Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 12 (26452) О дин ироничный наблю- датель за нашими нра- вами открыл любопыт- ный закон: «Если известно, о чем идет речь, то все ясно. Если неизвестно, о чем идет речь, то речь идет про деньги». Как будто бы в случае с Градским не долж- но возникать и тени сомнения: раз о Градском, значит о музыке. Ведь они неразделимы. Об уникальном голосе, что позволял его обладателю вы- ходить и на сцену Большого в «Золотом петушке», и на стади- оны, захватывая, завораживая публику ритмами рок-н-рол- ла. О песенных композициях, соединявших силу и мягкость, нежность и сарказм, горечь и утешение, сам Градский одна- жды сказал, что они рождены ветрами духа и судьбы. О том, как Александру Борисовичу довелось аранжировать мело- дию Гимна Советского Союза, ставшую Гимном Российской Федерации. О написанной им, но до сих пор не поставленной опере «Мастер и Маргарита». Маэстро, максималист и пер- фекционист, отказывался от ее постановки, не находя испол- нителей, идеально соответству- ющих его замыслу. Только сегодня обо всем этом не услышишь ни словечка. Пыл- ко обсуждается другая тема: что за наследство оставил Градский жене и детям, а главное, как оно будет поделено? Нам рассказы- вают, сколько у него было квар- тир, загородных домов, элитных авто и земельных участков. «Журналюги» за работой Такая на ТВ, да и в прочих СМИ милая традиция. Благода- ря ей для двадцати, а то и трид- цатилетних Шукшин — вовсе не «Печки-лавочки», не «Кали- на красная», не великолепная русская проза, а ток-шоу с пуб- личными поцелуями Федосее- вой-Шукшиной и Бари Алиба- сова, враждой между дочерями Василия Макаровича и, конеч- но, квартирными дрязгами, куда же без них. Утверждают не без основа- ний: для лакея нет героя. Какой уж тут герой, если видишь уче- ного, полководца, поэта в хала- те и тапочках, принимающего таблетки от несварения желудка и ворчащего на домашних из-за бытовых мелочей. Но на ТВ как раз культивируется этот лакей- ский взгляд. Зыкина? А, та самая тетка, чьи брюлики кто-то спер, когда она померла. Джигарха- нян? Беспомощный дед, поз- воливший обвести себя вокруг пальца молодой авантюристке. И так далее. И вот наступил черед Град- ского. Не зря он не жаловал «журналюг», не пуская кого по- пало в своюжизнь. А теперь они берут реванш. Задолго до рокового ноября 2021-го он помечтал: вернуться бы лет через 30 — 50 в мир внуков и правнуков на несколько ми- нут, чтобы узнать, помнят ли о нем, нужна ли кому-нибудь его музыка. Слава Богу, что сегодня он не окажется перед телеком, где звезды сошлись, чтобы пере- мыть косточки любимым людям Александра Борисовича. Собственно, на подобный поворот сюжета намекали уже в дни прощания с артистом. Пока на Первом канале показывали последние записи, на которых кресло наставника «Голоса» еще занимал усталый, непривычно притихший Градский, ушлые ре- бята, наскоро поскорбев, предв- кушали, как подскочит рейтинг, если родные покойного затеют принародно тяжбу за его мил- лионы. Надежды их сбылись даже раньше, чем они рассчитывали. Еще до оглашения завещания ограбили вдову певца. Какой простор для всевозможных предположений и версий. Как здорово можно попаразитиро- вать на чужой беде. «Фикс прайс» на экране У «скандалмейкеров» рабо- ты явно невпроворот. Парал- лельно с «делом Градского» подоспела заварушка из-за наследства Валентины Легко- ступовой. Они с Александром Борисовичем в разных весовых категориях. Но на ТВ интерес- ны не личность, не талант, а имя, что у всех на слуху. Потому нет разницы между Градским или Хворостовским и груп- пой «Комбинация» или «Тату». Пахмутовская «Как молоды мы были», ставшая визитной карточкой Градского, уравни- вается с однодневкой «На теп- лоходе музыка играет». На телевидении, как в ма- газине «Фикс прайс», — все распродается по одной цене. И шпагаты Волочковой вместе с ее пьяными выходками, и трагедия Николая Караченцова. Замеча- тельного актера бесцеремонно опускают до уровня той же Во- лочковой. Публике не напоми- нают о ролях ленкомовского премьера, а устраивают рассле- дование, кто из претенденток на почетный титул его любовницы говорит правду, а кто фантази- рует. О жене Караченцова не думают, хотя она, так или ина- че, тринадцать тяжелейших лет была рядом с ним. Чья-то боль не в счет. Она, пожалуй, вклю- чена в телеменю, предложенное обывателю. Вот и Градского, благо он уже не отошьет бессовестных циников, отправили на тот же конвейер круглосуточно работа- ющей «фабрики скандалов». Что кому достанется В книге, посвященной Алек- сандру Борисовичу, журналист (не журналюга!), с которым он был откровенен, Евгений До- долев опубликовал короткий диалог о деньгах. Вопрос Додо- лева: «Тебе не кажется, что когда бабло становится очень уж пух- лым, то как раз свобода исче- зает?». Ответ Градского: «У меня очень пухлое бабло последние 35 лет — и ничего не исчезло, свобода на месте». Он не был бессребрени- ком, но ничем не поступался, не приспосабливался, не шел на компромисс ради бабла. Скорее, оно давало ему независимость. Захотел привезти на «Голос» дет- ский хор из Клина — и привез. Никого не просил помочь, не ходил на поклон к руководству Первого канала — сам оплатил все расходы. И ребята выступи- ли, по оценке скупого на похвалу наставника, «охрененно». У нас в стране не больно-то высоких зарплат и пенсий мил- лионные состояния вызывают настороженность, а то и непри- язнь. Но в мире не удивляются, темпаче не возмущаются дохода- ми Доминго или Патрисии Каас. Кстати, в советские годы вряд ли кто-нибудь завидовал отече- ственному миллионеру Михаи- лу Шолохову. У автора «Тихого Дона» и «Судьбы человека» было право на большие гонорары. Так же, как и у Градского, музыкан- та исключительного таланта. Он не Даня Милохин, не Бузова, не Волочкова, бойко торгующие пу- стотой и пошлостью. Прав Додолев: Градский не принадлежал шоу-бизнесу. Он ему противостоял, защи- щая музыку от мелких и наглых наперсточников. Тому же До- долеву Градский говорил: «Ты не представляешь себе, до какой степени у меня чувство фальши развито. Фальши не вокальной даже: эмоциональной». Тут не- чего добавить или убавить. Не оттого ли в телешабаше вокруг Градского мне чудится что-то злорадное и мстительное?Мстят те, кто всю жизнь фальшивит. Не знаю, как разделят мил- лионы выдающегося певца, композитора, поэта. Не мое это дело. Зато знаю, какое наслед- ство он оставил всем нам, наро- ду, стране, русской культуре. Фото: Константин Завражин/РГ ДЕЛО О НАСЛЕДСТВЕ Он не был бессребреником, но ничем не поступался, не приспосабливался, не шел на компромисс ради бабла. Скорее, оно давало ему независимость ТЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЕ, ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ У МЕНЯ ЧУВСТВОФАЛЬШИ РАЗВИТО. ФАЛЬШИ НЕ ВОКАЛЬНОЙ ДАЖЕ: ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ Александр Градский Пылко обсуждается другая тема: что за наследство оставил Градский жене и детям, а главное, как оно будет поделено? Градский не принадлежал шоу-бизнесу. Он ему противостоял, защищая музыку от мелких и наглых наперсточников. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Спустя два месяца после смерти Александра Градского его имя опять зазвучало в телеящике. Александр Градский считал, что деньги дают свободу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz