастырь в Константинополе, к старцу Симеону Благоговейному. Вероятно, в честь него преподоб- ный при постриге тоже был на- зван Симеоном. В монастыре отношение к старцу было неоднозначным, но молодой послушник прилепил- ся к нему всей душой. От него он и научился творить крат- кую Иисусову молитву. Через Гимн «Свет невечерний» Кто хочет увидеть сей свет невечерний, Тот должен всегда соблюдать своё сердце От страстных движений, от помыслов скверных, От гнева, смущения, клятв лицемерных. Внимать себе должен и злобы не помнить, Людей не судить даже в помыслах сердца, Быть внутренне чистым, в словах откровенным, Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным. Трапеза его пусть не будет богатой, Молитву и пост да хранит неослабно. И весь его подвиг, и дело любое, И всякое слово — да будет с любовью. (Перевод митрополита Илариона Алфеева) Из учения святого Симеона — По мере веры, какую кто являет, подаётся благодать. У кого велика вера, тому подаётся и великая благодать, у кого мало веры — мало благодати. — Вера не должна быть лишена дел, чтобы не быть поругаемой, однако вера выше дел. — Господь — световидный источник бессмертного потока. В этом источнике омываются водой, текущей из Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Его всей душой. — Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбой и обессилевают. — Всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из Царства Небесного. В 1 9 ͤ͢ ГОДУ В ГРЕЧЕСКОЙ АТТИКЕ БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО ʨИМЕОНА НОВОГО ʘОГОСЛОВА. РАСПОЛОЖЕН ОН В ЖИВОПИСНОМ МЕСТЕ СРЕДИ СОСЕН И ГОР, ОТКУДА ОТКРЫВАЕТСЯ ПАНОРАМНЫЙ ВИД НА ПОБЕРЕЖЬЕ ʴГЕЙСКОГО МОРЯ. несколько лет, когда игумен по- требовал оставить наставника и перейти под руководство к дру- гому старцу, Симеон отказался это делать и предпочёл уйти из обители. С годами Симеон не переставал глубоко чтить память уже почившего к тому времени учителя, приведшего его ко Хри- сту. «Он был ангелом. Однако он и человек, им мир поругаем бы- вает, и змий попирается, и бесы трепещут его присутствия», — писал Новый Богослов про Си- меона Благоговейного. В 980 году преподобный сам был назначен игуменом мона- стыря святого Маманта и про- был в этом сане 25 лет. Строгая монашеская дисциплина, ко- торой придерживался игумен, была ненавистна некоторым насельникам обители. Одна- жды после литургии на Симео- на набросились разъярённые монахи и едва не убили его. Но когда патриарх хотел покарать смутьянов, преподобный вымо- лил для них прощение и помо- гал обидчикам до конца своей жизни. Последние годы, пору- чив управление своей обителью ближайшему ученику, Симеон Новый Богослов жил в монасты- ре святой Марины, «на покое», в молитвах и созерцаниях, со- чиняя гимны — богословские миниатюры в поэтической фор- ме. Некоторые из них вошли в «Добротолюбие». В 1022 году святой мирно преставился ко Господу, являя многочисленные чудеса после своей смерти. Новизна ʘоˎословия Главная тема его творений — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит вну- тренней брани, борьбе против страстей и греховных помыслов. Новым Богословом его назва- ли как раз за учение об «обоже- нии плоти», которое он создал в противовес тем, кто говорил об «умерщвлении плоти». Это «про- тиворечие» многим духовным лицам было непонятно и чуждо. Преподобного даже изгоняли из рядов константинопольского ду- ховенства. Но со временем мно- гие осознали, что гонения были несправедливыми. Новизна Богословия Симео- на состояла прежде всего в лич- ном опыте богообщения. Отцы Церкви оставили нам множество трактатов, дали образцы смире- ния и аскезы. Но всему этому христианам довольно трудно со- ответствовать. Ведь люди живут простой повседневной жизнью, стараясь в то же время помнить о Боге и молиться Ему. Доста- точно ли этого, чтобы быть хри- стианином? Симеон Новый Бо- гослов однозначно отвечает, что достаточно, если Бог для тебя не просто абстрактная идея, и даже не просто Творец Вселенной, но постоянный Собеседник, к которому ты обращаешь своё радостное удивление, которому доверяешь самые сокровенные мысли и чувства, без общения с которым не можешь прожить ни дня, ни часа. Для всего этого не нужно иметь высокого образо- вания, такой опыт богообщения доступен даже мирянину, по- гружённому в суету городской жизни. «Человеку лицезреть Бога не дано, — писал преподобный Симеон. — Бог выше всего и превосходит постижение всяко- го ума. Но Бог открывает Себя тому, кто очистил своё сердце покаянием и молитвой и ис- полнился Духа Святого. Про- светившись Духом, человек со- единяется с Богом, подобным невидимому пламени свечи или солнечному лучу, и исполняет- ся неизъяснимой радости». Сам святой проводил целые дни в молитве со слезами, которая по- могала ему постоянно ощущать присутствие Божие. Предшественник исихазма Преподобного нередко назы- вают предшественником исихаз- ма — особой мистической прак- тики, зародившейся в Византии в XIV веке и направленной на созерцание божественных энер- гий. Действительно, святой Григорий Палама, изложивший основы этого учения, доволь- но часто ссылался на труды Си- меона Нового Богослова. А из русских святых с этой традицей более всего связан преподобный Нил Сорский. Суть исихазма трудно опи- сать словами, название этой тра- диции происходит от греческого слова «исихия», то есть «безмол- вие». Погружённый в созерца- ние монах не произносит про- поведей, не даёт богословских формулировок. Следуя евангель- скому призыву «Царствие Божие внутрь вас есть», он стремится к внутреннему, сердечному созер- цанию этого Царства. При этом особенно важно избегать всякой мечтательности и экзальтиро- ванности, когда человек начи- нает подогревать свою чувстви- тельность и «созерцать райские картины», возникающие в его собственной голове. Такое «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, конечно же, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Миряне, впро- чем, тоже могут практиковать некоторые его элементы, напри- мер, многократно повторяя мо- литву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш- наго» или «Господи, помилуй». И тут важно, чтобы молитва не просто осознанно произноси- лась, но проникла бы в сердце человека, стала его вторым ды- ханием. Она призвана как бы задать настрой всей жизни чело- века. Даже если он занят работой или бытовыми делами, сердце, приучившись обращаться к Богу, уже никогда не оставит молитву. По особому усмотрению Божию она даже может стать самодвиж- ной, то есть звучать в сердце и уме независимо от мыслей и чувств человека. Между прочим, в сборниках среди молитв «Ко причастию» на славянском языке одна, шестая по счёту, составлена Симеоном Новым Богословом. часто изображают вместе с его духовным отцом На греческих иконах Симеона Нового Богослова Симеоном Благоговейным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz