Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Общество 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 22 /11/ 22 ИЗОБРЕТАТЬ УЧИЛИСЬ НА ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛАХ НАША ЗАДАЧА — ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЯТА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ГОРДИЛИСЬ СВОЕЙ РАБОТОЙ, СВОИМИ НОВАТОРСКИМИ ИДЕЯМИ. ВАЖНО И ТО, ЧТО ПРИ ТАКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОНИ РАСШИРЯТ СВОИ ЗНАНИЯ Вячеслав Тигров В ПАМЯТЬ О НЕИСТОВОМ СОЧИНИТЕЛЕ Во время осенних каникул юные изобретатели из данковского лицея № 4 прошли обучение в мастерских ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Ольга Шкатова Т акая возможность представилась ребя- там в рамках проекта «Дети-новаторы Липецкой области» благодаря финан- совой поддержке районной администрации. К слову, проект, ини- циированный Липецким отделением Всероссий- ского общества изобрета- телей и рационализаторов и поддержанный прави- тельством региона, реали- зуется уже несколько лет. Идея родилась на кафедре технологии и техническо- го творчества Института естественных, математи- ческих и технических наук ЛГПУ имени П.П. Семёно- ва-Тян-Шанского, заведует которой профессор Вяче- слав Тигров. Он же возглав- ляет и Липецкое отделение Всероссийского общества изобретателей и рациона- лизаторов. В 2018 году на базе этой кафедры был со- здан центр молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) «Перспектива». Его костяк составляют ученики Вячеслава Петровича — Алина Гвоздева, Александр Лычагин и Андрей Лыков (учебные мастера кафедры технологии и технического творчества). К ним на обу- чение и приезжали старше- классники из Данкова. Сделали удобный стаканчик В течение каникулярной недели ребята побывали на экскурсиях на НЛМК, в особой экономической зоне «Липецк», технопарке, а также вместе с наставни- ками воплощали свои идеи в жизнь в мастерских вуза. НАША ЦЕЛЬ — СОЗДАТЬ НЕ ПРОСТО СИЛЬНЫЙ ТЕАТР, А ЦЕНТР РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА… ЕСЛИ МЫ ПОВЕРИМ В ИСТИННОСТЬ ЭТОГО ПУТИ, ВЫДЕРЖИМ, ПРОЙДЁМДО КОНЦА, НАМ БУДЕТ С ЧЕМ ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ Владимир Пахомов Народный артист России Владимир Пахомов возглавлял Липецкий государственный академический театр драмы с 1 977 по 200 7 год. Цель проекта «Дети-новаторы Липецкой области» — включить как можно больше школьников и студентов в творческую и конструкторскую деятельность, результаты которой могут быть использованы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. При Пахомове театру были присвоены звания государственного и академического. Липецкий храм Мельпомены стал единственным в мире, удостоенным права носить имя великого русского писателя. — Подсказыв ая ре- бятам решения бытовых проблем с помощью изоб- ретений, мы демонстриру- ем, как можно улучшить жизнь вокруг и, возможно, в дальнейшем построить на этом бизнес, — говорит Алина Гвоздева, возглав- ляющая ЦМИТ «Перспек- тива». — Всё, с чем мы со- прикасаемся в быту, где-то производится. Соответ- ственно, мы знакомим школьников и со спектром производственных вопро- сов, которые тоже нужда- ются в инновационных идеях. И их можно запа- тентовать. Во время обучения в ЛГПУ ребята разработали устройство для спасения людей при пожаре, в основе которого защитный экран с продуманной системой до- ступа воздуха на закрытую площадку. На это устрой- ство уже отправлена заявка на патент. Другое изобре- тение — складной стакан- чик для использования на природе с удобным фикса- тором. В масштабах производства Но главной задачей юных Кулибиных являет- ся разработка конструкции для данковского предприя- тия «Доломит». Он входит в группу компаний НЛМК и является одним из крупней- ших в России и единствен- ным в Центрально-Черно- зёмном регионе производи- телем металлургических до- ломитов. Здесь производят доломитную муку, она скла- дируется в больших объёмах, разлетается по округе, засо- ряя окружающую среду. И само предприятие несёт эко- номические убытки. Изобретатели в «Пер- спективе» задались целью решить проблему формиро- вания доломитных куч с по- мощью особой трубы. — А н а л о г и ч н ы е конструкции есть. Но они либо очень дороги, либо имеют ограниченную об- ласть применения. Ребята ищут универсальное ре- шение проблемы, кото- рое подойдёт, в том числе и местному доломитному комбинату. Важно, что наша конструкция не будет доро- гой. Приходится принимать во внимание, что средства на такие приспособления выделяются с учётом целе- сообразности, — поясняет Алина Гвоздева. Вместе с наставника- ми школьники проделали огромную работу, нашли ре- шение и уже разрабатывают модель, которую намерены запатентовать и представить на Московском междуна- родномСалоне изобретений и инновационных техноло- гий «Архимед-2023». Кста- ти, эту поездку школьников в столицу также оплатят из районного бюджета. — Хорошо, что получи- лось в этом году реализовать очныйформат обучения. Из- за пандемии наши планы с воловскими и лебедянскими ребятами были нарушены. А с данковчанами нам повезло. На местах нет такого совре- менного оборудования, как в вузовских мастерских. Нет и примеров изобретений. Когда мы погрузили школь- ников в нашу среду, показа- ли, чем занимаемся, какие есть возможности, свозили на НЛМК, в особую эконо- мическую зону, в технопарк, старшеклассники по-друго- му стали думать, — продол- жает Алина. На одной волне Десятиклассник Алек- сандр Карамышев с удо- вольствием провёл канику- лы в Липецке. — Изобретательством увлекаюсь не первый год. За- нимаюсь программировани- ем, где тоже есть возможности для творчества. В мастерских я получил полезный практи- ческийопыт—научилсяпод- бирать различные варианты решения творческих задач. Придумать что-то интерес- ное — это половина дела, — убеждён молодой человек, планирующий в будущем решать проблемы в области автоматизациипроизводства. Александр уверен, что изоб- ретательство будет частьюего жизни. — Погрузился в изобре- тательство в мае этого года после того, как в нашей школе побывали профес- сор Тигров и его ученики. В этой сфере меня привле- кает то, что есть возмож- ность материализовать те мысли, которые крутятся в твоей голове. Ты пред- ставляешь определённые предметы или механизмы и с помощью логической цепочки и каких-то ма- териалов начинаешь реа- лизовывать свой вариант изделия в жизни. Больше других изобретений меня привлекает наша «Труба». Важны и механизм её дей- ствия, и польза, — подклю- чается к разговору один- надцатиклассник Иван Жмыхов. Для поступления он сегодня выбирает вузы, где изучают инженерию и программирование. Девятиклассница Софья Блохина окончила худо- жественную школу, с удо- вольствием делает посуду из глины на гончарном круге и пишет картины. — Хотела бы стать пере- водчиком. А в изобрета- тельство втянулась из любо- пытства: люблю создавать что-то новое. Здесь есть и моделирование, и конструи­ рование. И компания для общения хорошая. Настав- ники у нас замечательные! Мыслят масштабно. Когда я задумалась над тем, где хотела бы поискать пробле- му, мне представились ле- доколы. Было бы здорово поработать на ледоколе в качестве научного сотрудни- ка или переводчика в меж- дународных экспедициях. Мой научный руководитель, учитель географии Наталья Александровна Михеева, подталкивает меня к изу- чению космоса. Это тоже хорошая сфера, — делится девушка. Одиннадцатиклассник Алексей Потафеев пока не определился с будущей про- фессией, но хотел бы учить- ся в большом городе. — Хочу, чтобы моя профессия была связана с людьми. Желание полу- чить новый опыт общения привело меня в изобрета- тельство. На предприятиях, где мы побывали, поразили масштабы производства. До этого мы выполняли раз- личные проекты с учителем технологии Геннадием Ми- хайловичем Вялых. Работа- ли с деревом, создавали ма- кет и план посадки школь- ной клумбы. А здесь, в вузе, занялись более масштаб- ным делом. Это уже другие перспективы. Ты можешь улучшить ситуацию в род- ном городе, а затем выйти уже и на федеральный уро- вень. Изменить там что- нибудь к лучшему. Очень нравятся наши наставники. Они молодые, поэтому лег- че найти общий язык, пой- мать одну волну, — расска- зал Алексей. Лицеистами доволен По словам Вячеслава Тигрова, сейчас идёт актив- ная фаза проекта «Дети-но- ваторы Липецкой области». В Данкове он был запущен в апреле, когда Вячеслав Петрович и молодёжь из «Перспективы» провели там первые встречи с произ- водственниками и школь- никами. Заручившись под- держкой руководства райо­ на, обнаружив немалый ин- терес к изобретательству у детей и педагогов лицея№4, Тигров со свойственным ему энтузиазмом в вопросах про- движения всего нового взял- ся за работу. — Мои помощники по- бывали на предприятии «Доломит», изучили произ- водство, обратив вниманиена ряд проблем, которые можно решить, привлекаяшкольни- ков. Одна из них — большая запылённость. С сентября на выездных заседаниях с помо- щьюразличныхметодикмыс ребятами нашли интересное решение проблемы утилиза- ции пыли и уже подошли к созданию опытной модели изобретения. Впереди меро- приятия по проверке идеи на практике. Наша задача — добиться того, чтобы ребята по-настоящему гордились своей работой. Важно и то, чтопри такомсотрудничестве они расширят свои знания. Я очень доволен лицеиста- ми. Схватывают всё на лету и предлагают разные решения практически на эвристиче- ском уровне, — отметил про- фессор. Фото Геннадия Логунова Погрузившись в изобретательство, лицеисты из Данкова схватывают всё на лету и предлагают разные решения практически на эвристическом уровне создал народный художник России Юрий Гришко Бронзовую скульптуру режиссёра 2022 -й стал годом двух юбилеев, связанных с жизнью известного российского режиссёра Владимира Пахомова, ставшего знаковым для липецких театралов. В июле исполнилось 8 0 лет со дня рождения театрального деятеля, а в ноябре — 1 5 лет со дня его смерти. Александр Гришаев 17 ноября в память о Владимире Пахомове в Ли- пецком государственном академическом театре дра- мы имени Л.Н. Толстого прошёл вечер «Неистовый сочинитель театра». Увековечили в бронзе Перед началом камерной постановки, лицезреть кото- рую собрался едва ли не весь творческий бомондЛипецка, вфойе театра открылипамят- ник Владимиру Пахомову. — Мы должны помнить о людях, которые не на сло- вах, а на деле несли культу- ру в массы, — сказал заме- ститель губернатора Ли- пецкой области Анатолий Якутин. — Владимир Па- хомов был именно такой, яркой и целеустремлённой творческой личностью. Бронзовую скульптуру режиссёра создал народный художник России Юрий Гришко. — Юрий Дмитриевич был завсегдатаем театра, и с ВладимиромМихайловичем его связывала близкая друж- ба, — говорит искусствовед Татьяна Нечаева. — Худож- ник знал и характер Пахо- мова, и его творческую дея- тельность. А так как Гришко испытывал удивительный интерес к людям, можно сказать, влюблялся в героев своих работ, искал в них не- что особенное, свойствен- ное только им, вполне по- нятен и логичен его интерес к столь яркой личности, как Пахомов. Несмотря на то, что Юрий Гришко преимуще- ственно делал камерные портреты и был мастером малых форм, Пахомова он изобразил в полный рост, подчеркнув своё уважение к режиссёру. По пластике скульптуры, посадке головы можно уловить его напол- ненность вдохновением, почувствовать внутренний порыв творческой лично- сти. Пахомов в творении Гришко — уверенный, от- ветственный, творческий «мотор» театра. Театр как миссия На малой сцене театра зрители увидели отрывки из постановок Пахомова с участием артистов, рабо- тавших вместе с мастером. Ученики режиссёра озвучи- ли его высказывания о теат- ре, о профессии, о времени, культуре, жизни и предна- значении. «Наша цель, — сказал однажды Владимир Пахо- мов на сборе труппы, — со- здать не просто сильный театр, а центр русского на- ционального искусства… Если мы поверим в истин- ность этого пути, выдер- жим, пройдём до конца, нам будет с чем предстать перед Всевышним». Молодые артисты, не- давно пополнившие труппу, прочитали стихи любимых поэтов мастера — Есени- на, Ахматовой, Окуджавы, Рождественского. Через поэзию актёры смогли не только рассказать о жизни и творчестве легенды, но и раскрыть лирическую часть души «неистового сочини- теля театра». — Как профессионала Владимира Пахомова ха- рактеризовали три качества: доверие, требовательность и верность миссии, которую он на себя возложил, — ска- зал народный артист РФ Михаил Янко. — Ему уда- лось мобилизовать не только труппу, но и всех работников театра, чтобы сделать его одним из лучших в стране. Сам Владимир Михайлович приходил в театр одним из первых — рано утром, а ухо- дил последним. Я был занят в одном из первых спекта- клей, который он поставил на липецкой сцене, — «Мои надежды» по пьесе Михаи- ла Шатрова. Тогда он стал настоящим взрывом, взбу- доражившим сознание теат- ралов всей страны. Оставил в наследство Народный артист России Владимир Пахомов возглав- лял Липецкий государствен- ный академический театр драмы на протяжении трёх десятилетий, с 1977 по 2007 год. Именно при Пахомо- ве театру были присвоены звания государственного и академического. Липец- кий храм Мельпомены стал единственным в мире, удо- стоенным права носить имя великого русского писателя. Его спектакли неодно- кратно снимались Цен- тральным телевидением и внесены в Золотой Фонд Радио России. Театральные фестивали, инициатором которых был Владимир Ми- хайлович — «Липецкие теа­ тральные встречи» и «Ме- лиховская весна» сегодня носят статус международ- ных. Благодаря этим фору- мам липчане могли увидеть спектакли ведущих театров страны и зарубежья. На протяжении многих лет вместе с выдающимися театральными деятелями — Михаилом Ульяновым, Оле- гом Ефремовым, Кириллом Лавровым — Владимир Пахомов был членом прав- ления Союза театральных деятелей и председателем Всероссийской комиссии по режиссуре, сменив на этом посту легендарного Георгия Товстоногова. Как человек дальновид- ный, Владимир Пахомов думал о будущем труппы, и по его инициативе в театре появилась молодёжная сту- дия. По согласованию с ру- ководством РАТИ-ГИТИС и при поддержке администра- ции Липецкой области стали учить будущих артистов. В 2007 году состоялся первый выпуск. В том же году был произведён набор на новый актёрский курс. Выпускни- ки знаменитого театрально- го вуза сегодня составляют почти половину современ- ной труппы. Фото Марии Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz