Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 55 (26595) Н а площадях и в парках Москвы сверкает огнями тысяча с лишним ёлок. В регионах появились зелёные красавицы по высоте достойные книги рекордов. В сибирском миллионнике вместо живого де- рева установили причудливую металлическую конструкцию, напоминающую знаменитую башню Татлина. Не жалеют средств и на другие затеи. Может, так и надо. Пусть и друзья, и недруги знают: мы не унываем. И у нас нет необходи- мости пересчитывать копейки. В России хватит и на встречу Но- вого года, и на поддержку много- детных семей, а уж на армию и подавно. Но я не об экономике и эко- номии. Хочется понять: то, что происходит на фронте, как-то скажется на атмосфере нынеш- него праздника? Каким будет дух застолий с шампанским, оливье и импортозамещённым хамоном, светских балов, кор- поративов и телепрограмм? Что вложат люди в ритуальное по- здравление «с Новым годом, с новым счастьем!»? Пожелания выиграть сто миллионов в ло- терею? Попасть на распродажу шмоток и смартфонов? Слетать в отпуск на Мальдивы? Или на- дежду на скорое возвращение с победой наших героев? В газ ете времён Вели- кой Отечественной я увидел «шапку»: «С Новым годом на- ступающим, с немцем-гадом отступающим!» Так звонко вы- разили журналисты настроение, объединявшее страну. Дай бог, чтобы оно так же объединяло, сплачивало внуков и правнуков победителей. Поющие вместе Уже десять месяцев я делю телепередачи на те, что не стыд- но показать в истерзанных об- стрелами Донецке, Марьинке, Горловке, и на те, которые там лучше не показывать. Телевидение охвачено эпи- демией музыкальных конкурсов. Под свет прожекторов на сцену выходят дети из благополучных семей и сироты, брошенные кровными родителями, народ пенсионного (мне нравятся де- ликатное и красивое определе- ние — серебряного) возраста, непрофессиональные исполни- тели и зубры шоу-бизнеса. Дети все без исключения прекрасны, талантливы, иск­ ренни. Даже если выбирают не «Крылатые качели», а средне- статистическую попсу, копируя манеры какой-нибудь «звезды». Прекрасны старики с песнями их молодости и рассказами о пережитом, потерях, одиноче- стве. Но при этом они сберегли и голос, и желание жить, петь, любить. Я поначалу скептически относился к проекту «Поём на кухне всей страной». И напрас- но. Идея хороша. Меня удивил и растрогал батюшка с многочис- ленными домочадцами, когда они пели под гитару что-то из репертуара бардов грушинского фестиваля. Ещё поразительнее семейство, перебравшееся в Москву из далёкой африканской страны, с энтузиазмом испол- нявшее русские песни почти без акцента. Вряд ли это чем-то заденет тех, кто девять лет живёт под прицелами вэсэушных ракет и орудий. Они не воспримут все- российскую кухню как нечто безразличное к ним и их тра- гедии. Скорее уж почувствуют близость, родство с людьми на экране. А признают ли жители Донбасса своими участников «Аватара», «Маски», «Дуэтов», не уверен. Эти тусовки пре- бывают как бы вне времени и пространства. В жюри — при- мелькавшиеся, поднадоевшие персонажи. Манерный Соседов толкует про музыку с теми же интонациями, что и о бедолагах своей программы «За гранью». Лера Кудрявцева изображает строгую ценительницу прекрас- ного. Они выражают восторг двумя фразами. Первая: у меня прямо по всему телу мурашки. Вторая: о, это так сексуально! Они ис- пытали экстаз, когда между под- мостками и колосниками вдруг повисла кровать, на которой мужчина пел, а его молчаливая партнёрша старалась не свер- зиться вниз. До чего классный номер! Ах, как эротично! На Бродвее умрут от зависти. И никто не назвал пошлость по- шлостью. Вообще-то, «Аватар», «Маска» и т.д. — это не про му- зыку, господа. Это про новые технологии, голограммы и, ко- нечно, про деньги, с размахом потраченные на подобные зре- лища. В кадре непрерывно хохо- чут, убеждая публику: мы вовсю отрываемся, у нас сплошное веселье без всякого повода и смысла. И, наконец, апофеоз всего — явление Киркорова народу в зо- лотой короне, золотом наряде, с огромными перстнями, нани- занными на все пальцы. Это было неприлично во все времена. И вдвойне неприлич- но сегодня. Но причём здесь приличия, какие-то моральные табу? Наш шоу-бизнес редко может сделать что-то хотя бы красиво. Зато богато и пышно сколько угодно. Не пора ли уже называть его не «шоу-бизне- сом», а «бизнес-шоу»? Держись, АлександрДюма! Будьте любезны, господа, перечитайте эпиграф к этим заметкам. Автор великолепных сказок Тамара Григорьевна Габ- бе так сформулировала секрет своих книг. На ТВ, однако, о нём поня- тия не имеют. Там развлечение и смысл разделили, то и другое враждебно друг другу. Ни в коем случае нельзя грузить публику, коли ей обещано что-нибудь за- бавное. Сравните комедии Гайдая, Рязанова, Данелии с комедиями на ТНТ или канале «Наше новое кино». Сравните «Ивана Гроз- ного» Эйзенштейна и «Андрея Рублёва» Тарковского с сериала- ми про русских царей и цариц — Петра Первого, Елизавету, Ека- терину или с «Матильдой» из жизни последнего императора. История Россия превращается в историю адюльтеров, интриг, в мелодрамы и приключенче- ские действа. Причём даже не на манер Дюма, а, скорее уж, «Анжелики». В этих костюмных зрелищах достоверны лишь ин- терьеры, да имена государей и государынь, их любовниц, лю- бовников, придворных. Такого наснимали немало. Перед Но- вым годом вот порадовали народ «Казановой в России». Ну нет для нас героя важнее. Однажды Горький задался вопросом: почему в России не было своего Дюма или Эже- на Сю? Мы иначе относимся к нашему прошлому. Строи- тельство и защита великой дер- жавы стоили нашим предкам колоссальных усилий и требо- вали подвижничества и само- пожертвования. Легкомыслен- ный французский взгляд на это был неуместен. Можно, кстати, взять и примеры поближе. До- пустим, французы сняли ра- зухабистую комедию «Бабетта идёт на войну». В ней девица лёгкого поведения, которую иг- рает Брижит Бардо, обводит во- круг пальца свирепых гестапов- цев, спасая приглянувшегося ей британского лётчика. Сомнева- юсь, что в 50, 60, 70-е годы у нас кто-то снял бы что-то подобное про Великую Отечественную. Но сейчас могут снимать и сни- мают. Об Александре Дюма писа- ли, что он насиловал историю. На что писатель отвечал: «Да, это правда. Но я делаю ей очаро- вательных детишек». «Три муш- кетёра» — увлекательное чтиво, но из него об истории Франции получишь самое превратное впе- чатление. В отличие от нашей «Капитанской дочки», «Войны и мира» или «Петра Первого» Алексея Толстого. А нынче телевизионщики ис- правляют упущения классиков. Их «Елизаветы» и «Казановы» очень органично соседствуют с «Маской», юмором «Москвы ре- зиновой», с мелодрамами кана- ла «Домашний». Что поделаешь, господа. Развлечение — это про- сто бизнес. Забавлять, не поучая, не просвещая, — для него самый идеальный вариант. Фото с сайта culture.ru Учу и забавляю. Когда забавляю — учу. Когда учу — забавляю. Тамара Габбе Война войной, а Новый год по расписанию, то есть по календарю. Разговоры, не сэкономить ли на его праздновании, дабы послать в зону спецоперации побольше беспилотников и амуниции, смолкли сами собой. В газете времён Великой Отечественной я увидел «шапку»: «С Новым годом наступающим, с немцем-гадом отступающим!» Так звонко выразили журналисты настроение, объединявшее страну. Мы иначе относимся к нашему прошлому. Строительство и защита великой державы стоили нашим предкам колоссальных усилий и требовали подвижничества и самопожертвования. Легкомысленный взгляд на это неуместен. МАСКА, Я ТЕБЯ НЕ ЗНАЮ И ЗНАТЬ НЕ ХОЧУ! Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Советская писательница Тамара Габбе (1903—1960)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz