Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 11/26451/1 ФЕВРАЛЯ 2022 Для решения проблем в сфере обращения с отходами в 2019 году разработана новая Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми ком- мунальными отходами, Липецкой области, которая рассчитана на срок до 2030 года. В соответствии с новой территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Липецкой области, утвержденной приказом управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 2 декабря 2019 г. № 434 на территории региона расположены 16 полигонов для захоронения отходов. Часть объектов имеют небольшой остаточный резерв для захоронения отходов и в скором времени подлежат рекультивации. Часть объектов размещения законсерви- рованы в связи с ликвидацией, прекращением деятельности юридического лица Особо охраняемые территории. В липецкой области создана сеть особо охраняе- мых территорий, которая призвана сохранить наиболее ценные ландшафты, природ- ные комплексы и отдельные объекты. На долю особо охраняемых объектов приходит- ся 5,5 % всей территории области. Оценка состояния окружающей среды Липецкой области. Состояние окру- жающей среды обусловливается как природными факторами, определяющими состояние геологической среды, так и техногенными, определяющими условия среды обитания человека. Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в неё вносят: чёрная металлургия, машиностроение, станкостроение, металлообработка, химическая и радиоэлектрон- ная промышленность, производство стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, тепловые электростанции. Не- малые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством, когда закономерно возникают карьеры и терриконы. Немалый вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и свиноводческие комплексы, водохозяйственные объекты, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте– и газопроводы). Большую экологическую опасность имеют отдельные техногенные объекты: места складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и промышленных от- ходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационар- ных источников в Липецкой области за 2016 год составили 320,3 тыс. тонн, что мень- ше чем в 2015 году на 7,3 тыс. тонн. Максимальный вклад в загрязнение атмосферы в 2016 году внесли следующие предприятия: ПАО «НЛМК» – 276,127 тыс. тонн, филиалы ООО «Газпром трансгаз Москва» – 15,57 тыс. тонн, АО «Липецкцемент» – 4,554 тыс. тонн, филиал ПАО «Ква- дра» – «Липецкая генерация» – 2,359 тыс. тонн, остальные предприятия – 21,754 тыс. тонн. Комплекс планировочных природоохранных мероприятий. Для территории Ли- пецкой области требуется продуманное планировочное вмешательство с целью обеспечения её устойчивого развития, формирования и поддержания благоприят- ных экологических условий проживания и отдыха населения. Для этого необходимо формирования природно-экологического каркаса, призванного ввести и закрепить более жёсткие режимы использования включенных в него территорий, обеспечить непрерывность природного пространства с помощью формирования миграционных экологических коридоров, что придаст природному комплексу области свойства си- стемы, способной к саморегуляции за счёт внутренних связей. РАЗДЕЛ XV. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХА- РАКТЕРА Чрезвычайные ситуации на территории Липецкой области могут быть связаны с природными и техногенными факторами. Чрезвычайные ситуации, связанные с природными факторами Затоплению и наводнениям подвержены территории ряда населённых пунктов области. При этом возможно: – подтопление и затопление отдельных населённых пунктов, производственных объектов; – разрушение жилищных, хозяйственных и производственных строений, мостов, переправ, линий электропередач; – затопление сельскохозяйственных угодий, гибель урожая; – размыв железнодорожных путей и автомобильных дорог; – гибель людей и скота. К территориям, имеющим высокий риск возникновения ЧС, необходимо отнести территории пойм (затопляемые участки), днища балок. В зоне возможного затопления при весеннем половодье от реки Дон могут ока- заться н.п. Бибиково, Кузьминки, Яковлево, Сергеевское, Троекурово, Малотроиц- кое, Засосенки и др.; от реки Воргол – н.п. Злобино, Кирилово, Красный Куст, Вор- гол; от реки Сосна – Черкассы, Трубицино, Касимовка и др.; от реки Воронеж – н.п. Истобное, Ратчино, Доброе, Каликино, Желтые Пески, Вербилово и др. (см. «Схему границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.») Подтопление на территории Липецкой области наиболее распространено на за- строенных территориях. Ему подвержены наиболее крупные города с развитой про- мышленностью: это Липецк, Елец, Данков и др. Оползни широко развиты по склонам долин рек Сосна, Дон, Становая Ряса и Ягодная Ряса, на правобережье р. Воронеж и др. Крупные оползни, представляющие собой опасность, наблюдаются в г. Чаплыгине, в южной части г. Липецка, а также вблизи сел Сатина, Б. Избища, Никольское, Вешаловка, Грязное и др. К территориям, имеющим высокий риск возникновения ЧС, необходимо отнести склоны речных долин, балок и оврагов и прилегающие к ним территории, особенно в области развития юрских и нижнемеловых отложений, представленных глинами. Коэффициент пораженности оползнями территории Липецкой области равен 0,025. Суффозионно-просадочные явления наиболее широко развиты в покровных лессовидных суглинках в местах их залегания, на песчано-глинистых, песчаных и трещиноватых карбонатных породах. Эти территории приурочены к высоким надпой- менным террасам р. Воронеж и к юго-восточной части области, на этих территориях этим процессам подвержено до 40 % ее поверхности. Просадочные явления наиболее распространены в восточной части территории области и приурочены к лессовидным суглинкам. С суффозионно-просадочными явлениями чрезвычайные ситуации могут быть обусловлены неравномерными осадками грунтов основания, которые, в свою оче- редь, могут быть причиной деформаций и даже разрушений инженерных сооруже- ний. Карстовые явления. Карстовые процессы приурочены к территории развития карбонатных пород. Средний коэффициент пораженности карстом – 0,1. Карст ин- тенсивно развит в местах развития верхнедевонских карбонатных пород. Широко распространены воронки, пустоты, пещеры. Карстом поражены Краснинский, Лебе- дянский, Елецкий, Липецкий районы. Образование карстовых провалов происходит неожиданно. Так, в осенний период 2000г. в Липецком районе у сел Боринское, Ве- нера, Сырский Рудник отмечено появление провалов в форме воронок глубиной до 10 м и шириной 6-7 м. Карстовые полости являются естественными коллекторами, через которые происходит проникновение загрязнённых поверхностных вод в под- земные водоносные горизонты. Пораженность карстом на правобережье р. Дон достигает 50 %, в центральной части – 30 %, 10 % по р. Воронеж. К территориям, имеющим высокий риск возникновения ЧС, необходимо отнести территории перекрытого карста в районах с небольшой мощностью перекрывающих отложений до 10-20 м, склоновые и присклоновые участки, на которых процессы кар- стообразования усиливаются. Основные причины возникновения опасных природных процессов, с которыми могут быть связаны чрезвычайные ситуации следующие: Затопление и наводнения: – плохое состояние гидротехнических сооружений; – отсутствие или неэффективность работы защитных дамб и берегоукрепитель- ных сооружений; – сложная гидрометеорологическая ситуация. Подтопление: – повышение уровня подземных вод, связанное с природными факторами (па- водки, особо большое количество выпадающих атмосферных осадков); – повышение уровня подземных вод, связанное с техногенными факторами (тех- ногенные утечки, наличие предприятий с «мокрым технологическим режимом»); – формирование техногенного водоносного горизонта при наличии близко зале- гающего от поверхности водоупора. Оползни: – нарушение устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой до- рог, а также водотоками; – произвольная нарезка дорог по кромке склонов; – утяжеление склона при самовольной застройке и водонасыщении пород при таянии снега, выпадении аномально высокого количества атмосферных осадков, техногенных утечках из коммуникаций; – нарушение растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов); – повышение уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопрово- дов, канализации, производств с «мокрой технологией»); – распашка земель, в том числе лесных площадей. Карстовые процессы: – наличие в верхней части геологического разреза растворимых пород; – изменение скорости движения подземного водного потока, обусловленное природными и техногенными факторами; – переменный режим насыщения и осушения значительных массивов пород, свя- занный с резким изменением уровня воды в водотоках и водохранилищах. Суффозионно-просадочные явления: – наличие в геологическом разрезе пылеватых макропористых лессовидных су- глинков; – обводнение лессовидных грунтов при повышении уровня подземных вод или техногенное увлажнение грунтов; – строительство без учёта просадочных свойств грунтов. Чрезвычайные ситуации, связанные с техногенными факторами На территории Липецкой области чрезвычайные ситуации техногенного характе- ра могут быть связаны с гидротехническими сооружениями, транспортом, химически опасными и пожаровзрывоопасными объектами. Гидротехнические сооружения. При неблагоприятной гидрометеорологической обстановке, в результате неисправности гидротехнических сооружений, прорыва плотин наиболее крупных водохранилищ, в зоне катастрофического затопления мо- гут оказаться многие населенные пункты. Радиационная обстановка. Радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подверглась значительная часть северной половины Липецкой области, и частично – южной. Плотность загрязнения по цезию (кu/км2) изменяется от 0-1 до 3-4 кu/км2. Наибольшее загрязнение отмечается на крайнем севере Липец- кой области, но иногда встречаются и в других частях области (см. карту). Ниже приводится перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таблица 1 № п/п Районы Поселение населенные пункты 1 Грязинский район Двуреченский сельсовет с. Двуречки Фащевский сельсовет с. Фащевка Ярлуковский сельсовет с. Ярлуково 2 Данковский район Баловневский сельсовет: с. Телепнево с. Хрущево-Подлесное, дер. Зна- менская, дер. Алексеевские Выселки Березовский сельсовет: с. Березовка, дер. Осиновские Прудки, дер. Новая, дер. Баловинки, с. Ивановка Бигильдинский сельсовет: дер. Красная Заря, дер. Медведчино, дер. Нижняя Павловка, дер. Колодези Воскресенский сельсовет: с. Греково, дер. Первовка, дер. Писарево, дер. Подосинки Малинковский сельсовет дер. Требунские Выселки Новоникольский сельсовет: с. Новоникольское Перехвальский сельсовет дер. Перехвальские Выселки Полибинский сельсовет дер. Верхняя Павловка Спешнево-Ивановский сельсовет: дер. Измайловка, с. Ярославы, с. Одоевщино, пос. Петровский Требунский сельсовет пос. Янушево 3 Измалковский район Васильевский сельсовет: с. Знаменское, дер. Майоровка, дер. Приле- пы, дер. Ромашковка Лебяженский сельсовет: дер. Языково, пос. Рассвет, пос. Заря 4 Краснинский район Сотниковский сельсовет: дер. Жаркий Верх Суходольский сельсовет: с. Суходол, с. Никольское 5 Лев-Толстовский район Домачевский сельсовет: с. Домачи Знаменский сельсовет: с. Знаменское, дер. Малая Знаменка Топовский сельсовет: с. Загрядчино, дер. Кордюки 6 Липецкий район Косыревский сельсовет дер. Кулешовка 7 Становлянский район Георгиевский сельсовет: с. Георгиевское, дер. Филенки, дер. Поряхино Грунино-Воргольский сельсовет дер. Лаухино Островский сельсовет с. Веригино Успенский сельсовет с. Чернолес, дер. Елизаветовка, дер. Малые Вы- селки, дер. Большие Выселки 8 Усманский район городское поселение «Город Усмань» г. Усмань Пригородный сельсовет дер. Бочиновка Сторожевской сельсовет: с. Сторожевое, дер. Терновка 9 Чаплыгинский район Ведновский сельсовет: с. Ведное, дер. Бутырки, с. Дашино Конюшковский сельсовет дер. Кулики Петелинский сельсовет: с. Новое Петелино, дер. Архангельское, дер. Новосеменовская, дер. Борщевка, дер. Лисоградка, дер. Татищево Урусовский сельсовет дер. Рязанка В данных пунктах проводится мониторинг по радиационному фактору, кроме того, проводится исследование питьевой воды, воды открытых водоемов, карто- феля, молока, грибов на содержание цезия – 137 и стронция – 90. По результатам исследований превышение санитарных требований по цезию –137 и стронцию-90 в исследуемых пробах за 20 лет не зарегистрировано. Гамма-фон находится на уровне среднеобласного. Химически опасные объекты. К химически опасным объектам на территории об- ласти относятся химический комбинат в г. Данков, ряд предприятий агрохимпрома и хранилища ядохимикатов. Пожаровзрывоопасные объекты. На территории области расположен ряд по- жаровзрывоопасных объектов. К данной категории относятся объекты, на которых осуществляется: – транспортировка природного газа, нефти и нефтепродуктов; – хранение нефтепродуктов, спирта; – производство сахара, хлебной и мучной продукции, спирта. Наиболее потенциально опасными участками газо-, нефте-, продуктопроводов являются головные и промежуточные насосные перекачивающие станции с их техно- логическим оборудованием, переходы через реки, а также через железные и автомо- бильные дороги. К территориям, имеющим высокий риск возникновения ЧС необходимо отнести участки сгущения газопроводов, нефтепродуктопроводов, железнодорожных и ав- томобильных магистралей в пределах Краснинского, Лебедянского, Добровского, Становлянского, Чаплыгинского и Елецкого районов. Транспорт. Чрезвычайные ситуации возможны на всех видах транспорта. Аварии с химически опасными веществами на автомобильном и, особенно, на железнодо- рожном транспорте могут вызвать распространение заражённого воздуха на рассто- яние до 20 км и более от места разлива, что в условиях области определяет возмож- ность уязвимости многих населённых пунктов. Лесные пожары. Чрезвычайные ситуации в Липецкой области могут быть также связаны с лесными пожарами. Большая работа в области ведется по защите лесов от пожаров. Основная причина возникновения пожаров – возгорание от молний, корот- кое замыкание в линиях электропередач, а также неосторожное обращение с огнём. Сведения о наружном противопожарном водоснабжении на территории Липецкой области На территории Липецкой области поставлено на учёт 9448 источников наружного противопожарного водоснабжения: из них 7456 пожарных гидрантов, 406 пожарных водоёмов, 1586 водонапорных башен, 200 площадок для забора воды из естествен- ных водоёмов. Из 7456 ПГ в неисправном состоянии находится 568 (7,61 % от общего количе- ства), из 406 пожарных водоёмов в неисправном состоянии находится 12, из 1586 водонапорных башен оборудованы устройствами для забора воды 407 (25,66 % от общего количества). Перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера В Липецкой области эпидемиологическая ситуация по природно-очаговым ин- фекциям относительно благополучная. Крайне редко регистрируется заболевания болезнью Лайма и энцефалитом. Эпизоотическая обстановка среди животных по острым заразным инфекциям крупного рогатого скота, свиней и птицы – благополуч- ная. Вместе с тем на территории имеются предпосылки возникновения природных очагов инфекционных заболеваний (бешенство, сибирская язва, ящур, грипп птиц), сохраняется возможность возникновения единичных вспышек среди частного секто- ра, а также заноса инфекций из других муниципальных образований. К основным источникам ЧС биолого-социального характера относятся инфекци- онные и паразитарные болезни людей, особо опасные болезни сельскохозяйствен- ных животных, а также карантинные и особо опасные болезни и вредители сельско- хозяйственных растений. Основными источниками биолого-социальных чрезвычайных ситуаций являются: – сезонные вспышки болезней с воздушно-капельным путем передачи (острые респираторные вирусные инфекции, грипп); – сохраняется вероятность возникновения эпидемических вспышек острых ки- шечных инфекций в связи с микробиологическим загрязнением водоисточников и продуктов; – продолжится период активности клещей, вероятность заболевания людей кле- щевым боррелиозом (болезнью Лайма) снизится в связи со своевременной акари- цидной обработкой лесных и лесопарковых зон; – с наступлением сезона сбора грибов резкое увеличение отравлений людей не- съедобными и условно-съедобными грибами; – сохранение вероятности болезней растений. Есть вероятность, что могут регистрироваться болезни животных (бруцеллез, аф- риканская чума свиней, оспа КРС ‚ классическая чума свиней и др.). Увеличение числа некоторых болезней (общих у человека и животных) в связи с возможным увеличением количества диких животных: лис, енотов, куниц, хорьков и др. В группу районов с максимальной опасностью возникновения вспышек бешен- ства вошли Воловский, Долгоруковский, Задонский, Хлевенский, Липецкий и Крас- нинский районы, в группу со средним уровнем опасности – Тербунский, Елецкий, Грязинский, Данковский и Лев-Толстовский районы, в группу с редкими случаями бе- шенства – Измалковский, Становлянский, Лебедянский, Чаплыгинский, Добровский, Усманский и Добринский районы. На территории области расположен ряд скотомогильников и сибиреязвенных захоронений, которые являются биологически опасными объектами, как потенци- альные источники инфекционных заболеваний, как сельскохозяйственных животных, так и людей. Существующие скотомогильники располагаются на значительном уда- лении (более 1,0 км) от населенных пунктов и не подвержены угрозе затопления и подтопления. В целях минимизации потенциальной угрозы от скотомогильников, их техническое состояние должно строго соответствовать ветеринарно– санитарным правилам. Перечень мест захоронения негорючих неорганических останков живот- ных, павших от сибирской язвы на территории Липецкой области приведены в при- ложении № 6 тома 2. Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация под- разделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов опре- деляется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут. В настоящее время на территории Липецкой области расположено 85 подраз- делений государственной противопожарной службы, из них 8 расположены в го- родском округе г. Липецк, 4 – в г. Ельце и одно подразделение на территории ОЭЗ «Липецк». Для реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на тер- ритории Липецкой области в составе ОКУ «Управление государственной противо- пожарной спасательной службы Липецкой области» создано 45 отдельных пожар- но-спасательных постов (далее — ОПСП) в 18 муниципальных районах. Общая численность ОПСП составляет 540 человек. На вооружении данных подразделений находится 90 единиц основной пожарной техники и 2 единицы аварийно-спасатель- ной техники. В зоне прикрытия ОПСП находится 57 % территории Липецкой области. Подразделения укомплектованы необходимым пожарно-техническим вооружением, средствами индивидуальной защиты и средствами связи. Аварийно-спасательный отряд Липецкой области, который создан в целях реше- ния задач, связанных с проведением специальных взрывных работ, уничтожением взрывоопасных предметов на земной поверхности, проведением аварийно – спаса- тельных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В аварийно-спасательном отряде Липецкой области работает 14 спасателей первого класса, 21 спасателей второго класса, 9 спасателей третьего класса и 7 спасателей. В распоряжении АСО находятся 5 служебных автомобилей, снегоход и 3 квадроцик- ла, позволяющие оперативно прибыть на место ЧС даже в самые отдаленные районы Липецкой области. Один из автомобилей специализирован для перевозки взрывоо- пасных предметов. Сил и средств пожарной службы достаточно для нормативного обслуживания территории области. Расстояние от пожарных частей и постов до наиболее удален- ных населенных пунктов по дорогам общего пользования, составляет 10 км. При расчетной скорости пожарного автомобиля в 60 км/ч вне границ населенных пунктов (40 км/ч в населенных пунктах) и времени на сбор и выезд пожарного автомобиля, радиус охвата пожарных депо в сельских поселениях составляет 10-12 км, по доро- гам общего пользования. Таким образом можно сделать вывод, что все населенные пункты Липецкой области охвачены нормативной зоной прибытия первого подраз- деления. Размещение дополнительных подразделений пожарной охраны на терри- тории области планируется по мере необходимости при освоении и расширении новых территорий для жилищного и промышленного строительства. Все социальные объекты (школы, детские сады, медицинские учреждения, дома культуры и т.д.) и места массового пребывания населения на территории области должны быть оборудованы автоматическими пожарными сигнализациями, система- ми оповещения согласно действующим нормам пожарной безопасности. На территории Липецкой области поставлено на учёт 9448 источников наружного противопожарного водоснабжения: из них 7456 пожарных гидрантов, 406 пожарных водоёмов, 1586 водонапорных башен, 200 площадок для забора воды из естествен- ных водоёмов. Из 7456 ПГ в неисправном состоянии находится 568 (7,61% от общего количе- ства), из 406 пожарных водоёмов в неисправном состоянии находится 12, из 1586 водонапорных башен оборудованы устройствами для забора воды 407 (25,66 % от общего количества). Количество безводных участков составляет 692. Наибольшее их количество при- ходится на Задонский муниципальный район – 84, г. Липецк – 76, Становлянский – 71, Добровский – 59, Данковский – 59, Липецкий район – 47, Лев-Толстовский – 48, Грязинский – 45, Хлевенский – 44, Измалковский – 35, Чаплыгинский – 34, Усманский – 21, Долгоруковский – 15, Тербунский – 12, Лебедянский – 12, в Воловский районе – 5 безводных участков, Краснинский район – 7, Елецкий район – 8; г. Елец – 10, в До- бринском районе безводные участки отсутствуют. Причины риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций Гидротехнические сооружения: – значительный срок эксплуатации водохозяйственных объектов без капитально- го ремонта; – повреждение конструктивных элементов ГТС; – невыполнение условий безопасной эксплуатации ГТС, – отсутствие деклараций безопасности ГТС. – Радиационная обстановка: – радиационные аварии на предприятиях; – несоблюдение техники безопасности; – непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать опти- мальные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени. Химически опасные объекты: – износ основных производственных фондов потенциально опасных объектов; – выброс, утечки, горение или дымление химически опасных веществ; – отсутствие или недостаточность средств, выделяемых на амортизационные расходы; – непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать опти- мальные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени; – несоблюдение техники безопасности. Пожаровзрывоопасные объекты: – сильная изношенность труб нефте- и газопроводов; – несанкционированное вмешательство в работу продуктопроводов; – аварии на нефте- и газопроводах; – несоблюдение техники безопасности; – непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать опти- мальные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени. Транспорт: – износ основных фондов и в первую очередь локомотивов и вагонов, – автобусов, грузового транспорта; – несоблюдение техники безопасности при перевозке горючих и взрывоопасных веществ, а также людей. Лесные пожары: – самовозгорание; – поджоги; – неосторожное обращение с огнём; – недостаточный уход за лесом; – недостаточное количество противопожарных барьеров и полос. Предложения ГУ МЧС России по Липецкой области по отнесению территорий Ли- пецкой области к территориям, подверженным риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приведены в томе 2 приложение 7. Перечень объектов капитального строительства регионального значения в обла- сти предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (расположение имеющихся пожарных депо) приведен в томе 2 приложение 10. Мероприятия предупреждения ЧС техногенного и природного характера В ходе эксплуатации проектируемой территории следует предусматривать кон- троль со стороны государственных надзорных органов, комиссии по чрезвычайным ситуациям за содержанием и исправностью строительных конструкций, инженерных коммуникаций, проведением планово-предупредительных ремонтов сооружений и инженерных сетей в установленные сроки, контроля выполнения правил дорожного движения и пожарной безопасности. Главной задачей этих мероприятий, обязательной для решения всеми территори- альными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирова- ния, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий в ЧС, является обеспечение безопасности людей в ЧС. Безопасность людей в ЧС обеспечивается: – снижением вероятности возникновения и уменьшением возможных масштабов источников природных и техногенных ЧС; – локализацией, блокированием, подавлением, сокращением времени суще- ствования, масштабов и ослабления действия поражающих факторов и источников ЧС; – снижением опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализа- ции специальных требований к расселению людей, рациональному размещению по- тенциально опасных и иных производств, транспортных и прочих техногенно опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с внутренне при- сущей безопасностью и средствами локализации и самоподавления аварий, а также путем рациональной планировки и застройки населенного пункта, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответ- ствующих объемно-планировочных и конструктивных решений; – повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобе- спечения и профилактикой нарушений их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей; – организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала аварийных и прочих объектов при возникновении, развитии и распро- странении поражающих воздействий источников ЧС, а также осуществлением ава- рийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населе- ния на территориях, подвергшихся воздействию разрушительных и вредоносных сил природы и техногенных факторов; – ликвидацией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружаю- щей среды, подвергшихся воздействию при ЧС. Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС планируются и осуществляются дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретной территории и с учетом насыщенности этой территории объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами произ- водственной и социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и размещения потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по сто- имости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и других местных условий. Мероприятия по защите населения в ЧС планируются и проводятся при раци- ональном расходовании материальных и финансовых ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых производств, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, технических защитных и спасатель- ных средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества. РАЗДЕЛ XVI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ «СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Разработка «Схемы территориального планирования Липецкой области» как об- щерегионального градостроительного документа предполагает и соответствующие механизмы ее реализации. Система механизмов, регламентирующих и обеспечивающих градостроительную деятельность (и в т.ч. реализацию Схемы), включает в себя: – экономический механизм реализации, – организационный механизм, – информационное обеспечение, – научное обеспечение, – проектное обеспечение. Система механизмов включает механизмы федерального и регионального уров- ней. К механизмам федерального уровня относятся: нормативно-правовые докумен- ты федерального уровня, стратегические, прогнозные и программные документы социально-экономического развития Российской Федерации, документы территори- ального планирования, определяющие градостроительную политику на территории Российской Федерации, национальные проекты. К механизмам регионального уровня относятся: нормативно-правовые, страте- гические и прогнозные документы регионального уровня; комплексные и целевые программы социально-экономического развития области; программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы; программы реконструкции и модернизации действующих предприятий; градостроительные документы терри- ториального планирования разного уровня и характера; крупные инвестиционные проекты; создание особых экономических зон; наличие организационных структур по реализации Схемы и других градостроительных документов, проведение мониторин- га их реализации. Липецкая область участвует в реализации государственной политики по соз- данию сети особых экономических зон как инструмента развития территорий Рос- сийской Федерации. На ее территории создана и успешно функционирует особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального значения «Липецк”, созданы 10 особых экономических зон регионального значения: промыш- ленно-производственного, агропромышленного, технико – внедренческого и турист- ско-рекреационного типа. Ключевые прогнозные и программные документы Липецкой области: – Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2024 г. – Прогноз социально-экономического развития Липецкой области на 2020 год и на плановый период 2021 – 2023 годов. Начиная с 2014 года в соответствии с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса РФ на территории области разработана и реализуется 21 государственная программа Липецкой области. Имеется большой перечень инвестиционных проектов, реализация которых су- щественным образом может повлиять на совершенствование градостроительной ситуации. В области градостроительства и архитектуры разработана и реализована в 2013 году областная целевая программа «Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пун- ктов на 2005-2009 годы», в результате которой все муниципальные образования об- ласти обеспечены документами территориального планирования. Для реализации проектных предложений Схемы предлагается разработать: ряд областных законодательных и нормативных правовых актов по градострои- тельной деятельности: – закон о зонах с особыми условиями использования территории; – нормативные правовые акты о статусе Природного парка «Липецкий», истори- ко-культурных заповедников: «Куликово Поле», «Острая Лука», «Задонск и Задонские монастыри», «Бунинская Россия»; – «Схему развития и территориальной организации производительных сил Ли- пецкой области»; – инвестиционный паспорт области; специальные отраслевые схемы: – Схему организации рекреации и туризма на территории области; – Схему организации транспортного комплекса области; – Схему охраны окружающей природной среды. – Схему переработки и захоронения коммунальных отходов на территории Ли- пецкой области. – Схему развития санаторно-курортной сферы Липецкой области. – Схему защиты территории Липецкой области от воздействия чрезвычайных си- туаций природного и техногенного характера. специальные Проекты: – проект планировки Липецко-Грязинской агломерации и Елецкой урбанизиро- ванной территории); – проекты планировки зон отдыха; – проекты организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий; – проекты охранных зон памятников истории и культуры; – историко-культурный опорный план территории области. – карты на территорию области: – зонирования по условиям строительства; – экологического состояния окружающей природной среды; – водообеспеченности качественной питьевой водой; – территориальные строительные нормы и правила застройки; – градостроительный кадастр и градостроительные регламенты территории об- ласти. Кроме того, необходимо: – учитывать проектные предложения «Схемы территориального планирования Липецкой области» при разработке территориальных аспектов стратегических, про- граммных и других экономических документов; – создать службу государственного градостроительного кадастра; – провести паспортизацию памятников истории и культуры; – создать специальную организационную структуру с соответствующими полно- мочиями по реализации Схемы (или наделить полномочиями существующие струк- туры); – организация мониторинга: градостроительного, санитарно-экологического, состояния и использования объектов историко-культурного наследия, состояния и использования особо охраняемых природных территорий. Окончание. Начало на 9–19-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz