Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Традиции 28 № 1 43 (26583) Л юбопытство переросло в одно из важнейших дел. Много упорного труда. Сотни экспедиций и встреч с носителями уходящей культу- ры. И в результате создаётся «за- поведник» той жизни, которая незаметно ускользает от нас, уступая место техническому прогрессу. В одном разговоре кто-то из общих знакомых назвалЮрьева подвижником. Стало интерес- но, что за подвиг совершает этот человек. Сам он наверняка уди- вился бы. Скромный, простой и искренний. Таким Владимир мне показался при встрече. Ни капли тщеславия, присущего многим артистам. Да, Владимир Юрьев — актёр театра драмы имени Л.Н. Толстого. Для ра- боты в нём он и переехал в наш город. Стал узнаваем не только в театральной среде, но и в фольк- лорной. Его аудио- и видеозапи- сями, собранными в Липецкой области, пользуются сегодня в России и даже в Японии. Само- отверженный в своей увлечён- ности собиратель готов делиться знаниями и находками со всем миром. Клондайк традиций В детстве он все летние ка- никулы проводил у деда в селе Северное Новосибирской об- ласти. —Сейчас я понимаю, что это был клондайк народной культу- ры, — говорит Владимир. — Вся жизнь подчинялась традицион- ному укладу. Бабушка с дедуш- кой хоть и были педагогами, жили так, как было заведено на селе — пасли скотину, косили, заготавливали ягоды и грибы, рыбачили. В праздники пели на- родные песни. Но в детстве мне ещё не было это интересно. Не понимал, какой это кладезь. Подростком, как и многие сверстники, увлёкся рок-музы- кой. Но душа просила чего-то настоящего, родного. Начал сам мастерить традиционные музы- кальные инструменты. Заин- тересовался родословной. —Когда у бабушки был юби- лей, её двоюродные сёстры пели старинные песни на несколько голосов, — вспоминает Влади- мир. —Меня это поразило, я не знал этих песен, мелодий. С того момента ещё больше увлёкся традиционной культурой и на- родными инструментами. На гармонном рынке Но с настоящей живой тра- дицией познакомился в Липец- ке. Как-то возле Центрального рынка заметил группу гармони- стов, поинтересовался, умеет ли кто из них играть на балалайке. Через неделю вновь пришёл. Узнал, что гармонисты и балала- ечники собираются там каждое воскресенье. —Сначала я ничего не пони- мал в этой музыке: где у неё на- чало, где конец, — рассказывает Владимир. —Женщины пели ка- кую-то матаню, страдания, пля- сали под барыню. Всё это удив- ляло и поражало. Гармонисты и балалаечники мне показывали наигрыши. Постепенно стал разбираться, что к чему. Запи- сывал на камеру, чтобы дома ещё раз пересматривать и учиться. Потом стал выкладывать материалы на видеохостинге, создал во «ВКонтакте» группу «Традиционная культура Липец- кой области». Поставил перед собой цель — запечатлеть живые свидетельства музыкальной на- родной традиции и сделать их общедоступными. —Чтобыкаждыймог прикос- нуться к своему, родному, — го- ворит Юрьев. — Особенно при- ятно, когда появляются такие комментарии: «Это мой дедушка. Спасибо. Амы никогда его не за- писывали». Какая-то маленькая крупица из уходящей традици- онной культуры села сохранится. Работой Владимира заин- тересовалась даже специалист из Японии. Каори Юноки изучает традиционную русскую культуру и, в частности, балалайку. С Вла- димиром Юрьевым познакоми- лась в Интернете. Встречались они и вживую — на Всероссий- ском конгрессе русского фольк- лора. Каори записала с ним ин- тервью, а он помог ей составить японско-русский разговорник. ПАМЯТЬ НАРОДА СТРОИТСЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕСЯТКОВ И СОТЕН ПОКОЛЕНИЙ. ЭТО ТО, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ, СОЗДАЁТ ПРОТИВОВЕС КУЛЬТУРЕ ИНДИВИДУАЛИЗМА. И СПАСАЕТ НАС ОТ САМОРАЗРУШЕНИЯ Владимир Юрьев ЗАЧЕМ ЖЕЧЬ ПУРИНУ В экспедициях Владимир записывает не только музыкантов-инструмен- талистов, но и рассказы старожилов об обрядах, бытовавших когда-то в нашем регионе. Некото- рые из них живы и сего- дня. Особенно его удивил обычай на Святках жечь пурину. Люди выходят семьями на улицу и возле своих домов жгут солому, ветошь (пурину) — «греют пятки покойникам». Так испокон веков в нашей местности было приня- то поминать умерших родных. — Мне приходилось видеть этот обряд в селе Талиц- кий Чамлык Добринского района, — рассказывает Юрьев. — Вся деревня горит, кипит, люди жгут огромные костры. Как большое фаер-шоу, очень красиво. Традиция приурочена к Рождеству, Старому Новому году и Крещению и передаётся из поколения в поколение. Очень нравится Владимиру традиция «кричать Христа», которая и в наше время соблюдается в Воловском районе. От Пасхи до Вознесения там принято выходить на улицу и петь пасхальный тропарь осо- бым многоголосным распе- вом. Или уже уходящий в историю обычай хоронить русалок на неделе после Троицы. Делали куклу из соломы, лопухов или тряпок и несли её в ржаное поле. Шли через всё село, голосили, потом русалку выкидывали и бежали обратно. Считалось, что су- щество не из нашего мира может защекотать или как- то по-другому навредить. — Мне очень импониру- ет традиция провожать душу на сороковой день после смерти, — говорит Юрьев. — Многие расска- зывают, что, когда выходят на улицу, в этот момент обязательно пролетает птица или, откуда ни возь- мись, зимой, появляется бабочка. Душа умершего прилетает. Это традици- онное мировоззрение, где мир не заканчивается сте- нами дома. Оно символи- зирует неразрывную связь с усопшими, которые всё равно рядом с нами. Ду- маю, что в ближайшие лет 50 эти обряды не уйдут, ещё будут соблюдаться, но со временем транс- формируются в обычаи, реконструированные в домах культуры. ПРИКОСНУТЬСЯ К РОДНОМУ Владимир Юрьев не коренной липчанин. Родился и вырос в Алтайском крае. Больше десяти лет назад переехал в Липецк и сделал для себя множество открытий. Гармонный рынок, балалаечники, удивительные народные обряды поразили его. Ольга Журавлёва Фольклорно-этнографическая экспедиция Село Курино Хлевенского района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz