Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Театр 22 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 9 (26459) Т репетное волнение перед началом спектакля, ра- дость при виде полного зала, восторг от зрительских аплодисментов — все это было в жизни Николая Петровича ты- сячу раз. Но всегда по-новому он переживает итог проделанного вместе с коллегами пути. Сказку ставить трудно Не стала исключением и недавняя его режиссерская работа — сказка про Красную Шапочку, премьера которой со- стоялась в январе. —Сказку ставить трудно, по- тому что в ней совсем не бытовая история. Сразу предполагается, что на сцене нет ничего реально- го. Все персонажи выдуманные, сочиненные вначале автором, затем режиссером, художни- ком. Завершает создание пер- сонажа артист. В сказке больше возможностей для артистов и художников, — считает Нико- лай Петрович. — Люди забыва- ют свое детство. Важно, скорее всего, интуитивно вспомнить, как ты себя вел в театре, когда ты что-то видел новое, интересное. Надо восстановить свои детские ощущения. Если ты ставишь сказку, как говорят, «с холодным носом», как опытный режиссер, то большая вероятность, что эф- фекта не получится. Влюбиться в автора Николай Петрович до сих пор играет роли в спектаклях. Их не так много, как в прежние годы, но они есть и в «Ревизо- ре», и в «12 стульях», и в «Смерти Ивана Ильича». — Актерскую профессию и режиссуру несложно совмещать, когда ты не путаешь одно с дру- гим. Если играю в конкретном спектакле, я стараюсь отклю- читься от того, что и я режиссер. Артист должен обязательно до- верять автору пьесы, режиссеру, художнику, партнеру. Тогда по- лучается совместное творчество и рождается спектакль, — делит- ся Николай Петрович. ПомнениюНиколаяЧебыки- на, режиссура в известном смыс- ле—насилие над артистами. — Они разные и по способ- ностям, и по восприятию. Один понимает с полуслова, друго- му надо долго объяснять, тре- тьему — показать, четвертому требуется и то, и другое. А ко- му-то надо просто дать время, дождаться, когда он вступит в роль, не подгоняя, не дергая. Для этого режиссер должен хо- рошо знать артистов. Когда я прорабатываю пьесу, конечно, проигрываю про себя каждый персонаж и записываю какой-то результат, анализируя взаимо- отношения героев и их поступ- ки. Другое дело, что мне не надо реализовываться как артисту. Я вижу постановку в целом. Беру автора и влюбляюсь в него. Чи- таю все его пьесы и посвящен- ную ему литературу. Артистов, художника, с которыми работаю, я должен объединить вокруг лю- бимого мною автора, — уверен Чебыкин. Профессия выбрала его Он вырос в Омске в творче- ской семье. Мама великолепно пела, папа был художником. От каждого из родителей сын впитал понемногу, унаследовав любовь к искусству. Он никогда не выбирал свою профессию. Она выбрала его еще в школьные годы, когда Коля Чебыкин оказался в числе тех, кто непременно выступал со сцены, принимая участие во всех праздничных мероприятиях. Ча- стенько будущий режиссер сам становился инициатором оче- редного действа, для которого придумывал сценарий. Тогда же он начал выходить на сцену в первых своих ролях в местном Доме культуры. Это дало старт для поступления в Новосибир- ское театральное училище после окончания школы. Липецкий драмтеатр стал пятым в судьбе Николая Чебы- кина, мечтавшего о режиссуре. Его желание продолжить учебу, чтобы ставить спектакли, под- держали директор театра Сергей Кончевский и худрук Владимир Пахомов. — Пахомов был очень чув- ствителен к проблемам людей. Он старался входить в положе- ние и много помогал работни- кам театра, когда у тех не было денег, жилья, кто-то из близких болел. В ту пору я только при- ехал в Липецк, родилась стар- шая дочь. В образовавшейся в творчестве паузе, чтобы содер- жать семью, работал маляром в строительной бригаде и не смог влиться в труппу на гастролях на Украине, как предлагал Па- хомов. Но в сентябре меня при- няли в театр без проволочек, — вспоминает Николай Петрович. Молодой актер сразу втянул- ся в работу, репетировал, играл в спектаклях и плотно вошел в ре- пертуар. Поэтому когда в конце сезона он объявил, что собира- ется учиться на режиссера и на- мерен уехать, его не отпустили, предложив ставить спектакли на липецкой сцене, а обучение пройти в заочной форме. — Я азартный человек! Мне нравились все мои роли. Было великое множество вводов. Я вживался в спектакль всего за три-четыре репетиции. Мы все- гда старались сделать творческие программы, чтобы выступать в школах и библиотеках. И сего- дня такая программа, посвящен- ная Льву Толстому, есть у нас с Любовью Кабановой, — расска- зывает Николай Петрович. Потомки рассудят Нацелившись на режиссуру, Николай Чебыкин стал ассис­ тентом у Иосифа Райхельгауза, поставившего в конце 70-х годов в Липецке имевший большой успех спектакль «А поутру они проснулись» по Василию Шук- шину. Вместе они работали и над «Пролетарской мельницей счастья», где Чебыкин был уже режиссером. Позже, шлифуя свое ма- стерство, вместе с Владимиром Пахомовым Николай Чебыкин ставил спектакли по произведе- ниям Антона Чехова, который стал эпохой в жизни Пахомова и возглавляемого им театра. —В театре может не быть ди- ректора, режиссера, костюме- ров, художников, музыкантов, кого угодно. Лишь без артистов не обойтись. Это по большому счету не профессия, а образ жиз- ни, поэтому очень важно уметь настраиваться на общую волну. Убежден, что и хороший режис- сер не может не быть артистом. Когда в режиссуру приходит человек, который не играл на сцене, ему бесконечно трудно воплотить свой замысел. Ведь выразить себя и свое понима- ние пьесы он может только че- рез артиста, — уверен Николай Петрович. Поэтому Николай Чебыкин не оставляет актерскую профес- сию, считает, что без этой трени- ровки ему нельзя. — Вся моя жизнь здесь, а со- стоялся я или нет, судить потом- кам. Мы не можем каждый день быть буквально тем, кем хотели бы быть, — философствует по обыкновению Николай Петро- вич, и у него обязательно есть планы и на завтра, и на целую жизнь. Фото Павла Острякова и из архива театра ВООБЩЕ ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН ЗАБЫВАТЬ ОЩУЩЕНИЯ СВОЕГО ДЕТСТВА. ДО КОНЦАЖИЗНИ ОН ОБЯЗАН ВОСПРИНИМАТЬ МНОГИЕ ВЕЩИ ВПЕРВЫЕ, НЕ НАИГРЫВАТЬ, А ОЩУЩАТЬ ИХ ПЕРВОЗДАННОСТЬ Николай Чебыкин И АКТЕР, И РЕЖИССЕР У него более 4 0 постановок на липецкой сцене и в других российских театрах, а в репертуарном листе — 7 0 ролей. Заслуженный артист России, режиссер Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Николай Чебыкин недавно отметил свое 7 0 -летие. Ольга Шкатова Николай Чебыкин не оставляет актерскую профессию, считает, что без этой тренировки ему нельзя С участниками спектакля «Василий Теркин» дочери автора поэмы Александра Твардовского Валентина и Ольга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz