Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Общество 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 16 /12/ 22 НАВЕЧНО СВЯЗАННЫЕ ВЫСОТОЙ 1 7 декабря 1 9 68 года героически погибли военные лётчики СергейШерстобитов иЛеонтий Кривенков. Одним из первых на место катастрофы прибыл тогда старший лейтенант, а сегодня гвардии полковник в отставке Владимир Евграфов. Эмма Меньшикова Евграфов подготовил свыше сотни парашютистов различной классификации, в том числе 5 0 перворазрядников. Не случайно кроме ордена Красной Звезды он особенно дорожит ещё одной высокой наградой — орденом «Генерал армии Маргелов». Владимир Евграфов освоил более 20 типов и модификаций самолётов трёх поколений. Поднимался в небо 3700 раз В тот день они встре- тились утром: ис- полняющий обязан- ности начальника штаба авиационной эскадрильи Владимир Евграфов, заня- тый подготовкой лётчиков к полётам, и двое членов экипажа сверхзвукового бомбардировщика Як-28 — пилот СергейШерстобитов и штурман Леонтий Кри- венков, отправлявшиеся в тренировочный полёт. Поздоровавшись, разо- шлись по своим дорогам: Евграфов — на тренажёр- ный комплекс, а его сослу- живцы — в бессмертие… В небе откажут двигатели самолёта, и лётчики, отводя его в сторону от центра го- рода, спасут людей, а сами спастись не успеют... Не только небо и звёзды Это был обычный, с лёгким снежком и хорошей видимостью, день, вспоми- нает Владимир Евграфов. И вдруг — падение самолёта, на пустыре в районе военно- го городка за комендатурой. Моментально взвились клу- бы огня с чёрным дымом: горело топливо. Полностью заправленный и начинён- ный боеприпасами бом- бардировщик должен был совершить учебное бомбо- метание на военном поли- гоне. Но уже во время взлёта на борту возник пожар. Его удалось потушить, на экс- тренную посадку пошли уже с одним двигателем. Но за несколько километров до взлётно-посадочной по- лосы, прямо над городом, вышел из строя и второй двигатель. Единственное, что оставалось лётчи- кам, — направить самолёт подальше от городских застроек. И они сделали это, рассчитав безопасное для жителей место с удиви- тельной точностью: самолёт рухнул в двухстах метрах от идущего по шоссе автобуса, между школой и детским садом. Впоследствии были выяснены причины ка- тастрофы, что позволило предотвратить подобные трагедии на других бомбар- дировщиках этого типа. На аэродроме построили новую взлётно-посадочную полосу, и самолёты больше не взле- тали над жилыми квартала- ми. А погибших лётчиков посмертно наградили ор- денами Красной Звезды. В их честь открыт памятник, именами героев названы го- родские улицы. Но о чём думал старший лейтенант Владимир Ев- графов в тот далёкий день, когда подбежал к обломкам самолёта и помогал пожар- ным и медикам работать на месте гибели своих товари- щей? Ему было тогда 26 лет, исполнилась его мечта — стать военным лётчиком. Как сложится дальнейший путь во фронтовой авиа- ции, служба в которой, как он вскоре понял, — это не только небо и звёзды, а труд и опасность, ответствен- ность и мастерство, упор- ство и готовность пожерт- вовать собой? Прыжок в 1 6 лет Рождённый в военный 1942 год, Владимир Евгра- фов отличался разносто- ронними интересами: зани- мался спортом, в том числе планёрным, по самоучителю научился играть на аккор- деоне и пианино (!), увлёкся авиамоделизмом и прыжка- ми с парашютом. Первый свой прыжок совершил в 16 лет — в 1958-м. А через два года, после обучения в пара- шютном звене Краснодар- ского аэроклуба, поступил в Ейское высшее военное авиационное училище. С 1966-го его судьба неразрывно связана с Ли- пецким авиацентром, где он прошёл все ступени должностного роста: стар- ший лётчик-исследователь, командир звена, затем эс- кадрильи, первый заме- ститель командира полка, а с 1980-го — начальник исследовательского отдела анализа и предупреждения лётных происшествий и предпосылок к ним. К тому времени у него за плечами была уже Краснознамённая военно-воздушная акаде- мия имени Юрия Гагарина. Но главное, это огромный практический опыт, о кото- ром свидетельствуют впечат- ляющие цифры. К примеру, за время сво- ей лётной работы Евграфов освоил более 20 типов и мо- дификаций самолётов трёх поколений. Поднимался в небо — только представьте себе — 3700 раз! Провёл в воздухе за штурвалом само- лёта около 2200 «звёздных» часов. А это ни много ни мало более трёх месяцев, в тесной кабине, нередко в ночное время и в сложных испытаниях, порою на гра- ни жизни и смерти. Два катапульти- рования За скупыми строчками официальной биографии лётчика-снайпера истреби- тельно-бомбардировочной авиации Владимира Евгра- фова встаёт судьба человека твёрдого, целеустремлён- ного, бесстрашного, а ещё классного специалиста и му- жественного воина. «Имеет два воздушных катапульти- рования», — написано в од- ном из представлений. И кто знает, чем бы завершилось второе, если бы ещё на заре своей службы, в 1963 году, он не совершил показное, как сформулировановдокументе, катапультирование из учеб- но-тренировочного истреби- теляМиГ-15 с высотыполуто- ра километров и на скорости 350 километров в час... В июне же 1978-го уже непредсказуемо произо- шла ситуация, которая невольно вызывает в па- мяти катастрофу, случив- шуюся с лётчиками-ге- роями Шерстобитовым и Кривенковым. Вот как р ассказыв ает об этом Владимир Михайлович: «...Недалеко от села Доброе на высоте четырёх тысяч метров из-за отказа управ- ления самолёт начал падать. Все попытки спасти его не увенчались успехом, мы с напарником потеряли ма- шину, но успели отвести её от жилых домов... Ката- пультироваться пришлось в крайне сложных, даже экстремальных условиях, но, слава Богу, остались живы...» Испытав более чем 20-кратную (!) перегрузку, лётчики получили травмы позвоночника, но и по- сле этого Евграфов ещё несколько лет летал на бое- вых самолётах. Автор книги «Небожите- ли» об истории Липецкого авиацентра Владимир Мас- ликов про Евграфова пишет, что ему «знание техники и высокое самообладание поз- волило ночью в облаках вне видимости земли при отказе пилотажно-навигационных приборов и средств радио- связи благополучно завер- шить полёт». Бывало и такое в лётной практике Владими- раМихайловича. Тоже всего несколько строк, а за ними воля и профессионализм че- ловека, который знал небо так близко, как не многие из нас, был с высотой нако- ротке. Пилотов учил побеждать За спиной пилота Евгра- фова ещё и 772 прыжка с па- рашютом из самых разных самолётов. Более того: как инструктор парашютно-де- сантной подготовки с 1967 года, кандидат в мастера спорта по парашютизму, он за свою жизнь подготовил свыше сотни парашютистов различной классификации, в том числе 50 перворазряд- ников. Не случайно кроме ордена Красной Звезды он особенно дорожит ещё одной высокойнаградой—орденом «Генерал армииМаргелов». К сожалению, в 45 лет ему по состоянию здоровья пришлось оставить лётную практику. Надо ли говорить, каким богатейшим опытом он обладал, когда в 1980-м возглавил в авиацентре исследовательский отдел анализа и предупреждения лётных происшествий и предпосылок к ним. За 13 лет исследова- тельской работы, также и в отделе боевого управления и руководства полётами (а на его счету 1160 полётов, которыми он руководил на аэродроме и огневых по- лигонах), Владимир Ми- хайлович много сделал для профилактики аварийных ситуаций в авиационных частях и соединениях Воен- но-воздушных сил страны. Девиз Липецкого авиа- центра «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать» он воплощал на деле все 33 года службы. Как инженер-исследователь, Евграфов занимался повы- шением уровня безопасно- сти полётов, подготовкой грамотных командиров для строевых частей ВВС. До- статочно сказать, что при нём было разработано и издано 45 книг и пособий общим тиражом в десятки тысяч экземпляров, которые становились настольными книгами военных лётчиков. Комментатор авиапарадов Особая страница в его служебной биографии и судьбе — это авиационные праздники и аэрошоу. Он 17 раз комментировал де- монстрационные полёты и прыжки с парашютом, ко- торые проходят в Липецке. Причём сопровождал каждое выступление такимтолковым и обстоятельным рассказом, что зрителямоставалось толь- ко смотреть и восторгаться. Ещё бы: ведь он хорошо знал всех участников авиапарада по совместной службе, а о самолётах и сейчас может го- ворить бесконечно. В «запасниках» его па- мяти бережно хранятся и встречи с космонавтами, проходившими в авиацентре переподготовку на боевые самолёты. А Герман Титов и вовсе был у него в гостях, пивал чай и слушал в испол- нении хозяина «Лунную со- нату»: музыка оказалась их общим увлечением. Кстати, Герман Титов сам играл на скрипке, а Владимир Евгра- фов освоил ещё и саксофон. Выйдя на заслуженный отдых, он не порывает свя- зей с родным авиацентром, с боевыми товарищами-ве- теранами, с которыми на- вечно связан высотой. Бы- вает на праздниках. Правда, не любит надевать парадный китель: награды в три с по- ловиной килограмма весом сразу уменьшают рост на три сантиметра, шутит он. Отдав свой гражданский и воинский долг Родине, не упускает случая пообщаться со школьниками, погово- рить с ними о патриотизме, истории и армии, об авиа- ции и полётах наяву. Через несколько дней — 22 декабря — Владими- ру Михайловичу Евграфо- ву исполняется 80 лет. Так случилось, что очередная годовщина героического подвига его сослуживцев буквально соседствует с его юбилеем. Но это жизнь. В которой гвардии полковник Евграфов никогда не падает духом. У него много забот и увлечений: фотографии, книги, воспоминания, ко- торые планирует выпустить. Ну а вообще-то он моло- дой... дед: несколько месяцев назад у него родилась внучка Виолетта. Правда, дед он те- перь уже пятикратный, но рождение новой веточки семейного древа его прио- бодрило. Может, ради этого небо не однажды и оказыва- лось милостиво к нему… Фото из архивов редакции и Владимира Евграфова В ПРИЁМНОЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ Согласно утверждённому графику проведения лич- ного приёма граждан в Приёмной Президента РФ в Липецкой области на первое полугодие 2023 года в январе приём граждан будут вести: № п/п Ф.И.О. Должность Дни приёма 1 Шурупов Эдуард Владимирович Руководитель ФКУ «Главное бюро ме- дико-социальной экспертизы по Ли- пецкой области» Минтруда России 11 2 Макаров Глеб Валентинович Руководитель управления Феде- ральной службы судебных приста- вов по Липецкой области — главный судебный пристав Липецкой области 18 3 Коротков Владимир Викторович Руководитель управления Феде- ральной службы по надзору в сфе- ре защиты прав потребителей и благополучия че- ловека по Липец- кой области 25 Должностные лица проводят приём заявителей по вопросам, решение которых входит в их компетенцию или органа, ими возглавляемого. Личный приём граж дан осуществляется на основании предварительной записи по результатам рассмотрения письменных обращений. Телефон для справок и записи на приём— 22-86-40 . Запись прекращается за 10 дней до указанной даты приёма. ОН ЧИСЛИЛСЯ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИМ В Данкове на этой неделе состоялась траурно- торжественная церемония перезахоронения останков участника Великой Отечественной войны Дмитрия Яковлевича Гришина. Число 13 стало роковым в судьбе солдата: родился 13 сентября, погиб 13 июля, останки найдены 13 октября, преданы земле 13 декабря. Красноармеец числился без вести пропавшим, и вот «вернулся домой» — так говорят поисковики, когда их благородное дело по установлению имени погиб- шего воина заканчивается отправкой останков на его малую родину. Исследовательскую работу поисковики вели с 2019 года. 20-летний Дмитрий Гришин пал смертью храбрых в самом начале войны в районе села Соколовка Жи- томирской области. Его останки были переданы главе Данковского района Валерию Фалееву 3 декабря на церемонии, посвящённой ДнюНеизвестного Солдата, в подмосковном Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества». Чин поминания воина провели в Георгиевской церкви Данкова, останки предали земле на Городском кладбище. В церемонии приняли участие более сотни данковчан: юнармейцы, представители органов вла- сти, военных структур, казачества, депутаты разных уровней, педагоги, спасатели, священнослужители Данковского благочиния. На траурном митинге выступили Валерий Фалеев, заместитель военного комиссара по военно-политиче- ской работе подполковникИгорьМякишев, руководи- тель Липецкого регионального отделения «Поискового движения России» Владимир Селезнёв. Они отдали дань уважения героизму воинов, мужеству и патрио- тизму, проявленным ими в 1941 – 1945 годах, выразили признательность поисковикам за их благородную и нужную работу, подчеркнули важность сохранения памяти о тех, кто отстоял свободу и независимость для нынешнего поколения. Около нового захоронения прозвучали государ- ственный гимн и оружейные залпы, а также траурные мелодии в исполнении духового оркестра. Юнармейцы школы№1 возложили к подножиюКургана Славы ве- нок от жителей района. Кстати, именно ученики этой школы будут ухаживать за могилой солдата. В память о рядовом Красной армии Дмитрии Гри- шине и обо всех погибших в годы Второй мировой прозвучала литературно-музыкальная композиция. Дмитрий Гришин служил шофёром-стажёром в 549-м отдельном батальоне связи 22-го механизированного корпуса. Погиб 13 июля 1941 года. Вместе с останками бойца поисковики передали папку с документами об исследовании останков, за- писку из солдатского медальона, по которой устано- вили личность погибшего, и медаль «Шагнувшие в бессмертие». К сожалению, пока не найдены родствен- ники Дмитрия Гришина. Поэтому все вещи были отда- ны на хранение в краеведческий музей. Лидия Медникова Фото Ивана Ананьева Владимир Евграфов провёл за штурвалом около 2200 часов Памятник СергеюШерстобитову установлен в Липецке на площади Авиаторов (ранее — площадь 50-летия ВЛКСМ) и Леонтию Кривенкову
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz