Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 2 (26442) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» В от и мы продолжали ты- кать вилкой куда попало. Шампанское закусывали салом, бабушкину сладенькую наливку — холодцом, а между ними устало жевали то кусочек торта, то соленый огурец. Киркоров и оливье На экране та же картина. Рэперы, тиктокеры, блатной шансон вперемежку с записями Кобзона иМагомаева. Откуда-то из уютного застойного далека доносились пахмутовская «Неж- ность», «Крылатые качели». И сразу, встык хиты вроде «Ксю- ша, Ксюша, юбочка из плюша» или «Рюмка водки на столе». Каждому свое. Один ностальги- рует по 7080-м, другой по 90-м. Кто-то смеется над блистатель- ными монологами Жванецкого и Задорнова, кто-то в восторге от Павла Воли и Гарика «Буль- дога» Харламова, убежденных: нет ничего веселее, когда с экра- на звучат названия первичных и вторичных половых признаков. Телевизионщики удовле- творяют всех. А примиряют благодаря Филиппу Киркорову. Продолжая кулинарную парал- лель, надо признать: он в теле- визионном меню главное блюдо. Он — наше всероссийское оли- вье. Он везде, его много. В шоу «Маска», в шоу «Новогодняя сказка», в рекламе банков и т.д. Рейтинг Филиппа Бедросовича незыблем. В каком бы убогом зрелище он ни появился. Вот «Новогодняя сказка». Бездарные диалоги. Опошле- ны и андерсеновская «Снеж- ная королева», и пушкинское Лукоморье. Снежная королева (Любовь Успенская) приказы- вает Каю-переростку (Баскову) сложить из четырех букв Ж, П, О, А слово «вечность». Это, по мнению создателей шоу, насто- ящий юмор. Песни? Безликие. Они не цепляют, не трогают, не запоминаются. Тексты? Вполне графоманские. Как вам, напри- мер, понравится: «Я буду у тебя первый, ты будешь моей стер- вой». И в центре всего, разуме- ется, Киркоров. Он себя так и анонсирует: я самый популяр- ный и самый дорогостоящий ар- тист на свете. Скажите спасибо, что я у вас есть. Прощай, СССР Пока на разных кнопках нас наперебой таким образом раз- влекали, «Россия-24» предло- жила нечто выламывающееся из общего ряда. В кадре возникал герб Советского Союза, на по- луслове обрывался гимн СССР, рассыпались фигуры, символи- зирующие республики по пери- метру фонтана «Дружба наро- дов» на ВДНХ. У известного проз аика Алексея Слаповского есть ро- ман, охватывающий целый век российской истории — от потрясений 1917 года до наше- го времени. Книга называет- ся «Неизвестность». По Сла- повскому, нам неизвестно не только будущее. В обращении к читателям он так и написал: «Мы путаемся в настоящем, не понимаем его, потому что до сих пор не поняли прошлого». С этим хотелось бы поспорить, да не получается. Для ныне живущих самое необъяснимое событие — ско- ропостижный распад великой державы. Ее ликвидаторы дей- ствовали с какой-то воровской поспешностью, видимо опаса- лись протестов большинства, которое не позволит разру- шать общий родной дом. Но большинство словно оцепенело. Кто-то растерянно, кто-то безу частно наблюдал за происходя- щим. А кто-то поверил: все пра- вильно, так и надо. Годы идут, вопросы остают- ся. Существовали ли неустра- нимые предпосылки для разва- ла страны? Почему многие из нас не осознавали абсурдность самой идеи, что русские, гру- зины, казахи, украинцы, мол- даване, объявив о независимо- сти друг от друга, заживут куда счастливее? Зачем понадобилось тотальное отречение от всего, что завоевали, объединили, построили наши предки? А главное: почему мы молчали? Подойдя к тридцатилетней дате прощания с СССР, мы так и не знаем внятных и честных отве- тов. Получим ли мы их в насту- пившем году, когда, подчиняясь капризу календаря, вслед за не- веселымюбилеем похорон Сою- за будем так или иначе отмечать столетие со дня его рождения? Кажется, за рубежом гораздо заинтересованнее разбираются в катастрофе, которую мы пере- жили. В Китае причины круше- ния СССР изучают в нескольких исследовательских институтах. Тем же занимаются в Америке. Тамошние серьезные ученые выполняют не пропагандист- скую антироссийскую «зака- зуху» своих политиков, а пыта- ются объективно, «без дураков» понять, отчего исчезла с карты мира огромная, могучая страна. Чтобы не допустить подобного у себя. Ведь эта опасность все очевиднее и для них. А что же мы, господа? Эмо- ций в избытке, а трезвого пони- мания маловато. Фальшивые, предвзятые версии разделяют общество. Тем уважительнее стоит от- нестись к масштабному спец- проекту канала «Россия-24». Ничего похожего на отечествен- ном ТВ я не припомню. Де- вять дней январских каникул, как говорится, пока все дома, практически круглосуточно шли программы под рубрикой «30 лет без СССР». Документаль- ные фильмы. Интервью и горя- чих ненавистников советского проекта, и столь же горячих его сторонников. Репортажи из быв- ших братских республик, иные из которых называть братски- ми уже язык не поворачивается. Сюжеты о Великой Отечествен- ной войне, ГУЛАГе, диссиден- тах, космических триумфах. Об энтузиазме строителей сотен предприятий, десятков городов. О горбачевской «перестройке», чей лозунг «Больше социализ- ма!» привел к противополож- ному результату. О ГКЧП с его попыткой предотвратить развал. В сетке вещания нашлось место и для михалковского «Бесого- на», и для страстных монологов Александра Проханова. И для двурушнических откровений Кравчука. И еще для многого. Мы потерпевшие Не расставляя все точки над «i», инициаторы проекта дают массу поводов для размышления о державе, которую мы потеря- ли, и о постсоветской реально- сти, в которой мало кто что-либо приобрел, приумножил, достиг. Сама жизнь дополнила запла- нированное свежими кадрами с разъяренными толпами на улицах Алматы, сообщениями о террористах и о высадке миро- творческих сил ОДКБ в Казах- стане. Миф о благополучном, преуспевающем казахском госу- дарстве потускнел. Похоронщики Союза сего- дня либо не удел, либо пересе- лились в мир иной. А плоды их усердия набивают оскомину уже второму, если ни третьему поко- лению тех, кто вырос на постсо- ветском пространстве. В рамках проекта журна- листы побеседовали с милыми ребятами, преуспевающими тиктокерами. Они вполне до- вольны собой. У них миллионы подписчиков. Но никто из этой тусовки не слышал о ленинград- ской «Дороге жизни», не может расшифровать аббревиатуру ВЛКСМ и вспомнить, кто был президентом СССР — навер- ное, этот, как его, Ленин? А они ведь ходили в школу, господа. И что оставила она в их головах? Разве это не свидетельство сто- процентного поражения нашего образования? На «России-24» работают на- стоящие профессионалы. Они терпеливо выслушивают всех. Очевидцев, адвокатов, проку- роров. В снятом десять лет на- зад фильме Дмитрия Киселева, ославленного либералами в качестве кремлевского пропа- гандиста, Ельцина, Бурбулиса гораздо больше, чем их оппо- нентов. И в новой документаль- ной ленте Наили Аскер-заде по- зиция людей, испытывающих ненависть к СССР, тоже пред- ставлена крупным планом. Только мы с вами, читатель, не свидетели, не защитники, не обвинители. Мы потерпевшие. И мне гораздо ближе то, о чем говорит с экрана выдающийся врач и ученый Лео Бокерия. Он не дипломат и не заботится о политкорректности, а просто и прямо называет вещи своими именами: разрушители Союза — враги своего народа, мелкие, корыстные, бессовестные. Воля ваша, но я присоединя- юсь к его точке зрения. И вместе с ним печалюсь о стране, кото- рую мы позволили уничтожить. Фото из архива редакции ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ЗА ДЕВЯТЬ ДНЕЙ Почему многие из нас не осознавали абсурдность самой идеи, что русские, грузины, казахи, украинцы, молдаване, объявив о независимости друг от друга, заживут куда счастливее? Зачем понадобилось тотальное отречение от всего, что завоевали, объединили, построили наши предки? А главное: почему мы молчали? МЫПУТАЕМСЯ ВНАСТОЯЩЕМ, НЕ ПОНИМАЕМЕГО, ПОТОМУ ЧТОДОСИХПОРНЕ ПОНЯЛИ ПРОШЛОГО Алексей Слаповский Если бы не «Россия-24», новогодний эфир мало бы чем удивил публику. Он был похож на затянувшееся застолье. Все давно попили-поели, пора бы в постель, да прерывать праздничные посиделки не принято. Рекомендации диетологов не совместимы с Новым годом. О трудовых подвигах работников и строителей советских предприятий шла речь в спецпроекте телеканала «Россия-24»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz