Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
С воим опытом с читателя- ми поделилась Елизаве- та Грабская. Липчанка с детства увлекалась поделками, украшала купленные наряды би- сером и вышивкой, а однажды поняла, что этим можно и зара- батывать. С собой договорилась После института Елизавета вышла замуж и уехала в Красно- дар, где со своей семьёй прожила десять лет. Работала сначала бух- галтером, затем перешла в нало- говую инспекцию. Ушла в декрет и, пока ухаживала за маленькой дочкой, начала делать ей по- вязки на голову, декорировала платьица, чтобы были не как у всех. Покупные детские наряды мастерице не нравились, и она постепенно стала их шить сама. Чтобы одежда и аксессуары не уступали магазинным, мо- лодая мама не пожалела денег и пошла на курсы кройки ишитья. За полгода многому научилась, так что теперь было не стыдно похвастаться в соцсетях своими работами. Грабскую заметила местный модельер и предложила расши- вать нитками и бусинами её дизайнерские платья. Вскоре в частном ателье у Елизаветы по- явились свои клиенты. Заказы также поступали от знакомых и через Интернет, так что Лиза неплохо зарабатывала. Правда, поначалу ей сильно мешала низ- кая самооценка. — Отбивала потраченные на материалы деньги и сверху накидывала не больше 100–200 рублей, хотя могла часами сидеть за работой. Я почему-то боя лась адекватно оценивать свой труд, — вспоминает Елизавета Грабская. Она стала отслеживать, за какую цену другие мастера про- давали похожие изделия, а затем записывала время, потраченное на тот или иной аксессуар. Тогда и появилось понимание того, какой должна быть стоимость товара, сделанного своими ру- ками. Свободное плавание Однажды Елизавету попро- сили украсить платье невесты. И с того момента её полностью захватила свадебная тема. Да и где ещё столько пышности и красоты, как не в одежде мо- лодожёнов? Грабская рисовала эскизы нарядов, делала пояса, подвязки, бутоньерки, заколки для волос. Стала сотрудничать с несколькими салонами и участ- вовать в выставках. К тому времени нужно было выходить из декрета. Но дело шло в гору, и мастерица реши- ла уволиться из налоговой. Тем более в детском саду дочка часто болела. Сама же Лиза поняла, что привыкла к свободному гра- фику и хочет больше времени проводить с семьёй. — Родители были против того, что бросаю работу. Пусть там небольшая зарплата, но ста- бильная. Они спрашивали: а что же с будущей пенсией. Но я всё же выбрала путь, который мне близок, — рассказала собесед- ница. Зато супруг поддерживал её во всех начинаниях. Он не только подкидывал идеи, но и неплохо зарабатывал. Хобби Елизаветы приносило доход, однако прожить на эти деньги не представлялось возможным. Тем более рукодельница часто закупала материалы и вклады- валась в обучение. Дело в том, что без допол- нительных знаний не получится презентовать свой товар. Ма- стерице остаётся либо нанимать профессионала, либо самой постигать искусство маркетин- га. Чтобы преуспеть в нём, Лиза окончила курсы по фотогра- фии и продвижению в соцсетях. Повышала и своё профессио- нальное мастерство. Освоила модную сейчас люневильскую вышивку и даже обучилась фешн-скетчингу — умению бы- стро набрасывать на бумаге эс- кизы будущих моделей. Помогла пандемия Одновременно Грабская на- блюдала, что многие отправляют свои изделия за границу. Причём иностранцы за хенд-мейд плати- ли в разы дороже. Заручившись советами коллег по цеху, Ели- завета начала самостоятельно осваивать одну из популярных международных платформ — ETSY. Когда появились первые заказы, она восхищалась тем, что творчество не ограничено ни городами, ни даже странами. За рубеж свои изделия лип- чанка отсылала раз в месяц или полтора. Она считала, что такая возможность придаёт её заня- тию статус. Ведь далеко не у всех рукодельниц поделки отправля- лись в Америку, Канаду или во Францию. — Вначале я до конца не понимала сам алгоритм раз- мещения на сайте. Из-за этого продажи едва окупали все рас- ходы, — поясняла Лиза. Открыть возможности этой платформы, как ни странно, по- могла пандемия. Как раз в это время Елизавета с семьёй вер- нулась в Липецк. Сначала они хотели провести несколько не- дель с родителями, а потом по- няли, что им здесь комфортно и решили остаться. Времени было много, так что мастерица прошла обучение и загрузила на ETSY медицинские маски, укра- шенные красивым орнаментом, пайетками и стразами. За ко- роткое время её работы вошли в топ продаж. Заказы поступали по ночам, Елизавета их выполняла и каж- дый день отправляла посылки. В какой-то момент ей даже при- шлось отказаться от пошива из- делий, чтобы сэкономить время. Она закупала готовые маски, которые затем декорировала. За несколько месяцев удалось продать несколько сотен штук и заработать на этом… больше полумиллиона рублей. Но ажиотаж быстро спал, а в этом году отечественные ма- стерицы практически лишились возможности продавать свои из- делия за рубежом и начали пере- страиваться на отечественный рынок. Талант — в гибкости В Липецке у Елизаветы Граб- ской появились новые возмож- ности для развития. В частности, в центре «Мой бизнес» ей бес- платно помогли зарегистриро- ваться и освоиться на торговой интернет-площадке OZON. Сей- час её поделки можно увидеть там, а ещё на ярмарках, которые регулярно проводятся в нашем городе и дают возможность лич- но общаться с посетителями и узнавать их предпочтения. — Ориентированный на по- купателей мастер должен всегда быть в теме, отслеживать тренды и быстро под них подстраивать- ся, — считает Елизавета Граб- ская. — Порой твоя работа тебе самому кажется гениальной, но она никому не интересна. Сто- ит добавить, казалось бы, ма- лозначащую деталь, и заказы начинают сыпаться как из рога изобилия. В этом году рукодельница получила соцконтракт, на сред- ства которого обновила техни- ку для мини-цеха. Она открыта к сотрудничеству с липецкими дизайнерами, мастерами и сва- дебными салонами. Сейчас Ели- завета Грабская разрабатывает бизнес-план, чтобы побороть- ся за грант в проекте «Лёгкий старт». Как только представится возможность, оформит пред- принимательство и откроет не- большое предприятие, чтобы её занятие приносило хорошую и постоянную прибыль. Фото Геннадия Логунова Домашняя экономика 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 14 / 12 / 22 Для продажи своих изде- лий используйте любые возможности — соцсети, магазины, интернет-пло- щадки, ярмарки. Не стоит полагаться только на один ресурс. СОВЕТ ОТ ЕЛИЗАВЕТЫ В МОЕЙ ФОРМУЛЕ УСПЕХА 70 ПРОЦЕНТОВ ЗАНИМАЕТ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ГДЕ И КОМУ ПРОДАВАТЬ СВОИ ИЗДЕЛИЯ. И ТОЛЬКО 30 ПРОЦЕНТОВ ПРИХОДИТСЯ НА ТО, ЧТО ИМЕННО ПРОДАВАТЬ Елизавета Грабская ПРОДАЁТСЯ ЛИ ВДОХНОВЕНЬЕ? С давних времён женщины занимались рукоделием. Но если наши бабушки собирали себе приданое, обшивали и обвязывали всю семью, то современные мастерицы всё чаще ориентируются на продажу своих изделий. Журналисты «Липецкой газеты» задались вопросом, можно ли заработать на творчестве? Анна Ледовских Елизавета Грабская знает, как продвигать на рынке свои изделия курсы; мастер-классы ВКонтакте ОБУЧЕНИЕ СОЦСЕТИ ПАРТНЁРЫ БИЗНЕС, МИНИ-ЦЕХ ЯРМАРКИ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СВИНЬЯ- КОПИЛКА сотрудничество с магазинами; ателье МАСТЕРСКАЯ аренда помещения для работы детская одежда; аксессуары; свадебные аксессуары; маски ETSY; OZON изучение спроса; общение с клиентами в планах ХОББИ 8 7 6 5 4 3 2 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz