Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Вера 26 № 21 (26461) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН БЫТЬ СПОКОЕН ДУШОЙ И УПОВАТЬ НА ГОСПОДА. ВОТ ТАК МЫ И СТАРАЕМСЯ ЖИТЬ. НАШЕ ЦЕРКОВНОЕ ТРИО СЛУЖИТ БОГУ И ЛЮДЯМ Елена Верхошанская П ение в церкви появилось еще в первые века хри- стианства. Сначала не было разделения на молящихся и поющих: Богу пели все. Это подчеркивало соборность мо- литвы. Но постепенно верую- щие с наиболее подходящими голосами начали объединяться в отдельный хор, который впо- следствии стал называться кли- росом. В переводе с греческо- го это слово обозначает «часть земли», то есть место, где стоят певчие. Обычно клирос распо- лагается недалеко от алтаря. А теперь этим словом называют уже сам церковный хор, который может состоять как из двух-трех певчих, так и из нескольких де- сятков человек. Насколько это трудное за- нятие — управлять хором — мы узнали у регента Елены Верхо- шанской, которая посвятила церковному пению более 30 лет жизни. И призвание, и жизнь, и любовь Елена Дмитриевна живет в Усмани, с прошлого года пре- бывает на заслуженном отдыхе. Когда ее зовут петь на службе в храме — никогда не отказы- вается. Клиросное пение для нее — и призвание, и любовь, и жизнь. По ее мнению, то, что написано для Бога — это выс- шая степень музыкального ис- кусства. Поэтому и нет для нее любимых стихир или распевов, а все ценно. Но вот к человече- ским отношениям она относит- ся особо. — От большого хора в 15 человек, которым я когда-то управляла, остались самые стойкие, — рассказывает Еле- на Верхошанская. — Я испол- няю партию сопрано, моя се- стра Татьяна Брыжчук, которая окончила регентские курсы при Екатеринбургской семинарии, исполняет партию тенора, а Лю- бовь Распопова, преподававшая в Усманской детской музыкаль- ной школе, поет партию альт. Последние 20 лет я служила в Усманском Богоявленском кафедральном соборе. Еще на этапе его строительства при- шла туда работать регентом. А до этого пела в Липецке и в селе Плеханово. С протоиереем Вла- димиром Баязовым мы объез- дили много приходов, он же и благословил меня на церковное пение. С абсолютным слухом Родом Елена Верхошанская из церковной семьи. Ее праде- душка по маме был священни- ком, а его супруга — дочерью священника. По родословной до шестого колена предки Верхо- шанской служили Богу. В XX веке из них было репрессирова- но восемь человек. Спустя 50 лет после трагических событий на- шлась еще одна родственница — Маргарита Казанская, которая была в родстве со святителем Филаретом Черниговским, про- славленным в лике святых. Не- возможно представить, чтобы такие молитвенники не хода- тайствовали пред Богом о своих потомках. Ведь согласно псалму царя Давида: «Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» (Пс. 24:13). Вот и для Елены все началось в 1987 году, когда она пришла в храм попробовать свои силы в качестве певчей. Ее неуемную жизненную энергию, желание всей душой служить Богу бы- стро заметили и оценили. По- ставили старостой Успенского храма в Усмани. С отцом Вла- димиром Баязовым они откры- вали Древне-Успенский храм в Липецке. Потом Елену по благо- словению батюшки назначили регентом хора. — В свое время я окончила Усманскую музыкальнуюшколу по классу «фортепиано», — гово- рит Елена Дмитриевна, — имею абсолютный слух, да и правила ведения службы выучила до- вольно быстро. Все мне было интересно. Состав хора менялся: кто-то приходил, кто-то уходил, приходилось учить новеньких. Так и пролетели годы. Были ли трудности? Ну как же без них. К каждому дню и празднику нужно было разу- чивать песнопения. Но с тече- нием времени становилось все легче. —Когда знаешь все правила, по которым живет клирос, то со временем на богослужении на- ступает момент обретения бла- женства, — делится секретами непростой работы Елена Верхо- шанская. — Голос начинает па- рить свободно, вдохновенно. А рядом поддерживают дорогие люди. И вот уже служба прохо- дит как миг, на одном дыхании. Донести смысл молитвы Существует расхожее мне- ние, что певчие будто бы бли- же к Царствию Небесному, чем обычные прихожане. На самом деле это заблуждение. На кли- росе можно легко погибнуть, особенно имея такие грехи, как тщеславие, гнев, гордость. Поэтому певчим нужно усилен- но молиться Богу, чтобы он по- могал и вразумлял, а не просто исполнять песнопения. — Когда певчий человек жи- вет с Богом, ходит в храм, прича- щается, следует заповедямБожи- им, то все внешнее отходит для него на второй план, —считает Елена Верхошанская. — Такой человек не думает ни о своих бо- лезнях, ни о житейских нуждах, но живет в своем мире. С Богом. Вот это и есть самая большая ду- ховная ценность. Господь Сам управляет всеми процессами нашей жизни, поддерживая нас. Нам надо всегда это знать и по- мнить. А если доверять только мирским ощущениям, например, переживать о нестабильности в мире, о пандемии, то это приве- дет только к глубокому неврозу. По словам Елены Верхо- шанской, хорошее пение — это когда певчие доносят смысл мо- литвы до прихожан. Оно может быть очень простым, но испол- няться должно от души. Людям необходимо слышать священ- ные слова, то, о чем поется в определенный момент службы. Поэтому каждое клиросное произведение имеет свое место в литургии. А вот чего нельзя допускать в пении, так это небрежения к службе, лености. То же самое можно сказать и о праздно- словии, которое мешает свя- щеннику и прихожанам. Ни в коем случае нельзя смеяться, отвлекаться. Все это не дает со- средоточиться на молитве. Так- же обязательно должны быть предварительные спевки, пар- тию надо тщательно выучить, разобрать. Желательно просмот- реть перед службой богослужеб- ные книги — Минеи, Октоих, Триодь. Служение какпраздник На клир о с певчих пускают только после благословения н а с т о я т е л я храма. Само- с т оя т ельно туда заходить запрещено. В ы й д я на пенсию, Елена Верхо- ш а н с к а я п е р е с т а л а р е г у л я р н о участвовать в службах в соборе Усмани, но по мере сил ее женское трио помогает про- водить богослужения в храме великомученицы Параскевы Пятницы села Болховское За- донского района. Приезжают певчие тогда, когда без них в храме просто не обойтись. Еле- на и ее верные помощницы преодолевают 80 километров до Задонска, чтобы вечером провести всенощную. А потом возвращаются в Усмань, что- бы к семи утра следующего дня вновь приехать на литургию в Задонск. Зачем им это нужно? Да просто они очень любят свое дело. — Служение на клиросе — нелегкий труд, — констатиру- ет Елена Дмитриевна. – Про- поешь пару дней, а потом даже разговаривать не можешь нор- мально, связки нужно восста- навливать. Но это все не так важно. Для меня каждое служе- ние Богу — это праздник души. Это понимают мои близкие, мой замечательный муж Алек- сандр. Ведь если Господь видит, как мы Его любим, как служим Ему, то покрывает все наши немощи, помогает нам, лечит. И мы восстанавливаемся — и снова в бой! За Господа! За веру православную! Фото автора ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ — ПОРАБОТАТЬ БОГУ! ЧТОБЫ ВЕРУЮЩИЕ ПРИШЛИ В ХРАМ И ПОРАДОВАЛИСЬ, КАК КРАСИВО, ПРОНИКНОВЕННО ИСПОЛНЕНЫ ПАРТИИ, ЧТОБЫ ПЕСНОПЕНИЕ ЗАПАЛО В ДУШУ И ЧЕЛОВЕК ЗАХОТЕЛ СНОВА ПРИЙТИ В ХРАМ Елена Верхошанская ПОЙТЕ БОГУ НАШЕМУ ХРИСТИАНЕ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАЮЩИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, ЗНАЮТ, ЧТО БЕЗ ЦЕРКОВНОГО ХОРА НА СЛУЖБЕ НЕ ОБОЙТИСЬ. ПРАВИЛЬНОЕ ПЕНИЕ ДОЛЖНО НАСТРАИВАТЬ ПРИХОЖАН НА МОЛИТВЕННЫЙ ЛАД. Наталья Сизова уже много лет поют в церковном хоре Преподобный Роман Сладкопевец — покровитель певчих Любовь Распопова, Елена Верхошанская и Татьяна Брыжчук
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz