Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

№ 12 (26452) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 Вера — Каждый год в Липецком регионе проводится большое ко- личество конференцийи семина- ров, посвященных новомучени- камиисповедникамроссийским. При епархиях есть комиссии по канонизации святых, где был произведен тщательный анализ материала. Работает дирекция историко-культурного наследия Липецкой области. В области вышли книги «Святые липецкой земли», «Собор липецких свя- тых», гдемного внимания уделено новомученикам, которые были гонимы, расстреляны или умер- ли от болезней в 30–40-е годы XX века. Поэтому те, кто интере- суется этой темой, могут найти исчерпывающуюинформацию. Актуальна ли сегодня тема новомученичества? Думаю, что да. Ведь теперь христианство де- лится на две категории: первая— «я — православный», то есть че- ловек, который все правильно делает, может перекреститься, поставить свечу, знает, к какой иконе приложиться. Вторая ка- тегория «я — христианин», то есть человек, живущий по за- поведям, которые Господь дал людям. Так вот, жить по совести и быть христианином — вот уже подвиг и мученичество в наше непростое время. Нам не стоит смотреть в сто- рону Запада, так можно совсем себя потерять. У Святой Руси такой богатый язык, культура, история! У нас целый сонм стар- цев, мучеников, исповедников Христовых. Кстати, первым в России благословил проводить воскресные просветительские занятия для прихожан наш свя- титель Тихон Задонский. Он же первый начал писать проповеди для христиан, которые потом за- читывали в храмах. Сегодняшние христиане, к сожалению, стали очень сла- бенькие, ведомые. У них трудно с мышлением, с принятием соб- ственных решений. Люди ищут благодатных священников, что- бы те решали их вопросы, или заняты поиском чудес. А совре- менные пастыри зачастую ведут людей к себе, а не ко Христу. Уже мало кто ищет ответы на вопросы в творениях святых от- цов. Но как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Знай себя и довольно с тебя». Вот но- вомученикам и исповедникам была свойственна стойкость во взглядах, твердость характера и крепость духа. Они истинно служили Богу и людям. Этим качествам и должны научиться современные христиане. Мученик — это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово правильнее было бы перево- дить как «свидетель». Исповедник — особый лик святых в христианстве. Изна- чально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений, и сам был гоним, но не претер- пел мучительной смерти. Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям (жертвенности), которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства христианской веры (героиче- скому подвигу во имя Христа). Мученики — один из «чинов» (ликов) святых. Новомученики — общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Алексий Шумаков, иерей, клирик Христо-Рождественского собора города Липецка П редание гласит, что бла- женная Ксения Петер- бургская, тихошагая сре- димогилСмоленского кладбища, часто повторяла:«Кровь! Сколько крови!» Вероятно, уже тогда свя- той было откровение от Бога о грядущей русской революции. Не случайно дни памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и блаженной старицы стоят рядом. А в этом году отмечаются в один день. Жестокий век Жестокий, кровавый XX век стал особенно трагичным для России, которая потеряла миллионы верующих людей, павших от рук гонителей-бо- гоборцев. Среди злодейски за- мученных и убиенных были ар- хиереи, монахи, священники, миряне, главной виной которых оказалась непоколебимая вера в Бога. Наверное, нет таких христи- ан, которые не слышали бы о муках святителя Тихона, патри- арха Московского и всея Руси, святых Царственных страсто- терпцев — царя Николая, ца- рицы Александры и их детей, преподобномученицы княгини Елисаветы и инокини Варвары. Их полное число знает лишь Господь. А переходящий день памяти в феврале закреплен Священным Синодом РПЦ с 30 января 1991 года. Бога не предал В Собор липецких святых входят угодники Божии, жиз- ненный путь которых был связан с нашим краем. О первом ли- пецком епископе стоит сказать особо. Священномученик Уар, в миру Петр АлексеевичШмарин, родился 11 октября 1880 года в селе Новоситовка Тамбовской губернии. Окончил церковно- учительскую семинарию. В 1904 году его рукоположили в сан ди- акона, а через шесть лет — в сан иерея. Служил в разных россий- ских губерниях, а после револю- ции перевелся в село Тютчево, недалеко от Лебедяни. В первый раз отца Петра аре- стовали в 1924 году. В Лебедян- ской тюрьме со священником разговаривали вежливо, предла- гая батюшке снять сан и работать на новую власть, ведь отец Петр прекрасно разбирался во вра- чебном деле. Однако священник категорически отверг все пред- ложения. На первый раз его ос- вободили. В 1926 году отец Петр был пострижен в монашество с именем Уар и рукоположен во епископа Липецкого. Влады- ка всячески противостоял об- новленчеству. Но в 1935 году по ложному свидетельству его вновь арестовали и заключили в Липецкую тюрьму. На допросах и суде он отрицал инкримини- рованные ему контрреволюци- онные высказывания. Однако приговор был неумолим: восемь лет тюремного заключения в Карагандинских лагерях. Там 23 сентября 1938 года Владыку убили уголовники. В 2004 году священномуче- ник Уар был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, память святого совер- шается в Соборе новомучеников 23 сентября. Соловки: приказано выжить! 6 февраля во многих христи- анских семьях будут поминать об упокоении «своих» новому- чеников, пострадавших в годы гонений от советской власти. В нашем роду такие люди тоже есть. Они, наверное, не- безгрешно прожили жизнь, но выстояли и веру Христову не пре- дали. К примеру, у моего прадеда Ступина Василия Иларионовича была большая работящая семья, доми хозяйство. Первым в нашем черноземном крае он занялся выращиванием томатов, усовер- шенствовал технические орудия труда. Все у него было передовое, современное. В страду трудились не только домочадцы, но нани- мали и работников, не забыва- ли помогать церкви Христовой. Однако в 20-х годах большевики отобрали дом и хозяйство, пу- стили по миру детей (жена уже умерла к тому времени). А самого Василия отправили в Соловец- кий лагерь. Удивительно, но поз- же родственники передавали друг другушепотом, что дедушка, мол, спустя годы вернулся под чужим именем в родное село Большой Хомутец с огромной, белой от седины бородой и монашески- ми четками в руках. Молился и плакал до конца жизни. Говорят, Василия помиловали только по- тому, что крепко веровал и много трудился: такой создал «оазис» на голых Соловецких камнях, что начальник лагеря не захотел его смерти и отпустил на родину с поддельными документами. Так ли было все на самом деле или нет — знает один Го- сподь. А я по традиции помяну прадеда в церкви в святой день новомучеников и исповедников Русских. ОНИ ИДУТ ЗА ПРАВДУ УМИРАТЬ 6 февраля православные христиане поминают усопших новомучеников и исповедников Церкви Русской. Только в этот день, один раз в году, совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Наталья Сизова Новомученики Российские. Роспись. Храм святого Николая в Клёниках. Они идут! Раздайтесь, расступитесь, Снимите шапки, бросьте враждовать! Благоговейте, кайтесь и молитесь! Они идут за Правду умирать… Глумясь над истиной поруганного Неба, Безумствует вокруг звериная толпа, Нахально требуя позорища и хлеба, Коварно-мстительна, злорадна и слепа. Они идут — гонимые, больные, Покорные веленьям палачей, Пред Богом и людьми подвижники святые, Немые жертвы дьявольских мечей… Умолк топор! Ползут ночные тени; Кровавый цирк одел седой туман. Их больше нет! Склонитесь на колени У праха новых христиан! Сергей Бехтеев, 10 июля 1921 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz