Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 2 5 (26465) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ТРАДИЦИИ ГЕРОИЧЕСКОГО КИНО Г розно топорща жиденькие усики, он в привычной для него истерической манере кричал, что во время войны сол- даты вермахта тоже совершали подвиги. Они героически служи- ли своей родине, именовавшей- ся тогда Третьим рейхом. За что их нельзя не уважать. Точка зрения любопытная: давайте отделим поступок от его мотивов и целей. Испокон веков считалось: герой жертвует собой ради добра и справедливости. Но где граница между добром и злом? Ее нет. Все относительно, нам говорят. Так наводится тень на ясный день, так атакуют умы молодых. По логике амнуэлей, героем можно признать, допустим, рис- кового киллера. Онже проявляет недюжинную отвагу, сноровку, дерзость, охотясь на своижертвы. А уж террористов-смертников, бандеровцев «Азова» (запре- щенная в РФ организация) или Брейвика, убившего десятки че- ловек и гордо отправившегося в тюрьму, и подавно следует поме- стить рядом с Мининым и По- жарским, защитниками Москвы в 1812 и 1941 году. Подменяй и властвуй В принципе, Амнуэль не столь уж оригинален. Изобре- тено много способов размыть, обессмыслить само понятие ге- роизма. Когда в 90-е экран и сцену за- полонила «чернуха», героям там не было места. Нам показывали либо жалких, потерянных лю- дей, либо братков, бандюганов, рэкетиров, для которых пришел их звездный час. Когда наступила эпоха гламура, героями сделались, по выражению язвительного пи- сателя Михаила Веллера, спеку- лянты, а также идолымасс-медиа. Касательно последних Веллер сказал: теперь время имитато- ров. «Любая балда, год ежеднев- но торчащая в ящике, делается в представлении масс звездой». «Статус артиста к XXI веку взле- тел до небес. Он богач. Он зна- менитость. Он престижен. Он объект зависти и подражания. Не Александр и неЦезарь. Не Робин Гуд и не Ланселот. Не Ленин и не Керенский. Не Петр и не На- полеон. Никаких Сергеев Лазо, Зой Космодемьянских… Элвис Пресли! Битлз! Боярский». Я нечасто соглашаюсь с Вел­ лером. Онрезок, судит наотмашь. Но на сей раз он прав. Те же Амнуэль и компания без устали занимаютсяподменами. Онипро- фессиональные шулеры. Допу- стим, призывают отдать должное и маршалу Жукову, и генералу Власову. Что с того, что первый был маршалом Победы, а второй предателем и сообщником Гитле- ра? А братья-украинцы сносили памятники советским войнам и присваивали проспектам и ули- цам имена БандерыиШухевича. И параллельно обесценива- ют, перечеркивают настоящих героев. Какой-то историк ста- вит диагноз Зое Космодемьян- ской —шизофрения. Молодень- кая участница юмористического телешоу весело взвизгивает: ой, мне холодно, как будто до меня дотронулся генерал Карбышев. Эти ребята вообще любят по- шутить. Например, придумы- вают смешное правило для де- зертиров настоящего, прошлого, будущего: «В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места». Не нужно сочинять Сейчас мы расплачиваемся за безропотно принятые идеи толерантности и политкоррект- ности без берегов. Эти фальшив- ки не менее опасны, чем лекар- ства-пустышки и паленая водка. Предпринимаем попытки что- то исправить. Но вот как? По принципу гомеопатии: лечить подобное подобным. Масс- культ развращал, пропаганди- ровал потребительство, безот- ветственность, эгоизм. Так пусть теперь честные мастера культу- ры восстановят разрушенное «чернухой» и гламуром. Публике уже душно и тошно в системе координат, импортированной доморощенными либералами. Этот неофициальный соцза- каз, эти ожидания восприняты. Опять снимаются фильмы и се- риалы о Великой Отечественной. Появились ленты о Королеве и Гагарине. Константин Эрнст даже отрядил киноэкспедицию наМКС. Идаже главными героя- мипровозглашаются спортсмены. Поначалу мы аплодировали «Легенде №17» и «Движению вверх». Благодарные зрители заново радовались былым по- бедам наших хоккеистов и бас- кетболистов. И дальше начали тиражировать такие сюжеты. Вовсю рекламируется то фильм о чемпионе мира по шахматам Карпове, то картина о прослав- ленном боксере Попенченко, то история футболистов, которые вскоре после войны произвели фурор в Англии. А под занавес Олимпиады в Пекине на ТВ показали «Белый снег». Он посвящен выдающей- ся лыжнице Елене Вяльбе. По сути, на малом экране состоя- лась настоящая премьера филь- ма. В кинотеатрах он прошел не- заметно. А ныне его посмотрели десятки миллионов на волне триумфов наших лыжников на Играх в Китае. Вяльбе, конечно, личность незаурядная. Даже в оппозици- онной прессе ее превозносят, хотя и сожалеют, что спортсмен- ка уж больно по-советски патри- отичная, да еще и поддерживает «Единую Россию». Впрочем, в этих публикациях ее описывают эдакой бой-бабой. Пожалуй, в «Белом снеге» мне всего симпатичнее, что Оль- га Лерман играет совсем не это. У нее Елена Вяльбе женствен- ная, ранимая, совестливая, но притом гордая и не терпящая компромиссов. Остальное в фильме скорее огорчило. Ре- жиссер Николай Хомерики снял среднестатистический байопик, то есть историю успеха. История жизни и судьбы прозвучала глу- ховато, невыразительно. Может, это сигнал кинемато- графистам и телевизионщикам на время сойти с лыжни, поки- нуть ледовые арены и стадио- ны? Ведь героев хватает повсю- ду. Их не нужно ни сочинять, ни приукрашивать. В огне брода нет Разве не странно, что первы- ми фильм о чернобыльских лик- видаторах сняли не мы, а аме- риканцы? Почему нет фильма о русском воине, православном человеке Евгении Родионове, который предпочел смерть из- мене своей вере, своей присяге? Перечень таких «почему» неко- роткий. Так что картину «Огонь» о пожарных-эмчеэсовцах пока что придется считать исключением. Ее кинопоказ также не вызвал особого ажиотажа в кинотеатрах. И вот в День защитника Отече- ства она вышла в эфир. Режиссер Алексей Нужный собрал блиста- тельную актерскую компанию во главе с Константином Хабен- ским. Ключевые эпизоды сни- мались непосредственно в тайге, где тушили реальные пожары. К слову, действие разворачивает- ся не в Сибири, а в Карелии, но огонь есть огонь везде. Эти кад- ры убедительные и страшные. Компьютерные технологии не дали бы такого эффекта. А вот драматургия не преодо- лела жанровых стереотипов. По- вторяются избитые коллизии. Конфликт видавшего виды ог- неборца с молодым самоуве- ренным парнем напоминает ситуацию постсоветской версии «Экипажа». Ветеран ему не дове- ряет. Инадеется, что у него раз и навсегда пропадет желание слу- жить вМЧС. Понятно, что в ми- нуту смертельной опасности они приходят на помощь друг другу. Подобных вторичных решений в картине предостаточно. Сквозь огненное море пожарный везет в больницу роженицу. Весельчак с гитарой жертвует собой, чтобы старенький вертолет поднял-та- ки грузовик с детьми и перелетел в безопасное место. Кино смотрится. Но даже стилистически оно слишком перекликается и с первым, и со вторым «Экипажем». Штампы фильма-катастрофы мельчат из- начальный замысел. И все же ав- торы заслуживают добрых слов. Они, как сумели, постарались возродить традицию героиче- ского кино. В огне брода нет. И, может быть, вслед за создателями этой ленты кто-то пройдет тем же пу- тем более уверенно и успешно. Фото с сайта cska.ru В «Белом снеге» Елена Вяльбе в исполнении Ольги Лерман — женственная, ранимая, совестливая, но притом гордая и не терпящая компромиссов. В телевизоре вдруг промелькнула почти забытая физиономия Григория Амнуэля. Канал «Россия 2 4 » повторил «Бесогон» двухлетней давности, где есть кадры с этим непреклонным борцом за европейские ценности. 1 марта 1997 года Елена Вяльбе стала абсолютной чемпионкой на ЧМ в норвежском Тронхейме, выиграв пять золотых медалей из пяти разыгранных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz