Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 16/ 02/ 22 Мир увлечений 27 ТАЙНЫ ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ С Игорем Ивановичем мы встретились в ЛГТУ на ка- федре дизайна и художе- ственной обработки материалов, которую он возглавил чуть более года назад. Чтобы показать, чем занимаются студенты, профессор пригласил нас в музей, где пред- ставлены курсовые и диплом- ные работы — от выкроенной и сшитой своими руками одежды, всевозможных панно, статуэток из гипса, керамической посуды до макетов домов и фигур, от- печатанных на 3D-принтере. Хотя роль компьютерных тех- нологий в современном дизайне огромна, будущие специалисты должны не только мышкой ра- ботать, но и многое делать сво- ими руками. — Ученые считают, что есть прямая связь между сознанием и тактильными навыками. Если человек красиво рисует, то он и красиво мыслит. Иначе как из него получится хороший дизай- нер? — заключил Игорь Орлов. Орлов и компания С карандашом и альбомом он подружился еще в детстве. В армии оформлял стенгазе- ты и дембельские альбомы для сослуживцев. Но поступил в технический университет и стал инженером черных и цветных металлов. Реализоваться в профессии удалось благодаря молодежному центру при об- ластном комитете комсомола. Здесь начинающие ученые од- новременно занимались наукой и производством. Орлов взял в аренду небольшой цех, где отливали из металла посуду и детали для мебели и предметов интерьера. —Вдруг грянула перестройка. Слово «инженер» стало ругатель- ным, специалисты разбежались кто куда, — вспоминал Игорь Иванович. Ему пришлось быстро пе- реквалифицироваться. Как раз в ту пору вошли в моду расписные матрешки, шкатулки и самовары. Так, появился бренд «Россия», а потом — «Орлов и компания». Игорь Иванович делал эскизы, а его коллеги воплощали их в различных изделиях, которые расходились по всему миру. Ма- стера не раз занимали первые места в престижных международ- ных конкурсах. Как-то довелось выполнить заказ для Алексия II. Самовар украсили изображени- ем Александро-Невской лавры, где в духовной академии учился будущий патриарх. — Я был на вручении подар- ков. Осматривая богато оформ- ленные вещи, он остановился у нашего изделия. Сказал, что такого еще не видел, —поделился Игорь Иванович. Правда, пообщаться с предсто- ятелем ему тогда так и не удалось. Зато компания защитила свой товарный знак в семи странах. Мастера научились на металле вос- производить лаковые миниатюры. Онииспользовалимасляные кра- ски, тогда как шкатулки худож- ники расписывают темперными. Узоры на подносах не плавились даже на открытом пламени. Пошел в люди Последняя партия само- варов уехала из Липецка аж в Саудовскую Аравию. По семейным обстоятельствам Игорь Иванович не мог часто отлучаться на выставки. Ка- завшуюся самобытной нишу постепенно занимали китай- цы, дорожало сырье. Так биз- нес остался позади, а впереди была наука. Орлов устроился в ЛГТУ и подрабатывал отделкой, но все больше задумывался о получении ученой степени. С этой целью он поехал в Мо- скву, в академию Строганова. — Взял книгу «История ин- терьера» профессора Николая Соловьева, который был прорек- тором в Строгановке. Пришел к нему за автографом и сообщил, что приехал из небольшого го- родка и хочу с ним работать, — вспоминал ученый. С эпохой Орлов давно опре- делился. Еще ребенком он по- смотрел фильм «Ларец Марии Медичи». Захватывающий сюжет и красивые актеры сыграли свою роль — липчанин навсегда влю- бился в Средневековье. Игорь Иванович уверен, что историки создали миф о мрачной и темной поре. По его словам, это самое яркое время, когда цивилизация стремительно развивалась, а на- род был свободным. — Вспомните французского короля Людовика Святого, кото- рого разбили во время крестового похода. С войском он попал в плен. И хотя монарха отпустили, домой он вернулся только через несколько лет вместе со своими рыцарями, —заметил собеседник. Тема готических соборов по- казалась интересной наставнику. Он посоветовал остановиться на юге Франции—месте, о котором русские ученые еще не писали. Оказалось, что и европейские мало его изучали. Игорь Орлов работал в архивах университе- тов Тулузы, Лиона, Барселоны и Сорбонны, собирал материал в Центре катарских исследований в Каркассоне. Но самое главное — изучал артефакты в малень- ких провинциальных городках. Альби, Монтескье-Вольвестр, Нарбонн, Эльн, Ош, Рабастен, Родез и другие он исходил пеш- ком вдоль и поперек. — Там и сейчас много веру- ющих католиков. Мне довелось побывать в церквях, где фасады и интерьеры неплохо сохранились со времен Средневековья. Ведь во Франции тоже были революции, во время которых массово разру- шали культовые сооружения, — рассказал ученый. От фресок до вкусного хлеба Игорь Орлов сумел доказать, что стены средневековых соборов были не серыми, как считали раньше, а украшены фреска- ми. Липчанину удалось найти остатки росписей XII-XIII веков. Да и сама архитектура в южных провинциях уникальна. Испы- тывая натиск варваров, глубоко верующий народ был вынуж- ден обороняться. Так появились укрепленные церкви. —На первый взгляд, это кра- сивейший замок с башнями, окруженными зубчатыми стена- ми и бойницами. А на самом деле народ шел туда молиться, как в церковь, —поделился профессор. Он не только подробно изу- чил такие строения, но и сумел их классифицировать. И даже нашел связь с Россией. Вслед за французами замки-церкви стали строить на территориях совре- менной Германии, Румынии и Италии. А поскольку на Руси не было своих каменных зодчих, то нам такое наследство досталось от романских архитекторов. — Ярким примером является древнерусскийпамятник «Золотые ворота» воВладимире. Есть нечто похожее в Суздале и Киеве, — заметил Орлов. Ученый готов развенчать рас- пространенные мифы о Фран- ции. Говорит, что Михаил Бо- ярский в образе Д`Аратаньяна совсем не похож на гасконцев. Они, скорее, напоминают Де- пардье — высокие, голубоглазые и светловолосые. Мужчины вы- ращивают виноград или много работают на заводах. Францу- женки — в большинстве своем красивые смуглые дамы. А какой делают хлеб вручную! — В пять утра выходишь на вокзал, чтобы отправиться по своим делам, и везде стоит за- пах кофе и свежего хлеба. Он потрясающего вкуса и даже если на несколько дней залежался, остается мягким, — вспоминает Игорь Иванович. Накануне пандемии он до- брался и до севера Франции. Там замки-церкви появились позже и обрели еще более необычный вид. Их окружили фортами, а стены засыпали землей. При первой возможности Игорь Ор- лов продолжит исследовать и это архитектурное наследие. Фото Геннадия Логунова и Марины Таранжиной В КОНЦЕ 80-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА ИГОРЬ ОРЛОВ ПОЛУЧИЛ ДИПЛОМ ИНЖЕНЕРА-МЕТАЛЛУРГА, МЕЧТАЛ О КАРЬЕРЕ НА КОМБИНАТЕ. ТОГДА ОН И ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ВЕРНЕТСЯ В ЛИПЕЦКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, СТАНЕТ ПРОФЕССОРОМ И ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ, НО И НАПИШЕТ ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ ПО АРХИТЕКТУРЕ РОМАНСКИХ И ГОТИЧЕСКИХ СОБОРОВ. Анна Ледовских Замок в итальянском городе Сирмионе ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД Я БЫ НЕ ПОВЕРИЛ, ЧТО БУДУ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ И ИСКУССТВОМ. КАК И В ТО, ЧТО ПОПЫТАЮСЬ ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ФРАНЦУЗСКУЮ АРХИТЕКТУРУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Игорь Орлов НЕ СКРОЮ, ЧТО ПРИХОДИЛОСЬ НОЧЕВАТЬ НА ВОКЗАЛЕ С КЛОШАРАМИ — ФРАНЦУЗСКИМИ НИЩИМИ. В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ И ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ МЕСТНОЙ КУЛЬТУРЫ Игорь Орлов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz