Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Советы психолога 7 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 02 / 02 / 22 -В о время подготовки к ЕГЭ дети часто про- кручивают в голове не- гативные сценарии. Как перестать бояться неудачи? — Лучше родителям задол- го до экзамена поговорить по душам со школьником и объяс- нить, что набранные баллы не определяют хороший человек или плохой, будет он счастлив в жизни или нет. Можно вместе пофантазиро- вать и представить самый ужас- ный исход, когда ученик сдал на двойки все экзамены. А затем постараться вместе пережить эту неприятность. Поразмыш- ляйте над тем, чем станете за- ниматься следующий год, как будете достигать новых целей. Проговорите несколько сцена- риев. К примеру, если на экза- мене не хватит нескольких бал- лов и подросток пойдет в менее престижный вуз или на платное отделение. Такие тренинги луч- ше проводить не накануне ЕГЭ, а сейчас. Вспомните, как сами переживали перед важными со- бытиями в жизни, какие мысли и чувства возникали. Расскажите своему ребенку об этом опыте. Защититься от перегрузок — Что делать, если во время подготовки к экзамену ученик впал в состоянии апатии? — Подобное происходит из-за перегрузок психики. Так организм защищает себя от «перегрева», включая процесс обесценивания. Поэтому важ- ны превентивные меры, роди- телям нужно беречь психику ре- бенка. Мамам и папам, прежде всего, надо самим справиться со своими тревогами и страхами. Нельзя придавать сверхзначе- ние ЕГЭ и постоянно говорить выпускнику: «Ты хорошо го- товишься?», «Мы в тебя столь- ко денег вложили, попробуй не сдай». Это только накалит обстановку и добавит ребенку тревог и неуверенности в своих силах. Не стоит настраивать школьника на то, что оценки по ОГЭ и ЕГЭ определяют его успешность. На подростка и так давит груз ответственности. Здесь очень много намешано: и показатели школы, и интересы родителей, которые не имеют возможности платить за обу- чение в вузе. Все предыдущие заслуги, достижения и победы ученика словно обнуляются. И остается только один шанс до- казать миру, что он хороший, — сдать ЕГЭ на высокий балл. Лучше объяснить подростку, что экзамен—лишь один из эта- пов его пути. Да, это испытание сложное, волнительное, однако после него жизнь продолжится дальше. — Как правильно организо- вать подготовку к ЕГЭ? —Подготовка к экзамену на- чинается с планирования, с пра- вильного распределения своего времени и сил. Если сейчас до изнеможения зубрить школьные предметы, то уже весной неиз- бежно наступит перегорание организма и к аттестационному финишу ученик придет абсо- лютно выдохшимся. Поэтому советую находить в предэкзаме- национном марафоне время для отдыха. Лучше всего — провести час-полтора на улице с друзьями. Питание школьника во вре- мя подготовки к ЕГЭ должно быть разнообразным и обес- печивать потребности в вита- минах. Нельзя забывать про водный баланс, ведь от того, достаточно ли жидкости в ор- ганизме, зависит работа моз- га. Когда тело в порядке, то и учебный материал усваивается легче. Бывает, ребенок выучил параграф учебника, а спустя несколько месяцев не может его вспомнить. В таких случа- ях не надо паниковать. Мозгу нужно около трех минут, чтобы включить и воспроизвести ин- формацию. Кому-то потребу- ется меньше, например десять секунд, но психика у всех рабо- тает по-разному. Поэтому нуж- но знать свою нервную систему, еще до ЕГЭ понимая, что время реакции может быть разным. Без паники — Бывают случаи, когда на экзамене одиннадцатиклассни- ки впадают в панику и забывают даже свое имя. Чем тут можно помочь? — В таких ситуациях нужно вернуть свое сознание в состо- яние «здесь и сейчас». Советую перед тем, как отвечать на те- стовые вопросы, обратиться к самому себе. Положить ручку на стол, отстраниться от тестов, вспомнить, как вас зовут, какое сегодня число и день недели. Все это нужно не спеша проговорить про себя. Внутренний монолог будет выглядеть примерно так: «Я Иванов Иван, мне 16 лет. Сегодня 4 июня, понедельник. Я пришел сдавать ЕГЭ по мате- матике. Сейчас сижу за третьей партой во втором ряду. Мой но- мер 15». На такое обращение к себе уйдет совсем немного вре- мени, зато ученик «заземлится», сосредоточится на моменте, в котором он находится. Мысли не будут убегать ни в прошлое, ни в будущее. — А если свое волнение ребе- нок чувствует физически, у него трясутся и потеют руки, подкаши- ваются ноги, сводит живот? — Наша психика влияет на тело и наоборот. Поэтому еще до экзамена надо научиться с ним работать. Первый этап — осо- знание состояния организма в момент экзамена. Советую про себя описать все, что чувству- ешь. Например: «Мои плечи напряжены, руки похолодели и ноги каменеют». Второй этап — упражнения на дыхание или на расслабление мышц. Советую заранее отработать его и прийти на ЕГЭ с этой «домашней заго- товкой». Завышенные ожидания — Паника может начаться не только в начале экзамена, но и в его конце. Например, когда ученик по- нимает, что времени осталось мало, а решены не все задания. — Родители еще до начала ЕГЭ должны объяснить ребенку, что он не обязан выполнить все задания. Лучше сразу привести ожидания семьи к реальности. Количество стобалльников со- ставляет менее одного процента от общего числа выпускников. Поэтому советую ориентиро- ваться на статистические дан- ные — средние баллы по матема- тике и по русскому. Они каждый год публикуются. Посмотрите до сдачи ЕГЭ статистику и реально оцените свои шансы набрать 80 или 90 баллов. Тогда и не будет паники. — Кому сложнее дается ЕГЭ — меланхолику, сангвинику, холерику или флегматику? — Тип нервной системы никогда не бывает чистым. К примеру, флегматик в условиях стресса может повести себя как сангвиник. Но хуже всего, когда на экзамене пытаются торопить меланхолика. У него чувстви- тельный тип нервной системы. Такой ученик на раздражители среагирует, но успокоиться по- том долго не сможет. Однако на экзамене никто не станет разбираться, у кого какой тип нервной системы. Индивидуального подхода ждать нельзя, поэтому каждый должен о себе позаботиться сам. Совершенно нормально сказать педагогу, помогающе- му заполнить лист с тестовы- ми заданиями: «Пожалуйста, помедленнее, повторите еще раз!». Нужно принимать себя таким, какой ты есть. Не всегда мы сможем изменить обстоя- тельства, однако в нашей вла- сти влиять на себя, свои мысли и поведение. Если нужно вызубрить какое-то правило, его сначала учат. потом повторяют через 12 часов. Затем через три дня и через неделю. КАК ПЕРЕЖИТЬ ЕГЭ? ЛУЧШЕ ОБЪЯСНИТЬ ПОДРОСТКУ, ЧТО ЭКЗАМЕН — ЛИШЬ ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ЕГО ПУТИ. ДА, ЭТО ИСПЫТАНИЕ СЛОЖНОЕ, ВОЛНИТЕЛЬНОЕ, ОДНАКО ПОСЛЕ НЕГОЖИЗНЬ ПРОДОЛЖИТСЯ ДАЛЬШЕ Екатерина Таран Сдача ЕГЭ — нешуточное испытание для психики подростка. Советами, как избежать умственного и эмоционального перенапряжения, делится психолог областного центра «СемьЯ» Екатерина Таран. Она также порекомендовала упражнения, которые помогут справиться с паникой во время экзамена. Анастасия Карташова Фото Геннадия Логунова Екатерина Таран показывает Амине и Ане, как делать упражнение «лимон»  Сделайте глубокий вдох носом и медленно выдохните ртом.  Затем медленно вдохните через нос, считая до четырех.  Задержите дыхание и досчитайте до семи.  Медленно выдохните полностью через рот, считая до восьми.  Повторите цикл три раза, чтобы эффект был заметен. Техника дыхания «Четыре-семь-восемь»  Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты.  Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок.  Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.  Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения.  Затем выжмите сок одновременно двумя руками.  Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение на расслабление «Лимон»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz