Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Пере˕˖˩ˢˋя ˕ˋнˋ˖˦ 20 ʥʘʰЕСТВЕʤʤʥǧПʥЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА ͚ 2 8 ( 2 6 6 2 4) Г оспода, не надо сшибать меня с ног. Я не хочу, чтобы мне пели кроли- ки, скунсы и драконы в ваших «Масках» и «Аватарах». Музыка, извините, должна ложиться на душу, делать её добрее и мудрее. В плену попсы В эфире, вообще-то, поют беспрерывно. Даже в рекламных клипах про гамбургеры. Поют взрослые и дети. Поют рок, попсу, читают рэп, но почти ни- чего тебя не цепляет, не трогает. Тем дороже щедрый дар от Первого канала — вечер Алексея Рыбникова. Начинался он позд- но, заканчивался за полночь. Но что значит этот украденный у сна час, если тебя ждут романс о белом шиповнике и финальная мелодия из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Рыбников — классик. Слава богу, живой, полный сил. Со- здатель «Юноны и Авось», пе- сенки про реки-раки, с которой выросло несколько поколений, по-прежнему готов рисковать, браться за, казалось бы, неве- роятные, немыслимые проекты. Допустим, рок-оперу, страшно вымолвить, по «Войне и миру». Она называется «Князь Андрей». В тот вечер в любви к его творчеству признался не кто иной, как премьер Михаил Мишустин. Он рассказывал, какое это было счастье в сту- денческие годы достать самый дешёвый билетик в «Ленком», чтобы услышать прощальный дуэт русского моряка Резанова и красавицы Кончиты: «Ты меня никогда не увидишь…— Я тебя никогда не забуду». Глава каб- мина, представьте, даже сыграл на фортепиано кусочек из этой рок-оперы. А ещё в концерте участвова- ли эстрадные знаменитости. И мы вдруг вспомнили: а ведь и Ва- лерия, и Дима Билан — одарён- ные артисты. Только «формат» усредняет, скрадывает это. Но вот, благодаря Рыбникову, они вырвались за красные флажки опостылевшей им попсы и пока- зали свои голоса, свои возмож- ности. Удивительное дело: сегодня «Князя Андрея» собираются ставить в Донецке. Под звуки канонады музы не молчат. Они тоже сражаются, спасая то, что пытаются уничтожить в человеке снаряды и ракеты, страх и не- нависть. А историю о Резанове и Кончите дончане уже пока- зали. В программе Екатерины Стриженовой «Самое время» Рыбников не скрывал: провин- циальные спектакли по «Юно- не и Авось» его часто огорчали, однако в Донецке всё получи- лось. Иначе, чем в «Ленкоме», по-своему, но талантливо и кра- сиво. Маэстро верит: музыка объединяет. Три года назад на Украине уже вовсю бушевали «антимоскальские» страсти. Но в Киеве шёл его мюзикл «Бура- тино», который одновременно смотрели и слушали дети и в Москве, и в том же Донецке. Чуковский был прав: в Рос- сии надо жить долго, и тогда ты до всего доживёшь. Рыбников дожил. А вот Эдуард Артемьев мог и не дожить. Телевизион- щикам же непременно требуется повод. Сама по себе хорошая му- зыка таковым не считается. Без повода на экранах изо дня в день появляются только Киркоровы, Басковы, Лазаревы, а Рыбни- ков и Артемьев на большинстве каналов персонажи необяза- тельные, второстепенные. Хо- рошо, что в конце минувшего года едва успели отметить юби- лей Артемьева. Вскоре после этого композитора не стало, и фрагменты юбилейных интер- вью пригодились для траурных передач. Игра на пониˑение Соглашайтесь со мной, не соглашайтесь, а если человек в детстве слушал «Катюшу», а не «Ксюшу, Ксюшу, Ксюшу, юбоч- ка из плюша», то его взрослая жизнь будет немножко иной. Был на ТВ некогда попу- лярный цикл «Старые песни о главном». А я в ту пору задавал- ся наивным вопросом: а отчего новых-то песен о главном у нас раз-два и обчёлся? Находятся ребята, что лихо имитируют лю- бовную лирику — а что на свете главнее любви? Но на деле они тиражировали под примитив- нуюмузыку прыщавые подрост- ковые фантазии: «Целуй меня везде, 18 мне уже». Тот хит звучал не только из каждого утюга, но и унитаза. Его сменили новые, ещё бо- лее пустые и бессмысленные. Тексты в них в принципе не важ- ны и не нужны. Исаковскому, Фатьянову, Матусовскому, Дер- бенёву нынче грозила бы без- работица. Обратите внимание: ни в детском, ни во взрослом «Голосе» никогда хотя бы кратко не пересказывают, о чём поют конкурсанты на английском, французском, итальянском язы- ках. Зачем? Есть какая-никакая мелодия, пусть невнятная, не- запоминающаяся. Есть бьющий по мозгам ритм, позволяющий исполнителям подёргиваться и пританцовывать, — чего ещё надо? Содержание неинтересно. Да оно практически повторяется и на английском, и на суахили: ты, я, ты меня, я тебя, ты без меня, я без тебя. Тут и песенке конец. Ваши аплодисменты, господа. ʥтмена культурыǫ Происходящее композитор Владимир Дашкевич называ- ет негативно действующей на все общественные структуры музыкальной катастрофой. Не больше, не меньше. Поскольку о композиторах публика осведом- лена куда меньше, чем о «звёз- дах», она не в курсе, кто из них и по сколько раз на ком женат и, тем паче, кто и что сочинил, на всякий случай сообщаю: на счету Дашкевича девять симфо- ний, три оперы, пять мюзиклов. Его песни звучат в «Бумбараше», его лейтмотив из «Приключе- ний Шерлока Холмса и докто- ра Ватсона» известен любому подростку. То есть мнение Вла- димира Сергеевича Дашкевича дорогого стоит. А он настаивает: в совет- скую эпоху рождалась музыка мирового уровня. В Советской России сложилась уникаль- ная пирамида. На одном эта- же —Шостакович, Прокофьев, Хачатурян. На другом — ис- полнители Гилельс, Рихтер, Ростропович. На третьем — представители, условно говоря, лёгкой музыки — Дунаевский, Утёсов, Шульженко. Между этими этажами не существова- ло непреодолимых перекрытий. Увертюра Дунаевского к «Детям капитана Гранта» была симфо- ническим произведением высо- чайшего уровня. Но вот, продолжает свои тревожные размышления Даш- кевич, новая элита перевернула пирамиду. На самом верху —ко- роли попсы. На нижнем этаже, если не в подвале, — компози- торы. Попса подмяла, поглотила всё. Не власть, а денежные меш- ки сегодня формируют социаль- ный заказ на массовую культуру, то есть на ту же попсу. Расстояние между класси- ческой традицией и песенной стремительно увеличивается. Стоящие у руля отодвигают в сторону всё, что нельзя неза- медлительно и выгодно продать. У современных композиторов есть замечательные оперные со- чинения, которым не суждено добраться до театральных под- мостков. Когда-то «Вставай, страна огромная» и Седьмая симфония Шостаковича су- ществовали в общем духовном пространстве. Сейчас и то, и другое отправлено в резервацию на канал «Культура». Попсовая интервенция, если довести до логического конца сказанное Дашкевичем, оборачивается от- меной культуры. И здесь уже не получится пенять на заграницу. Отечественную культуру отме- няют свои же дельцы. Так происходит и с музыкой, и с литературой, и с психоло- гическим театром. Вот попу- лярная блогерша и телеведущая хихикает, перепутав Толстого с Тургеневым, и заявляет: это ей вовсе не мешает жить. Каза- лось бы, надо всеми силами и средствами обнулить влияние подобных, простите за выраже- ние, «лидеров общественного мнения». Да эта операция на- верняка обречена на провал с нынешним ТВ, где в прайм-тайм идут пустопорожние шоу и се- риалы, а Рыбников и Дашкевич предназначаются для страдаю- щих бессонницей чудаков. Фото culture.ru Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром? Николай Гоголь Когда народу в очередно̉ раз радостно обе̙ают небывалое, сногсшибательное музыкальное, особенно вокальное, телешоу века, мне вспоминается строчка Вертинскогоǣ ǼТак редко поют красиво в наше̉ земно̉ глушиǽ. ПЕʧЕВʽʧʤlsТАЯ ПИʧАʣИДА Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Из-за засилья попсы в об̙естве нарастает бескультурье, порождаю̙ее раз̚единение, неприятие ближнего, которы̉ так не похож на тебя. МУЗЫКА — ЭТО ТОРМОЗ, КОТОРЫЙ НЕ ДАЁТ ЧЕЛОВЕКУ ПРЕВРАТИТЬСЯ ВЖИВОТНОЕ Владимир Дашкевич, композитор Спектакль «Юнона и Авось» (первый состав исполнителей)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz