Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Творчество ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 28 № 1 4 0 (26580) МНОГИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ БЕРУТ ЗА ОСНОВУ ТЕНДЕНЦИИ, КОТОРЫЕ ДИКТУЕТ ИМ ЗАПАД, ЗАБЫВАЯ, ЧТО НАШЕ ИСКУССТВО ИМЕЕТ ГЛУБОЧАЙШИЕ ТРАДИЦИИ. У РОССИИ БОГАТЕЙШИЙ ПЛАСТ КУЛЬТУРЫ Денис Губарев В детстве я думала, что художник- монументалист — это великан. Он странствует из города в город и, пока все спят, рисует на домах. Недавно познакомилась с одним из них. Анастасия Пчелова В ТЕНИ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ Ф антазия детства оказа- лась недалека от исти- ны — Денис Губарев на две, а то и на три головы выше меня. С высоты своего опыта он поведал, каково это — быть единственным в стране худож- ником, серьёзно занимающимся сграффито. «Сграффито» от итальянско- го «graffiare» — процарапанный. Пещерные наскальные рисунки, античные вазы — всё это сграф- фито. Советское монументаль- ное искусство тоже находило для сграффито широчайшее при- менение. Фасады зданий щедро украшали образы строителей коммунизма, покорителей кос- моса и пионеров. А рождались они так: на стене один поверх другого накладывали слои шту- катурки разных оттенков. Фраг- менты верхних слоёв срезали, обнажались нижние, и задумка автора проступала в цвете и ре- льефе. Жизнь в масштабе По сравнению с много- вековой историей Денис Гу- барев занимается сграффито ничтожно мало — всего десять лет. Художник называет себя единственным на постсоветском пространстве, кто всерьёз по- пуляризирует это направление. Написал книгу и представил в родном Липецке. Подобных в России не издавалось с 30-х го- дов прошлого столетия. Препо- даёт в столичной академии име- ни С.Г. Строганова и организует мастер-классы и встречи в на- шем городе. Говорит, что дело живёт, только если его кому-то передавать. Какая разница, чем занимаются они, «старики», если это никто не продолжит. Денис по себе знает, на- сколько важно иметь хороших наставников. И в академии, и на Липецком худграфе ему по- везло учиться у признанных мастеров. Так что, едва получив диплом, хотелось реализоваться в творчестве, сказать своё слово. Пусть не в монументальной, но живописи. Молодые художники в начале нулевых могли зару- читься поддержкой в одном из московских творческих объеди- нений. Но только любители. В фаворе были темы экологии, толерантности, равноправия. Денису же хотелось отражать вечные ценности, христианские сюжеты. Так появилась серия картин для выставки «Грани- ца света». В Липецкой детской школе искусств №2 бывшего преподавателя поддержали, ор- ганизовав первую персональную выставку. — Многие современные ху- дожники берут за основу тенден- ции, которые диктует им Запад, забывая, что наше искусство имеет глубочайшие традиции. В молодых людях нужно раз- вивать любовь прежде всего к ним и приумножать. Помнить, что у России богатейший пласт культуры, — объясняет Денис. Уникальный случай У него уже есть ученики, ко- торые помогают реставрировать храм в деревне Хребтово под Сергиевым Посадом. Художник приехал сюда по- сле личной драмы. Позади оста- лась роспись домов на Рублёвке, банкетных залов, бывшей гости- ницы «Украина». Впереди—мо- нотонное панно полей и белый холст храма Воскресения Сло- вущего. —Переезд стал новым толч- ком для творчества. Деревня небольшая, и каждый при деле. Тракторист поможет яму выко- пать. Столяр поправит покосив- шийся забор. Я художник. Не- восстановленным храмом кому ещё заниматься? Да и для меня это хорошая возможность и ре- ализоваться, и сделать доброе дело односельчанам, — расска- зывает мастер. Пока готов только южный фасад. Когда Денис закончит, это будет уникальный в России случай: первый и единственный храм, оформленный, полно- стью выдержанный в технике сграффито. Эскизы в полный размер, наработки — всю «кух- ню» художник показал на ли- пецкой выставке. А заодно продемонстрировал, что его творчество не ограничивается только сграффито. «Сграффито» от итальянского «graffiare» — процарапанный. Пещерные наскальные рисунки, античные вазы — всё это сграффито. Советское монументальное искусство тоже находило для сграффито широчайшее применение. В Липецке сохранился хрестоматийный пример техники сграффито. Однако он скрыт от людских глаз. В фойе академического театра драмы имени Льва Толстого за гипсокартоном находится произведение Константина Эдельштейна «Сценические герои», которое нуждается в реставрации — Часто художник ассо- циируется с каким-то одним произведением или направ- лением. Например, Малевич — исключительно с «Чёрным квадратом» и кубизмом, но это ведь не всё его творчество. Если студенты Строгановки слышат: «Денис Васильевич делает вы- ставку», считают, что это опять сграффито. И я воспользовал- ся шансом показать, что вла- дею несколькими техниками. Картина-то рождается в голове — не на холсте. А художник ра- ботает с тем материалом, кото- рый соответствует его идее. В экспозиции были представлены ткань, металл, дерево, акрил, масло. Я показал богатую па- литру, — рассказывает Денис Губарев. Художник в облаках Самым сложным в работе бывает не воплощение замыс- ла, а создание макета, наброска. Эскиз кассового зала в техни- ке сграффито специально для Дома музыки в Липецке Денис Губарев разрабатывал более по- лугода. Вынашивал. Чтобы по- пасть в самое сердце каждого, нужно учесть множество ню- ансов. Особенно когда распи- сывается фасад. Произведения монументального искусства должны наполнять архитек- туру, а не «выбиваться» из об- щего плана. Важны и цветовое решение, и сюжет. И даже те, кто живёт в округе. Как люди отнесутся к такому украшению? Не будет ли это раздражать? И не упадёт ли кусок штукатур- ки на голову? Монументалисты своё название оправдывают — работают на века и материалы используют «вечные». Хотя, по сути, остаются в тени, не выпя- чивают авторство. Становятся незримой частью истории го- рода. За кадром остаётся и много- дневный труд в тесной кабине. Словно часовые на посту, они стойко работают в одном поло- жении. И если на улице +25, то в их «рабочем кабинете» все +40 градусов. В глаза летит штука- турка, краска, а если создаётся мозаичное панно, то и стекло. — Об этих сложностях мало кто задумывается, — замечает Денис. — Так рождается стерео- тип о художниках, как об эфе- мерных существах, витающих в облаках. Всю серьёзность своего за- нятия Денис Губарев ощутил после окончания Строгановки, расписывая кремль в Казани и собор в Валааме. Но не отступил. Художник и сграффито начал за- ниматься наперекор всем, кто считал это мёртвой техникой. А таких в начале пути было не- мало. Решил для себя — сделает всё, чтобы возродить это мону- ментальное искусство, и продол- жает начатое. — Невозможно игнориро- вать растущую популярность стрит-арта. Многие даже пута- ют граффити и сграффито. Но нужно понимать, что у монумен- тального искусства и стрит-арта разные задачи. Их никак нельзя сравнивать и одно другим под- менять. Если художник-монумента- лист стремится донести рабо- той какую-то идею, сакрализо- вать пространство, то деятель стрит-арта старается прежде всего показать себя. Работы уличных художников нельзя наз­ вать искусством. В своих попыт- ках говорить на серьёзные темы стрит-арт больше напоминает перерисованную открытку. Я уже не говорю про абсолют- ное игнорирование архитекту- ры. Всё это происходит оттого, что нет понимания: художник должен быть профессионалом. Творческие порывы молодёжи нужно поддерживать, но граф- фити должно быть в умеренном количестве и не в центре горо- да, —рассуждает Денис Губарев. В мечтах у мастера организо- вать в Липецке первый в России фестиваль сграффито. Украсить родной город, а заодно и предо- ставить возможность маститым художникам показать себя, а на- чинающим— у них поучиться. А всем остальным — открыть ве- личие незаслуженно позабытой техники сграффито. Фото Анастасии Пчеловой, из архива Дениса Губарева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz