Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

зов. Ещё планируется привезти и установить новые сиденья в ретростиле. Юбилейное мероприятие состоялось на территории «Гор­ электротранса». В здании му­ ниципального предприятия организовали небольшой музей макетов трамваев, которые в разные годы ездили по городу. В актовом зале, где собрался коллектив, прозвучал гимн ли­ пецкого трамвая, написанный специально к знаменательной дате. Поблагодарить транспорт­ ников за работу приехали ви­ це-губернатор Роман Петрухин и глава Липецка Евгения Увар­ кина. Они говорили не столько о прошлом, сколько о будущем предприятия. Ведь благодаря заключённому концессионному соглашению его ждёт настоя­ щая перезагрузка. В течение трёх лет в Липецке обновят подвижной состав и депо, ре­ конструируют 40 километров трамвайных путей и построят пять километров новых сетей. На это направят порядка 14,5 миллиарда рублей из разных источников. Известно, что инвестор уже приступил к подготовке проект­ но-сметной документации и изыскательским работам. Ожи­ дается, что ремонты в депо нач­ нутся этой зимой, на трамвай­ ных путях — ближе к весне. В конце 2023 – начале 2024 года закупят новые вагоны. — Модернизация позволит увеличить пассажиропоток на трамваях, снизить их время в пути. Ещё один большой плюс — высокая экологичность, — подытожила Евгения Уваркина. В интервью журналистам мэр рассказала, что на первое сви­ дание ездила на трамвае и это было очень романтично. Лучшим сотрудникам «Гор­ электротранса» на празднике вручили федеральные, област­ ные и городские награды, а за­ тем состоялся концерт. Фото Ольги Беляковой 53 Всего в депо вагона. 27 Каждый день на линию выходят вагонов. 68 Длина путей составляет километров. В 1947 году Раиса Фурсова была первой вагоновожатой, кому в Липецке доверили перевозить пассажиров на трамвае. Недав- но ветерану городского электро- транспорта исполнилось 92 года. Раиса Фурсова родом из Ефремовского района Туль­ ской области. В Липецк семья перебралась ещё до Великой Отечественной войны. Отец пошёл работать на металлурги­ ческий завод, мама сидела дома с детьми. Жили бедно, и Рая, окончив шесть классов, бросила школу и пошла работать в госпиталь, помогала медсёстрам ухаживать за ранеными. — Только и слышала со всех сторон: «Дочка, подойди сюда! Сестрёнка, подай воды!» Так це­ лый день и бегала! —вспоминает Раиса Григорьевна. После войны девушка ус­ троилась в аптеку, мыла полы, склянки и мензурки. За стара­ ние заведующий аптекой порой давал ей горсточку витаминок. Как-то раз подруга сообщи­ ла ей про набор на курсы води­ телей трамвая. Ехать надо было в Воронеж, брали девушек с 17 лет. Чтобы попасть на курсы, 16-летняя Рая приписала себе год. В октябре 1947 года её при­ няли на должность водителя трамвая. А в начале ноября она первый раз вышла на линию. Первая липецкая трамвайная ветка проходила от Спиртзаво­ да до Тракторного завода, а это около семи километров. Трамваи были старого образца, неотапли­ ваемые. Пассажиры заходили в вагон через кабину водителя, и в ней было холодно, как на улице, а морозы в ту зиму доходили до 40 градусов. — Ни одёжки тёплой, ни обувки не было. Папины под­ шатнники надену, намотаю на себя платки и всё, что можно. Депо тоже не было, диспетчер си­ дел на улице, забежать погреть­ ся некуда! Кусок хлеба с собой возьмёшь — вот и весь обед, — вспоминает она. Замёрзшее переднее стекло надо было очищать солью, потом инженер раздобыл специальный скребок. Стрелки переключали вручную, предварительно рас­ чистив рельсы от снега и наледи. Для этого в кабине имелись лом и веник. Ночная смена заканчивалась в два часа ночи, и вагоновожа­ той приходилось идти почти три километра пешком от площади Мира до дома на улице Зои Кос­ модемьянской.Нокакбынибыло трудно, хватало сил и на танцы, и на свидания. — Я весёлая была, шустрая. Любила петь, плясать, лезгинку на пальцах танцевала и даже на шпагат садилась! — с гордостью вспоминает Раиса Григорьевна. В 50–60-е годы жизнь в по­ слевоенном Липецке стала по­ степенно налаживаться. Легче стало трудиться, когда Раисе как комсомолке дали новый трамвай. Он так и назывался — «комсомольский». А позже ра­ ботящую, ответственную ваго­ новожатую приняли в члены КПСС. Водителем трамвая Раиса Фурсова отработала почти 23 года. Потом перешла в трам­ вайное депо — обучала молодых водителей. Её общий трудовой стаж превышает 40 лет. Удачно сложилась и личная жизнь. Они с мужем получили квартиру, вырастили троих де­ тей. Сейчас первая липецкая вагоновожатая живёт у своих дочерей Татьяны и Ольги, ко­ торые окружили маму теплом и заботой. У неё трое внуков и два правнука. Несмотря на былые трудности, Раиса Григорьевна считает свою жизнь счастли­ вой. Вот только жалеет, что по состоянию здоровья уже 20 лет не ездила на трамвае. Ирина Черешнева Фото автора Анна Ледовских Липецкому трамваю исполнилось 75. Ровно столько лет назад он впервые появился на улицах областного центра. А накануне жители увидели праздничную колонну из четырёх вагонов, которые проехали с улицы Московской до 21-го микрорайона. В 1940-Е ГОДЫ ВОДИЛИ ТРАМВАЙ СТОЯ, А ЕСЛИ СМЕНЩИЦА ЗАБОЛЕЕТ, ТОПРИХОДИЛОСЬ И ЕЩЁ ОДНУ СМЕНУ НА НОГАХ ОТРАБОТАТЬ Раиса Фурсова ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Липецк 4 № 137 (26577) СЧАСТЛИВАЯ КОЛЕЯ Раиса Фурсова часто вспоминает свой первый трамвай П ервый парад прошёл в Липецке в 1997 году. В этот раз его возгла­ вил раритетный «Лип Липыч» с богатой историей. Во время Великой Отечественной вой­ ны он перевозил пассажиров и грузы в блокадном Ленингра­ де. К нам приехал в 1987 году в качестве подарка к 40-летию ТРАМВАИ ВЫШЛИ НА ПАРАД липецкой трамвайной сети. Сразу же решили, что вагон будет экскурсионным. Техническое оснащение «Лип Липыча» соответствует первой половине XX века. Раз­ гоняться он может лишь до 35 километров в час. Несмотря на это, отлично справляется со своими обязанностями. На День города делает несколько кругов у Центрального рынка, с музыкой катает ребятишек. К юбилею трамвай обновили — заменили электрику, пол и об­ шивку, привели в порядок ку­ БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ В Липецком историко-культурном музее работает выставка, посвящённая юбилею липецкого трамвая. Здесь можно увидеть исторические фотографии, а с помощью макета погрузиться в атмосферу поездки: почувствовать под ногами шатающиеся половицы, подержаться за поручни, услышать звуки трамвая и даже пробить или погасить свой билет на настоящем компостере. Такие были установлены в городском электротранспорте в конце 1980-х годов. 5 Сейчас в Липецке действуют трамвайных маршрутов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz