Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ная в Сарагосе». Произведение было опубликовано на рубеже XVIII-XIX веков. По своему построению оно напоминает арабские сказки «Тысяча и одна ночь», улавливается сходство и с «Декамероном» Джованни Бо- каччо. Сюжетом для мистерии по- служили необычайные приклю- чения молодого валлонского офицера Альфонса ван Вордена времён войны за испанское на- следство (1701–1714 годы). Герой романа на протяжении 66 дней странствовал по горам Сьер- ра-Морены, пытаясь попасть в свой полк в Мадриде. В начале произведения Альфонс сталки- вается с различными мистиче- скими и пугающими явления- ми, а затем присоединяется к кочующему цыганскому табору. Он и его спутники постоянно рассказывают друг другу исто- рии, внутри которых зачастую оказываются другие новеллы. В литературе такой жанр называ- ется «шкатулочный роман». Географический и времен- ной диапазон произведения не- объятен. Читатель переносится из Средневековья в античность, отправляется вслед за персона- жами в разные точки планеты— от Европы до Южной Америки. Возвращаться к книге можно в любой момент, не боясь упу- стить какое-либо звено в чехарде событий. Московские художники — соавторы арт-проекта Наталия Лаптева, Ольга Носенко, Веро- ника Гаранина, Татьяна Нови- кова, Антон Белянкин, Алек- сандра Стрелкова — отразили в экспозиции своё прочтение и собственный профессиональ- ный опыт. Поэтому выставка получилась многожанровой, но объединённой общей темой. Ху- дожники представили в экспо- зиции видеоарт, живопись, гра- фику, керамику, стекло, камни и текстиль. Где бурлят страсти Ранее проект уже выстав- лялся в московских галереях. Художественный руководитель липецкого музейного объеди- нения Ольга Буева, увидев экс- позицию в столице, загорелась желанием показать её липецким зрителям. — Этот многожанровый проект объединил профессио- нальных художников, и они со- здали по-настоящему уникаль- ную и загадочную экспозицию. В результате получилась такая невероятная высокохудоже- ственная выставка. Организо- вать её в Липецке было очень сложно, но потраченные усилия того стоят, —отмечает Ольга Бу- ева. На открытие экспозиции в Липецк приехали две художни- цы. Вероника Гаранина расска- зала, что впервые прочитала «Рукопись, найденную в Сара- госе» лет в 10 – 12, и авантюр- ный, плутовской роман её за- ворожил. — В детстве мне нравилось, что он ещё и костюмный, зре- лищный: персонажи в шляпах, в перьях, в ботфортах, на конях. Воображение рисовало роман- тические пейзажи. Так появи- лись первые мои иллюстрации. Но это книга, которая легко забывается, поэтому её можно перечитывать вновь и вновь. Со- ответственно, для художников открывается очень много воз- можностей, новые образы ро- ждаются постоянно, — расска- зывает Вероника Гаранина. Своей любовью к произве- дению художница заразила и подругу. Ольга Носенко в жиз- ни занимается храмовой мо- заикой, поэтому в экспозиции много её работ, выполненных в этой технике с помощью камня. Помимо этого мастер любит ра- ботать с текстилем, её картины на джинсовых полотнах очаро- вывают. — В романе Яна Потоцкого бурлят человеческие страсти, а они во все времена одинаковые. В экспозиции мы старались вынести их на поверхность, открыть зрителям. Во главе дей- ствия — «золотая жила», вокруг которой идёт борьба за власть и плетутся всяческие интриги. Эту линию мы подчеркнули, доба- вив роскоши. Во многих работах есть сусальное золото, — пояс- нила Ольга Носенко. Также в произведении и художественной экспозиции отражено противостояние му- сульманства, христианства и кабалистики. К примеру, в ра- боте Вероники Гараниной пока- зан эпизод, где две сестры-му- сульманки Эмина и Зибельда шепчутся, думая, как охмурить главного героя. В результате они срывают с него крестик, и тот исчезает в щелях скалы. В книге Альфонса постоян- но пугают, пытаются вынудить отречься от христианской веры. Но герой выдерживает все ис- пытания! Посетить выставку в област- ном зале на улице Ленина мож- но до 23 апреля. И если вы ещё не брали в руки роман Яна По- тоцкого, экспозиция наверняка вдохновит на прочтение «Руко- писи, найденной в Сарагосе»! Фото Александра Юшкова З ахожу в галерею и слов- но попадаю на страницы фантастического романа. Посетителей приветствуют кук- лы-оборотни. На стенах зала — загадочные лица средневековых персонажей и следы невидан- ных существ. Джинсовые по- лотна поражают воображение космическими пейзажами и ма- нят неизведанными дорогами. В середине зала —подзорная труба из бутылочного стекла, с помо- щью которой можно заглянуть в иные миры. А арт-объекты на пути посетителей легко меняют облик, если взглянуть на них под другим углом. Вся эта сказочная феерия выхватывает из глубин подсо- знания то детское ощущение, когда мир был ещё не изведан, незнакомые явления вызыва- ли одновременно страх, любо- пытство и исследовательский интерес. А изучая на полотнах и арт-объектах фантастические сюжеты, вспоминаешь, что когда-то нечто похожее видела в снах. Пугает? Нет, эта мисти- фикация скорее завораживает! Душой улавливаешь и красоту, и иронию авторов, и глубокуюме- тафоричность общей картины. Истоˢни˕ вдохновения На создание этой волшеб- ной экспозиции шестерых мо- сковских художников вдохновил роман польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найден- В ОБЛАСТНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ОТКРЫЛАСЬ НЕОБЫЧНАЯ ̝КСПОЗИЦИЯ ПО МОТИВАМ РОМАНА ЯНА ПОТОЦКОГО «РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В САРАГОСЕ» ȋ͢φȌ. АРТǦПРОЕКТ ПРЕДСТАВИЛА ГРУППА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ. В РОМАНЕ ЯНА ПОТОЦКОГО БУРЛЯТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ, А ОНИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ОДИНАКОВЫЕ. В ЭКСПОЗИЦИИ МЫ ПОСТАРАЛИСЬ ВЫНЕСТИ ИХ НА ПОВЕРХНОСТЬ, ОТКРЫТЬ ЗРИТЕЛЯМ Ольга Носенко ͝͡ Ȁ ͜͟ Ȁ͟͞ ʩв˙˛ˢеств˙ ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 23 Марина Полякова СО СТРАНИʭ lzАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА РОМАН «РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В САРАГОСЕ» — АВАНТЮРНЫЙ, МИСТИЧЕСКИЙ, СМЕШНОЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ. ОН ЗАЧАРОВЫВАЕТ И ДАЁТ ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКАМ Вероника Гаранина Ольга Носенко своё восприятие романа отразила на джинсовых полотнах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz