Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Вера 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 28 / 12 / 22 С вятые Пётр и Павел, со- зданные иконописцем, смотрят спокойно и светло, словно говорят с нами о любви и надежде. На одежде апостолов выписана каждая складка, будто они в движении. На голове нимбы выполнены из сусального золота, краски так тонко подобраны, что душу на- полняет завораживающее чув- ство гармонии. Часами можно любоваться и на икону Божией Матери, где она так нежно и теп- ло смотрит на сына и, кажется, будто на каждого из нас. Для иконописца главное — создать лик и глаза. Они не пишутся с бликами, а взгляд должен быть будто живой и тёплый. Лилия понимает: созерцая её иконы, люди будут просить Господа о самом важном: любви, утеше- нии и поддержке. — Ощущаю эту ответствен- ность, но меня она не пугает. Мне приятно, что мои образы участвуют в этом таинстве —мо- литве. Сейчас я пишу иконы для храма Троицы Живоначальной в селе Дёмкино Чаплыгинско- го района. Настоятель церкви заказал образа почти для всего прихода. Людям нравится, что они написаны в одном стиле. Есть большие храмовые иконы, где святые изображены в пол- ный рост, есть поясные. Над иконой работаю по нескольку месяцев, — рассказывает Лилия Котлярова. Любимый стиль художни- цы — византийский. Прежде чем создать икону, она под лупой изучает каждый штрих древних мастеров. Её святыни, как пра- вило, — собирательный образ. Где-то ей понравились глаза главного персонажа, в каких-то иконах — изображение одежды. Её восхищает сама византийская живопись того времени. В этих иконах нет ничего лишнего: не сияет золотом фон, ничто не от- влекает от созерцания ликов свя- тых. Если изображаются муче- ники, то видно страдание на их лицах. Поражает и особый свет, исходящий от византийских икон. Она старается с точно- стью повторить технологию их создания и стремится, чтобы её образа были светоносными. — Такой эффект свечения даёт грунт иконы, который за- крашивается особым образом. Главное — подобрать плотность краски, чтобы она была почти полупрозрачной. Я сначала де- лаю эскиз на бумаге, потом ка- рандашом намечаю на полотне рисунок. Начинаю работу все- гда с фона. А потом уже берусь выписывать лики и фигуры, — рассказывает Лилия. Всё началось с Палеха Лилия пишет сцены из Биб- лии, многофигурные компози- ции. Все её иконы создаются на сосновых досках, которые она заказывает в мастерской в Под- московье. Каждая приходит с правильным грунтом. Краски художница делает сама из ми- нералов, которые натирает в специальной ступе. В ход идёт охра, краплак, титановые белила и, как в древности, желток яйца. Так её учили писать иконы на комбинате художественной рос- писи в Липецке, где она работа- ла в 90-е годы. Сюда приезжали мастера из Палеха, которые де- лились секретами создания зна- менитых палеховских шкатулок. Тогда эти сувениры хорошо про- давались за границу, цех работал на полную мощность. — Мы писали сюжеты рус- ских народных сказок, былин и военные баталии из истории Великой Отечественной войны. Было невероятно интересно. Обязательно вникали в исто- рические детали, прежде чем отобразить сценку тончайшей кистью и красками. После та- кой школы мне было несложно поступить на худграф в Липец- кий педагогический институт. Обучение здорово пригодилось в написании икон. Если ты пре- успеешь в живописи, только то- гда можно пробовать создавать святые образа, — утверждает Ли- лия Котлярова. Прежде чем приступить к со- зданию иконы, Лилия изучает житие святых, их чудеса и дея- ния. Ей важно самой внутрен- не увидеть тот или иной образ. Если это семейные иконы, она должна знать, что за люди их заказывают, в каком месте свя- тыни будут находиться. Недав- но художница писала для одной семейной пары образа их покро- вителей— святых Ирины и Оле- га. Она сделала их в одном стиле, зная, что для них отвели место в Красном углу. Чудо в мастерской Для написания икон Лилия оборудовала отдельную комнату в квартире. Когда она работа- ет, закрывает дверь, ей никто не должен мешать. Говорит, в этот момент забываются все внешние обстоятельства, неприятности и хлопоты исчезают. Остаётся мо- литва и желание подарить людям тёплый взгляд святых. Помимо икон художница рисует карти- ны, делает керамику, расписы- вает стены, но ничто не срав- нится с той благодатью, которую получает при создании святых образов. — В такие моменты рожда- ется какая-то необыкновенная радость в душе, умиротворение и спокойствие. Это чувство тебя не покидает во время написания иконы. Ты как будто находишься в другой реальности, —поясняет художница. Лилия признаётся, что в её мастерской случались чудеса. Однажды она работала над ли- ком священномученика Уара Липецкого. Ей было непро- сто его создавать: смотрела на несколько икон, написанных современными художниками. В своей работе опиралась на фото- графии святого. Наконец-то об- раз сложился, и когда она допи- сала последние штрихи, вдруг почувствовала, как необыкно- венное благоухание разлилось по мастерской. — Аромат напоминал цер­ ковные благовония. Чудесно пахло каким-то ладаном. Это продолжалось несколько минут, а потом так же неожиданно всё исчезло, как и появилось. Для меня это было необычно, — рассказывает о своих пережива- ниях Лилия. Художница признаётся, что ей сложно в своей работе поста- вить точку. Вроде ты высказался, написал все детали, и тебя уже «отпустило». Но нет — наутро она посмотрит на икону свежим взглядом, обязательно найдёт недочёты и опять на несколько дней погрузится в работу. В та- ких ситуациях иконописца спа- сают только сроки, поставлен- ные заказчиком. Она ведёт детскую студию «Вдохновение» в Центре образо- вания, реабилитации и оздоров- ления. С ребятами постоянно выигрывает международные конкурсы. Семь лет подряд дет- ская студия побеждала в состяза- нии «Красота Божьего мира». В качестве награды организаторы дарили ребятам паломнические поездки в Москву и Санкт-Пе- тербург. В студии Лилия препо- даёт живопись, керамику и ис- кусство иконописи. Дети очень стараются. Их образы наивные, трогательные и такие светлые. Создавать иконы получает- ся не у всех художников. Ведь помимо мастерства важны ещё и душевные качества. Иконопи- сец—человек, умеющий любить и прощать, и всегда радоваться этому миру. Лилия говорит, ико- нопись позволила ей прибли- зиться к Богу. Фото Ольги Беляковой и из личного архива Лилии Котляровой В МОМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА РОЖДАЕТСЯ КАКАЯ-ТО НЕОБЫКНОВЕННАЯ РАДОСТЬ В ДУШЕ, УМИРОТВОРЕНИЕ И СПОКОЙСТВИЕ. ЭТО ЧУВСТВО ТЕБЯ НЕ ПОКИДАЕТ ВО ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ ИКОНЫ Лилия Котлярова Прежде чем приступить к написанию иконы, Лилия изучает житие святых, их чудеса и деяния. Ей важно самой внутренне увидеть тот или иной образ. СВЯТЫЕ С ТЁПЛЫМ ВЗГЛЯДОМ Липецкая художница Лилия Котлярова пишет иконы: семейные и храмовые. Её работы встречают прихожан в разных церквях Липецкой области. Появление на свет нового образа художник воспринимает как таинство. Даже копируя работы других мастеров, она привносит в свой труд молитву и частичку своей души. Дарья Шпакова Икона Божией Матери «Взыскание погибших» «Святые Пётр и Павел»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz