Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Творчество 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 07 / 12 / 22 С ейчас в мастерской работают над сказкой «Морозко» и одновремен- но готовят декорации к спектаклю «Чайка». Многозадачность для художни- ков-декораторов — обычное дело. Ната- лья больше всего любит погружаться в «сказочный материал». Сначала худож- ник-постановщик рисует для декорато- ров эскизы. Они должны максимально точно воплотить задумку. Сказки вдох- новляют Наталью — она и сама чувству- ет себя немного волшебницей. Ну а как иначе, если с её легкой руки на сцене по- является дворец короля из «Золушки». Самая трудная художественная задача этого спектакля — лестница, на которой главная героиня теряет туфельку. — Сначала в столярном цеху варился металлический каркас, который обши- вался фанерой. Из тканевой серебристой плёнки делали резной декор лестницы. Ковровую дорожку прикрепляли степле- ром, получилась масштабная работа. Декорации могут складываться, ез- дить на колёсиках, спускаться сверху. Ак- тёры на генеральных репетициях должны привыкнуть к ним и понять, как они ра- ботают. По задумке режиссёра герои по- становки могут исчезать в таинственную дверь, созданную декораторами, или по- явиться, например, из камина, — расска- зывает Наталья Баграмова. Винегрет из пеноплекса За много лет технология изготовления декораций не изменилось. Всё делается вручную. Кору деревьев, например, изго- тавливают из смятой ткани, она прокле- ивается, а потом прокрашивается. Сейчас в ходу новые строительные материалы: пеноплекс, различные клеи, которые по- рой идут в дело вёдрами. Главный закон декораторов — с каждым новым спек- таклем не повторяться. Все созданные ими творческие работы хранятся в театре, пока постановку не снимут с репертуара. Есть декорации, которые отправляются на гастроли, к ним свои требования: лёг- кость, удобство и красота. Наталья как художник-бутафор искусно накрывает на сцене столы с едой. Делает из пеноплекса «вкусные» салаты и заворачивает блинчи- ки из кожзама. — У нас был спектакль, где герои си- дели за праздничным столом. Мы при- думывали, из чего бы нам сделать вине- грет. Хорошо подошёл мелко нарезанный пеноплекс. Мы его раскрасили под ин- гредиенты блюда, а горошком послужи- ли старые деревянные бусы. Для миски взяли плафон от люстры. А ещё запо- мнилась кропотливая работа в одном из спектаклей, когда художники-декораторы делали большой мотор, почти как насто- ящий. Его устройство детально изучили по чертежам в Интернете. Собрали из различных железок, счётчиков, канали- зационной трубы и колпачков от аэрозо- лей, — рассказывает собеседница. Наталья в цеху декораторов зани- мается и реставрационными работами. Когда собирается материал для оформ- ления спектаклей, сотрудники приносят старую мебель: стулья, столы, комоды. Однажды для выступлений кто-то по- жертвовал граммофон. В руках Натальи вещи превращаются в сценический образ и получают вторую жизнь в спектаклях. Недавно Баграмова реставрировала ста- ринную гармошку. Музыкальный инстру- мент был с невероятной красоты инкру- стацией. Наталья настолько вдохновилась этой гармонью, что собирается писать с ней натюрморт. Живопись без этюдника Наталья в своё время окончила кол- ледж искусств имени Тихона Никола- евича Хренникова по специальности художник-дизайнер. В 90-е годы она ра- ботала в Ельце на заводе медоборудова- ния художником-оформителем. Писала лозунги на красном кумаче плакатными перьями. А в год 850-летия Ельца Багра- мова рисовала на планшетах из фанеры символику старинного города. Недавно в Липецке у Натальи состоялась персо- нальная выставка «Елец — мой город родной». Она работает без этюдника — ей важно поймать картинку и сохранить впечатления, которые потом воплотятся в городские пейзажи. Она пишет елецкие дворы— дома и спрятанные между ними маковки церквей. Ей дорог каждый за- коулок старинного города, который не повторяется, и ещё каким-то чудом сохранился. — Я часто просто гуляю по Ельцу: ищу сюжеты для моих работ. Мне не надо фотографировать город, если я забуду какие-то детали, возвращаюсь в это место и вновь ощущаю себя вдохновлённой. Живопись рождается по-разному: ино- гда я пишу картину за два дня. Начинаю работать и оставляю полотно «дозреть», приступаю к нему после паузы уже с но- выми мыслями. Не могу рисовать, когда в семье какие-то проблемы. Пишу, когда радостно и светло на душе, — признаётся художница. Краски вместо слов Однажды Наталья гуляла у стен Зна- менского монастыря. Была весна. Солнце разлилось по белым камням святыни, и она увидела, как несколько монахинь вышли из храма. Черные одежды слегка развивались на ветру, а женщины будто плыли, такой мягкой и плавной была их походка. Наталья знала, что фотографи- ровать нельзя, но не удержалась, сделала несколько снимков. — Я сняла их украдкой. Настолько эта сцена была красивой и совпадала с внутренним настроением. Картину на- писала на одном дыхании. Я свои работы практически не продаю. Они дарятся дру- зьям и знакомым, находятся в галереях. Художнику важно, чтобы у него был свой зритель, — добавляет Наталья. Художница может увидеть сюжет бу- дущей картины даже в луже. На старом кладбище Ельца купола Казанского хра- ма так красиво отражались в воде, что она отложила все дела и постаралась за- помнить, как падали капли первого ве- сеннего дождя в отраженный образ. Это вдохновение Наталья сохранила и унесла с собой. —Я никогда не мечтала уехать из Ель- ца. Этот город —моя любовь. Могу стоять на автобусной остановке и долго смотреть на купеческие дома, запоминать налич- ники, тёплый бревенчатый фасад здания. Я порой не могу выразить свои эмоции словами, а вот красками получается. Лю- блю работать на даче за городом. Пишу натюрморты и какие-то вещи с натуры, — делится своим вдохновением Наталья. У Баграмовой солнце часто является героем картины. Блики, свет, игра те- ней — всё это она пишет легко и светло. Работу декоратора и художника-бутафора тоже считает творческой, хотя образы со- здаются из заданной картинки. Там она погружается в мир, где есть место сказке. Фото автора и Артёма Белоусова Наталья искусно накрывает на сцене столы с едой. Делает из пеноплекса «вкусные» с виду салаты и заворачивает блинчики из кожзама. МИР, ГДЕ ЕСТЬ МЕСТО СКАЗКЕ Художник-бутафор и декоратор драматического театра города Ельца «Бенефис» Наталья Баграмова 3 0 лет создаёт уникальные декорации для спектаклей. Крутящиеся конструкции, интерьеры, объёмные куклы, расписные занавесы, сказочный лес и даже мотор машины ЗИЛ. Дарья Шпакова Сцена из спектакля «Золушка» театра «Бенефис» «Вечерняя прогулка» — один из городских пейзажей Баграмовой Наталья Баграмова создаёт декорации к спектаклю «Морозко»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz