Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 11/26451/1 ФЕВРАЛЯ 2022 Методы борьбы с просадочностью лессовых пород подразделяются на 4 группы: – устранение просадочных свойств в пределах деформируемой и всех просадоч- ных толщ; – прорезка просадочных грунтов свайными фундаментами, устройство столбов или лент из закрепленного грунта, или заглубление фундаментов; – водозащитные мероприятия; – конструктивные мероприятия. Ресурсно-сырьевой потенциал Ресурсно-сырьевой потенциал Липецкой области складывается из запасов по- лезных ископаемых, подземных и поверхностных вод, земельных лесных, охотничьих и рыбных ресурсов. Минерально-сырьевые ресурсы. Разработка полезных ископаемых в области на- чалась около 300 лет назад. Полезные ископаемые области представлены 308 месторождениями: извест- няки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает первое место в РФ. Значительны залежи торфа. Большой извест- ностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году. Количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, чис- лящихся на государственном балансе – 93 шт. В настоящий момент разведано более 180 месторождений твердых полезных ископаемых и 75 месторождений подземных вод. В целом из 22 видов полезных ис- копаемых в области добывается 15. Список месторождений и перспективных участков твердых полезных ископае- мых Липецкой области приведен в приложении 3 тома 2 (Таблица). На базе место- рождений работают многие горнодобывающие и перерабатывающие предприятия и водозаборы. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены карбонатными породами для металлургии, сахарной промышленности, для производства строительного щеб- ня и извести, минеральной подкормки сельскохозяйственных животных и птиц, для цементного, для цементного производства, тугоплавкими и легкоплавкими глинами и суглинками для производства для производства керамзита, кирпича, грубой кера- мики, песками формовочными, для строительных работ и производства силикатных изделий, титан-циркониевыми россыпями. Запасами доломитов для металлургии Липецкая область обеспечена на 100 – 200 лет, известняков – на 40 – 50 лет. Запасов карбонатного сырья для сахарной про- мышленности – на 50 – 80 лет, строительного камня – на 200 лет, цементного сырья – на 80 – 100 лет, тугоплавких глин – на 30 – 40 лет, песков для строительных работ и производства силикатных изделий – на 20 – 50 лет. Возможности расширения базы кирпичного производства в области не ограничены. Развитию горнодобывающей промышленности области мешают несоответствие земельного надела и площади горного отвода, а также потеря части запасов за счёт несанкционированной застрой- ки площадей с утверждёнными запасами. Горючие ископаемые представлены торфом (месторождения площадью от 100 до 1000 га). Металлические полезные ископаемые. Имеются предпосылки выявления в осадочном чехле месторождений титан-циркониевых россыпей. Имеется ряд геохи- мических аномалий Se, P, редких металлов. На территории области расположен Се- веро-Усманский, Северо-Падовский, Падовский участки минерализации коренного золота, приуроченного к докембрийским образованиям. Мощность рудных тел – от 1 м и более, содержание золота 3-8 г/т. Наличие россыпного золота установлено в титан-циркониевых россыпях (260 мг/т), пробность золота 725-920. На юге области отмечается никеленосность. В отложениях мела – находки мелких алмазов, что может быть поисковым при- знаком по выявлению коренной алмазоносности в породах фундамента. В 2003 г. на территории области выделены Павелецкая и Олымская прогнозно-перспективные алмазоносные площади. Поверхностные воды. Основными источниками покрытия потребностей области в пресных поверхностных водах являются реки Дон, Воронеж, Матыра и их притоки. Общий забор воды в 2003 г. составил – 111,81 млн. куб. м. Качество воды соответ- ствует второму и третьему качеству. Повсеместно – выше населённого пункта II класс качества, ниже – III. Подземные воды. Пресные и минерализованные. Область надёжно обеспечена пресными подземными водами до 2020 г. и далее. По состоянию на 01.02.2015 на территории Липецкой области разведано 415 ме- сторождений пресных подземных вод, из них 9 минеральных (https://48.rpn.gov.ru). По состоянию на 01.01.2014 на территории Липецкой области разведано 14 ме- сторождений минеральных подземных вод с запасами 11561 м 3 /сутки, в том числе: 5866 м 3 /сутки утверждены на ТКЗ и ГКЗ СССР и РФ, 5695 м 3 /сутки – на НТС ПГО «Центргеология». Земельные ресурсы. Земельный фонд Липецкой области составляет 2404,7 тыс. га. Преобладают земли сельскохозяйственного назначения (80,05%). Лесные ресурсы. Земли лесного фонда – 180,4 тыс. га. Все леса относятся к за- щитным лесам, имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое климаторегулирующее значение и подлежат максимально возможной охране. Площадь земель лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, составляет 225,9 тыс. га, из них лесной растительностью покрыто 204,2 тыс. га, или 8,6% территории области. В 2016 году переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда 7 земельных участков, общей площадью 540,6 га в Хлевенском, Лебедянском, Грязинском и Тербунском районах. Леса на территории Липецкой области в соответствии со статьей 8 Федерально- го закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отнесены к защитным лесам, что отражено в лесном плане Липецкой области, утвержденном постановлением администрации Липецкой об- ласти от 18 декабря 2018 года № 610 «Об утверждении лесного плана Липецкой об- ласти на 2019-2028 годы». Охотничьи и рыбные ресурсы. На территории области общая площадь охотничьих угодий составляет 14459 га. Общее число промысловых видов животных достигает 25. Это: кабан, косуля, заяц – беляк и рысак, ондатра и др. Рыбные ресурсы области представлены распространёнными европейскими ви- дами. Постановлением администрации Липецкой области от 30 декабря 2003 г. № 280 «Утверждение списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живот- ного и растительного мира, занесенных в красную книгу Липецкой области, и списка видов животного и растительного мира, исключаемых из красной книги Липецкой об- ласти» в Красную Книгу занесён целый ряд исчезающих видов растений, животных и других организмов. РАЗДЕЛ III. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Население. Демографические тенденции Численность населения Липецкой области на 01.01.2020 года составила 139,371 тыс. человек, из них: 736,408 тыс. чел. – городское население (64,63%) и 402,963 тыс. чел. – сельское население (35,37 %). В общей численности населения Центрального Федерального округа (ЦФО) Ли- пецкая область занимает 3-е место и 45-е в России. Плотность населения области относительно высокая и составляет 47,38 человек на кв. км, что значительно выше, чем в среднем по РФ на 8,4 %, выше, чем в среднем по ЦФО (42,0 человека на кв. км). В 2001 – 2004 гг. в области сложились самые высокие за анализируемые годы уровни естественной убыли населения, обусловленные высокой смертностью на фоне низкого уровня рождаемости. Однако с 2010 года наблюдается уменьшение уровня естественной убыли на- селения, т.е. увеличивается количество рождающихся и уменьшается количество умерших. Не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и миграционные процессы. Для области характерен регрессивный тип возрастной структуры населения, с относительно низкой долей населения молодых возрастов при относительно высо- кой доле населения пенсионных возрастов. По состоянию здоровья населения Липецкую область можно отнести к проблем- ным регионам, несмотря на снижение темпов прироста уровня заболеваемости взрослого и детского населения. Резервы улучшения демографической ситуации в Липецкой области, как и в стране в целом, заключаются в улучшении репродуктивного здоровья населения, по- вышении уровня рождаемости, сокращении потерь населения в результате преждев- ременной смертности (особенно, в трудоспособном возрасте). Главной стратегической целью в развитии демографических процессов и в демо- графической политике на ближайшую и долгосрочную перспективу является смягче- ние негативных тенденций и улучшение демографической ситуации в целом. Приоритетами в сфере демографии являются: – стабилизация численности постоянного населения Липецкой области; – увеличение суммарного коэффициента рождаемости; – увеличение ожидаемой продолжительности жизни; – увеличение активного долголетия или ожидаемой продолжительности здоро- вой жизни. Эта стратегическая цель формируется и реализуется в соответствующих соци- альных и экономических программах. Первоочередными направлениями решения демографических проблем являются: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение материального уровня жизни и решение жилищной проблемы. Прогноз численности населения Липецкой области дан по следующим проект- ным этапам: – расчетный срок – 2025 г.; – долгосрочная перспектива (прогнозный срок) – 2036 г. Предположительная численность населения Липецкой области приведена из ста- тистического бюллетеня, разработанного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в 2020 году. Бюллетень содержит результаты расчета перспективной численности населения по Липецкой области до 2036 года по вариантам прогноза от базы на начало 2019 года. Расчет выполнен Федеральной службой государственной статистики на основе оценки чис- ленности постоянного населения по полу и возрасту и с учетом Концепции демогра- фической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351. В данной работе приводятся следующие варианты Прогноза: 1. Низкий. 2. Средний. 3. Высокий. В соответствии с выполненными прогнозными расчетами общая численность на- селения Липецкой области по всем проектным периодам имеет устойчивую тенден- цию снижения. Однако высокий вариант прогноза дает больший демографический ресурс и оказывается более предпочтительным. Численность населения области на расчетный срок (2025 г.) по высокому вариан- ту прогноза составит 1126877 человек и уменьшится в сравнении с 2019 г. – на 17,2 тыс. человек, или в среднем за год – за период 2019 – 2025 гг. на 2,45 тыс. человек, соответственно. Численность населения области на долгосрочную перспективу (прогнозный срок – 2036 г.) по высокому варианту прогноза составит 1118782 человек и уменьшится в сравнении с 2019 г. – на 25,25 тыс. человек, или в среднем за год за весь прогнозиру- емый период (2019-2040 гг.) – на 1,2 тыс. человек. Согласно Прогнозу, при абсолютном и относительном снижении общей числен- ности населения, тенденции в динамике городского и сельского населения различ- ны. Городское население области устойчиво растет, а сельское население – падает, несмотря на принятый в расчете концептуальный подход к максимальному сохране- нию сельского населения. Рост городского населения происходит, прежде всего, за счет внешней и вну- тренней иммиграции, обеспечивающей возрастающие потребности городских по- селений в трудовых ресурсах. Наибольший рост численности населения получают: – «полюса» роста – города Липецк и Грязи, в результате формирования и разви- тия ОЭЗ и строительства нового жилого района «Романово» в юго-западном направ- лении от г. Липецк; – «точка» роста – город Лебедянь, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области; – «точка» роста – город Задонск, как развивающийся рекреационный центр обла- сти и формирующийся духовно-религиозный центр России. – «точка» роста – город Елец, как развивающийся промышленный, районный и межрайонный центр области с создаваемой туристско-рекреационной зоной и вто- рым участком ОЭЗ «Липецк». В результате различных тенденций изменения численности городского и сель- ского населения повышается уровень урбанизации области: доля городского насе- ления в структуре населения области возрастает с 64,53 % в 2019 г. до 65 % – в 2025 г., и до 65,4 % – в 2040 г. Численность сельского населения в перспективе с одной стороны жестко ограни- чена уровнем естественной убыли и уровнем объективно обусловленного оттока на- селения из сельской местности. Но, с другой стороны, в то же время на численность сельского населения действует противоположно направленный фактор – миграцион- ный приток населения (в первую очередь, из других регионов России и других стран). Согласно выполненному прогнозу численность населения Липецкой области остается ограничивающим фактором развития территории на все проектные перио- ды. Для реализации намеченной стратегии социально-экономического развития об- ласти, ориентированной на развитие трудоемких отраслей экономики и увеличение потребности в трудовых ресурсах, необходимо сохранение и увеличение демогра- фического потенциала за счет естественного и механического роста населения, что предопределяет проведение действенных мер по улучшению демографической и миграционной ситуации в РФ и Липецкой области. Масштаб и направления миграционного притока населения будут определяться потребностями хозяйственного комплекса области, уровнем социально-экономи- ческого развития отдельных городов и районов, а также проводимой технической политикой, направленной на повышение производительности труда во всех отраслях экономики. Среднегодовая численность населения Липецкой области на 01.01.2020 соста- вила 1139,371 тыс. человек, из которых 736,408 тыс. человек (64,6 %) – горожане и 402,963 тыс. человек (35,4 %) – сельские жители. За 2019 год общая численность населения снизилась на 4,5 тыс. человек (0,4 %), при этом снижение произошло как в городской, так и в сельской местности (на 1,6 и 2,9 тыс. чел. соответственно). В 2020 – 2025 годах прогнозируется дальнейшее снижение численности населе- ния области. Трудовые ресурсы Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с положительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста. Численность трудовых ресурсов по Липецкой области на 01.01.2019 составила 677,8 тыс. чел., в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 607,2 тыс. чел., иностранные трудовые мигранты – 8,3 тыс. чел., лица старше трудо- способного возраста и подростки, занятые в экономике – 62,3 тыс. чел. С 2009 года наблюдается снижение этого демографического показателя, кото- рый характеризует наиболее экономически активный сегмент населения. За период с 2009 г. по 2018 г. численность трудоспособного населения сократилась на 9,2 тыс. чел. Тенденция снижения количества трудоспособного населения в долгосрочной перспективе сохранится. В этой связи основной стратегической задачей в трудовой сфере на перспектив- ный период является сохранение и развитие трудового потенциала области. Основной тенденцией прогнозного периода на 2019-2021 годы будет являться сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Это окажет вли- яние как на численность экономически активного населения, так и на численность занятых в экономике. В соответствии с прогнозом баланса трудовых ресурсов Липецкой области на 2020-2022 годы к 2022 году предусматривается снижение численности экономиче- ски активного населения до 677,2 тыс. человек, численности занятых в экономике – до 552,8 тыс. человек. В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения ситуация на рынке труда в прогнозируемом периоде будет оставаться стабильной. Развитие новых производств, активная политика занятости населения позволят под- держивать уровень регистрируемой безработицы с 2020 по 2022 годы на уровне 2,4 тыс. человек (0,35 %) от численности экономически активного населения. Численность занятых в экономике области в 2019 г. составила 549,0 тыс. человек. Из занятого населения 382,5 тыс. человек работали в городской местности, 166,5 тыс. человек – в сельской местности. Уровень занятости населения составил 66,5 % всех трудовых ресурсов области. Из занятого населения примерно 70 % работало в городской местности, 30% – в сельской местности. В динамике в долгосрочной ретроспективе преобладает тенденция снижения за- нятости населения. В целом, снижение занятых в производственной сфере – это общероссийская тенденция, тенденция рыночной экономики. Численность экономически активного населения на июнь 2019 г. в Липецкой об- ласти составила 598,29 тыс. человек. В ретроспективном периоде этот показатель имел устойчивую тенденцию снижения. Причем, это снижение происходило за счет сокращения как численности занятых, так и численности безработных. Только в 2006- 2009 гг. – был незначительный рост численности экономически активного населения. Численность населения, незанятого в экономике, на 01.01.2019 составила 53,7 тыс. человек, в том числе: численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости – 2,5 тыс. человек; численность прочих категорий в трудоспособ- ном возрасте, незанятых в экономике – 51,3 тыс. человек. Доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, незанятого в эко- номике, от общей численности трудовых ресурсов – 7,9 %. Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в июле 2019 года составила 3,587 тыс. человек, из них имеющих статус безработного – 2,456 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 3,7 % (РФ – 4,6 %, ЦФО – 2,8 %), офици- ально зарегистрированной – 0,4 % (РФ – 1,2 %, ЦФО – 0,7 %). Таким образом, Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом и определенными резервами для его роста. Экономическая активность населения области относительно высока, но в по- следние годы имела тенденцию к снижению. В области сложилась благоприятная ситуация на рынке труда (при снижении аб- солютного числа безработных и уровня общей и регистрируемой безработицы), но при снижении численности занятых в экономике за счет оттока трудовых ресурсов в ненаблюдаемый сектор экономики, а также при значительном отраслевом перерас- пределении занятых из реальных секторов экономики в отрасли сферы услуг. В области имеются определенные резервы трудовых ресурсов для повышения уровня занятости населения. Основным резервом является категория безработных и экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте. Потенциальным резервом рынка труда и покрытия перспективной потребности хозяйства территории в кадрах можно считать численность занятых в личном под- собном хозяйстве в сельской местности. Согласно Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года (принята в соответствии с Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 г. № 10-ОЗ) (далее – Стратегия социально-экономического развития), приоритетами в сфере развития рынка труда и кадрового потенциала являются: – привлечение и рациональное использование трудовых ресурсов, обеспечение их конкурентоспособности; – обеспечение экономики квалифицированными кадрами в соответствии с по- требностями работодателей; – содействие росту реальных располагаемых денежных доходов населения. Основные направления в Стратегии социально-экономического развития на рын- ке труда и в сфере занятости населения: – вовлечение в экономику незанятого населения, в том числе через профессио- нальную переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; – создание условий для обеспечения занятости населения старших возрастов; – разработка и реализация мер, направленных на развитие и поддержку пред- принимательской инициативы граждан; – развитие системы непрерывного профессионального образования; – развитие профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ори- ентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профес- сиям, специальностям, востребованным на рынке труда; – развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих вы- свобождению; – развитие института наставничества; – обеспечение безопасных условий труда; – реализация мероприятий по легализации заработной платы; – повышение производительности труда; – социальная поддержка работников бюджетной сферы и граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума. Основные направления региональной политики на рынке труда и в сфере занято- сти населения, а также конкретный комплекс программных мероприятий по разви- тию трудового потенциала и обеспечению стабильной ситуации на рынке труда Ли- пецкой области разработаны и реализуются в различных программах регионального и отраслевого уровней. В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудовых ресурсов области по трем вариантам и на период до 2040 г. В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной численности населения области в трудоспособном возрасте, составляющих преоб- ладающую часть трудовых ресурсов. Прогноз сформирован в целом по области, а также в разрезе двух городских округов – Липецка и Ельца и 18 муниципальных районов. Предлагается несколько вариантов прогнозной оценки трудовых ресурсов, рас- считанных в соответствии со следующими прогнозами численности населения, вы- полненными в данной работе: 1. Демографическим (оптимистичным). 2. Статистическим. 3. Комплексным (целевым). В прогнозных расчетах численности населения в трудоспособном возрасте в тер- риториальном разрезе по демографическому (оптимистичному) и статистическому прогнозам использованы прогнозные данные возрастной структуры населения Ли- пецкой области по данным Липецкстата. Расчеты показывают, что в течение всего прогнозируемого периода действует устойчивая тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрас- те, а, следовательно, и трудовых ресурсов. Однако темпы снижения по трем вариантам различны. При этом наименьший темп снижения заложен в комплексном (целевом) прогнозе: с 2013 г. по 2040 г. – 89,0 % (83,0 % по оптимистичному демографическому прогнозу). Расчеты показали, что даже предусматриваемая в целевом варианте прогноза стимулирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсолютное снижение численности трудоспособного населения. В связи с этим для реализации намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии развития Липецкой области необходимо проведение эффективной миграционной политики по привлечению трудовых мигрантов. Кроме того, решающим фактором, компенсирующим снижение численности трудовых ресурсов, должна стать техни- ческая политика, направленная на внедрение высоко производительной техники и новейших технологий, существенно повышающих производительность труда и сни- жающих потребность в трудовых ресурсах. При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической политики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития территории Липецкой области. РАЗДЕЛ IV. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ. ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область имеет высокий экономический потенциал, благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, высокие амбиции руководства об- ласти, ее территория представляет значительный интерес для стратегических инве- сторов. В основу прогнозной Модели экономического развития территории Липецкой области положена идея противодействия и преломления вектора центростреми- тельного развития территории – стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и форми- рования новых точек роста в северной и юго-западной зонах области (главным об- разом за счет создания обрабатывающих производств, крупных животноводческих комплексов, развития внутриобластной кооперации), а также реализации нового направления развития территории – формирования туристско-рекреационного ком- плекса и сопряженных с ним отраслей, и, как результат, – развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов. Диверсификация экономики, создание новых производств, с высокой долей до- бавленной стоимости, развитие особых экономических зон, повышение продуктив- ности использования ресурсов во всех секторах региональной экономики способ- ствовали росту валового регионального продукта. В прогнозном периоде промышленность остается базовой, главной бюджетоо- бразующей и организующей территорию отраслью. Ставится и решается задача по устранению моноотраслевой специализации промышленности. Черная металлургия остается ведущей отраслью специализации промышленного комплекса области, но теряет лидерство в его отраслевой структуре, полученное в пореформенный период. Администрацией Липецкой области взят курс на развитие машиностроения и металлообработки, производств «белой техники», комплектую- щих изделий для этих производств, электроники, что сможет диверсифицировать и в определенной степени децентрализовать промышленное производство, активи- зировать развитие периферийных районов (на основе развития внутриобластной кооперации). В перспективе возможно и развитие металлоемких отраслей машино- строения на базе Новолипецкого металлургического комбината (ПАО «НЛМК»). К перспективным отраслям относится промышленность строительных матери- алов, которая призвана удовлетворить потребности строительства в собственных строительных материалах. С этой целью предусматривается ввод новых производ- ственных мощностей – строительство новых заводов (цементного, по производству стеновых материалов, стекольного и др.) и связанных с ними разработка карьеров и рост добычи цементного и черепично-кирпичного сырья, производство и обогаще- ние стекольных песков. Развиваются производства новых современных строитель- ных материалов. В числе ведущих и организующих территорию отраслей остается пищевая про- мышленность. Велика роль сахарной промышленности и сахарных заводов в раци- ональном размещении и организации территории (6 действующих и строительство нового седьмого сахарного завода). Развивается пивоваренная и кондитерская про- мышленность. Перспективным направлением будет глубокая переработка сельско- хозяйственного сырья. Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая про- мышленность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию промышленности области и занять лидирующее положение в отрасли. Должны быть реанимированы и повысят свою значимость легкая промышленность, художествен- ные промысла и ремесла. Особое место в промышленной стратегии области уже занимает «Особая эконо- мическая зона промышленно-производственного типа «Липецк», формирующаяся на основе отраслей и производств обрабатывающей промышленности, резиденты которой представлены успешными отечественными и иностранными кампаниями. Важным инструментом промышленного развития территории Липецкой области становятся особые экономические зоны промышленно-производственного, агро- промышленного, туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа реги- онального значения и другие зоны, которые созданы и создаются Администрацией области. В прогнозном периоде усиливают свои стратегические позиции сельское хозяй- ство. Решается проблема оптимизации отраслевой структуры за счет восстановле- ния потенциала животноводческой отрасли, строительства животноводческих (в т.ч. свиноводческих) комплексов и ферм, по лучшим мировым технологиям. В растениеводстве большое внимание уделяется вопросам рационального ис- пользования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных земель. Намечается восстановление пахотных земель, выведенных из оборота, рост посевных площадей, повышение продуктивности пахотных земель, формирование отраслевой структуры сельскохозяйственного производства в соответствии с требо- ваниями рациональной системы севооборотов. Усиливается ориентация растение- водства на укрепление кормовой базы животноводства. Будет развиваться система сельской кооперации и заготовок. Ставятся и реша- ются социальные проблемы села с целью сохранения демографического и трудового потенциала, особенно молодежи. В области строительства прогнозируется усиление строительного комплекса, его производственной базы и кадрового потенциала, ликвидация и смягчение су- ществующих внутриотраслевых и территориальных диспропорций, планируется модернизация и техническое перевооружение производственной базы строительной индустрии, ликвидация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных материалов, не производимых в регионе. Предусматривается увеличение объемов нового жилищного строительства на основе современных эффективных энергосберегающих архитектурно-строительных систем, а также интенсивное восстановление существующего жилищного фонда и инженерных систем. Развивается малоэтажное строительство, на примере, строи- тельства жилого района «Романово» в юго-западном направлении от г. Липецка. В целях увеличения обеспеченности населения объектами социальной инфра- структуры предусматривается развитие материальной базы социальной сферы, рост благоустроенных образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры и спорта. Проектом предлагается формирование нового направления хозяйственной дея- тельности области – туристско-рекреационного, на основе экономического исполь- зования ценного и масштабного историко-культурного наследия и рекреационных ресурсов территории. С этой целью предусматривается создание на всей территории Липецкой обла- сти туристско-рекреационного комплекса по оказанию туристских, рекреационных и лечебно-оздоровительных услуг населению (не только региона, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья), с одновременным развитием сопряженных инфраструктурных объектов (гостиничного хозяйства, производства экологически чистых продуктов питания, сувенирной продукции, народных промыслов и ремесел и др.) Первым шагом формирования этого направления является создание Елецкой и Задонской – особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Проектом предлагается дальнейшее развитие г. Задонска как центра православ- ной культуры и духовно-религиозного центра. На территории области формируются полюс роста и точки роста, «поднимаю- щие» экономику и организующие территорию области. Полюс роста формируется на территории Липецко-Грязинской агломерации и включает Липецкий муниципальный городской округ, городское поселение Грязи, территории логистического центра и ОЭЗ «Липецк», пос. Казинка, проектируемый новый жилой район «Романово». К точкам роста территории области относятся: – город Лебедянь – на основе экспериментально-консервного завода «Лебе- дянский», развития машиностроения, в том числе сопряженных производств с про- изводством «белой техники», а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, в том числе туристско-рекреационному обслуживанию; – город Елец – на основе развития транспортного узла области, развития ма- шиностроения, в том числе сопряженных производств с производством «белой техники», возрождения легкой промышленности, формирования крупного туристско- рекреационного центра и создания «Особой экономической зоны туристско-рекреа- ционного типа регионального значения» (Елецко-Задонской) и второго участка ОЭЗ «Липецк», а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории – село Тербуны – на основе комплекса производств пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, а также на основе создания «Особой эко- номической зоны промышленно-производственного типа регионального значения (Тербунской)»; – город Чаплыгин – на основе развития транспортного узла, развития промыш- ленности строительных материалов, оптического производства, машиностроения (сопряженных с производством «белой техники»), а также развития туристско-ре- креационных функций и ОЭЗ промышленно-производственного типа регионального значения; – город Задонск – на основе формирования туристско-рекреационного центра области и духовно-религиозного центра России, а также на основе создания «Осо- бой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения» (Елецко-Задонской). Кроме полюса и точек роста на территории области предлагаются к формирова- нию отдельные производственные и непроизводственные объекты, дающие импульс развития отдельным территориям. Это объекты АПК, крупные торговые комплексы, социально-культурные объекты, девелоперские объекты и др. Формирование экономически активных территорий обеспечивает рост экономи- ческого потенциала центральных и периферийных районов, преломляя тенденцию центростремительного развития территории Липецкой области, при этом улучшая (оптимизируя) градостроительную ситуацию. Процесс формирования экономически активных территорий направлен на реали- зацию основных задач перспективного развития территории области, а именно: – сохранение демографических и трудовых ресурсов, обеспечение потенциаль- ных возможностей для их перспективного роста; – восстановление утраченного производственного потенциала районов и горо- дов области на основе развития экономической базы, обеспечение устойчивости территории области; – комплексное развитие территории, обеспечение связанности и целостности территории области; – упорядочение градообразующей базы городских поселений (в соответствии с требованиями новых экономических условий и конкурентоспособности территорий); – развитие системы центров и усиление полицентрической организации терри- тории; – совершенствование системы расселения и укрепление опорного каркаса рас- селения; – усиление урбанизации территории; – упорядочение функционального зонирования территории. Ограничениями и рисками для перспективного развития области выступают демографические и трудовые ресурсы, конъюнктура мировых цен на экспортно-ори- ентированную продукцию, а также территориальные и экологические ограничения, имеющиеся на территории опасные геологические процессы. На расчетный срок и прогнозный период (2040 г.) сохраняется тенденция сокра- щения численности населения, особенно сельского. При сохранении существующих тенденций численность населения области в целом сокращается более чем на четверть, сельского – почти на треть. Проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики может значи- тельно сократить спад населения и сохранить демографический потенциал террито- рии области. Для реализации прогнозной модели экономического развития области, в за- висимости от варианта развития демографических процессов и проводимой соци- ально-экономической политики, суммарный миграционный прирост населения на территорию Липецкой области должен составить к 2040 г. порядка 100 – 220 тыс. че- ловек (в среднем до 3-6 тыс. человек в год). А в случае активного подъема сельского хозяйства –380 тыс. человек (в среднем до 10-11 тыс. человек в год). Стратегические направления в развитии внутриобластных экономических зон: Северная зона, объединяющая Данковский, Лев – Толстовский, Лебедянский и Чаплыгинский районы, усиливает в перспективе свои позиции в территориальной организации и системе расселения области за счет: – усиления промышленных функций территории, преимущественно в городах (в т.ч. за счет развития кооперированных связей с производствами ОЭЗ); – усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем вос- становления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т.ч. свиноводческих) комплексов (Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский райо- ны), крупных молочных ферм (Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский районы); Продолжение. Начало на 9-й стр. Продолжение на 11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz