Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Т атьяна Жирова и Свет- лана Ефремова увере- ны: созданные в течение нескольких лет образы в народ- ном стиле способны вдохновить многих, а значит — сохранится старинная техника рукоделия. О традициях и моде — Еще несколько лет назад лоскутное шитье было, можно сказать, в моде, — говорит ру- ководитель детской образцо- вой изостудии Светлана Ефре- мова. — Мы ночами не спали, лишь бы доделать заигравший по-новому элемент. Смотрели то, что создано до нас, учились, выезжали на фестивали. Сего- дняшнему поколению, заточен- ному на быстрый успех, не очень интересен длительный процесс создания вещи из лоскутков. Здесь не увидеть результата сра- зу, и дети, поначалу загораясь идеей освоить что-то новое, в кружках такого шитья не задер- живаются. Трудоемкость реме- сла исключает рыночные отно- шения: те же сувениры делать долго, на поток их не поставить, мастерить одну-две вещи эконо- мически невыгодно. —Наверное, нужно чуть по- взрослеть, чтобы прочувство- вать потенциал старинного ру- коделия, — говорит многодетная мама, методист Центра развития народных промыслов и краеве- дения Татьяна Жирова. Почти 30 лет она занимается популя- ризацией народных промыслов. — Мы и слово «пэчворк» не используем, применяя термин «лоскутная мозаика», в котором прослеживается связь с русской деревней, — объясняет она. Зар одило с ь ло ску т - ное творчество в сельской местности. Отрез ткани на платье был лучшим подар- ком для любой крестьян- ки. Бережливые хозяйки ничего не выбрасывали по- сле раскроя, а накопившиеся обрезки пускали в дело, со- здавая узорные одеяла, коври- ки и дорожки. Протерший- ся участок легко, без ущерба всему изделию заменялся. Таких обновлений могло быть десяток, так что в ка- кой-то степени мастерица создавала вечную вещь. Поле экспериментов В долговечности лоскутных работ на своем опыте убеди- лись Татьяна и Светлана. Уже и вместе не работают, и на другие виды творчества переключи- лись, а не отпускают три создан- ные вместе коллекции одежды. Костюмы вышли прочные, и многолетняя эксплуатация им нипочем — особенность работ позволяет использовать наря- ды и на фестивалях, и в поста- новках. А в свободные от пред- ставлений дни сценические костюмы «отдыхают» в Центре развития народных промыслов и краеведения. — Лоскутная мозаика — это широкое поле для экспери- ментов, — уверена Светлана Ефремова. — Мне как худож- нику очень импонирует такое раздолье для творчества. Ис- пользовать можно не только традиционные основы, к при- меру, квадраты, треугольники или домики. Тем и хорошо это направление, что нет четких правил и придумать можно все что угодно. Созданный специ- ально для детей «Петушок-зо- лотой гребешок» ни в чем не уступает классическому жен- скому наряду столбовой дво- рянки. А еще у нас, в отличие от женщин прошлого, есть для творчества не только простень- кий ситец, но и масса других тканей с разнообразной фак- турой. Первую коллекцию «Сит- цевый калейдоскоп» Татьяна и Светлана создали, что называ- ется, из того что было. Основу делали подруги, по ходу совету- ясь с другими мастерицами-кол- легами. Как в поговорке: одна голова хорошо, а две — лучше. Коллекция «По сказам Бажова» вобрала в себя коллективное представле- ние о народном. Причудливо во- плотились в одежде ассоциации с пушкинской столбовой дво- рянкой, врубелевским демоном, бажовской хозяйкой медной горы. В костюмах полыхает заря, разливаются реки с кувшинка- ми, день сменяется ночью, и во всем чувствуется радость детства. Какие-то элементы подглядывали у профессио- нальных мастеров, какие-то черпали в местных традициях. Мастерицы, конечно же, изуча- ли историю костюмов воронеж- ской, рязанской земли, чаплы- гинского села Колыбельское и брали за основу свое, родное. Например, чтобы не повто- ряться с головными уборами, сделали традиционный кол- пак. Будут ли «Времена года»? — Увлеклись лоскутным шитьем, когда и доступного Интернета не было, в нашем распоряжении — только ред- кие книги и личный опыт, — рассказывает Татьяна. — Не раз бывало, что по приду- манному нами эскизу все смастерили, а нет в костю- ме сочетаемости тканей или «изюминки». Мы хоть и само- учки, а все же любим, когда ра- бота приобретает законченный вид. Всегда стремимся к этому, получаем удовольствие, когда видим, что наши костюмы вос- требованы и вызывают положи- тельные эмоции. — Хочется снова погрузить- ся в мир лоскутных фантазий, есть задумки еще для одной коллекции, посвященной вре- менам года, но пока это только мечты, — признается Светлана Ефремова. — Но, занимаясь, в основном, изобразительным ис- кусством, не забываю знакомить с нашими традициями учеников. Пандемия, несмотря на все свя- занные с ней тревоги, стала вре- менем переосмысления нашего творчества. Татьяна сейчас занимается разработкой и изготовлением су- вениров из гипса, но дома нет- нет и возьмется за лоскутное шитье. Есть у нее и диванные подушки, и стеганые одеяла, и салфетки, и прихватки, и панно. Обе мастерицы периодически дают мастер-классы, в том числе и по лоскутной мозаике. Фото Геннадия Логунова и из архива героинь ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Год народного творчества 8 № 1 (26441) ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИТ СИТЕЦ. ЭТА ТКАНЬ ХОРОШО КРОИТСЯ, НЕ ДЕФОРМИРУЕТСЯ ПРИ СШИВАНИИ И НЕ СЫПЛЕТСЯ. А ЕЩЕ СЛАВИТСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ РАСЦВЕТОК — НА ЛЮБОЙ ВКУС И ФАНТАЗИЮ! РАЗМЫШЛЯЯ О ТОМ, КАК СОХРАНИТЬ СТАРИННОЕ ЛОСКУТНОЕШИТЬЕ, СЧИТАЮ, ЧТО ВОПРОС НУЖНО СТАВИТЬ ШИРЕ: КАК ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕС К РУЧНОМУ ТРУДУ ВООБЩЕ. РЕБЯТА ОРИЕНТИРОВАНЫ НА СИЮМИНУТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ОЧЕНЬ МАЛЫЙ ПРОЦЕНТ ИЗ НИХ СПОСОБЕН ТРУДИТЬСЯ НА УСПЕХ В БУДУЩЕМ Светлана Ефремова ЛОСКУТНЫЕ ФАНТАЗИИ ПРИВЕЛИ НА ПОДИУМ ЧАПЛЫГИНСКИЕ МАСТЕРА ПРЕДСТАВИЛИ ЛОСКУТНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ НА ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ-КОНКУРСЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР «РОССИЯ ВСЕХ ОБЪЕДИНЯЕТ». Олеся Скворцова В оригинальном наряде каждая женщина чувствует себя русской красавицей Пестрые лоскутки создают гармоничный образ в народном стиле благодаря умелому сочетанию элементов Светлана Ефремова и Татьяна Жирова мечтают создать коллекцию «Времена года»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz