Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 1 9 (26459) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров и министр иностранных дел Великобритании Э. Трасс на совместной пресс-конференции. Москва, 10 февраля 2022 года ЧТО ОСТАНОВИТ ЭПИДЕМИЮ НЕВЕЖЕСТВА? ОБРАЗОВАННОСТЬ ТЕПЕРЬ НЕ ТАКАЯ УЖ БЕЗУСЛОВНАЯ ЦЕННОСТЬ. КУЛЬТУРА ТЕМ БОЛЕЕ. ВОТ КАК, НАПРИМЕР, СТАТЬ НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ? ЭРУДИЦИЯ — УДЕЛ ОЧКАРИКОВ-БОТАНОВ. БОЕВИКИ И РЕКЛАМНЫЕ РОЛИКИ ДАЮТ ИНЫЕ РЕЦЕПТЫ. А нонсируется, допустим, старый фильм с Бель- мондо. Монтируются самые крутые куски, когда ге- рой бьет физиономию и ломает кости каждому встречному-по- перечному. И телевизионщики сопровождают это коммента- рием: «Настоящий мужчина должен быть сильным». Сила измеряется, разумеется, мощью кулака. Сила интеллекта тут ни при чем. Есть и другие варианты утвердить маскулинное начало. Например, сесть за руль люк- сового внедорожника. К твоей одной человеческой силе при- бавляется Бог весть сколько лошадиных. И твои дела сразу идут в гору, манекенщицы по- ЭПИДЕМИЯ НЕВЕЖЕСТВА — ЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ, КАК КОРОНАВИРУС. ВАКЦИНЫ ПРОТИВ НЕЕ НЕТ. ДА ОНА И НЕ НУЖНА. РАЗВЕ ДРЕМУЧЕСТЬ НЫНЕШНЕЙ ГОСПОЖИ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ТОРМОЗИТ ЕЕ КАРЬЕРУ? спешно спрыгивают с подиумов и бросаются тебе на шею. Вариант подешевле—вымыть голову революционным шам- пунем. Голос за кадром ликует: «Твои волосы всегда в фокусе, и все внимание только на тебя». Вас эти ролики недостаточ- но убеждают? Тогда смотрите на преуспевающих блогеров-мил- лионеров. Кто написал «Отцов и детей», эти ребята не в курсе. И без всякого стеснения сообща- ют: чтение — не наше занятие. Что отнюдь не мешает им жить припеваючи и обзаводиться ле- гионами поклонников. «Открытия» английского министра Эпидемия невежества — яв- ление глобальное, как коронави- рус. Вакцины против нее нет. Да она и не нужна. Разве дремучесть нынешней госпожи министра иностранных дел Великобрита- нии тормозит ее карьеру? Высо- копоставленная особа делится с городами и весями своими исто- рическими и географическими открытиями. Она рассказывает о тысячелетнем государстве под названием Украина, геройски сражавшемся сперва с татарами, потом с монголами. Она наме- ревается защищать от русских Прибалтику на Черном море. Она решительно отказывается признавать российскими Ро- стовскую и Воронежскую обла- сти, поскольку уверена, что они принадлежат «незалежной». Не она первая, не она по- следняя. Помните, как кто-то из западных политиков удивился: неужто кроме американского штата Джорджия где-то на бе- лом свете существует такая стра- на — Грузия? А кто-то обещал отправить к берегам Белоруссии грозные корабли ВМС США. Я не выяснял, какие коллед- жи закончили эти представители правящей элиты. У кого-нибудь, возможно, есть даже дипломы Оксфорда, Гарварда и Йеля. Ан- гличане не зря говорят: можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Эти вершители судеб мира, по-ви- димому, и не пили. По крайней мере, воду. Над ними, конечно, можно и посмеяться. Но та самая эпи- демия невежества не обошла стороной и некогда книжную, читающую, думающую Россию. Слава Богу, в верхних эшелонах власти у нас неучей нет. К при- меру, коллега английской госпо- жи министерши Сергей Лавров интеллигент и интеллектуал. Но посмотрите на питомцев нашей общеобразовательной школы. Их среднестатистический уро- вень знаний ошеломляет. Тот слыхом не слыхивал, что Волго- град и Сталинград — один и тот же город, где произошло великое сражение Второй мировой. Этот, хихикая, гадает: что есть Холо- кост — наверное, заграничная парфюмерная фирма. Бесспорно, российские школьники красиво выступают на международных олимпиадах, и президент Владимир Путин справедливо отметил их успехи в соревнованиях с зарубежными сверстниками. Но много ли таких ребят в толпе тех, кто к седьмому классу нетвердо выучил таблицу умножения и делает в диктанте 30 ошибок?Иногда у меня возни- кает впечатление, что чем больше у нас инноваций, чем дольше продолжаются перманентные реформы в школе, тем больше невежд покидают ее стены. Буду рад, если ошибаюсь. Олишнем и необходимом Едва речь заходит о результа- тах отечественного образования, как тут же звучит классический вопрос: что делать? В очередной раз я услышал его в программе «Прав?Да» на ОТР. Обществен- ное телевидение России честно отражает общую обеспокоен- ность россиян. А она очевидна. В обсуждении участвовали педа- гоги, профессора, журналисты. А еще нам показали неглупо- го старшеклассника. Пока взрос- лые зануды спорили, он свысока растолковал им и телезрителям, почему нет надобности ходить в школу. 90 процентов инфор- мации, которой детям забивают мозги, — туфта. Она никогда не пригодится в жизни. Учить надо финансовой грамотности, пра- вилам бизнеса, ну, пожалуй, еще психологии. Похоже, по мнению юного эксперта, она полезна, чтобы видеть насквозь парт- неров, конкурентов, чиновни- ков, наемный персонал. Иначе они тебя надуют и разорят. В его возрасте мои ровес- ники охотно повторяли вслед за Михаилом Светловым: я обойдусь без необходимого, но не могу прожить без лишнего. Симпатичному подростку в телевизоре вряд ли знакомы имя Светлова и сам этот афоризм. Да и под лишним он, скорее всего, будет подразумевать нечто ма- териально осязаемое, имеющее потребительскую стоимость. В 1918 году наш выдающий- ся соотечественник Вернадский предупреждал: «Где искать опо- ры? Искать в бесконечном, в творческом акте, бесконечной силе духа… нельзя отложить за- боту о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетво- рения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки лю- дей, идеалом которых будет — «хлеба и зрелищ!». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель мо- жет удовлетвориться, когда он будет воспитывать скалозубов, молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов». Способны ли мы сегодня внять голосу гениального уче- ного? Зачем учить стихи В диалоге на ОТР профессор Гнесинской академии настаивал, вернее, настаивала, поскольку это дама, на приоритете гума- нитарного, если угодно, гуман- ного начала. Искусство старше науки, говорила она. Значит, и обучение нужно вести в том же порядке, в котором развивалось человечество: сперва чувства, сопереживание, потом интел- лект. А вместе это и будет опре- делять творческие возможности личности. В образовании и воспитании требуется избыточность. И не только потому что, как сформу- лировал аж в XVIII веке фран- цузский философ, надо много учиться, чтобы немногое знать. Здесь в свои права вступает и физиология. Скажем, на склоне лет Дарвин жалел, что с юности не учил наизусть ежедневно сти- хи. Это бы в старости сохранило свежесть и цепкость памяти. А сейчас в школе за год ребенок учит три-четыре стихотворения. Вместо 40, как считалось обяза- тельным в советское время. Ни Дарвин, ни Вернадский нам не указ и не ориентир. Короче, в школе далеко не все благополучно. Особого эф- фекта не приносят эксперимен- ты, обновления стандартов и прочие начинания. А вдруг глав- ная причина в том, что учитель оказался в одиночестве, и культ знаний не поддерживается теми же СМИ? Скорее, наоборот. На том же ТВ откровенно пропаган- дируются ловкие счастливчики, паразитирующие на готовности большинства плыть по течению и развлекаться. И не только на каком-нибудь «Муз-ТВ» или «Пятнице», но и на федеральном Первом. Сомнительно, чтобы Константин Эрнст, биолог по образованию и даже кандидат наук, ценитель хорошего кино, не понимал, что творит, прибав- ляя популярности безмозглым тиктокерам. Авторыкниги прогнозов в об- ласти образования напоминают: слово «просвещение»—древний перевод с санскрита слова «культура», иначе сказать «культ света». А еще есть латинский ва- риант — возделывание. Что мы возделываем сегодня? Даже стихи теперь годятся лишь для безграмотных вир- шей в рекламе, вдвойне идиот- ских, поскольку первую строчку рекламщики украли у Пушки- на: «Я помню чудное мгновение, подарков выбор предо мной, для папы, брата и для мужа подарков выбор и большой». Ввести бы в Уголовный кодекс статью за словесный вандализм по отно- шению к классике. Фотоmid.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz