Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 16/ 02/ 22 Творчество 23 Я встретилась с Оксаной в атмосферной мастерской в центре Липецка, кото- рую она арендует для творчества. С первого взгляда поразилась, как эта миниатюрная женщина работает с бетоном, гипсом, си- ликоном. В уютном, по-женски обжитом пространстве каркасы для будущих произведений, уже готовые работы, мешки с мате- риалами. Здесь воплощаются в жизнь идеи скульптора. — Увидела это помещение и влюбилась в него, здесь атмос- фера старых мастеров, — говорит Оксана. —Какое-то время жила в Питере, снимала мастерскую с большими окнами и высокими потолками, но там было холодно и неуютно. Она согласна уезжать для ра- боты над проектами в другие го- рода. Но при этом должна знать, что всегда может вернуться в любимую мастерскую. Убеждена, что человек, не имеющий посто- янного пристанища, страдает от усталости и опустошенности. Никакого маникюра Мельникова — скульптор- самоучка. Профильного образо- вания не получала. Но лепила с большим удовольствием всегда. В раннем детстве из цветного пластилина создавала героев диснеевских мультфильмов, с которыми потом играла. Когда Оксана пришла в художествен- ную школу имени Сорокина, весь ее цветной мир разрушился, ведь скульптурный пластилин не бывает ярким. Долго к этому привыкала. Потом был факультет дизайна ЛГТУ и вынужденный перевод на социологию. Но лепка из ее жиз- ни никуда не ушла. Занималась керамикой с детьми. Участвовала в конкурсах. Хотелось чего-то большего. Подруга посоветовала пойти в мастерскую к известному в Липецке скульптору Юрию Емельянову. Оксану поразили его работы. Начала ему помогать. И учиться. Погрузилась в процесс и поняла: это то, чем хочется заниматься. Постепенно почув- ствовала в себе силы работать самостоятельно. Скульптура — трудоемкое ис- кусство. Материалы стоят неде- шево. Работа не всегда окупается. Доходы художника зависят от ко- личества заказов. То густо, топусто. Оксана все вкладывает в разви- тие, поэтому не посещает салонов красоты. Разумеется, никакого маникюра и колец на пальцах. Но свои жертвы на алтарь искусства скульптор считает символически- ми и не страдает по этому поводу. Марафон портретов Наша героиня занимается скульптурой почти десять лет. Были перерывы. Каждому худож- нику требуется признание. Поэто- му в моментыневостребованности хотелось все бросить, найти более стабильную работу. Со време- нем поняла, что надо прилагать усилия, продолжать трудиться и однажды это выстрелит. Недавно Оксана затеяла ма- рафон скульптурных портретов героев культового сериала «Игра престолов». —Есть такая поговорка: «Даже если нет войны, солдаты должны быть заняты», — говорит она. — Для меня это самодисциплина, отработка мастерства. Если я пере- стаюработать с анатомией, все за- бывается. Поэтому надо постоян- но практиковаться. Вэтомфильме много характеров, образов, типа- жей. Хорошая тренировка. Япока- зываюработыв соцсетях, многим нравится. Предлагают мне лепить героев из «Гарри Поттера». А еще заметила, что когда вот так леплю для себя, сразу растет количество заказов. И, наоборот, во время моих перерывов все затихает. Интересно, что глиняные портреты скульптор не отливает в гипсе. Она их ломает. «Неужели не жалко?», — недоумеваю я. —Яне сразу пришла к этому,— объясняет Оксана. — Но со вре- менемпоняла, что не надожалеть каждую работу. Не собираюсь создавать из них музей. Мне ни к чему всякий раз тратить силы на заливку. Ипотомнужно где-то хранить эти 30 портретов. Так что ограничиваюсь селфи для истории, ломаюиприступаюк следующему. Лепить по фотографии сложнее, чем сживойнатуры. Скульптура— не рисунок, здесь важен объем. Какой-то портрет получается за пару часов. А с другим и два дня провозишься, но все как-то не то, не удается уловить суть. Оксана уже успела поработать практически со всеми существу- ющими в скульптуре матери- алами — гипсом, силиконом, искусственным мрамором, эпок- сидной и полиэфирной смолами. Освоила формовку. Любит экс- периментировать, хотя больше тяготеет к классике. Работа начинается с каркаса. На деревянный стержень на- матывается проволока. На эту конструкцию налепливается глина. Затем в форму заливают гипс, цемент или синтетические материалы. —Все идеи рождаются в про- цессе работы, — рассказывает Оксана. —Хочется делать что-то запоминающееся, с подтекстом, чтобы зритель, видя внешнее, еще и внутрь заглянул. Так родились скульптурный портрет «Мысли математика», серия «Три сестры», светящиеся торсы и другие авторские про- изведения. У нее есть незаконченные работы, в которые всегда можно добавить новые элементы. —И все-таки во всем должна быть завершенность, закрытие гештальта,—рассуждаетОксана.— Этот принцип важен не только в творчестве, но и в жизни, все надо доводить до логического конца. Женский взгляд Последний год выдался бо- гатым на выставки. Молодежная экспозиция в Санкт-Петербурге, открытые конкурсы для скульп- торов в Воронеже, выставка «Женский путь в искусстве», ор- ганизованная липецкимЦентром изобразительных искусств, экспо- зиция Союза художников России «Свобода творчества» в Курске. — Этот эскиз я возила в Во- ронеж. Там объявляли конкурс на лучший проект памятника Гаври- илу Троепольскому, автору пове- сти «Белый Бим Черное ухо», — рассказывает Оксана. — А вот этот повезу на конкурс лучших проектов мемориальных памят- ных знаков. Нужно было создать монументальную композицию, посвященную погибшим воен- нопленным и мирным жителям в немецком лагере «ДУЛАГ-191». Эту работу я задумала больше года назад. Хотелось подчеркнуть роль женщин и детей в Великой Отечественной войне, их часто незаметный подвиг. И тут вдруг объявляют этот конкурс. Будто совпадение. В перерывах между выставка- ми и работой «для себя» Оксана выполняет частные заказы. Эле- менты интерьера — барельефы, лепнину, портреты, ландшафт- ные скульптуры. Почти все за- казчики из Москвы и других городов. Находятся через соцсе- ти. В родном городе отклика на свое творчество Оксана пока не получает. —Один знакомый художник как-то сказал мне, что на родине свой мастер не ценится, — го- ворит она. — В Липецке мне не хватает открытых архитектурных конкурсов, в которых я бы с удо- вольствием поучаствовала. Оксана все время в поиске новых идей. Создала авторскую гипсовую раскраску с буквами алфавита и рельефными персо- нажами. —Просто учить лепке, препо- давать скульптуру мне скучно, — делится она. — Хотелось бы ор- ганизовать интерактив, чтобы дети создавали для себя игрушки. Можно, к примеру, вылепить всех героев игры «Warcraft» и испытать радость творчества. Такой проект намечается. Способность лепить заложена в каж-дом ребенке. Дети кайфуют от самого процесса. Оксана называет скульптуру своим главным делом и увлече- нием. Но и за пределами мастер- ской ведет не менее насыщенную жизнь. Занимается хапкидо. Хо- дит в водные и конные походы. Зимой катается на коньках и сноуборде. Пробовала себя в скалолазании и картинге. А затем возвращается в любимую мастер- скую, где рождаются новые идеи для творчества. Фото Павла Острякова СКУЛЬПТУРА ТРАДИЦИОННО СЧИТАЕТСЯ ПРЕРОГАТИВОЙ МУЖЧИН. МАСШТАБНОЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ИСКУССТВО ИМ БОЛЬШЕ ПО ПЛЕЧУ. ТЕМ УДИВИТЕЛЬНЕЕ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЛИПЧАНКОЙ ОКСАНОЙ МЕЛЬНИКОВОЙ, ЧЬИ ХРУПКИЕ ЖЕНСКИЕ РУКИ СОЗДАЮТ ИЗ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ ГАРМОНИЧНЫЕ РАБОТЫ— СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ, ТОРСЫ, БЮСТЫ, БАРЕЛЬЕФЫ. Ольга Журавлева ЗАСТЫВШИЕ МГНОВЕНИЯ ИСТИНА В ПРОСТОТЕ. ЕСЛИ СМОЖЕШЬ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ ОБЪЯСНИТЬ СЛОЖНОЕ, СОЗДАШЬ ШЕДЕВР Оксана Мельникова В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ ВЫСТАВКАМИ И РАБОТОЙ «ДЛЯ СЕБЯ» ОКСАНА ВЫПОЛНЯЕТ ЧАСТНЫЕ ЗАКАЗЫ — БАРЕЛЬЕФЫ, ЛЕПНИНУ, ПОРТРЕТЫ, ЛАНДШАФТНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ. ПОЧТИ ВСЕ ЗАКАЗЧИКИ ИЗ МОСКВЫ. В РОДНОМ ГОРОДЕ ОТКЛИКА НА СВОЕ ТВОРЧЕСТВО ОКСАНА ПОКА НЕ ПОЛУЧАЕТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz