Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Тенденции 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 02 / 03 / 22 С итуация касалась съем- ного жилья, в котором не было счетчика. Поэтому наниматель платил за комму- налку исходя из нормативов. Но спустя годы управляющая орга- низация применила повышаю- щий коэффициент. Получилось, что квартирант должен больше полумиллиона. Три инстанции взыскали с него эту сумму, но с этим не согласился Верховный суд. По его мнению, если долг образовался из-за неустанов- ленного счетчика, то его должен гасить собственник помещения. По нормативам История началась в начале 2000-х годов, когда молодой во- енный поступил в адъюнктуру военного вуза. На время уче- бы офицеру и его жене Мини- стерство обороны сдало внаем комнату. Дом принадлежал во- енному ведомству, а управляло многоквартирным домом рай- онное ГБУ «Жилищник». Так как счетчика в помещении не было, семья платила за коммуналку по нормативам потребления. Семья прожила в комнате 18 лет. И лишь в 2019 году управ- ляющая организация разобра- лась с тем, как семья платила за коммуналку. Коммунальщики заявили: если нет счетчика, то надо применять повышающий коэффициент. Насчитали, что за все годы семья не доплатила по- чти 576 тысяч рублей. Прибавили пени, госпошлину и выставили счет в 636 тысяч рублей. Семья платить отказалась, и коммуналь- щики подали иск в районный суд. А он встал на сторону управ- ляющей компании. И в решении записал — по статье 153 Жилищ- ного кодекса («Обязанность по внесению платы за жилое поме- щение и коммунальные услуги») наниматели жилья должны пол- ностью оплачивать коммуналь- ные услуги. А ответчики эту обя- занность проигнорировали, раз у них образовался долг. Правда, суд чуть умерил аппетиты ком- мунальщиков и насчитал долг на двести тысяч меньше, применив норму Гражданского кодекса— «Уменьшение неустойки». Кому устанавливать счетчик Семья обжаловала решение. В апелляции офицер заявил, что долг из-за отсутствия счетчика должен платить не он как нани- матель, а собственник. Но гор- суд с ним не согласился. Как и Второй кассационный суд. Тогда семья пожаловалась в Верховный суд. Там Судебная коллегия по гражданским де- лам спор изучила и сказала, что именно владелец жилого по- мещения обязан установить в нем счетчик. И местным судам, рассматривавшим этот спор, сначала следовало разобрать- ся, почему не было счетчика в комнате офицера. Ведь если нет технической возможности его поставить, то за коммунальные услуги нужно платить исходя из нормативов потребления. А вот если собственник просто проигнорировал требование об установке, тогда уже применять повышающий коэффициент. Еще ВС указал, что местные коммунальщики пытались взыс- кать долг не с того ответчика. И в этом случае судьи ВС сослались на свойОбзор судебнойпрактики ВС (№ 4, утвержденный Прези- диумомВС 25 декабря 2019 года). Уточним, что подобное ре- шение Верховного суда РФ не первое. Очень похожий спор высоким судом уже рассматри- вался. Так еще в 2019 году Вер- ховный суд РФ уже высказал именно такую позицию, что вла- делец жилища должен оплачи- вать долги за коммуналку, если из-за отсутствия счетчика ком- мунальщики применили повы- шающий коэффициент. Правда, первоначально такое решение принимала Судебная коллегия по экономическим делам Вер- ховного суда. Ну а позже эта по- зиция вошла в четвертый Обзор судебной практики Верховного суда РФ за 2019 год. Исходя из материалов Обзора в подобных ситуациях нужно предъявлять материальные требования к соб- ственнику сдаваемого жилья, а не к нанимателю помещения. Наниматель в аналогичном случае полностью зависит от действий собственника жилого помещения. По мнению юри- стов, возлагать на арендатора расходы, да еще в размере по- вышающего коэффициента к нормативу потребления комму- нальной услуги несправедливо и незаконно. В итоге ВС отменил решения трех инстанций, а спор вернул в райсуд. Фото из архива редакции Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и «Липецкой газеты» Наниматель не может сам установить счетчики в квартире, поэтому и не должен платить такие долги. КТО ПЛАТИТ ЗА КОММУНАЛКУ? Волнующую многих граждан ситуацию рассмотрел Верховный суд РФ. Речь идет о проблемах людей, которые снимают жилье. Суд ответил на вопрос: кто платит по коммунальным долгам— хозяин квартиры или арендатор? Наталья Козлова Качество ремонта, как извест- но, напрямую зависит от профес- сионализма мастеров и уровня автосервиса. Между тем, мно- гие профессиональные водители определят «правильный» сервис буквально с первого взгляда. Раз- беремся, на какие признаки они ориентируются. Перед тем как отправить- ся в интересующий вас сервис, следует собрать о нем предва- рительную информацию. Эта стадия просто необходима, по- скольку наверняка сэкономит время и деньги. Первым делом читаем отзывы о сервисной пло- щадке в Интернете и стараемся отмести фейковые посты, кото- рые нередко пишут сами же со- трудники ремонтной площадки. Мнение следует составлять на основе реальных, достаточно по- дробных и не всегда позитивных отзывов. Если количество таких обстоятельных и при этом поло- жительных оценок перевешивает негатив, можноперейтико второй стадии — позвонить по телефону интересующей вас площадки. Опытный клиент обратит внимание на то, как быстро ответят на его звонок. Если вы услышите что-то типа «подъ- езжайте в любое время» — это плохой знак. Скорее всего, это говорит о незагруженности и соответственно невостребован- ности сервиса. Состояние цехов При оценке уровня автосер- виса стоит обратить внимание на состояние цехов. Попроси- те руководство сервиса или ма- стера-приемщика поприсутство- вать при выполнении, к примеру, диагностики или какой-нибудь мелкой сервисной операции типа смены колес или даже мойки. Отказ вам в просьбе сам по себе должен насторожить. Опыт- ные владельцы при этом смотрят не только за тщательностью вы- полнения работ, но и на состо- яние, в котором находится цех. В частности, если помещение плохо убрано, пол и стены за- маслены, а инструмент хаотично разбросан по ремонтной зоне, такую площадку следует обойти стороной. Важным индикатором хоро- шей репутации мастерской яв- ляется наличие видеокамер как в шоуруме, так и в цехах. Эти сред- ства наблюдения говорят о том, что работа сотрудников, равно как процесс оформления дого- воров, контролируется, а также о том, что заведение открыто к диалогу и ведет, образно говоря, «прозрачный» бизнес. Ремонт без согласования Хорошим способом понять, что представляет из себя авто- сервис, является детальный раз- говор о предстоящем ремонте. Правильной и профессиональ- ной схемой будет предваритель- ное согласование стоимости и сроков ремонта, а также дого- воренность поставить клиен- та в известность, если в ходе ремонта вскрылись дополни- тельные технические пробле- мы. Если сотрудничать в таком формате вам не предлагают, а просто говорят — приезжайте за машиной, к примеру, вечером или на следующее утро, есть большая вероятность того, что вам придется заплатить за некие мифические сервисные проце- дуры и фейковые нормочасы, а финальный чек за ремонт соответственно вас неприятно удивит. Борис Захаров ВЫБИРАЕМ АВТОСЕРВИС О многом могут рассказать автомобили, припаркованые на площадках автосервиса. Показательным будет, в частности, присутствие машин какой-то одной марки — это хороший знак. Он указывает на то, что заведение имеет опыт и оборудование для обслуживания моделей профильного бренда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz