Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
> 4000 семей 5 !"#$#%&#$#!& «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» С ДЕТЬМИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ПОСОБИЙ для проживающих или работающих в зоне с льготным социально экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС . На эти меры поддержки с начала года липецкое отделение Социального фонда направило около 7,5 миллиона рублей . А нна Харланова окон - чила Литературный инс тит у т имени . М . Горь кого в Москве . Пишет как прозу , так и сти - хи , издала несколько сбор - ников , публикуется в веду - щих российских журналах и побеждает в престижных конкурсах . А с некоторых пор ещё и активно зани - мается литературной дея - тельностью общественно - го характера ó участвует в творческих мастерских по всей России , обучает писа - тельскому делу молодёжь , ведёт сайты , возрождает имена и славу забытых клас - сиков . В частности , учре - дила Международную ли - тературную премию имени Александра Левитова , уро - женца села Доброе и одного из лучших мастеров русско - го художественного слова . Левитов действительно заслуживает того , чтобы чи - тать его и помнить . Но не - ужели в Индии кому - то ну - жен писатель из российской глубинки ? С таким само - бытным языком , который понять и оценить может , по - моему , только человек , владеющий русским как родным , впитавший его с молоком матери и воздухом родного подстепья . Об этом наша беседа с Анной Харла - новой . ʮувству˩т # русское слово ó Почему именно Леви - тов и почему именно вы вошли в программу по продвижению русской культуры в мире , ко - торую сегодня во многих стра - нах пытаются ´ отменить ª ? ó Индия как раз дру - жественная нам страна , там любят Россию и проявляют большой интерес к русскому языку , изучают его в школах , вузах . В этом мы убедились в ходе поездки . И даже удив - лялись , насколько хорошо многие им владеют , улавли - вают даже тонкие оттенки русского юмора , чувствуют русское слово так , что об - щались мы совершенно на равных , без необходимости упрощать свои мысли , что - бы донести их до собеседни - ка как можно яснее . Что касается Левитова , а почему бы и нет ? Пре - красный русский писатель . Но дело даже не в этом . А в том , что Левитов ó гордость Липецкого края , красота и душа которого прекрасно отражены в произведениях этого воистину народно - го писателя . А поскольку я в рамках литературного проекта знакомила индий - скую аудиторию и с Липец - кой областью , то вполне логично было говорить об Александре Левитове . В феврале на XVI Съезде Союза писателей России в Москве было создано Со - дружество литературных фестивалей , инициирован - ное Советом молодых ли - тераторов СПР . Вошёл в объединение и Всероссий - ский литературный ´ Леви - товФест ª , который пройдёт в Липецке в этом году уже третий раз . Как учредителю Левитовской премии и авто - ру самой идеи Левитовского фестиваля мне и довери - ли представлять в Индии проект СПР ´ Книжная пол - ка русской литературы ª . Круговорот добра ó С чьей поддержкой уда - лось организовать эту поезд - ку , весьма непростую в наше время ? ó Да , это и впрямь це - лая история , которую я назвала бы круговоротом добра , столько людей при - няли участие в ней , причём совершенно бескорыстно и оперативно . Прежде всего , это руководитель проект - ного офиса Совета молодых литераторов СПР Татьяна Филиппова , взявшая на себя все организационные моменты и литературные встречи недельной про - граммы , организованной при поддержке Посольства России в Индии . Неоценимую помощь в подготовке проекта оказа - ло управление культуры и туризма Липецкой области . Предоставленный замести - телем директора Центра развития культуры и туризма Андреем Антоновым и глав - ным консультантом отдела искусства и образования Ла - рисой Грошевой видеоро - лик ´ Липецкая земля ª мы показали в Индии во всех учреждениях , где проходили наши выступления . Познакомить индийских школьников и студентов с диалектизмами Липецкого края помогли материалы , которыми снабдила нас профессор кафедры рус - ского языка и литературы ЛГПУ Ирина Черноусова . А студент Липецкого филиала РАНХиГС Алексей Хныкин подготовил презентацию региона . Издательский дом ´ Липецкая газета ª передал в библиотеки Индии ли - тературный журнал ´ Пет - ровский мост ª и другие свои издания . А также выпустил детскую книгу ´ Истории для Алисы ª , вызвавшую большой отклик у индий - ской аудитории . Литература # востребована ó Насколько полезны , на ваш взгляд , такие проек - ты для сближения народов и культур ? ó Ответственность и на - грузка были большие . Мы с ещё одним членом делега - ции Ильёй Виноградовым , председателем Мурманского отделения Союза писателей России и организатором фо - рума - фестиваля ´ Капитан Грэй ª , ежедневно проводи - ли по две - три встречи . И задача стояла рассказать ин - дийским школьникам , сту - дентам , изучающим русский язык , что наша литература не остановилась на начале XX века , познакомить их с современными писателями и поэтами России . Побывали в школах и университетах двух горо - дов ó Нью - Дели и Агра , по - дарили их библиотекам свои сборники стихов и расска - зов , а также книги наших современников , в том числе Николая Иванова , Андрея Тимофеева . И конечно , кни - ги Александра Левитова . У меня даже появилась идея издать специальный сбор - ник рассказов Левитова на двух языках , чтобы сразу за русским оригиналом сле - довал перевод на англий - ский язык . Это поможет и изучать русский , и глуб - же почувствовать оттенки русского художественного слова . Польза от такого об - щения с русистами других стран несомненная . В том числе и для нас : мы увидели , что русский язык популя - рен , что русская литерату - ра востребована и ценится очень высоко , в том числе творчество современных российских писателей . По - сле официальной части мы подолгу отвечали на вопро - сы . Большим успехом поль - зовалась викторина по ли - пецким диалектизмам , так занимательно было ребятам догадываться о значении слов и их происхож дении . И ещё мы обратили вни - мание , что если учебных пособий для изучающих русский язык в библиотеках хватает , то художественной литературы на русском у них очень мало . Поэтому они так рады были подаренным книгам . Особенно нуждают - ся в специальной литературе ребята на начальном эта - пе освоения языка , может быть , даже в детских книж - ках на русском , которые вво - дили бы их в русский мир . На будущее можно было бы это учесть . Надо верить # в чудо ó Анна , а что это за осо - бенная детская книга , кото - рую вы представляли в рам - ках программы ? Не может ли она тоже стать своеобразным языковым , да и нравственным пособием для иностранцев ? ó ´ Истории для Али - сы ª ó яркий пример того , как добро и милосердие расходятся кругами по миру и вовлекают в свою сферу всё больше людей . Ведь задумывался этот сборник всего лишь для одной тяже - ло больной девочки . Шесть лет она носила жёсткие кор - сеты , но они не помогали победить болезнь . Требова - лась уникальная операция , которую в детском возрасте делают лишь в специализи - рованных клиниках . Рас - пространив информацию как можно шире , мы по - лучили и отдачу : средства на операцию ó благодаря участливым людям ó были собраны . Но тут ´ вмеша - лась ª пандемия , операция откладывалась . И вот в про - шлом году она была нако - нец сделана . Девочка пошла на по - правку , но её мучили силь - ные боли , от которых от - влекало только чтение . Я подарила ей свою книгу ´ Добрые рассказы ª ó тоже о девочке из села Доброе , где я родилась и где прошло моё детство , очень позитив - ные , даже весёлые , но с не - навязчивым нравственным подтекстом . Конечно , книга была быстро прочитана . И тогда мне пришло в голову вновь обратиться к пользо - вателям соцсетей с просьбой поддержать девочку своим творчеством . Условия были такие : героиней авторских рассказов и стихов сделать Алису ó а именно так зо - вут нашу подопечную ó и завершить произведение добрым финалом . Результат превзошёл все ожидания , так много оказалось желаю - щих словом поддержать де - вочку . И тогда на помощь при - шло ТО ДАР ( творческое объединение детских авто - ров России ) во главе с Татья - ной Шипошиной . С её про - фессиональным подходом поток авторских произведе - ний обрёл берега . Был объ - явлен конкурс среди детских писателей , создано компе - тентное жюри , которому доверили отбор лучших произведений для нашего совместного ó ДАРа и Ле - витовской премии ó меж - дународного литературного благотворительного проекта под названием ´ Истории для Алисы ª . Участие в нём приняли писатели со всех концов России , от Сахалина до Ка - лининграда , от Архангель - ска до Грозного , а также из десяти стран мира . Оконча - тельный выбор победителей сделала сама Алиса . Худож - ники , дизайнеры , редакто - ры ó все работали бесплат - но . Сборник , помогающий верить в чудо , выпустил на благотворительных началах Издательский дом ´ Липец - кая газета ª . Сейчас Алиса чувствует себя гораздо лучше , а книгу планируется распространять в детских больницах , чтобы поддержать других больных детей . В школах и вузах Ин - дии успешно прошла пер - вая зарубежная презентация этого сборника . А˚лодировали # наше˔ стране ó Вы же впервые побы - вали в Индии , что вас больше всего впечатлило ? Похожа эта страна на ту , которую мы зна - ем по знаменитым индийским фильмам с их яркими краска - ми , музыкой , живописными жестами и выразительными эмоциями ? ó Кстати , да , поначалу , когда только окунаешься в этот поток движения и жиз - ни , в котором женщины в ярких сари несут какие - то сосуды на головах , вдоль дорог прямо на улице ма - стера шьют , стригут , пе - кут лепёшки , а дети едут в запряжённой буйволами повозке с табличкой School bus (´ школьный автобус ª ) в свои образовательные учре - ждения , которые могут рас - полагаться на какой - нибудь площадке за шторкой , а ко - лоритные вело - и моторик - ши , водители многочислен - ных авто радостно сигналят , объезжая отдыхающих на дороге коров ( священных там животных ), ловишь себя на мысли , что снимаешься в кино . Настолько нереаль - ным кажется всё происходя - щее вокруг . Там совершенно свобод - но разгуливают обезьяны и верблюды , поют и танцуют все , кому хочется , а само - бытные одежды , головные уборы и украшения поража - ют воображение . Никто не шарахается от заклинателей кобр или от спящих на зем - ле людей . Природа и погода позволяют не замёрзнуть и не умереть с голоду , тем бо - лее при храмах ó благодаря пожертвованиям и помощи добровольцев ó кормят всех желающих . Постепенно при - выкаешь к этой своеобраз - ной гармонии , к людям , из - лучающим какое - то детское доверие к миру , очень пози - тивным и лёгким на подъём и общение . Большинство жителей Индии говорят на несколь - ких языках , доброжела - тельны и восприимчивы к чужой религии , культуре , очень гостеприимны . И в то же время их жизнью правит жёсткая предопределён - ность . Может , поэтому они радуются тому , что у них есть , и не растрачивают себя на тщетные усилия что - то переделать в этом мире . Особенно остро я это поняла , когда при знаком - стве с аудиторией рассказа - ла , что родилась и провела своё детство в селе , а потом окончила два вуза , стала пи - сателем , автором несколь - ких книг , организатором литературного процесса ... И участники встречи востор - женно зааплодировали . Нет , не мне , а стране , где человек из глубинки может получить достойное образование , уважаемую работу , добить - ся степеней известных на службе и в творчестве . И это , наверное , тоже одно из са - мых сильных впечатлений от поездки по красивой стране , где ещё больше начинаешь любить и ценить свою ... Фото из архива Анны Харлановой В ИНДИЮ С ǾКНИЖНОЙ ПОЛКОЙǿ Проекты и программы , реализуемые системой образования региона в Год педагога и наставника 7500 участников в программе профессиональной ориентации ´ Билет в будущее ª . Более 200 советников по воспитанию . 173 школы , 4000 обучающихся в движении ´ Орлята России ª . 183 первичных отделения ´ Движения первых ª . 116 классов в пилотной программе социальной активности учащихся пятых классов ´ Я ó Ты ó Он ó Она ó Вместе целая страна : 5 классных событий года ª . Недавно наша землячка Анна ʬарланова побывала в Индии, где представляла проект Союза писателей России «Книжная полка русской литературы» и познакомила зарубежных участников программы с Липецкой областью. Эмма Меньшикова КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ОБМЕНЯЛИСЬ ОПЫТОМ В рамках Года педагога и наставника в Липецкой области прошла выездная сессия Форума классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования ЦФО. Ольга Шкатова МЫ УВИДЕЛИ , ЧТО РУССКИЙ ЯЗЫК ПОПУЛЯРЕН , ЧТО РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОСТРЕБОВАНА И ЦЕНИТСЯ ОЧЕНЬ ВЫСОКО , В ТОМ ЧИСЛЕ ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХУДОЖНИКИ , ДИЗАЙНЕРЫ , РЕДАКТОРЫ ó НАД ´ ИСТОРИЯМИ ДЛЯ АЛИСЫ ª ВСЕ РАБОТАЛИ БЕСПЛАТНО . СБОРНИК , ПОМОГАЮЩИЙ ВЕРИТЬ В ЧУДО , ВЫПУСТИЛ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ НАЧАЛАХ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ´ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ª Липецкая область входит в топ- & лучших регионов страны по количеству трудоустройства выпускников СПО # (ͤ6, ' процента) # и по выполнению программы «ʣодернизация школьных систем образования». ó Взаимодействие с кол легами , обмен лучшими практиками ó это всегда по - лезно и востребованно . А в Год педагога и наставника такие встречи важны вдвой - не , ó отметил заместитель губернатора Липецкой об - ласти Анатолий Якутин , принявший участие в цере - монии открытия форума в липецкой школе № 30 имени Героя РФ О . А . Пешкова . По мнению пиар - менед - жера Форума классных руко - водителей Кирилла Ивано - ва , когда человек погружён в свою каждодневную работу , он не видит всего того , что происходит за пределами его мира , кругозор сужается . ó А такие мероприятия , как наш форум , позволяют расширить взгляд на одну и ту же тему . В своей педаго - гической практике неодно - кратно сталкивался с такой ситуацией : решаю пробле - му одним способом , а когда предлагаю рассмотреть её коллегам , они находят со - вершенно другие варианты . И они бывают лучше , чем тот , который придумал я . Это доказывает , что сов - местная работа эффектив - нее , ó считает он . Школа # ʣин˚росвещения Модератором встречи с директорами школ и об - разовательных организаций системы СПО выступила проректор Академии реа - лизации государственной политики и профессио - нального развития работ - ников образования Ми - нистерства просвещения РФ Ольга Суханова . Она рассказала о том , что в этом году все российские шко - лы войдут в федеральный проект ´ Школа Минпро - свещения России ª . Среди основных его принципов ó обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся , сохране - ние здоровья и обеспечение безопасности детей , непре - рывное совершенствова - ние качества образования , развитие интеллекта , та - лантов школьников , их со - циализация и выбор жиз - ненного пути , поддержка учительства . На все эти важные для подрастающего поколения вопросы ещё в августе про - шлого года на традицион - ном педагогическом форуме обратил внимание губер - натор Липецкой области Игорь Артамонов , подчерк - нув , что дети должны учить - ся в достойных условиях , имея возможность прояв - лять себя и в творчестве , и в спорте , и в общественной жизни . Готовы к новому ˚роекту Как отметила исполня - ющая обязанности началь - ника регионального управ - ления образования и науки Инесса Шуйкова , система образования региона хо - рошо подготовлена к тому , чтобы включиться в ещё один важный проект , ини - циированный государством . Инесса Анатольевна рассказала гостям , что в прошлом году в Грязинском районе впервые за 60 лет построили новую школу , вложив в неё 1,2 миллиар - да рублей из федерально - го и местного бюджетов . В январе этого года в посёл - ке Ключ Жизни открыли новый корпус школы . Те - перь школьники Елецкого района учатся в одну сме - ну . Через год у лебедянской школы № 3 появится новый корпус на 500 детей . Для дошколят в селе Доброе построили детский сад на 100 мест по нестан - дартному проекту . В посёл - ке Солидарность открыли ясли на 60 малышей . В 2022 году закуплено 50 школьных автобусов . Капитально от - ремонтированы 32 школы и 16 детских садов . В планах также гранди - озная реконструкция заго - родного лагеря ´ Прометей ª , который должен стать круп - нейшим в ЦФО . Разговоры # о главном ´ Профессиональное становление классного ру - ководителя ª , ´ Поговорим о сотрудничестве : классный руководитель , ребёнок , ро - дитель ª , ´ Профориентация : от педагогических классов до мастерских ª , ´ Инклюзия с позиции классного руко - водителя ª ó такие темы об - суждались на четырёх пло - щадках форума в Липецке , Грязях , Усмани и Ельце . Среди выступающих ó 15 спикеров из Академии Минпросвещения России , классные руководители школ региона , а также го - сти из Воронежской , Туль - ской , Орловской , Брян - ской областей и Москвы . На площадках шла речь о приоритетных направ - лениях развития системы российского образования , воспитательном значении ´ Разговоров о важном ª , тех - нологии работы классного руководителя , наставниче - стве , деятельности Ассо - циации молодых педагогов Липецкой области . Организаторами форума выступили Министерство просвещения РФ , Акаде - мия Минпросвещения Рос - сии , управление образова - ния и науки Липецкой области и региональный Институт развития образо - вания .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz