Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Вера 26 № 1 4 0 (26580) П реподобный Паисий — в миру Пётр Величковский — родился в Полтаве в глубоко религиозной семье потомственных священников. Весь благословенный род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. Это были глубоко образованные люди. Не удивительно, что и маленький Пётр рано приобщился к духовной ли- тературе. Благословенный род В 13 лет он уже поступил в Киевскую академию и с радостью начал получать новые знания. С первых дней учёбы отрок мечтал о монашеской жизни. В свобод- ное время он посещал Киево-Печерскую лавру, особенно любил бывать в святых пещерах, где покоились мощи первых русских иноков. Непрестанная молит- ва, смирение и абсолютная нестяжатель- ность были для него идеалом духовной жизни. Пётр мечтал найти себе опытного духовного руководителя, старца, и под его началом продолжать свой путь ко Христу. Высокие идеалы привели к тому, что из академии он сбежал, недовольный уровнем преподавания, и превратился в нищего странника. К слову, духовная жизнь в послепетровской России дей- ствительно находилась в глубоком кри- зисе. Церковная реформа, устранив патриаршество, превратила священно- служителей в чиновничий класс. А мо- нахам и вовсе не было жизни. Многие монастыри упразднили, превратив их в казармы и дома инвалидов. Старчество было уничтожено и жизнь в православ- ных обителях полностью оскудела. Самообразование Но Пётр не сдавался, продолжая ис- кать себе духовного наставника. Долго странствуя по России, Молдавии, Румы- нии, он в конце концов принял постриг с именем Паисий. Побывал и на Афоне. Но Святая Гора, находившаяся во владе- нии турок, уже не была тем царством духа, о котором так мечтал молодой инок. То- гда Паисий поселился на Афоне отшель- ником, в самой дальней и убогой келии, где стал изучать рукописи святоотече- ских писаний, которые нашёл в болгар- ских и сербских монастырских обителях во время своего странствия. Впитывая опыт древних подвижников, Паисий и сам возрастал духовно, превращаясь в мудрого пастыря. Первым его учеником, с которым он делился своими знаниями, стал юный инок Виссарион. Вскоре ря- дом с Паисием проживало уже полсотни монахов и ему, уступая просьбам бра- тии, пришлось принять сан священника. Так Промыслом Божиим святой Паисий стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту, где под его руководством подвизались молдавские, украинские, русские иноки, жившие еди- ной душой и единым сердцем. Именно там отец Паисий ввёл забытую на Афоне практику «умного делания», когда монахи во всём слушались старца, читали святых отцов и трудились с непрестанной Иису- совой молитвой в сердце. Духовное наследие Сопоставляя славянские рукописи святоотеческого писания, святой Паи- сий Величковский обнаруживал множе- ство разных неточностей и попытался их устранить, но быстро понял, что без греческих первоисточников ему не обой- тись. Найти же такие тексты ему никак не удавалось и старец Паисий обратился со слёзной молитвой о помощи ко Господу. Неожиданно в одном отдаленном скиту, названном в честь святителя Василия Ве- ликого, отец Паисий обнаружил множе- ство греческих оригиналов. Но враг рода человеческого воздвиг гонения на подвижника. Снова Велич- ковскому вместе с учениками пришлось скитаться по разным обителям, пока их не приютили в молдавской Драгомирне. На новом месте, опираясь на найден- ные рукописи, преподобный составил такой монашеский устав, в котором мир- но сосуществовали жизнь трудолюби- вая и жизнь созерцательная. Так мудрым пастырем была поставлена точка в тра- гическом споре «стяжателей» и «нестя- жателей», приведшем к разгрому мона- шеской жизни в России. Святой Паисий восхищался устройством жизни иноков в греческом монастыре Симеона Нового Богослова. Опираясь на этот опыт, доба- вив к нему духовные наставления русско- го старца Нила Сорского, отец Паисий составил уникальную систему жизни и обучения молодых монахов, сделав упор на внутреннее устроение души каждого инока. Он непрестанно делился с учени- ками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вёл беседы с братией, читал им и комментировал святоотече- ские труды. Со временем Паисий Величковский организовал настоящую переводческую школу, благодаря которой были пере- ведены творения многих святых отцов на славянский и румынский языки. За- тем эти труды разошлись в многочис- ленных списках по обителям Молдавии, Румынии, России и Афона. Наиболее известным трудом в нашей стране стало составленное на русском языке «Добро- толюбие». «Крины сельные или цветы прекрас- ные, собранные вкратце от Божествен- ного Писания» — так красиво, поэтично называется самая известная из книг пре- подобного старца Паисия Величковского. В ней, записанной учеником подвижника иноком Платоном, помещены 45 состав- ленных старцем аскетических слов в свя- тоотеческом подвижническом духе. Последнее пристанище Когда число братии в Драгомирне превзошло несколько сотен человек, ар- химандрита Паисия принудили снова перебраться на новое место. Последние 15 лет жизни он провёл в молдавскомНя- мецком монастыре. В итоге духовный пастырь окормлял около 700 монахов, а монастырь имел многочисленные ма- стерские, сельскохозяйственные угодия, больницу, дом для паломников. Непросто было управлять таким об- ширным хозяйством, но старец был не одинок в своем искании совершенства во всём. Рядом с ним находились опытные ученики и сподвижники. Именно они и разнесли живую веру во многие монасты- ри Молдавии, России, Украины, Греции. Поднялись и достигли расцвета древние северные обители — Валаам и Коневец, прославились на всю страну Оптина и Глинская пустыни, возродилась Троице- Сергиева лавра. Одной из грандиозных заслуг пре- подобного Паисия перед русским пра- вославием можно считать возрождение на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и даже в годы большевистского богоборчества прино- сила свои благодатные плоды на ниве спасения православных в Глинской, Оп- тиной пустынях и других монастырях России. Скончался благодатный старец на 72-м году жизни, в 1794-м. Однако к лику святых преподобный Паисий Велич- ковский был причислен Русской Право- славной церковью лишь в 1988 году, когда истинное искание Бога стало очень вос- требовано современным монашеством. 28 ноября (15 ноября по старому стилю) совершается день его памяти. ВЕЛИКИЙ НАСТАВНИК Трудами старца Паисия Величковского более 100 русских монастырей возродились к активной монашеской жизни. Под руководством старца Паисия Нямецкая обитель стала самым большим монастырём Православной церкви. Старчество — это особое благодатное дарование. Старец призывается на служение самим Богом, проходит святоотеческим путём тяжёлый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникается изобильно Бо- жественным светом благодати Святого Духа, преисполняется любовью. Он получает особый дар руководства — направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. От носителя этого дара требуется мудрое и любвеобильное попечение о вверившихся ему душах и особый талант, который святой апостол Павел называет даром рассуждения. ПРИЗЫВАЕТСЯ НА СЛУЖЕНИЕ Из наставлений старца Действительная и совершенная любовь состоит в том, чтобы всех считать и любить одинаково — как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераз- дельно и милосердие, — кратко скажу, — есть невод всем добро- детелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это. С раннего возраста он был человеком книжного ума. Священное Писание и труды святых отцов стали его путеводной звездой, а древние подвижники — его героями. Долгие годы он искал истинного духовного руководителя, но Господь судил ему самому путь великого руководителя и наставника. Наталья Сизова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz