Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Старожилы 6 № 1 37 (26577) М ы приехали в Тёплое в густой туман. На ули- цах никого, дымкой окутана колокольня храма, из палисадника на нас смотрят синие октябринки. В центре села — пруд. Говорят, раньше их было два. Один из них назывался барским. Его приказал выкопать то ли помещикШилов, то ли Ду- ханин, у которых в этих местах были усадьбы. Деревья у пру- да склонились до самой воды. А рядом с ним — старый дом. Из признаков жизни — только тюлевые занавески за окном да флюгер на «мачте», крутящийся на ветру. Рядом большая куча дров: видно, хозяева готовятся к зиме. Значит, будет над снеж- ными крышами Тёплого виться дымок. Пострадал за веру Теплоту в избах здесь це- нят веками. В старину в этом месте проходил тракт, и пут- ники часто заезжали погреть- ся в деревню. Есть версия, что Тёплое получило свое название именно из-за тёплых печей, которые предлагали хозяева постояльцам. А основная ле- генда, почему такое имя дали селу, связана с Петром I. Якобы он бывал здесь и пробовал воду из источника, который никогда зимой не замерзал. Государю показалось, что ключевая во- дица тёплая. С тех пор и ста- ли именовать так деревню. Её основали в середине XVII века казаки из соседнего села Воло- тово. В ней было много домов, люди жили зажиточно. В 1842 году тёпловцы построили на пожертования прихожан храм Космы и Дамиана. Его возво- дили пять лет, когда святыню освящали, собралось столько народу, что многим пришлось стоять на улице. — В начале XX века насто- ятелем храма был Митрофан Романовский, который постра- дал за веру и был расстрелян в 1937 году, — рассказывает настоятель храма иерей Дмит- рий Руснак. — Священника забрали сразу после крестно- го хода, комму- нисты сначала дали ему десять лет лагерей, но потом не ста- ли ждать — убили. Уже много лет к нам при- езжают потомки Митрофана Романовского — внук Сергей Тихонович и правнуки. Они устраивают панихиду в честь предка, видно, что в семье чтят своих отцов и не забывают кор- ни. После расстрела батюшки на какое-то время замерла жизнь в храме. Старожилы помнят, как летели, будто с небес, коло- кола святыни и разбивались о мраморные ступени церкви. А благовестник своим краем рас- сек одну из стен. После закрытия церкви её приспособили под зернохрани- лище, и это в какой-то мере спасло святыню. Дру- гим храмам повезло меньше: в святых стенах складирова- ли удобрения или держали скот. А в церкви Космы и Дамиана пахло хле- бом. Долгое время здесь работала пекарня, там хранили мёд. С т а р о ж и л ы рассказывали, как мальчишки поднимались на высокую стену, прыгали с неё и объедались слад- ким лакомством. Они опускали руки прямо в бочку, и за это сто- рожа гоняли их. Входить без стука Отец Дмитрий семь лет за- нимается восстановлением церкви. Он с матушкой приехал в Тёплое из Подмосковья. Семья хотела жить в глубинке на своей земле. В тот момент храм был в плачевном состоянии. Но чудом нашёлся благотворитель, уроже- нец этого села. Он уехал вМоск- ву, организовал свой бизнес и стал помогать церкви. Подклю- чил к этому делу партнёров, и благодаря им храм буквально подняли из руин. Люди потяну- лись на службы из других сёл. Но всё равно отец Дмитрий сетует, что народу приходит мало. — Чтобы восстановить церковь, в ней должна быть мо- литва, поэтому службы начались при полной разрухе. В летнем храме зимой мы топили «бур- жуйку». Сверху отваливалась штукатурка, у нас были свои «натяжные» потолки: бабушки сшили из крепких простыней навес и мы прикрепили его, — вспоминает отец Дмитрий. Священник говорит, что когда он с матушкой только при- ехал и знакомился с прихожа- нами, то удивлялся, какие они труженики. Тёпловцы не только свой огород вспашут, но и соседу помогут. Он заметил, что селяне часто заглядывали к ним в гости, притом заходили в дверь каждый раз без стука. Отец Дмитрий ду- мал, это неприлично. Оказалось, в Тёплом так принято — запро- сто зайти друг к другу. Матуш- ка с батюшкой воспитывают шестерых детей и рады тому, с какой теплотой прихожане от- носятся к их семье. — Я считаю, что в скором времени люди потянутся из го- рода обратно в сёла и деревни. Здесь живёт много пожилых людей, которых навещают родственники. Смотришь, а они дома реставрируют, облагоражи- вают территорию. Придёт время, и все захотят припасть к своим корням, и верующих людей ста- нет больше. Поэтому мы делаем всё возможное, чтобы возродить нашу церковь, — рассказывает отец Дмитрий. Сейчас службыидут в храме в небольшом помещении, которое отапливается. Там стоит иконо- стас, окна снаружи украшают «родные» ажурные решётки XIX века. На стенах всюду иконы, на одной из них запечатлён образ новомученицыАлександрыСмо- льяниновой. Её канонизировали в 2000 году. А была святая родом из Тёплого. В селе её звали сна- чала «солдаткой», поскольку она осталась вдовой после того, как муж Дмитрий погиб на фронтах Первой мировой войны. Алек- сандру Смольянинову во време- на богоборчества расстреляли в лагере для заключённых. Её за- ставляли отречься от Бога, но она этого не сделала. На иконе, кото- рую писали с фотографии, свя- тая выглядит просто: в обычной одежде, её украшает только кре- стьянский зелёный платок. В селе тепло называют новомученицу «наша матушка Александра». После закрытия Церкви её приспособили под зернохранилище, и это в какой-то мере спасло святынЮ. Многим храмам повезло меньше: в святых стенах складировали удобрения или дерЖали скот. Церковь Космы и Дамиана в Тёплом была построена в 1842 году Икона новомученицы Александры Смольяниновой ИСТОЧНИК ТЕПЛОТЫ Село Тёплое Лебедянского района раскинулось вдоль автотрассы. Расходятся от неё улиЦы, словно лучи солнЦа. Дома разные: есть добротные с крепкими заборами, другие побелённые с низкими окнами. В старину лЮдей здесь обЪединяла Церковь, при советской власти — пять колхозов и совхозов. Сейчас теплится в селянах лЮбовь к родным местам и тихой Жизни. Дарья Шпакова Я СЧИТАЮ, ЧТО В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ЛЮДИ ПОТЯНУТСЯ ИЗ ГОРОДА ОБРАТНО В СЁЛА И ДЕРЕВНИ. ЗДЕСЬ ЖИВЁТ МНОГО ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ НАВЕЩАЮТ РОДСТВЕННИКИ. СМОТРИШЬ, А ОНИ ДОМА РЕСТАВРИРУЮТ, ОБЛАГОРАЖИВАЮТ ТЕРРИТОРИЮ Дмитрий Руснак и храм будет полон Священник Дмитрий Руснак верит: люди в село вернутся лет лагерей, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz