Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Профессионалы 7 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 30 / 11 / 22 В ЛАБИРИНТАХ ДЕТСКИХ ДУШ Педагог-психолог Становлянской средней школы Татьяна Добрина не раз замечала, как в школьном коридоре дети дразнили и задирали своего одноклассника. Тот огрызался в ответ, а потом и вовсе бросал учёбу. За 28 лет в практике психолога подобных случаев было немало. И ей не раз удавалось помочь ребёнку в такой ситуации. АннаЛедовских З а советами к специалисту нередко приходят родите- ли, обращаются педаго- ги. Всё для того, чтобы дети и взрослые нашли общий язык, научились слышать и понимать друг друга. Ведь из-за недостат- ка знаний простые вещи порой кажутся недостижимыми. Я же не псих! После окончания Елецкого пединститута Татьяна Добри- на вернулась в родной Ста- новлянский район и собиралась устроиться по профессии— учи- телем начальных классов. Но в 90-е годы ввели ставки школь- ных психологов. Эту специаль- ность освоили многие сокурс- ницы Добриной, и она решила не отставать от них. Тем более, наука о душе всегда была ей ин- тересна. Татьяна Николаевна окон- чила «елисеевские» курсы, на- званные по фамилии препода- вателя психологии Липецкого педагогического института Вла- димира Елисеева. Со свежими знаниями новоиспечённый пе- дагог-психолог отправилась ра- ботать в Пальну-Михайловку, а через несколько лет вернулась в Становое. Сначала трудилась в районном отделе образования, в 2008 году пришла в школу. Отношение к психологу по- началу было неоднозначное, как и везде. Дети, да и родители, путали её с психиатром и при одном упоминании начинали остерегаться. За несколько лет Добриной хотя и удалось по- бороть этот стереотип, но не до конца. Она считает, что дело в нашем менталитете. Мы всё еще закрыты для посторонних людей и с трудом делимся мыс- лями и переживаниями, даже если это необходимо для нашего же блага. Сложнее всего приходится молодёжи, на которую пагубно влияют гаджеты. Раньше дети тянулись к взрослым и охотно с ними общались, сейчас замкну- лись в себе. Находят виртуаль- ных друзей, а самый главный из них —Интернет — готов и днём, 500 педагогов-психологов трудятся в Липецкой области. Психологическая служба системы образования региона входит в тройку лучших в России. Единый телефондоверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-200-01-22 и ночью ответить на любые во- просы. Чтобы ребёнок решился рассказать, что у него творится на душе, Добриной приходится хорошо постараться. До буллинга не дошло Разумеется, в поле её зрения попадают дети с особенностя- ми здоровья и находящиеся в трудной жизненной ситуации, чьи семьи требуют пристального внимания. Но таких примеров, к счастью, немного. Вопреки расхожему мне- нию, педагог-психолог работа- ет, прежде всего, с обычными ребятами. Сначала определяет, насколько они готовы к школе, затем вместе с учителем помо- гает им адаптироваться. С под- ростками на первое место вы- ходит профилактика вредных привычек и конфликтов, со старшеклассниками — профес- сиональная ориентация. Нередко специалисту при- ходится слышать от педагогов или видеть самой, что ребёнка не принимают. До буллинга в сельских школах пока не дошло, однако подростки не упускают возможности побольнее задеть слабого. Это случается, когда, например, формируются классы. В прежний устоявший коллек- тив вливается кто-то со сторо- ны. По сравнению с остальны- ми он может быть выше ростом или по-другому одет, а бывает, дразнить начинают из-за старого телефона. Отчасти это нормально, ведь во все времена общество оттал- кивало тех, кто отличался от об- щей массы. Но ребёнок пережи- вает. И тогда возникает вопрос, а стоит ли ему отстаивать свои интересы или легче жить по за- конам других. Ответ у Добриной однозначный — быть лично- стью нужно, хотя это непросто. Многое, по её словам, зависит от самого школьника, насколько он погружён в свой мир и не страда- ет ли его самооценка. — Здорово, когда детям удаётся восполнить недостаток общения за счёт собственных внутренних ресурсов — силы духа, стержня в характере. Либо на помощь приходят другие люди. Ведь всегда найдётся хотя бы один, пусть из другого клас- са, кто поймёт и разделит твои интересы, — пояснила собесед- ница. В этом случае есть шанс не просто остаться самим собой, но и привлечь внимание других од- ноклассников. Если же ребёнок не справится с этой сложной задачей, то замкнётся и будет изгоем. И с этим ощущением перейдёт во взрослую жизнь, если только его вовремя не под- держит школьный психолог. Понять друг друга В формировании будущей личности большую роль играет и семья. Иногда Добриной при- ходится улаживать конфликты отцов и детей. Взрослые в вос- питании своих чад впадают в две крайности. Одни совершенно не учитывают мнения ребёнка и требуют строго выполнять их требования. И если с малышами это работает, то подростки на- чинают бунтовать. Другие мамы и папы, наоборот, попуститель- ствуют. Их сын или дочь растут сами по себе и, не признавая родительского авторитета, ста- новятся неуправляемыми. Обратиться к школьному психологу в любом случае бы- вает непросто. Однажды за по- мощью пришли уже после того, как бытовая ссора вылилась в попытку старшеклассника све- сти счёты с жизнью. К счастью, история закончилась благо- получно, но её могло бы и не быть. Трудность вся в том, что взрослым тяжело признать свои ошибки. А без этого не получит- ся их исправить. Другим «врагом» родителей становится банальная лень. Они почему-то думают, что психолог, подобно доброй волшебнице, взмахнёт палочкой и сорванец тут же станет послушным, а двоечник превратится в отлич- ника. Таких чудес не бывает, сразу предупреждает Добрина. С ребёнком придётся долго и упор- но работать, выполнять кучу ре- комендаций. Только тогда стоит надеяться на хороший результат. Как же вести себя родителям изначально, чтобы избежать се- мейных проблем? Универсаль- ного совета у ТатьяныДобриной нет. Она считает, что полностью стать другом своему ребёнку у взрослого не получится. Ведь он должен заботиться, учить, на- ставлять. Порой и без наказа- ния не обойтись. И хотя многие специалисты его отвергают, кнут бывает столь же полезен, как и пряник. Для начала школьный пси- холог советует папам и мамам научиться разговаривать со своим чадом. Только так полу- чится друг друга понять. И даже если возникают запретные темы, избегать их не стоит. В погоне за комфортом и заработком не нужно забывать, что в любом возрасте детям требуется роди- тельское внимание и тепло. — В одних семьях мама с дочкой вечерами болтают по ду- шам, шутят или обсуждают что- то серьёзное, а в других — такое не практикуется, — рассуждает Добрина. Проводить вместе время можно по-разному. Сделать по- делку своими руками или ис- печь пирог, сходить в кино или прогуляться по парку. Иногда не лишним бывает и подурачиться. Главное, не потерять нить, ко- торой дети и родители связаны навсегда. Фото Геннадия Логунова ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ ПОМОЖЕТ ДЕТЯМ успевать в учёбе общаться со сверстниками раскрыть творческий потенциал наладить отношения с родителями выбрать профессию РОДИТЕЛЯМ определить готовность ребёнка к школе разобраться в его поведении понять собственные ошибки в воспитании найти общий язык со своим ребёнком преодолеть трудные семейные ситуации ПЕДАГОГАМ выявить проблемы в развитии учеников разрешить межличностные конфликты в классе взаимодействовать с родителями найти подход к трудным детям проводить воспитательные мероприятия Татьяна Добрина проводит групповое занятие на сплочение с учениками четвёртого класса
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz