Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 1 43 (26583) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО. ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕК, А НЕ ПОТРЕБЛЯЮЩЕЕ И НЕ ИСТРЕБЛЯЮЩЕЕ СУЩЕСТВО Дмитрий Лихачёв М ежду тем, зарубежные вдохновители доморо- щенных борцов с «по- бедобесием» через 70 с лишним лет после Второй мировой вдруг принимают документ, возлага- ющий вину за неё на СССР. В Прибалтике устраивают парады престарелых эсэсовцев и их мо- лодых наследников. В Польше хотят потребовать у России репа- рации за «оккупацию». А в запад- ных школьных учебниках все заслуги за разгромфашизма при- писываются англосаксам, и ска- жите «спасибо», если мимолётно помянут Сталинград и Курскую дугу как рядовые периферий- ные эпизоды. В Японии детям забывают сказать, чьи бомбы упали на Хиросиму и Нагасаки. И у потомков сотен тысяч жертв не остаётся сомнений: понятно, что бомбили русские. Вот вам, господа, и дела давно минувших дней. Бесстыдно перевранная история превращается в оружие русофобии, а нам внушают, что прошлое неактуально. Тройка по истории Спецоперация заставляет осознать его актуальность осо- бенно остро. Не будем обманы- ваться: мы не так уж неуязвимы для антироссийской пропаган- ды. До 24 февраля подростки, путающие Куликово поле с Про- хоровским и уверяющие, что Су- воров был командиромКрасной Армии, вызывали добродушную усмешку. Невежество, конеч- но, никого не красит, только настолько ли уж важно, чтобы айтишник или предприниматель знал прошлое своей страны? Ис- тория, вроде как, предмет вто- История — это союз умерших, живых и ещё не родившихся. Эдмунд Бёрк, английский философ XVIII века. НАШИ СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ УМЫ ДАВНО ОСУЖДАЮТ ПРАЗДНОВАНИЕ ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ. ХВАТИТ ВСПОМИНАТЬ БИТВУ ЗА МОСКВУ, СТАЛИНГРАДСКОЕ СРАЖЕНИЕ, ШТУРМ БЕРЛИНА. СКОЛЬКО МОЖНО? ЭТО ИСТОРИЯ. КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНА ИМЕЕТ К СОВРЕМЕННОСТИ? ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ЛЮДИ НЕ ЖИВУТ ВЧЕРАШНИМ ДНЁМ. В ЧАС ИСПЫТАНИЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ «ГЕНИИ» БРОСИЛИСЬ ВРАССЫПНУЮ НАПЕРЕГОНКИ СО «ЗВЁЗДАМИ» ЭСТРАДЫ И ПЕРЕПУГАННЫМИ ЗА СВОИ КАПИТАЛЫ БИЗНЕСМЕНАМИ. ТРОЙКА ПО ИСТОРИИ ОБОРАЧИВАЕТСЯ ДВОЙКОЙ ЗА ГРАЖДАНСКУЮ СМЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик (1906—1999) ростепенный. По ней не сдают даже обязательного экзамена на аттестат. Но вот в час испытаний компьютерные «гении» броси- лись врассыпную наперегонки со «звёздами» эстрады и пере- пуганными за свои капиталы бизнесменами. Тройка по ис- тории оборачивается двойкой за гражданскую смелость и от- ветственность. Даже какие-то отрывки из обрывков, осевшие в мозгах, но не пропущенные че- рез сердце, ничего не дают. И речь не только о зелёных юнцах. Преподаватель одной из московских школ Андрей Тимо- феев провел эксперимент: 40-лет- ним мамашам и папашам своих питомцев он задал несколько не- сложных вопросов. И те, родом из 90-х, сильно удивили. Точную дату начала Великой Отечествен- ной назвали лишь 40 процентов. Некоторые считали, что Нахи- мов, Ушаков, Кутузов — пол- ководцы XX столетия. Треть не вспомнила ни единого героя вой- ны. Каждый пятый сказал, что «Война и мир» — роман о борьбе сфашизмом. Так что, настойчиво возникающая в аналитических телепередачах тревожная тема провалов в образовании отнюдь не надуманная. Академик Лихачёв когда-то то ли предсказал, то ли помечтал: XXI векбудет векомгуманитарной культуры. Техника, технологии должны выполнять служебную роль, не оттеснять, не заменять, не подменять человеческую природу. Повторив горьковское «человек — это звучит гордо», Дмитрий Сергеевич добавил: при условии, чточеловекдействитель- но Человек, а не потребляющее и не истребляющее существо. И школа—место, гденепросто учат, но прежде всего воспитывают. А её выпускникам нужно обладать научным мышлением, которое едино для всех наук. Похоже, и академикам случа- ется ошибаться. Через три года после лихачёвских прогнозов потребляющие и истребляющие добили Советский Союз. И заод- но эффективную образователь- ную систему. Прямо по пунктам развеивались по ветру ожида- ния учёного. Вместо гуманизма в Россию экспортировались идеи трансгуманизма. Вошло в моду рассуждать о постчеловеке и постчеловечестве. Той же школе навязали ЕГЭ, то есть тестовую проверку знаний, которые да- вали детям через пень-колоду. Понятия «образование» и «про- свещение» были заменены «об- разовательными услугами». Реформаторы, как бы не за- мечая, что старшеклассники де- лают по 20 ошибок в диктанте и плохо понимают элементарные тексты, озаботились «секспро- светом». Учителям следовало толерантно растолковывать школьникам про «шведскую се- мью» и нетрадиционную ориен- тацию. Слава Богу, обществен- ность восстала против этого нововведения, иначе сегодня у нас была бы отменно обрабо- танная почва для любой ЛГБТ- пропаганды. Наконец, словно в пику академику, министр, какое- то время командовавший шко- лами и вузами, провозгласил: России нужны не творцы, а ква- лифицированные потребители. Так мы расплачивались, да пока ещё и расплачиваемся за отказ от собственного опыта, традиций, ценностей. Теперь пытаемся вернуться на исход- ные позиции. В том числе в деле патриотического воспитания. Да здесь, однако, мало скопировать у тех жеШтатов церемонию под- нятия Государственного флага перед началом занятий. Понадо- бятся колоссальные усилия, что- бы добиться реальных перемен. А препятствий не перечесть. О ценностях и антиценностях Есть в русском словаре страшное слово — цензура. Оно — позорное наследие «сов- ка». От цензуры мы страстно отказываемся, открещиваемся. Вот, говорят, на экраны то ли уже выпустили, то ли выпус- кают американский фильм о Пеньковском. Был такой за- вербованный западными раз- ведками предатель. Его долго не могли разоблачить. Потом он, естественно, получил высшую меру. И так же естественно, что в голливудском байопике он пред- стает настоящим героем. Он же так хорошо служил «свободному миру». На ТВ прозвучал вопрос: нужно ли показывать эту карти- ну в России? Участники ток-шоу не спорили: вряд ли. Но цензу- ры-то у нас нет. Так что, если предприимчивые прокатчики купят апологетический фильм о генерале Власове, придётся с этим либо мириться, либо очень уж поломать голову, как его запретить. С подобной задачкой мы сталкиваемся не впервые. В не- когда популярнейшем в нашей стране фильме про боксера «Рокки-4» благородный герой Сильвестра Сталлоне вызывал на поединок русского громилу Ивана Драго с офицерскими погонами и в шапке-ушанке, украшенной красноармейской звездочкой. Эдакий запрограм- мированный убивать карика- турный персонаж в исполне- нии качка Дольфа Лундгрена. И ничего. Показывали, смотре- ли, в том числе и на телевиде- нии. Не обижались, не оскорб- лялись. Но то было в годы, когда мы сами вовсю костерили «со- вок», и мало кто догадывался, что под личиной антисовет- скости прячется русофобия. А сейчас, господа, каким манером прикажете совместить патриотизм и про- славление измен- ника? И не следует ли прислушаться к здравому мнению отца-основателя тех самых США Томаса Джефферсона: «Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать сво- бодна, никто не свободен». Может, в ещё большей мере это справедливо касательно кино. Кстати, в нынешней Америке под демагогические разговоры о свободе без конца и без края всё жёстче придерживаются прин- ципа мистера Томаса. Вообще, с культурной поли- тикой ситуация не лучше, чем с образованием. Какой-то про- дюссер или режиссёр досадует: попробуйте найти в русской литературе произведения, чьи экранизации могли бы конку- рировать с продукцией «Ко- ламбиа пикчерз» или студии Диснея. Его коллега Юрий Кот возмутился: что значит, «по- пробуйте найти»? Да возьмите наш фольклор. Хотя бы были- ны о богатырях. Но почему-то героические предания предков подвигли мультипликаторов на создание цикла полупаро- дийных лент, по стилю и духу напоминающих голливудско- го «Шрека». Там даже князь Владимир заменен вздорным, комичным трусом, над которым публика хохочет. Юрий Кот задаёт, в сущности, риториче- ский вопрос: такое отношение к власти разве свойственно русскому человеку? И отчего в середине 50-х минувшего века Александр Птушко снял мощ- ный эпический фильм «Илья Муромец» с великолепным Бо- рисом Андреевым, а мы дальше комических вариаций на темы героического фольклора не по- шли? Знаем ли мы ответ на его вопросы? А ответить придётся. Ведь патриотическое воспита- ние без этого невозможно. Фото с сайта culture.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz