Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
поэту для того, чтобы нарисо- вать ими человеческую жизнь — от юности-весны до убелённой сединами зимы. Оглядываясь на пройденный путь, лирический герой вспоминает промелькнув- шие перед глазами дни: За моим окном поют метели, За моим окном белым-бело! Годы белой тройкой пролетели, Грусть-тоску снегами замело... Всматриваясь в эти строки, читатель уже предвкушает тра- гический финал. Ведь жизнь человека неумолимо стремится к роковой черте, напоминая о призрачности бытия. Но «зим- ний» цикл оказывается едва ли не самым светлым во всей книге. Трагические нотки в нём неиз- бежно звучат, но они заглуша- ются рождественской радостью и предчувствием новой весны: Пахнет хвоей. Теплится лампада. В яслях под звездою спит Христос. А в душе моей любовь и радость, Значит, наступило Рождество! И неслучайно, наверное, «зимним» циклом поэт не завер- шает свой диалог с читателем. После него следует пятый раз- дел — «Хожу по тропинкам веч- ным», давший название всей книге. Такая композиция подчёр- кнута и оформлением обложки. Дыхание вечности И только теперь во всей пол- ноте становится понятен замы- сел автора. Вырываясь из круга времён, лирический герой при- ходит к новому пониманиюжиз- ни. В поэтической философии Кузовлева зима вовсе не несёт с собой увядание и смерть. Она даёт человеку мудрость и особый взгляд на мир, позволяющий в Б есполезно спорить о том, кто из писателей оказал глубокое влияние на на- шего современника. В отдель- ных его стихах улавливаются бунинские интонации, порой можно расслышать эхо есе- нинских строк. Чувствуется, что за плечами Кузовлева огромный культурный багаж. Какие-то не- зримые нити связывают его и с Серебряным веком — эпохой, когда поэтические сборники вышли из моды, уступив место книгам стихов. Нет, это не игра слов. Тожде- ственными эти термины только кажутся, на деле же их разделяет глубокая пропасть. Поэтиче- ский сборник отличает рыхлая структура, когда стихотворения хаотично располагаются друг за другом. А объединяет их лишь общая обложка. Композиция книги стихов, напротив, глубоко продумана. Отдельные произведения в ней собраны в циклы, объединённые общей темой. Такая организа- ция не лишает стихотворения самостоятельности. Но в то же время каждое из них становится голосом в составе полифониче- ского целого. Четыре цвета времени Вот и книга Павла Кузовле- ва глубоко продумана, первые четыре цикла в ней посвящены временам года. Поначалу может показаться, что автор ведёт поэ- тический дневник, в котором с беспристрастием летописца описывает жизнь природы. В морозный мартовский день при- летели грачи, зазвенели капели, на проталинах появились пер- вые цветы, и вот уже чарующее пение соловьёв тревожит хруп- кий сон майской ночи — и так в извечном круге весна, лето, осень и зима сменяют друг друга. Но стоит глубже погрузиться в этот удивительный мир, как приходит понимание, что четыре цвета времени нужны 16 / 11 / 22 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Творчество 29 ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА ПАВЛА КУЗОВЛЕВА ПОДКУПАЕТ СВОЕЙ ПРОСТОТОЙ. В ЕГО ПОСЛЕДНЕЙ КНИГЕ «ХОЖУ ПО ТРОПИНКАМ ВЕЧНЫМ» НЕТ ТЯЖЁЛЫХ, ВЫМУЧЕННЫХ ФРАЗ. КАЖДЫЙ СТИХ БУДТО ПЕСНЯ, ЛЬЮЩАЯСЯ ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ. НО ЗА ЭТОЙ ЛЁГКОСТЬЮ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ УГАДЫВАЕТСЯ ГЛУБОКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЬИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАЯТ НЕМАЛО ЗАГАДОК. Сергей Кибальниченко Павел Владимирович Кузовлев родился в селе Кузовлево Лев-Толстовского района 16 ноября 1952 года в многодетной крестьянской семье. Первый сборник «Тороплю, как спасение, завтрашний день» опубликован в 1999 году. В 2000 году вышел сборник стихов «Станция грёз», в 2002-м — «Ночной экспресс», в 2008-м — «Влюблённый август», в 2016-м — сборник поэзии и прозы «Там берёзы шумят», в 2018-м — «Не запрещайте мне любить». В 2013 году Павел Кузовлев опубликовал сборник стихотворений для детей и их роди- телей «Мой волшебный уголок». Имеет диплом националь- ной литературной премии «Поэт года» за 2020-й. Его стихи публикуются в ежегодном международном альманахе «Ступени», они также включены в антологию «Писатели Липецкого края». Павел Кузовлев — член Союза российских писателей, член Международной ассоциации писателей и публици- стов МАПП, член Союза писателей «Воинское содруже- ство», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, кавалер Золотой Есенинской медали «За сохранение традиций русской литературы», облада- тель медали имени Замятина за успехи на литературной и культурной ниве, лауреат Всероссийского конкурса «Я гражданин своей страны». В 2013 году победил во Всероссийском конкурсе за написание стихов к гимну Юных инспекторов движения. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПОЭЗИЯ — ВСЕГДА ЗАГАДКА череде мимолётных мгновений почувствовать дыхание вечности и услышать глас Божий. А потому пятый раздел книги органично продолжает «сезон- ные» циклы, становясь их вен- цом и завершением. Итог раз- думий о смысле человеческой жизни автор подводит в стихо- творении «Иисус». В первой же его строке упоминается звезда, указавшая дорогу волхвам, да- лее рассказывается об их дарах, об ангелах, охранявших покой Младенца. Удивительно, но эти евангельские образы поэт ранее уже использовал в стихотворе- нии «Вифлеемская звезда» (цикл «Пели песни метели»), строки из которого цитировались выше. Неужели Павел Кузовлев повторяет опыт Андрея Белого, бесконечно переделывавшего стихотворения из первых своих сборников «Золото в лазури» и «Пепел»? Но эти сомнения рас- сеиваются после того, как в тре- тьем четверостишии появляется образ Ирода, от кровавых дея- ний которого «содрогнулся мир библейский». Получается, что светлые рождественские образы поэту были нужны для создания контраста, подчёркивающего разрушительную силу зла: Бушуют войны на планете И кровь и смерь! Кромешный ад! В огне бесовском гибнут дети, И снова суд вершит Пилат. На этом библейском про- тивопоставлении жертвенной любви Христа и жестокости мира и строится всё стихотворение. Финал его достоин отдельного внимания: Огонь священный озаряет В день воскрешения Христа То место, где людей спасая, Иисус не спасся от Креста! Нельзя не обратить внима- ния, что вместо библейского слова «воскресение» поэт упо- требляет «воскрешение». Слу- чайность ли? Сомневаюсь. В поэтическом мире Павла Ку- зовлева каждая деталь глубо- ко продумана. Отказавшись от евангельского слова, поэт хотел показать Христа человеком, ко- торый не сам воскресает, а его воскрешает Бог Отец. Теперь проясняется смысл всего стихотворения. В этом жестоком мире Иисус стано- вится для лирического героя путеводной звездой, побуждаю- щей хранить любовь и помнить «шипы кровавого венца». Стоит обратить внимание и на то, что в последнем четверо- стишии поэт использовал эти- мологическую фигуру — особый стилистический приём, основан- ный на осознанном повторении однокоренных слов (спасая — не спасся). К нам она пришла из церковной гимнографии (вспо- мним знаменитые строки из пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»). Этимологическую фигуру Кузовлев употребил и в названии поэтического цикла «Пели песни метели». Эти детали ещё раз под- тверждают мысль об огромном культурном багаже, который уна- следовал поэт. Ещё одну загадку несёт назва- ние пятого цикла «Хожу по тро- пинкамвечным». Критик, лишён- ный тонкого художественного чувства, придумал бы что-нибудь более возвышенное, например «Под знаком вечности». И в этом была бы своя логика. Ведь тёплое и ласковое слово «тропинки» плохо сочетается с определением «вечный», от которого веет холо- дом незыблемых истин. Но суть поэтической фи- лософии Кузовлева как раз и заключается в том, что лириче- ский герой, познавая Христа, не отрицает этот мир. Наоборот, для него становится дорог каж- дый листок, каждая снежинка, каждое воспоминание из-за того, что эти мимолётные явле- ния уже несут на себе отпеча- ток неземного света. Потому и милые сердцу тропинки стано- вятся вечными. Иначе и быть не может. Фото Анастасии Михальцовой и из архива Павла Кузовлева НА СТИХИ ПАВЛА КУЗОВЛЕВА НАПИСАНЫ БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ ПЕСЕН РАЗНЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАСЛУЖЕННЫМ АРТИСТОМ РОССИИ ВЯЧЕСЛАВОМ МЕЛЬНИКОМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz