Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 12 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 11/26451/1 ФЕВРАЛЯ 2022 – создание питомника экзотических растений – для фитодизайна; создание экс- курсионно-выставочного центра (ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. Бунина»); – разработка модели хозяйственной оптимальной единицы в области сельского хозяйства с учетом сложившихся традиций и имеющихся сельскохозяйственных уго- дий, потребностей рынка в сельскохозяйственной продукции; создание мини-цехов по переработке продукции (программный продукт для определения структуры хозяй- ства) (ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. Бунина»); – создание национального парка «Бунинская Россия», выполняющего широкие природоохранные, эколого-просветительские, научно-исследовательские, культур- но-исторические и социально-экономические функции (ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. Буни- на»); – реализация других инновационных проектов, разрабатываемых в течение про- гнозируемого периода, направленных на формирование новой модели социально- экономического и градостроительного развития территории Липецкой области, обе- спечивающей не только лидерство области в экономическом пространстве России, но и развивающей территорию всего региона, поднимающей экономику и социаль- ную сферу периферийных районов, способствующей рациональной организации территории и формированию благоприятной градостроительной ситуации, совер- шенствованию систем расселения и планировочной структуры территории. РАЗДЕЛ V. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ Комплексная оценка определяет территориальные и природные ресурсы для развития основных видов хозяйственного использования территории: – промышленного и гражданского строительства; – сельского хозяйства; – рекреационной деятельности; – природоохранной деятельности. Главная идея данного раздела – выявить и показать проблемы и возможности территориального развития, улучшения градостроительной ситуации. Комплексная оценка территории является основой для разработки предложений по функциональному зонированию территории. Оценка природных и планировочных условий была сделана для каждого вида ис- пользования территориальных ресурсов области (см. схему «Комплексная оценка территории»). Комплексная оценка проведена на основе анализа: – природных факторов; – ресурсно-сырьевого потенциала; – экологического состояния природной среды; – транспортной обслуженности и обеспеченности территории; – планировочных условий; – системы расселения; – градостроительной освоенности территории; – степени хозяйственной освоенности территории. Оценка территории по комплексу природных факторов. Климатические условия области благоприятны для хозяйственного, градостро- ительного освоения и рекреационной деятельности и не создают планировочных ограничений. Качество почв, в основном, высокое – 80-90 баллов (из 100 возможных). На край- нем юго-востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким каче- ством и лишь на отдельных участках в районе Задонска – почвы по качеству средние. Инженерно-геологические условия, определяющие условия строительства, на территории Липецкой области довольно сложные. Отмечается значительная рас- членённость рельефа. Глубина эрозионного вреза изменяется от 20 до 60 метров. Основанием сооружений практически повсеместно служат породы четвертичного возраста, часто просадочные. Глубина уровня подземных вод часто поднимается выше 3-х метров и иногда достигает поверхности. Особо осложняют условия стро- ительства такие опасные геологические процессы и явления, как овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, подтопление и затопление паводковыми водами. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа территорий: Территории с инженерно-строительными условиями средней сложности. К этой категории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплыгин- ском, Лев Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснин- ском, Становлянском, Долгоруковском районах. Здесь вероятно проявление эрозии, оползней, карста. При соответствующей инженерной подготовке возможна длитель- ная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это террито- рии, расположенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковском, Чаплыгинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловском и Ус- манском районах. На территории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подготовке и защите территории от опасных инженерно-геологических процессов. Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложности. Это, прежде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффо- зии, заболоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся террито- рии, расположенные частично в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком районах. Здесь необходимы сложные дорогостоящие мероприятия по ин- женерной подготовке при использовании территории под строительство. Территории, не рекомендуемые для застройки. Это территории пойменных тер- рас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5 % обеспеченности, овраги, балки с уклонами склонов более 10 %. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены 22 видами полезных ис- копаемых. На базе месторождений работают горнодобывающие и перерабатыва- ющие предприятия. Область полностью обеспечивает свою потребность по таким видам минерального сырья, как: – карбонатные породы для производства строительного щебня и извести, для применения в металлургии; – карбонатные и глинистые породы для цементного производства; – тугоплавкие и легкоплавкие глины для производства керамзита, кирпича; – пески формовочные для строительных работ; – пески стекольные, – минеральные воды. Водные ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. Потребности области в пресных поверхностных водах покрываются Доном, Вороне- жем и их притоками. Обеспеченность пресными подземными водами по области неравномерна. Наи- более обеспечены Усманский и Данковский районы, наименее – Воловской, Хле- венский, Долгоруковский, Измалковский, Елецкий, Краснинский, Лев – Толстовский районы. Минеральные подземные воды разведаны в основном в Липецком и Грязинском районах. Эти месторождения служат основой для развития курортной и рекреацион- ной деятельности. Земельные ресурсы. На территории Липецкой области преобладают земли сельскохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий и их качество уменьшается, что связано с такими процессами, как эрозия, окисление, засоление, подтопление, заболачивание и изъятие для других видов использования. Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, располо- женных на территории Липецкой области, использование которых для других целей не допускается приведен в приложении 11 том 2. Лесные ресурсы. Все леса отнесены к защитным лесам и имеют большое водо- охранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое климато- регулирующее значение. Сравнительно низкая лесистость территории является, в определенной степени, лимитирующим фактором для развития рекреации. Природные условия и природные ресурсы, которыми обладает Липецкая об- ласть, благоприятны для всех основных видов хозяйственного использования. Инженерно-геологические процессы, которым подвержена территория области, часто являются препятствием для градостроительной деятельности. Требуются со- ответствующие мероприятия по нейтрализации этих процессов. Оценка территории по экологическому состоянию природной среды Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в неё вносят чёрная металлургия, машиностроение, станкостро- ение, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, произ- водство стройматериалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышлен- ность, тепловые электростанции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производ- ством (карьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицевод- ческие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте– и газопроводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объекты: места складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и про- мышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, же- лезнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы. По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятной для разме- щения объектов жилищного и коммунально-складского строительства является тер- ритории, примыкающие к магистральным железнодорожным путям и автомобиль- ным дорогам. По транспортной обеспеченности область занимает 7 место в ЦФО. На перспективу плотность дорог возрастет (схема «Транспортная инфраструкту- ра»). Территория области практически полностью попадает в зону 1,5 – 2-х часового транспортного обслуживания от регионального центра. Область также почти полно- стью попадает в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием федерального и областного значения, за исключением отдаленных территорий Во- ловского, Долгоруковского, Измалковского, Становлянского, Краснинского, Данков- ского, Лев – Толстовского районов. Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности которых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хлевенского, частично Воловского районов. Область хорошо обеспечена низовой сетью дорог. Основные транспортные маги- страли несут на себе и функции планировочных осей. Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Лебедяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную ситуацию области (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Развитие существующих и намечаемых к формированию транспортных узлов (Липецк, Грязи, Чаплыгин), в свою очередь, также будет способствовать развитию и совершенствованию планировочной структуры области. Оценка территории по планировочным условиям Вдоль основных транспортных и речных магистралей Липецкой области сформи- ровались ареалы наибольшей концентрации населенных пунктов, на основе которых, в большей степени, сформировалась система расселения и территории активной хозяйственной деятельности (см. схему «Комплексная оценка территории»). Распределение поселенческой сети по территории области достаточно равно- мерно, но в южной и центральной части оно более уплотнено и укрупнено. В области сформировалась полицентрическая система расселения, с региональ- ным и межрайонным центром – г. Липецком, межрайонными центрами – г. Елец, г. Лебедянь, с территориально-сближенными поселениями, на базе которых формиру- ются урбанизированные территории с развивающейся Липецко-Грязинской агломе- рацией. Производственный комплекс области, в основном, размещен в городских посе- лениях. В настоящий момент, в связи с развитием Особой экономической зоны «Ли- пецк», в территориальной организации области усиливается роль Липецка. Главная и наиболее важная проблема планировочной организации территории Липецкой области, это проблема нерационального усиления центростремительного вектора развития – стягивания населения, производства, капитала в город Липецк и Липецкую агломерационную зону, особенно, в связи с созданием ОЭЗ промышлен- ного типа. И это происходит в условиях, когда другие территории области имеют свои кон- курентные преимущества, свои возможности для ускоренного развития. Этот фактор надо использовать, чтобы противодействовать центростремительному развитию территории области и способствовать более рациональной ее организации. Территория области по планировочным условиям делится на три планировочных района: Юго-Восточный, Юго-Западный, Северный. «Юго-Восточный» район включающий: Липецкий, Грязинский, Добровский, Ус- манский, Добринский, Хлевенский муниципальные районы, сохраняет свои ведущие позиции в территориальной организации промышленного производства и расселе- ния. Получит свое дальнейшее развитие урбанизированная территория с располо- женной здесь Липецко-Грязинской агломерацией, в состав которой входят центры: г. Липецк, г. Грязи, Особая экономическая зона «Липецк». В восточном направлении формируется новый планировочный узел на базе развития территории Особой Эко- номической Зоны «Липецк». В «Юго-Западном» районе, включающем Елецкий, Задонский, Воловской, Тер- бунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский муниципаль- ные районы, усиливается территориальная организация промышленного производ- ства и расселения. Развивается Становлянско – Елецко – Задонская урбанизирован- ная территория, куда входят районные центры – с. Становое, г. Елец, г. Задонск. В «Северном» районе, объединяющем Данковский, Лев-Толстовский, Лебедян- ский, Чаплыгинский муниципальные районы, возможно формирование урбанизиро- ванной территории на основе группы территориально-сближенных поселений, при- мыкающих к г. Лебедяни, г. Данкову, г. Чаплыгину и п. Лев Толстой. Рекреационные территории, в основном, привязаны к речным долинам рек Дон, Воронеж, их притоков и к основным массивам лесов, расположенных вдоль этих рек (см. схему «Рекреация, туризм, охрана памятников истории и культуры»). Планировочная структура области предопределяет градостроительную стратегию ее дальнейшего развития за счет формирования урбанизированных территорий, Липец- ко-Грязинской агломерационной зоны, нового промышленного узла (на основе ОЭЗ). Для развития основных видов хозяйственного использования территории реко- мендуются: 1. Для активной градостроительной и хозяйственной деятельности: наиболее благоприятные территории выявлены в Липецком, Грязинском, Елецком, Станов- лянском, Чаплыгинском, Лебедянском, Тербунском, Данковском районах; наименее благоприятные территории для строительства – это пойменные террасы, затапли- ваемые паводковыми водами, территории с развитыми эрозионными, оползневыми процессами – выявлены частично на территории Грязинского, Елецкого, Краснин- ского районов. Зоны активной хозяйственной деятельности – урбанизированные территории, примыкающие к основным транспортным магистралям: – Романово-Липецк – Грязи – Доброе, – Становое-Елец-Задонск, – Лебедянь-Данков-Лев Толстой-Чаплыгин, – Липецко-Грязинская агломерация, – Становлянская зона, – Тербунская зона, – Добринская зона, – территория Особой Экономической Зоны «Липецк». 2. Для сельскохозяйственного использования, подразделяемые на зоны благо- приятные для сельского хозяйства, к которым отнесены практически все сельскохо- зяйственные земли. Территории благоприятные для сельскохозяйственного исполь- зования подразделены на зоны: – благоприятные для развития животноводства – это, прежде всего, территории Становлянского, Лебедянского, Усманского, Добринского, Липецкого районов; – благоприятные для развития растениеводства – это территории Воловского, Тербунского, Измалковского, Долгоруковского, Тербунского районов; – благоприятные для смешанного использования (животноводства и растение- водства) – это территории Задонского, Данковского, Чаплыгинского, Лев – Толстов- ского районов. – ограничено благоприятные для сельского хозяйства, к которым отнесены тер- ритории, попадающие в зону возможного радиоактивного загрязнения от ЧАЭС, за- болоченные луга, торфяные болота, водоохранные территории, территории с силь- ным процессом оврагообразования. 3. Для рекреационного использования, подразделяемые на зоны: – благоприятные для рекреационного использования – это, прежде всего, тер- ритории речных долин, лесные массивы, примыкающие к рекам леса, наиболее по- сещаемые в период сбора ягод и грибов, территории заказников и охотохозяйств. Большой массив территории под рекреационное использование выделен в среднем течении рек Дон и Воронеж, на территориях Усманского, Задонского, Липецкого, До- бринского, Елецкого районов; – ограниченно благоприятные для рекреационного использования – это террито- рии с неблагополучной экологической обстановкой, выбросами вредных химических элементов, находящиеся в Липецком, Елецком, Данковском, Чаплыгинском районах; – неблагоприятные для рекреации – это территории загрязнения от ЧАЭС в Ста- новлянском, Чаплыгинском, Данковском, Лев – Толстовском районах. РАЗДЕЛ VI. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ Организация территории строится на основе ее планировочной структуры и зонирования территории. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из главных задач архитектурно-планировочной организации терри- тории Липецкой области. Современная планировочная структура и функциональное зонирование терри- тории области находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планировочно- функциональной структурой Центрально-Черноземного экономического района, основу которого формирует чередование урбанизированных и аграрных полосовых зон, которые в свою очередь являются составной частью системы расселения Евро- пейской части России. Главным элементом планировочной структуры Липецкой области является сеть городских поселений, расположенных относительно равномерно по территории об- ласти, за исключением самых крайних юго-западных районов. Территория области хорошо освоена, имеет развитое сельское хозяйство и плот- ную сеть сельских поселений, достаточно равномерно размещенных на ее террито- рии, но с более высокой плотностью в южной ее части. Планировочная структура области формировалась под влиянием природно- го и транспортного каркаса территории. Ее формирование происходило главным образом под воздействием транспортных магистралей, связывающих Москву с Ростовом-на-Дону, Воронежем, Волгоградом, Орлом, Тамбовом, а также развитой речной сети, представленной реками Дон, Воронеж и их притоками. Реки Дон, Воронеж являются осями формирования исторической планировочной структуры области со своими, органично включенными в эту структуру, притоками. В настоящее время они утратили свое главенствующую роль в связи с развитием других, более мощных транспортных коммуникаций, но могут получить развитие как рекреационные оси. Планировочные центры. Основными транспортно-планировочными системоо- бразующими центрами являются города Липецк, Елец и Грязи, второстепенными – города Лебедянь, Усмань, Задонск, Чаплыгин. Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей располагают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наибо- лее активно. К ним относится региональный центр – г. Липецк и межрайонные центры – г. Елец и г. Лебедянь. Три города – Липецк, Елец, Лебедянь по своему экономическому, демографи- ческому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительными узловыми элементами опорного каркаса территории. г. Липецк является полифункциональным региональным центром, обладающим высоким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональ- ной системы расселения. Сложившимся региональным подцентром («субрегиональным центром») межрай- онной системы расселения западной части области является г. Елец. Вторым, формирующимся в настоящее время региональным подцентром север- ной группы районов области, является г. Лебедянь. Развитие городов: Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с промышленностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с органи- зационно-хозяйственным и социально-культурным обслуживанием населения. Планировочные оси области – речные долины рек Дона и Воронежа и террито- рии, прилегающие к основным транспортным магистралям, и являются наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения. Вдоль них формиру- ются системы расселения и основные планировочные зоны области. Планировочная структура Липецкой области характеризуется наличием четырех основных осей (двух транспортных и двух водных). Главными транспортно-планировочными осями являются: – в широтном направлении – ось Елец-Липецк, с продолжением к западу – на Орел, а к востоку – на Тамбов; – в меридиональном направлении – ось Хлевное-Елец, с продолжением к северу на Москву, а к югу – на Воронеж. – Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по направлениям: – Елец-Лебедянь-Лев-Толстой, с продолжением к югу – на Старый Оскол, а к се- веру – на Чаплыгин; – Липецк-Чаплыгин, с выходом на Москву. Кроме того, выделяются две основные водно-планировочные оси по рекам Дон и Воронеж. Таким образом, система планировочных осей области состоит из трех элементов: – водно-планировочной оси рек Дон и Воронеж; – транспортного направления Елец-Липецк; – второстепенных осей, связанных с малыми городами. Планировочные зоны области – обширные территории с повышенным уровнем урбанизации, формируются на базе крупных городских округов и поселений: Липец- ка. Ельца, Лебедяни и прилегающих к ним сельских поселений. Перспективная планировочная структура Сложившаяся планировочная структура области не в полной мере отвечает тре- бованиям обеспечения комплексного территориального развития области. В связи с этим, проектные предложения направлены на решение главной пробле- мы: совершенствование территориальной организации территории за счет рацио- нального размещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения. Идея архитектурно-планировочного решения учитывает сложившуюся планиро- вочную ситуацию области, ее природно-климатические и экономико-географические особенности. Проектная планировочная структура области базируется на следующих принци- пиальных положениях: – формирование открытой планировочной структуры позволяющей свободно развивать область по нескольким планировочным направлениям; – взаимоувязка со сложившимся и прогнозным размещением производительных сил; – усиление и совершенствование планировочных осей и оптимизация транспорт- ной и инженерной инфраструктуры; – упорядочение и оптимизация систем расселения и межселенного обслужива- ния; – рекреационное формирование единой комплексной структуры районирование области; – охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресур- сов; – размещение новых видов строительства на оптимальных по градостроитель- ным условиям территориях. Одной из важнейших задач при решении вопросов планировочной организации территории области является необходимость максимально возможного смягчения центростремительных тенденций размещения производительных сил за счет разви- тия периферийных районов и создания дополнительных планировочных подцентров области. Эти нежелательные тенденции усиливаются в результате формирования особой экономической зоны «Казинка». Для формирования планировочных районов и создания устойчивой планировоч- ной системы, проектом предлагается следующая планировочная структура. Главные планировочные оси: – широтном направлении – первая и основная ось в направлении – Елец-Липецк- Грязи с продолжением к северо-западу с выходом на Ефремов и далее на Москву, а к востоку-с выходом на Тамбов и далее на Волгоград; эту ось можно считать главной, так как на ней располагаются основные и самые крупные города, с прилегающей к ним значительной сетью поселений; и, кроме того, здесь проходят крупные транс- портно-инженерные коммуникации; – вторая основная ось – в направлении Елец-Задонск-Воронеж, проходит вдоль единственной крупной водной артерии области – р. Дон. Планировочная значимость оси в том, что она дает возможность закрепления роли Дона и использования при- брежных территорий в качестве рекреационных. Планировочная ситуация северных территорий области требует усиления связей в широтном направлении, для чего проектом предлагается формирование новых планировочных осей, объединяющих районные центры с группой территориально- сближенных с ними поселений. Второстепенные планировочные оси: – в широтном направлении проходит ось Данков-Лев Толстой-Чаплыгин, с вы- ходом на востоке на федеральную автомагистраль Р-22 «Каспий» и на западе на федеральную автомагистраль М-4 «Дон». Эта ось будет служить дополнительным транспортным выходом из северной части области на Москву; – Тербуны-Хлевное-Усмань-Добринка с выходом на востоке на федеральную автомагистраль Р-22 «Каспий» Эта планировочная ось улучшит транспортную и межселенную обслуживаемость южной части области, соединит крупные городские и сельские поселения (районные центры) и будет иметь большое значение для раз- вития этих поселений и прилегающих территорий. Вдоль этой планировочной оси расположены сельские поселения Тербуны и Добринка; – в меридиальном направлении – ось Чаплыгин-Липецк-Хлевное, с выходом в южной части области на г. Воронеж и в северной части на г. Рязань; – ось Елец-Тербуны, проходит вдоль железной дороги, с выходом на г. Ста- рый Оскол. Формирование и развитие планировочных осей будет способствовать преодоле- нию территориальных диспропорции и явится важным вкладом в создании базы для формирования перспективных систем расселения. Сохранится и усилится роль рек Дона и Воронежа как главных планировочных осей систем рекреационных зон. Формирование и развитие перспективных планировочных осей предполагает и формирование главных элементов перспективной планировочной структуры – пла- нировочных центров и подцентров, занимающих определенный ранг в системе рас- селения. Для более равномерного развития территории области, в основу проекта по- ложено формирование полицентрической организации территории с полюсами урбанизации, «точками роста» и соответствующей инфраструктурой, организующий регион; Роль главного планировочного центра сохраняется за региональным центром – г. Липецком (вместе с проектируемым жилым районом Романово). Ядром всей системы и полюсом проектируемой зоны урбанизации является Ли- пецко-Грязинской агломерация с проектируемым жилым районом Романово. Подцентром первого порядка планировочной системы является субрегиональ- ный центр – г. Елец. Формирующимся подцентром второго порядка является г. Лебедянь. Проектом выделены три внутриобластных планировочных района: – «Северный», включающий в себя Данковский, Лев – Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский районы; – «Юго-Восточный», включающий в себя Липецкий, Добровский, Усманский, До- бринский, Грязинский, Хлевенский районы; – «Юго-Западный», включающий в себя Елецкий, Задонский, Воловской, Тербун- ский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Становлянский районы. На базе этих планировочных элементов формируются три урбанизированные территории: – основная высокоурбанизированная территория – «Липецкая» с включением в нее районных центров – Доброе, Липецк, Грязи, проектируемого жилого района – «Романово», ОЭЗ «Липецк» и территориально сближенных с ними поселений; – «Елецкая» – урбанизированная территория с включением в нее районных цен- тров – г. Елец, г. Задонск, с. Становое и территориально-сближенных с ними поселе- ний; – «Лебедянская» – формирующаяся урбанизированная территория с включением в нее районных центров: городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, п. Лев Толстой и по- селений, тяготеющих к ним. Зоны урбанизации в будущем должны быть структурированы в полицентрическую систему с центрами урбанизации и инфраструктурой, распределенной по всей зоне. В зонах урбанизации целесообразно развитие многоотраслевой промышленно- сти и пригородного сельского хозяйства. В пределах Липецкой высокоурбанизированной территории формируется Ли- пецко-Грязинская агломерация. Дальнейшему развитию этой агломерационной зоны будет способствовать развитие Особой Экономической Зоны промышленно-произ- водственного типа «Липецк». С развитием проектируемой ОЭЗ будет увеличиваться и зона активного влияния г. Липецка на всю территорию области. Зона агломерации будет развиваться по мере расширения трудовых, организа- ционно-хозяйственных и социально-культурных связей. В зонах влияния городов Усмань и Задонск развиваются группы территориально- сближенных сельских поселений. Для оптимального, сбалансированного развития и территориальной организа- ции названных выше урбанизированных территорий, разработана более детальная градостроительная документация, предусмотренная Градостроительным Кодексом РФ – схемы территориального планирования административных образований и ге- неральные планы поселений. РАЗДЕЛ VII. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Зонирование территории является одним из главных результатов разработки Схемы территориального планирования. Это – инструмент регулирования террито- риального развития области, где определяется состав функциональных зон, их гра- ницы, режимы (регламенты) использования территории. Утвержденное в соответствующем порядке зонирование территории является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью. Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использова- ния. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория. В Липецкой области предлагается два уровня функционально-градостроительно- го зонирования: I уровень. Монофункциональные ареалы, степень однородности функций которых определяется разрешающей способностью с учетом масштаба графических матери- алов (М 1:200 000). Такими элементами зонирования являются: 1. Земли городской и сельской застройки; 2. Садово-дачные товарищества; 3. Транспортные сети и сооружения, крупные транспортные узлы, терминалы; 4. Лесные земли; 5. Территории режимного использования; 6. Памятники истории и культуры; 7. Заповедники, памятники природы; 8. Горные отводы, площади залегания полезных ископаемых. Каждый из указанных элементов может быть обременен теми или иными ограни- чениями или их сочетаниями. II уровень. Многофункциональные ареалы – зоны с приоритетом одной или не- скольких взаимосвязанных функций: 1. Природоохранные и прочие территории с установленными границами и режи- мами градостроительной деятельности: национальный парк, заповедники, заказни- ки, водоохранные зоны рек, территории городов в установленных границах, террито- рии, нуждающиеся в охране; 2. Территории, нуждающиеся в охране и регламентации хозяйственной деятель- ности, территории с рекреационным потенциалом, истоки малых рек; 3. Территории с наиболее сложными территориальными отношениями: зоны пре- имущественной урбанизации, системы расселения, ареалы территориально сбли- женных поселений разного масштаба; 4. Крупные зоны особого регулирования градостроительной деятельности (могут включать территории всех предшествующих групп) – территории наиболее привле- кательные для инвестирования. Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется с учетом степени благоприятности по следующим факторам: – инженерно-геологическому; – природно-экологическому; – санитарно-гигиеническому; – проживанию населения и его хозяйственной деятельности. Макрозонирование Липецкой области включает следующие типы территорий: – кардинально преобразованные человеком городские и сельские поселения, районы открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженер- ных коммуникаций, территории, прилегающие к рекам Дон и Воронеж; – умеренно измененные хозяйственной деятельностью сельскохозяйственные угодья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов; – практически не нарушенные деятельностью человека – открытые пространства, охраняемые природные территории: заповедники, заказники. Основными принципами предлагаемого зонирования территории являются: – территориальное ограничение развития Липецкой агломерации; – территориальное развитие складывающихся урбанизированных территорий Ельца и Лебедяни; – развитие рекреационных территорий и формирование новых; – сохранение и развитие особо охраняемых территорий: заповедников, заказни- ков, памятников природы; – упорядочение функциональной структуры территории. По характеру преимущественной хозяйственной деятельности выделяются 3 ос- новных типа функциональных зон. 1. Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения (исполь- зования) и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды, в том числе подзоны: – преимущественной урбанизации; – повышенной градостроительной ценности; – селитебные территории; – промышленные, коммунально-складские. Доминирующее, определяющее значение имеют урбанизированные территории, складывающиеся вокруг городов Липецк, Елец, Лебедянь. Эти зоны многофункционального градостроительного развития объединяют урбанизированные территории с развитой многоотраслевой промышленностью и пригородным сельским хозяйством, прилегающие к магистральным железным до- рогам (Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону, Грязи-Волгоград); рекам (Дон и Воронеж), автомагистрали – М-4 «Дон». Зоны включают в себя и агломерационную территорию Липецк-Грязи с включе- нием сюда проектируемого жилого района Романово и особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», а также рекреационные террито- рии, примыкающие к городским поселениям. Особенностью пространственного развития территорий урбанизации является примыкание к ним природоохранных и рекреационных территорий. 2. Зоны экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной среды, в том числе подзоны: – преимущественного развития сельского хозяйства, в том числе: интенсивного развития садоводства (Лебедянский район); возможные зоны размещения свино- водческих комплексов; – интенсивной сельскохозяйственной деятельности (все районы, за исключением Воловского, Данковского и Чаплыгинского районов). Это территория, на которой преобладают земли преимущественного сельско- хозяйственного назначения для размещения товарной сельскохозяйственной про- дукции и размещения предприятий по ее переработке. Здесь предполагается вос- становление объектов АПК. Зона, охватывающая территории аграрного производства, с разреженной сетью малых городских поселений, сельских районных центров, ориентированных, в ос- новном, на переработку сельскохозяйственного сырья и сервисное обслуживание аграрных производств. Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с особыми регламентами хозяйственной деятельности. В эту категорию включены: Продолжение на 13-й стр. Продолжение. Начало на 9–11-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz