Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Доступная среда 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 09 / 02 / 22 дел, насколько много среди нас сильных личностей. Сейчас с улыбкой вспоминаю, как Ирина позвонила мне с радостной ве- стью, что «Оптимист» выиграл грант. И тут же сообщила, что буду вести поэтическую студию. На возражения, что у меня нет опыта в составлении программ, она отмахнулась, мол, уверена, справишься, и посоветовала взять в напарники Витю Роди- онова. Тогда я ничего о нем не знал и через знакомых нашел его телефон. Пообщались, ока- зались схожие интересы — как в той советской песне: «музыка нас связала». Теперь Виктор — мой лучший друг. Работа как воздух Смена руководителя «Опти- миста» стала судьбоносной для Алексея. Возглавившая объеди- нение Ксения Агаркова была активистом «Школы мастеров», куда как раз требовался пресс- секретарь. Накопленный опыт и творческий подход Аксенова не остались незамеченным. Так он получил работу. Осваивать новое дело пришлось с нуля, и сегодня ни у кого не возникает сомнений, что сделан правиль- ный выбор. Липчанин наладил контакты с местными СМИ, научился, даже несмотря на свою маломобильность, оперативно освещать события и выклады- вать новости «Школы мастеров» на разных интернет-площадках. Сам Алексей считает, что в том его преимущество — всю «кух- ню» работы с инвалидами знает изнутри, и порой даже хватает просмотра фотографий, чтобы составить представление о ме- роприятии. — Для инвалида трудоуст­ ройство — самая главная проб­ лема, — говорит он. — И дело не только в дополнительном за- работке к пенсии. Работая, он осознает, что не обуза для об- щества, а, напротив, может при- носить ему пользу. Радует, что в последнее время в организациях появляются квоты для инвали- дов, развивается социальное предпринимательство. Самый известный пример — липчанин Роман Бобылев, который еще в 2010 году создал некоммер- ческое партнерство «Развитие социального предприниматель- ства Липецкой области». Хоро- шо знают и президента обще- ственной организации «Школа мастеров» Марину Репникову и директора Центра декоративно- прикладных ремесел для людей с инвалидностью «МарьинГрад» Елену Ларионову. Благодаря их команде ребята могут делать мыло, гипсовые фигурки и до- машний текстиль. В принципе трудоустроиться инвалиду сего- дня можно, было бы желание. Человек с ментальными наруше- ниями способен выполнять ра- боту по сборке каких-то вещей, колясочники—работать с сайта- ми, вести аккаунты. Для кого-то Интернет — большая помойка, но люди с умом просто не лезут в мусор, а ищут возможности, учатся новому, развиваются. Открывая мир Порой бывает, что окружа- ющие просто не знают, как себя вести с инвалидами. Алексей приводит в качестве примера такой случай. Ему нужно было добраться на такси до места, где его уже ждали. Один водитель даже хотел отказаться его везти, мол, куда я тебя потом дену. Те- перь Алексей взял за правило, садясь в такси, объяснять, кто он, куда едет, кто его встретит, что с ним не будет проблем. — В советское время подоб- ная реакция на инвалида была типичной, — делится Алек- сей. — Сегодня я с удоволь- ствием замечаю, что общество готово принимать нас. Недавно мне снова нужно было поехать на такси, катить коляску по та- кому снегу от подъезда вообще не вариант. Увидев, как мне по- могают добраться до машины, случайный прохожий без слов просто взял и донес меня на ру- ках. И таких отзывчивых людей стало больше. Не везде в городе есть до- ступная среда, не хватает тех же туалетов для колясочников. А иногда вроде бы есть и пандус, и кнопка вызова специалиста, а получив такой сигнал, эти со- трудники не знают, что делать дальше, — не обучены действо- вать в таких ситуациях. Маломобильные инвалиды большую часть времени про- водят дома и не всегда умеют пользоваться городской инфра- структурой. К тому же, у каж- дого свои особенности здоро- вья. Алексей, к примеру, умеет передвигаться на коляске и, если нет болей в ноге, может ходить, держась за спинку кресла или на специальных ходунках, ест самостоятельно. Он хорошо вла- деет компьютером, но каждый раз преодолевает трудности, пе- чатая текст. Не умеет готовить и накрывать на стол, завязывать шнурки, купаться самостоя- тельно. Благодаря уникальному проекту «Центр сопровождаемо- го проживания» Алексей вместе с другими участниками получил необходимые навыки самосто- ятельной жизни в городской квартире. То, что для нас давно привычно, дарит ему ни с чем не сравнимые эмоции. Кушать вилкой, а не ложкой, быть ак- куратным, несмотря на недуг, посещать кафе, впервые оплачи- вать счет через Интернет и даже путешествовать — о таком рань- ше и не мечталось. —Я не устану повторять, что рад тому, что в моей жизни есть люди, которым небезразлична моя судьба, — говорит он. — А с Еленой Юрьевной Ларионо- вой, главным куратором Центра сопровождаемого проживания инвалидов, нас связывают еще и дружеские отношения. Столько раз она организовывала поезд- ки для меня и других курсантов! Ехать в большой машине, жуя впервые купленный в автокафе гамбургер, в компании пони- мающих людей — такие мгно- вения счастья стали возможны только благодаря ей. Я впервые выбрался за пределы Липецка, побывав в Задонском и Елецком районах. Смог не по телевизору и в Интернете, а воочию увидеть эту красоту. Мы побывали на Кудыкиной горе, и на те крутые холмы, куда трудно забраться на коляске, друзья поднимали меня на руках. Я помню каждый кусо- чек этих девяти километров 740 метров, которые мы преодолели за тот раз. Фото Геннадия Логунова и из архива Алексея Аксенова и «Школы мастеров» БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ ВИДЯТ, ЧТО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПРЕОДОЛЕТЬ СТУПЕНЬКУ, БЕЗ ВСЯКИХ ПРОСЬБ ПОДХОДЯТ И ПОМОГАЮТ. ТАКАЯ ПОДДЕРЖКА — ПРОСТО БЫТЬ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ ДРУГ К ДРУГУ — НУЖНА КАЖДОМУ Алексей Аксенов Научат самостоятельности 9 февраля состоится презентация нового проекта объеди- нения «Больше чем добро!» — организации Центра сопро- вождаемого проживания. Осенью прошлого года такую «тренировочную квартиру» по развитию социально-быто- вых навыков открыли для взрослых липчан с особенностя- ми здоровья. А теперь в «Школе молодого жильца» могут поучиться дети от 14 до 18 лет. Цель проекта — научиться жить самостоятельно, чтобы не попасть в интернаты, уметь вести достойную жизнь без помощи родственников. Молодежь ждут занятия с психологами, поварами, хорео- графами, музыкальными терапевтами, мастер-классы по доступным видам творчества — шитью, мыловарению, гипсовому литью, гончарному искусству. О желании присоединиться к проекту уже заявили более 40 липчан. О подходе «Иногда люди робеют, боясь ненароком обидеть инвалида предложением своей помощи. Лучше подождите, когда он сам вас об этом попросит. При этом четко выполняйте его просьбы и инструк- ции. Или если видите, что он сам справляется, но с трудом, незаметно понаблюдайте за ним, чтобы при необходимости оказать необходимую по- мощь. Я сам иногда, когда иду, чувствую, что могу упасть. Говорю своим: ребята, просто побудьте рядом, подстрахуйте на всякий случай. Если ви- дите, что жизни инвалида угрожает реальная опас- ность, не ждите призыва, действуйте!» О стеснении «И сегодня родители часто стесняются своих детей-инвалидов. Я уверен: чтобы общество могло адекватно воспри- нимать и принимать их, нужно больше рассказы- вать в СМИ об активных мамах, которые, зани- маясь своим ребенком, создают доступную среду в самом широком пони- мании и для других. Они становятся активистами общественных организа- ций, проводят праздники, поддерживают словом и делом. Часто бывает, что родители не знают, что положено их ребенку, за- мыкаются в себе. Нужно, чтобы дети были на виду, участвовали в конкурсах, фестивалях, мастер-клас- сах, форумах и передачах. Проект «Инклюзивный футбол» — хороший при- мер в Липецке». В Липецке немало мест, Алексей любит путешествовать по области, посещать интересные места фактически недоступных для инвалидов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz