Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Мир увлечений 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 21 /12 / 22 ИНДУСТРИЯ УЖАСОВ Комнатами страха уже давно никого не испугать. В Липецке набирает популярность новое экстремальное развлечение для любителей острых ощущений. Участникам предлагают лично оказаться в «фильме ужасов» и проверить свою психику на прочность. Кирилл Меринов В одной из липецких квар- тир есть чёрная-чёрная дверь, ведущая в тёмный- тёмный подвал, в котором всю- ду висят черепа и тускло мер- цают свечи… Нет, перед вами не начало детской страшилки, а привычное рабочее место со- трудников хоррор-квеста. Это такое театрализованное шоу- игра, в котором гость одновре- менно оказывается и зрителем, и главным героем. Хоррор-квесты представляют собой несколько связанных комнат-локаций. Их интерьер заставляет поёжиться: кровавые следы, жуткие мане- кены и таинственные надписи на стенах. В такой зловещей ат- мосфере участникам предсто- ит решать головоломки, что- бы открывать потайные двери и перемещаться по сюжету из комнаты в комнату. Кроме ужа- сающей обстановки и душераз- дирающей музыки в шоу при- сутствуют актёры, пугающие в неожиданный момент, а иногда и нападающие на зрителей. Технологии страха Как ни странно, Александр Полохов, создатель хоррор-кве- ста «Dark games», никогда не лю- бил фильмы ужасов, да и жуткий интерьер большинства таких шоу его не впечатляет. Заняться необычным бизнесом он решил по совету партнёра, вдохновив- шегося популярным липец- ким квестом «Паранормальное явление». На общем фоне его команда выделяется щепетиль- ным подходом к техническому обеспечению. Для нагнетания атмосферы ужаса используются дистанционные магнитные зам- ки, искрящийся в темноте тесак и даже бензопилы. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ В Европе и США первые прототипы квестов появились еще в середине XX века. Тогда на карнавалы, чаще на Хэллоуин, строили «дома с привидениями». Посетители проходили через множество комнат, каждая из которых была оформлена в индивидуальном стиле: зачарованный лабиринт, замок графа Дракулы или логово маньяка. В России же более привычные современные квесты появи- лись в 2013 году. Дебютными проектами стали две игры под названием «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». Эти квесты обрели небывалую популярность. На сегодняшний день в Липецке существует восемь компаний, устраивающих оригинальные шоу. Специально для участия в квестах в город часто приезжают любители острых ощущений из Воронежа, Курска и Белгорода. ОДНАЖДЫ НАШКВЕСТ АРЕНДОВАЛА КОМПАНИЯ ДРУЗЕЙ, КОТОРЫЕ ТРАДИЦИОННО РАЗЫГРЫВАЮТ ДРУГ ДРУГА НА ДНИ РОЖДЕНИЯ. ОНИ «ПОХИТИЛИ» СВОЕГО ПРИЯТЕЛЯ И ПРИВЕЗЛИ К НАМ. А В КОНЦЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЕГОЖДАЛИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ И ПРАЗДНИЧНЫЙ ТОРТ Василий Брайт, администратор хоррор-квестов Я ДУМАЮ, ПОДОБНЫЕ ИГРЫ ПОПУЛЯРНЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОЗВОЛЯЮТ БЕЗОПАСНО ВЫПЛЕСНУТЬ ПОДАВЛЯЕМЫЕ ЭМОЦИИ, ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ Александр Полохов КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ Ирина Климова, кандидат психологических наук, специалист Центра «СемьЯ» Коллегии психологов: Не думаю, что хоррор-кве- стымогут напрямую повлиять на ментальное здоровье. Для большинства посетителей кве- стов это просто опыт нестан- дартного времяпровождения, повод поделиться с друзьями необычными впечатлениями, испытать определённые пере- живания. Если ваша психика стабильна, вы не страдаете от тревожности и не переживаете какие-либо острые состояния, то хоррор-квест не принесёт вреда. Но не стоит туда при- водить детей и подростков, их это может сильно впечатлить и даже испугать. Несмотря на востребованность, такие раз- влечения несут сомнительную пользу. Перед тем как решить, идти или нет, советую задать себе вопросы: «Что я хочу по- лучить от квеста?», «За какими эмоциями и переживаниями я туда иду?», «Чего мне не хвата- ет в привычной жизни?». Виктор Мешков, клинический психолог, специалист центра семейной психологии Т.А. Выставкиной: — Такие квесты подойдут как средство досуга для компа- нии друзей или коллег. Они способствуют развитию дове- рия и ответственности в вашем коллективе. Также квест может спрогнозировать поведение в стрессовой ситуации. Он по- кажет, готов ли человек взять инициативу или всё пустит на самотёк. Однако стоит по- мнить, что такое сильное нерв- ное напряжение может развить определённые фобии, вызвать паническую атаку или актуа- лизировать ранее пережитые травмы у людей с неустойчи- вой психикой. Более того, кве- сты противопоказаны людям с болезнями сердечно-сосуди- стой системы. — Страх вызывается преж- де всего правильным соотно- шением звука и темноты. Так, чтобы люди видели и слышали друг друга, но были испуганы и дезориентированы, — делится секретами Александр. Полное погружение Решившиеся поучаствовать в квесте прежде всего встречают администратора, который грубо- вато и с показной серьёзностью объясняет смельчакам правила игры. Инструктаж, хоть и по- даётся в своеобразной манере, очень важен, потому что главную опасность для игроков представ- ляют они сами. Во время шоу, например, нельзя бегать —мож- но споткнуться в темноте и по- лучить травму. Далее команда выбирает уро- вень сложности игры. Всего их три: без актеров, с ограничен- ным взаимодействием, когда персонаж появляется, но почти не нападает, и самый страш- ный — с полным погружением. При его выборе необходимо письменное согласие. Последний режим вызыва- ет больше всего вопросов. Во время такой игры к участникам применяется разнообразное физическое воздействие: их ду- шат, бьют о стену, таскают за волосы. По мнению организа- торов, такой жёсткий контакт даёт возможность испытать максимально яркие эмоции. Однако далеко не каждый участник разделяет их точку зрения. Наоборот, устроите- лям квеста часто приходится объясняться с полицией, куда возмущенные клиенты не раз обращались с заявлениями. В отзывах в Интернете посетите- ли жалуются на то, что актёры многое себе позволяют. — Некоторые рассказыва- ют, якобы им пробили голо- ву или сломали руку, а недав- но женщина вообще заявила, что актёр свернул ей шею. Я внимательно изучаю каждую жалобу и просматриваю запи- си с камер видеонаблюдения. Несколько раз актёры и правда перебарщивали, но чаще всего участникам только кажет- ся, будто с ними обращались слишком жестоко. Обычно та- кие недоразумения происходят из-за того, что люди ошиба- ются с выбором уровня слож- ности, — объяснил Александр Полохов. Сражаясь с монстрами Нередко игроки и сами агрессивно ведут себя с актёра- ми. Они забывают, что это шоу, и начинают защищаться от них. — Случается, что неаде- кватные посетители машут руками, пинаются, пробуют ударить. Один даже начал ки- дать в меня предметы интерье- ра, — сказал актёр, попросив- ший сохранить анонимность. — В таких случаях мы можем остановить шоу, не возвра- щая денег. Делаем это только в крайнем случае, но продолжать старательно играть роль с таки- ми участниками уже не хочется. Некоторые клиенты, испу- гавшись, вовсе совершают не- свойственные поступки. — Однажды пришёл мужчи- на с женой и детьми. В критиче- ский момент, когда актёр появ- лялся из разных частей комнаты, он бросил семью и убежал в другую локацию, — вспоминает Александр Полохов. У некоторых людей такие развлечения и правда не остав- ляют положительных впечатле- ний, но для кого-то становятся ярким незабываемым опытом. Поэтому важно осознавать все риски и понимать, на что вы готовы пойти в поисках острых ощущений. Фото Геннадия Логунова Наш корреспондент также поучаствовал в одном из квестов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz