Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 4 0 (26580) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Л юбопытно, что бы сказал Ежи Лец, попав в битком набитый зал, где публика катается от хохота, а со сцены звучит, например, такое: отчего в Италии не жарят шашлыки? Оттого что спагетти на шампур не нанижешь. Или ещё про тех же чудаков из Рима, Венеции, Падуи: они уверены, что борщ— это русский компот из капусты и свёклы. Вы уже хватаетесь за животи- ки, господа? Я вот по-честному старался повеселиться вместе с поклонниками Евгения Пет- росяна, который озвучил оба прикола в его фирменном теле- шоу «Улыбка на ночь». У меня не получилось. Я ощущал свою ущербность. Всем так нравится, а я не в силах выдавить из себя самый жалкий смешок. О чём думает курица Чувство юмора есть у всех, но нам не удаётся договорить- ся, что считать юмором и чем он отличается от щекотки. Ведь и то, и другое вызывает оди- наковую реакцию. В толковых словарях так и пишут чёрным по белому: от юмора и щекотки начинаются непроизвольные движения лицевых мышц, из- меняется дыхание и вырыва- ются специфические звуки, именуемые смехом. В принципе, нет ясности, почему кто-то издаёт указанные звуки, читая «Двенадцать сту- льев» и слушая райкинские ми- ниатюры, а кто-то уподобляется королю из пьесы ЕвгенияШвар- ца. Тот обожал истории своего придворного шута. И шут без устали рассказывал его величе- ству, как вышел из лавки купец, споткнулся и ляпнулся о мосто- вую. А о лежащего купца спот кнулся маляр и облил краской старушку. А старушка испугалась и наступила на хвост собачке. Цепочка уморительных падений не обрывалась до тех пор, пока король не закричит: «Довольно, довольно, не то я лопну!» Этот юмор, и правда, похож, на ще- котку. Главный комик наших феде- ральных каналов Евгений Пет- росян — законный наследник этого шута. Если вы не оценили по-детсадовски невинные при- мочки про шашлык и компот, он прибавляет жару и переключает- ся на репертуар 18+. И сообщает: «Истец подкрался незаметно». Или: «Плохой танцор, хороший папа». Пересказывает остроты алкоголиков — они на Руси уме- ют похохмить не хуже трезвенни- ков: «Не всё то пиво, что жёлтое и пенится». А вот в исполнении Евгения Вагановича репли- ка дамы: «Телевизор по пьяни смотреть прикольно. Заснёшь на Киркорове, проснёшься на Петросяне». И, наконец, вер- шина острословия: «Кто ищет, откуда ноги растут, чаще всего там и окажется». Воспользуюсь выражением того же утончён- ного юмориста: от всего этого лысина дыбом встаёт. Покопавшись в Интернете, я чуть-чуть утешился. Всё же я не единственный отщепенец. Некоторые лаконично рецен- зируют творчество Петросяна и его театра «Кривое зеркало»: туалетный юмор. «Камеди клаб» для тех, кому за 50. Впрочем надо отдать долж- ное неутомимому Ваганычу: смешить население России 30–40 лет подряд — тяжёлый крест. А он несёт его как пушин- ку. Иссяк арсенал новых реприз? Можно, не заморачиваясь, выта- щить за длинную седую бороду анекдотец из его и моей молодо- сти. Предположим, про курицу. Как она убегает от петуха, при- кидывая: не чересчур ли быстро я бегу? Чем пипл от народа отличается Любимая тема Петрося- на — секс. На втором месте — выпивка. Прочее персонажей «Улыбки на ночь» мало волнует. Сексуально озабочены у него и курица-несучка (так она сама представляется), и двуногие герои. Например, некая тёща нечаянно наткнулась на пор- нокассету, после чего потеряла сон. Бабуля до утра слоняется по дому и бормочет, что жизнь прошла даром. Не чужды Петросяну и ин- теллектуальные амбиции. Он вдруг вспомнил американский классический роман «Унесён- ные ветром». Правда, тут же до- бавил: лучше бы это была кни- жечка «Трахнутые на сквозняке». Прошу редактора не вычёрки- вать из соображений целомуд- рия эти слова. Что допустимо на ведущем федеральном канале, то автоматически дозволено где угодно. А теперь ненадолго вернём- ся к Лецу. Приложив его мерку к аудитории Петросяна, прихо- дишь к выводу: эти господа не согласятся пожертвовать ничем во имя высоких целей и убеж дений. Не поступятся и малой толикой своего комфорта, будь то поездка на Бали, ужин в изыс- канном ресторане или концерт Евгения Ваганыча. Для кого юмор и щекотка синонимы, тому безразлично, что творится вокруг. Было время, у нас вовсю костерили «Аншлаг». Ругали за дело. За примитив, за пошлость, за пустое зубоскальство. Зато об «Улыбке на ночь» и самые строгие критики хранят молча- ние. Решили, что возмущаться бессмысленно? Согласились: иного юмора уже нет и не будет? Признали: творческая програм- ма из двух слов «пипл хавает» всё оправдывает? Кто знает. Но пипл-то действительно хавает. Только стоит ли путать пипл с народом? Хотя кому-то, навер- ное, удобно и выгодно, чтобы народ помаленьку превращал- ся-таки в пипл, хавающий что дают. И наш «выдающийся» комик вносит личный вклад в этот процесс. Дебилизация вместо мобилизации Петросян на нашем ТВ от- нюдь не одинок. На Первом ка- нале долго хозяйничала Ксения Собчак. СЕвгениемПетросяном соперничал пустой, как рассох- шийся бочонок, Иван Ургант. Подчинённые Эрнста неожи- данно взялись пиарить Даню Милохина. Говорят, в своём стриме он на днях исполнил гимн Украины. Но, право, это не единственный его грех. Как и отказ в разгар сезона продолжать участие в ледовом шоу. Пожа- луй, хуже, когда он с глуповатой улыбкой возвестил юным своим фанатам, что ничего не читает и читать не собирается. Грустно, что в раскрутку этой звезды не стеснялись включиться Татьяна Тарасова, Алексей Ягудин, дру- гие известные спортсмены. Разумеется, Евгений Вага- нович не чета Ксении Собчак и Дане Милохину. Он с совет- ских времён — респектабельная персона. Но респектабельность не мешает ему опускать планку ниже табуретки, а то и плинтуса. На основных телеканалах культура полномасштабно под- менена масскультом. К тому же дурного вкуса. Писатель и публицист Дмитрий Лекух се- тует: дебилизация публики не остановлена, а дебилизация — опасное препятствие для необ- ходимой сегодня мобилизации гражданского общества. Нельзя, чтобы с экрана не- слось кудахтанье кур-несучек. Чтобы на ночь нам предлагалось смеяться над шутками о «пятой точке», в которой кто хочешь может оказаться. У зрителей, не забывших блистательных масте- ров юмора от Райкина до двух Михаилов — Задорнова и Жва- нецкого, ни волосы, ни лысина не должны постоянно вставать дыбом. Скажи мне, над чем смеётся народ, и я скажу тебе, за что он готов пролить кровь. Станислав Ежи Лец Пан Станислав знал, о чём говорил. Сказанное он проверил, подтвердил, оплатил своей нелёгкой, рано оборвавшейся жизнью. Он был гроссмейстером сатирического парадокса и досконально разбирался в тайнах смешного. Он был участником антифашистского подполья, чудом уцелевшим узником концлагеря и видел, ради чего люди жертвуют собой. Он был поэтом и философом и улавливал связь смешного и трагического, иронии и пафоса. ДЕБИЛИЗАЦИЯ ПУБЛИКИ НЕ ОСТАНОВЛЕНА, А ДЕБИЛИЗАЦИЯ — ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ НЕОБХОДИМОЙ СЕГОДНЯ МОБИЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГООБЩЕСТВА Дмитрий Лекух Смешить население России 3 0 – 4 0 лет подряд — тяжёлый крест. А Петросян несёт его как пушинку. Иссяк арсенал новых реприз? Можно, не заморачиваясь, вытащить за длинную седую бороду анекдотец из его и моей молодости. ПОЧЕМУ В ВЕНЕЦИИ НЕ ЖАРЯТ ШАШЛЫКИ Польский писатель и философ Станислав Ежи Лец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz