Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 28 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 – стремительное восстановление экономики Китая после весеннего карантина 2020 г. и быстрое восстановление спроса в других странах, которое не было под- креплено таким же быстрым перезапуском остановленных в локдаун сталелитейных мощностей; – масштабные меры поддержки экономики и дальнейшего инфраструктурного развития в США, Китае, Европейском союзе; – перебои в производственно-сбытовых цепочках; – низкие запасы металла на складах; – тренд на экологизацию производства и снижение выбросов. В этих условиях суммарный объём экспорта черных металлов в натуральном вы- ражении увеличился на 34,7% (+1,75 млн т), что при росте средней за период цены отгрузки более чем на 72,0% в итоге позволило увеличить экспорт черных металлов в стоимостном выражении на 132,0% (+2,57 млрд долл. США). При этом объём экс- порта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали вырос в натуральном выражении на 89,7% и в стоимостном выражении – на 216,6% при сокращении объ- ёма экспорта прочих продуктовых групп черных металлов в натуральном выражении суммарно на 25,0% с ростом, тем не менее, объёма экспорта в стоимостном выра- жении на 48,2%. Таким образом, на протяжении 9 месяцев 2021 г. наблюдалось изме- нение структуры экспорта продукции черной металлургии в сторону увеличения доли продукции нижнего передела несырьевого неэнергетического экспорта (с 71,1% до 79,8% в натуральном выражении и с 64,4% до 72,0% в стоимостном выражении – по сравнению с 9 месяцами 2020 г.). Высокие цены на продукцию черной металлургии могут сохраниться и в 2022 г., в целом их снижение будет привязано к завершению локдаунов и насыщению спроса на металлургическую продукцию на мировом рынке. За 9 месяцев 2021 г. на 13,2% увеличился (по сравнению с аналогичным перио- дом прошлого года) объём экспорта продукции машиностроения в стоимостном вы- ражении, при этом увеличение общих стоимостных показателей также в значитель- ной степени связано с повышением цен на продукцию в связи с ростом цен на сырьё (металл). В натуральном выражении по ряду позиций наблюдалось снижение объёма экспорта (в том числе холодильники и стиральные машины бытовые). За 9 месяцев 2021 г. на 90,5% увеличился экспорт продукции химической про- мышленности в стоимостном выражении, в том числе экспорт автомобильных шин в стоимостном выражении вырос на 32,4% (прирост в натуральном выражении соста- вил +51,2%). Экспорт продукции АПК изменился незначительно (-0,18%); экспорт услуг вырос на 9,1% к уровню 9 месяцев 2020 г. В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Ли- пецкой области реализуются 3 региональных проекта: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Экспорт продукции АПК», «Развитие экс- порта медицинских услуг». С 2017 г. успешно функционирует АНО «Центр поддержки экспорта Липецкой области», обеспечивая доступ предприятий-экспортеров и экспортно ориентирован- ных предприятий к мерам государственной поддержки экспортной деятельности на уровне региона. За период 2017-2020 гг. в результате деятельности Центра поддержки экспорта Липецкой области количество действующих экспортеров увеличилось на 49 компа- ний (со 194 до 243 ед.). Количество экспортеров несырьевых неэнергетических това- ров в 2020 г. составляло 235 ед. (96,7% от общего количества экспортеров). Развиваются международные связи Липецкой области: обеспечено присутствие Липецкой области в КНР, в Республике Беларусь; заключены соглашения об осущест- влении международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств в Республике Беларусь, в Итальянской Республике, Фе- деративной Республике Германия, Китайской Народной Республике. В частности заключено соглашение между правительством провинции Цзилинь Китайской На- родной Республики, а также соглашение о породнении между городами Липецк и Аньшань (КНР), подписан протокол о намерениях между регионом Марке Итальян- ской Республики и Липецкой областью, заключено соглашение о расширении тор- гово-экономического сотрудничества с Министерством промышленности, торговли и туризма Венгерской Республики и ряд других международных соглашений, созда- ющих в том числе условия для развития экспорта продукции предприятий Липецкой области в соответствующие зарубежные страны. На протяжении 2020-2021 гг. в Липецкой области внедрены и применяются ин- струменты поддержки экспорта, предусмотренные Региональным экспортным стан- дартом 2.0. Конкурентные преимущества: – Сильные конкурентные позиции ПАО «НЛМК» на мировом рынке черной метал- лургии, лидерство в России по производству металлопродукции с высокой добав- ленной стоимостью. – Локализация в регионе ряда международных компаний, в т.ч. технологических лидеров в своих сегментах, обладающих конкурентоспособным производством, имеющих доступ к дешевым иностранным займам и современным технологиям (Yokohama, Syngenta, Indesit, пр.). – Наличие многоуровневой инвестиционно-инновационной инфраструктуры: большое количество инвестиционных площадок для реализации новых экспортно ориентированных проектов, в т.ч. территорий с преференциальными режимами раз- вития (ОЭЗ, индустриальные парки и технопарки). Ключевые проблемы развития: – Моноотраслевая направленность несырьевого неэнергетического экспорта: более 76,5% по итогам 2020 г. занимает металлургическая продукция (в основном продукция ПАО «НЛМК»). – Отсутствие интереса к экспортной деятельности у ряда предприятий. – Недостаточность и неструктурированность информации о потенциальных экс- портных рынках сбыта. – Недостаточная глобальная конкурентоспособность продукции машиностроения (несоответствие качества производимой продукции экспортному спросу). Отсут- ствие или недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции в ряде перспективных высокотехнологичных направлений. – Нехватка специалистов по ВЭД и международному праву. – Несовершенство и высокая стоимость логистики для экспортеров. Стратегические вызовы: – Рост экономической активности и спроса со стороны развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Азии, Латинской Америки и пр. – Рост мирового рынка новых высокотехнологичных продуктов – электротранс- порта и средств индивидуальной мобильности, беспилотников, роботов и промыш- ленных робототехнических комплексов нового поколения, компонентов систем «Ум- ный город», «Умный дом» и пр. – Растущий спрос на высококачественные марки стали. – Высокая конкуренция в высокотехнологичных отраслях промышленности на ми- ровом рынке. Наличие сильных международных игроков. – Усиление роли глобальных цепочек создания стоимости во внешнеэкономиче- ской деятельности. Возможность повышения конкурентоспособности региональных производителей за счет интеграции производств в глобальные цепочки создания стоимости. – Активное развитие международной интернет-торговли (экспортно-импортных операций с использованием каналов электронной торговли). – Глобальный фокус на повестку устойчивого развития (ЦУР, ESG). Необходи- мость следования мировым трендам по декарбонизации производства. – Государственная политика поддержки несырьевого неэнергетического экс- порта: система инструментов поддержки и развития несырьевого неэнергетического экспорта в Российской Федерации (ВЭБ.РФ / Группа Российского экспортного цен- тра, Минпромторг России). Риски: – Высокая зависимость экспорта металлургической продукции от конъюнктуры глобального рынка черных металлов в условиях избытка производственных мощно- стей черной металлургии и глобального курса на декарбонизацию и смену техноло- гий производства стали. – Локализация производства металлургической продукции и закрытие ряда за- рубежных рынков для импортного металла. – Валютные риски: риски изменения курсов валют, а также риски использования пары «евро-доллар» в случае нарастания конфронтации с США и Евросоюзом. – Санкционная политика США и Евросоюза, в том числе включая вторичные санк- ции, накладываемые на торговых партнеров российских компаний, включенных в санкционные списки. 5.4.4.2. Перспективные зарубежные экспортные рынки Растущие рынки в разрезе макрорегионов и стран На основе комплексного анализа динамики показателей «ВВП по ППС», «числен- ность населения», «динамика потребительских расходов» и «динамика потребитель- ских расходов на душу населения» макрорегионов и отдельных стран можно выде- лить следующие ключевые растущие рынки 1 : 1. Среди макрорегионов: группа стран «Страны с формирующимся рынком и раз- вивающиеся страны Азии» (в целом). 2. Наиболее динамично растущие национальные рынки: Китай, США, Индия. 3. Также существенным потенциалом роста обладают рынки Германии, Турции, Индонезии, Великобритании, России, Мексики и ряд других. Перспективные страны для экспорта В 2021 г. АО «Российский экспортный центр» представил рейтинг перспективно- сти стран для экспорта, отражающего привлекательность зарубежных рынков для не- сырьевого неэнергетического экспорта из России. Для данного рейтинга были ото- браны страны со значительной величиной несырьевого неэнергетического импорта и/или существенным ввозом несырьевых неэнергетических товаров из России (под несырьевыми неэнергетическими товарами понимаются все товары, за исключени- ем минерального сырья, топлива, вторсырья и отходов). Перечень перспективных стран для экспорта в разрезе ключевых отраслей пред- ставлен в таблице (Таблица 38). Таблица 38 – Рейтинг перспективности стран для экспорта – 2021 Позиция в рей- тинге Сводный рейтинг Металлур- гия Машиностро- ение АПК Химическая промышлен- ность ЛПК 1 Узбекистан Китай Казахстан Китай Казахстан Узбекистан 2 Казахстан Белоруссия Белоруссия Узбекистан Белоруссия Китай 3 Китай Узбекистан Узбекистан Казахстан Узбекистан Таджикистан 4 Белоруссия Казахстан США Таджикистан Китай Казахстан 5 Азербайджан Тайвань (Китай) Армения Белоруссия США Азербайджан 6 США Япония Китай Азербайд- жан Азербайджан Туркмения 7 Таджикистан Нидерлан- ды Турция Нигерия Тайвань (Ки- тай) Белоруссия 8 Турция Турция Германия Саудовская Аравия Киргизия Киргизия 9 Армения Италия Туркмения Армения Турция Германия 10 Киргизия Польша Азербайджан США Армения Нидерланды 11 Япония Финляндия Польша ОАЭ Таджикистан Япония 12 Тайвань (КНР) США Япония Филиппины Бразилия Великобри- тания 13 Германия Вьетнам Франция Киргизия Туркмения Тайвань (Ки- тай) 14 Туркмения Армения Сербия Египет Япония Израиль 15 Польша Греция Норвегия Турция Вьетнам ОАЭ 16 Вьетнам Болгария Киргизия Грузия Индия Саудовская Аравия 17 ОАЭ Киргизия Великобри- тания Вьетнам Германия США 18 Нидерланды Чехия Таджикистан Индонезия Канада Турция 19 Саудовская Аравия Эстония Молдавия Туркмения Польша Италия 20 Индия Азербайд- жан Румыния Пакистан Сербия Эстония Источник: АО «Российский экспортный центр», 2021 г. Согласно информации, полученной от ряда ключевых машиностроительных предприятий-экспортеров Липецкой области в ходе анкетирования, проведенного в ноябре-декабре 2021 г., с учетом производственной специфики предприятий реги- она наиболее перспективными рынками для экспорта продукции машиностроения являются страны СНГ, в том числе: Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и другие, Китай, страны – члены Европейского Союза (Германия, Нидерланды, Фран- ция, Румыния и пр.), а также Норвегия и Сербия. При этом на протяжении периода реализации Стратегии существует высокий риск снижения объёмов экспорта в страны Евросоюза, Норвегию и ряд других стран в результате ужесточения санкционной политики в отношении российских произво- дителей и формирования негативного образа России в западном обществе в связи с нарастанием системных противоречий между Россией и странами Запада, в том числе на фоне обострения конфликта на Украине. В этой связи в качестве приоритетных направлений развития экспорта для Ли- пецкой области определено расширение сотрудничества со странами СНГ, ЕАЭС, Китаем, Турцией, Индией, Мексикой, странами Ближнего Востока, а также с другими странами при установлении взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. 5.4.4.3 «Точки роста» несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг На основе проведенного анализа выделены новые и растущие глобальные рынки товаров и услуг – потенциальные точки роста несырьевого неэнергетического экс- порта и экспорта услуг Липецкой области: – Продовольствие и сельскохозяйственная продукция и, в том числе, органиче- ские продукты питания. – Высококачественные марки стали. – Сельскохозяйственная техника и оборудование. – Металлообрабатывающие станки и промышленные робототехнические ком- плексы. – Электрический транспорт, беспилотный / автопилотируемый транспорт и его компоненты. – Оборудование и технологии, необходимые для использования возобновляемых источников энергии. – Высокотехнологичное оборудование и технологии для «интернета вещей», си- стем «умный город», «умный дом» и пр. – Оборудование, программное обеспечение и сервисы для высокоскоростного мобильного и спутникового интернета. – Продукция химической промышленности (в том числе сельскохозяйственная химия – пестициды и регуляторы роста). – Фармацевтическая продукция. – Водород. – Услуги онлайн-образования. – Медицинские услуги. – Информационно-технологические товары и услуги. 5.4.4.4 Основные внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются экспортеры, и механизмы их преодоления Согласно данным исследования, проведенного АО «Российский экспортный центр» среди компаний-экспортеров и экспертов, выявлены следующие ключевые барьеры на пути развития экспорта и международной кооперации. Внутренние (внутрироссийские) барьеры для развития экспортной деятельности: – Ограничения, связанные с разработкой и производством экспортной продук- ции/услуг в России: • Недостаток/отсутствие финансовых ресурсов у компании. • Высокие тарифы естественных монополий (электроэнергия, газ, водоснабже- ние и т.д.). • Высокая стоимость / отсутствие необходимых комплектующих и технологий. % Низкая квалификация персонала/отсутствие кадров. • Сложная и дорогая логистика внутри России. • Сложная и дорогая логистика за пределами России. • Недостаток компетенций в области ВЭД (специалисты по таможенному оформ- лению / по валютным операциям и т.д.). • Высокая стоимость аренды / отсутствие требуемых объектов недвижимости. – Административные ограничения и сложности: • Сложность налогового администрирования сделок (возмещение НДС, акцизов и т.д.). • Сложность процедур получения разрешительных документов (ФСТЭК, ФСВТС, Минкультуры России, фитосанитарные службы и др.). • Сложная и длительная процедура валютного контроля. • Сложность таможенного администрирования экспортных сделок (таможенное оформление, информирование и т.д.). – Продвижение продукции/услуг на внешних рынках: • Доступность информации о внешних рынках и потенциальных партнерах. • Сложность и высокая стоимость оценки соответствия (сертификация, деклари- рование соответствия, испытания, регистрация и др.). • Незнание нормативно-правовых особенностей законодательства зарубежных стран. • Недостаточная известность / недостаточный уровень репутации торговой мар- ки продукции на внешних рынках. • Коммуникационные проблемы (ввиду незнания языка и культурных различий). – Внутренние ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Внешние барьеры (барьеры на зарубежных рынках) для развития экспортной де- ятельности: – Конкуренция и действия других компаний. – Недостаточный объем государственной поддержки отечественных экспортеров на территории иностранного государства (содействие в организации и продвижении деятельности). – Регистрация продукции в соответствии с требованиями внешних рынков. – Недостаточная поддержка международных проектов на уровне руководства страны. – Технические барьеры (требования к продукции) в странах-импортерах. – Недостаточный объем государственной поддержки участия на международных выставках и в бизнес-миссиях. – Отсутствие внешнеторгового посредника (торговые дома и др.). – Таможенно-тарифные барьеры в странах-импортерах. – Организация защиты интеллектуальной собственности. – Недобросовестные действия других компаний на внешнем рынке. – Санитарные и фитосанитарные меры в странах-импортерах. – Административные меры, запреты и количественные ограничения в странах- импортерах. – Плохая репутация российской продукции и бренда «Сделано в России». – Антидемпинговые и специальные защитные меры в странах-импортерах. – Ограничения в международной торговле, связанные с пандемией COVID-19. Согласно информации, полученной от ряда ключевых предприятий-экспортеров Липецкой области в ходе проведенного анкетирования, наиболее значимыми пре- пятствиями для развития экспортной деятельности в настоящее время являются следующие ограничения (в порядке убывания значимости): – Внутренние (внутрироссийские) барьеры: • Высокие тарифы естественных монополий (электроэнергия, газ, водоснабже- ние и т.д.). • Высокая стоимость / отсутствие необходимых комплектующих и технологий. • Низкая квалификация персонала/отсутствие кадров. • Сложная и дорогая логистика внутри России. • Доступность информации о внешних рынках и потенциальных партнерах. • Сложность и высокая стоимость оценки соответствия (сертификация, деклари- рование соответствия, испытания, регистрация и др.). • Недостаточная известность / недостаточный уровень репутации торговой мар- ки продукции на внешних рынках. • Сложная и дорогая логистика за пределами России. • Незнание нормативно-правовых особенностей законодательства зарубежных стран. • Внутренние ограничения, связанные с пандемией COVID-19. • Ограничением для экспорта ряда продуктов питания являются короткие сроки годности выпускаемой продукции. В настоящее время для ряда компаний фактором, ограничивающим экспортную деятельность, является также ориентация сбытовой политики на приоритетное удов- летворение спроса, имеющегося на внутрироссийском рынке. – Внешние барьеры: • Конкуренция и действия других компаний. • Недостаточный объем государственной поддержки отечественных экспортеров на территории иностранного государства (содействие в организации и продвижении деятельности). • Технические барьеры (требования к продукции) в странах-импортерах. • Недобросовестные действия других компаний на внешнем рынке. • Антидемпинговые и специальные защитные меры в странах-импортерах. При этом одним из ключевых внешних барьеров для развития экспортной дея- тельности является санкционная политика в отношении российских предприятий- экспортеров и ее возможное ужесточение, а также ограничения на поставку техноло- гической продукции для отраслей российской промышленности в связи с нарастани- ем системных противоречий между Россией и странами Запада. Определены следующие региональные механизмы преодоления барьеров для развития экспортной деятельности: – Для внутренних барьеров: • Реализация на базе АНО «Центр поддержки экспорта Липецкой области» на ре- гулярной основе комплекса мероприятий, включающего: ƒ обучение экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпри- нимательства (субъектов МСП), зарегистрированных в Липецкой области, основам экспортной деятельности (в формате семинаров, вебинаров, мастер-классов и других информационно-консультационных мероприятий по вопросам экспортной деятельности); ƒ организацию мероприятий по расширению деловых связей субъектов МСП, зарегистрированных в Липецкой области, с потенциальными зарубежными контр- агентами; ƒ организацию и проведение международных, реверсных и межрегиональных бизнес-миссий; ƒ организацию участия субъектов МСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Фе- дерации, в том числе в специализированных зарубежных выставках. ƒ содействие субъектам МСП в поиске и подборе иностранного покупателя; ƒ содействие в подготовке проекта экспортного контракта и проведении право- вой экспертизы экспортного контракта, комплексное сопровождение экспортного контракта; ƒ содействие в приведении продукции и (или) производственного процесса в соответствие с требованиями, предъявляемыми на внешних рынках для экспорта товаров (работ, услуг) (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения); ƒ организацию мероприятий по развитию экспорта через каналы электронной торговли, в том числе содействие в размещении субъекта МСП и (или) товара (рабо- ты, услуги) субъекта МСП на международных электронных торговых площадках; ƒ реализацию акселерационных программ для субъектов МСП. • Для преодоления ограничения «Низкая квалификация персонала/отсутствие кадров» – реализация комплекса мероприятий в рамках приоритетного проекта «Ка- дры для новой экономики» флагманского проекта «Промышленно-технологический кластер Липецкой области на основе ESG принципов», направленного на обеспече- ние текущих и перспективных потребностей экономики Липецкой области в высоко- квалифицированных кадрах и формирование сбалансированного рынка труда. • Для преодоления ограничения «Сложная и дорогая логистика внутри России» – реализация комплекса мероприятий в рамках приоритетного межрегионального проек- та «Центрально-Черноземный хаб» флагманского проекта «Промышленно-технологиче- ский кластер Липецкой области на основе ESG принципов», направленного на развитие транспортной, логистической, сервисной и телекоммуникационной инфраструктуры. • Для преодоления ограничения «Высокая стоимость / отсутствие необходимых комплектующих и технологий» – Проработка вопроса создания единого реестра потребности предприятий в комплектующих, в настоящее время закупаемых за рубежом. Данная мера позволит более точно направлять потоки государственной поддержки, а также будет служить ориентиром для предпринимателей при развитии новых направлений деятельности. – Для внешних барьеров: • Поддержка экспортеров на зарубежных рынках, в том числе реализация меха- низма поддержки экспортеров в целях продвижения региональных компаний за ру- бежом с использованием регионального бренда «Липецкая Земля». 5.4.4.5 Приоритетные направления развития экспортной деятельности и внешнеэкономических связей Ключевыми направлениями развития экспортной деятельности и внешнеэконо- мических связей в Липецкой области являются создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта предприятиями региона и уве- личения уровня диверсификации экспортной продукции. При этом стратегическое видение развития экспортной деятельности сформулировано с учетом того, что в структуре экспорта Липецкой области преобладает и будет преобладать (в горизон- те до 2030 г.) продукция черной металлургии. Ц 4.9. Липецкая область – регион со сбалансированным диверсифициро- ванным экспортом с преобладающей долей экспорта продукции металлурги- ческого комплекса среднего и верхнего переделов, продукции машинострое- ния и агропромышленного комплекса Задачи: З 4.9.0.1. Совершенствование системы поддержки экспорта субъектов МСП на базе Центра поддержки экспорта в рамках реализации регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Липецкой об- ласти» федерального проекта национального проекта в сфере международной коо- перации и экспорта: – Реализация программы развития экспорта в Липецкой области и обеспечение эффективного применения и совершенствования всех инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0 на территории Липецкой области. – Создание и ведение публичного электронного реестра экспортно ориентиро- ванных предприятий Липецкой области. – Обучение экспортно ориентированных субъектов предпринимательства осно- вам экспортной деятельности. – Организация обучения (стажировок) специалистов предприятий-экспортеров и экспортно ориентированных компаний технологиям производства и переработки, востребованным на предполагаемых внешних рынках сбыта. – Содействие предприятиям в прохождении процедур сертификации продукции и производства в соответствии с требованиями международных стандартов. – Проведение маркетинговых исследований для оценки товаров и услуг, имею- щих экспортный потенциал, и определения перспективных зарубежных рынков сбы- та. – Организация участия предприятий-экспортеров и экспортно ориентированных компаний в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, бизнес-миссиях. – Стимулирование и поддержка компаний-экспортеров в развитии экспортной деятельности с использованием каналов электронной торговли. – Популяризация экспортной деятельности среди экономически активного насе- ления и молодежи Липецкой области. З 4.9.0.2. Увеличение объёмов экспорта металлургической продукции: – Увеличение объёмов экспорта холодно- и горячекатаного листового проката и полуфабрикатов легированной стали (в том числе премиального сегмента высоко- технологичных сталей с высокой добавленной стоимостью: электротехнической ди- намной стали, проката с полимерным покрытием и пр.). – Увеличение объёмов экспорта изделий и конструкций из черных металлов. З 4.9.0.3. Увеличение объёмов экспорта машиностроительной продукции: – Формирование конкурентоспособных экспортно ориентированных кластерных проектов в сфере машиностроения и включение предприятий Липецкой области в российские и международные цепочки поставок; расширение производственной и научно-технической кооперации предприятий Липецкой области с российскими и за- рубежными предприятиями. – Содействие привлечению иностранных инвестиций в развитие на территории Липецкой области наукоемких и высокотехнологичных экспортно ориентированных промышленных производств. З 4.9.0.4. Увеличение объёмов экспорта продукции агропромышленного ком- плекса и сельскохозяйственной химии. – Увеличение объёмов экспорта зерновых (пшеница, ячмень, кукуруза) и зерно- бобовых культур. – Увеличение объемов экспорта сахара, жома и мелассы. – Увеличение объема экспорта продукции масложировой промышленности. – Увеличение объёма экспорта пищевых дрожжей. – Организация экспорта фруктанов для нужд пищевой промышленности за счет создания экспортно ориентированных производств по комплексной переработке топинамбура. – Увеличение объёма экспорта детского питания. – Развитие экспорта средств защиты растений. З 4.9.0.5. Увеличение объёмов экспорта услуг. – Развитие экспорта медицинских услуг. – Развитие экспорта образовательных услуг. – Поддержка развития экспорта туристических, конгрессно-выставочных услуг и услуг в сфере культуры и отдыха. Таблица 39 – Ключевые индикаторы Цели 4.9. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Объем экспорта, всего, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 3,20 6,82 3,64 4,05 4,46 4,59 4,72 4,86 5,00 5,14 5,29 Базовый 3,20 6,82 3,85 4,47 5,11 5,26 5,42 5,58 5,75 5,93 6,10 Оптимистический 3,20 6,82 4,01 4,81 5,59 5,79 5,98 6,17 6,37 6,59 6,80 Объем экспорта несырье- вых неэнергетических то- варов, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 3,19 6,70 3,60 4,01 4,42 4,55 4,68 4,82 4,97 5,11 5,26 Базовый 3,19 6,70 3,81 4,43 5,06 5,22 5,38 5,54 5,71 5,89 6,06 Оптимистический 3,19 6,70 3,97 4,76 5,54 5,74 5,93 6,12 6,33 6,55 6,76 Количество действую- щих экспортеров из числа МСП, ед. Ц 4.9. Инерционный 181 184 188 195 202 214 226 238 250 263 275 Базовый 181 184 191 200 210 225 239 254 269 285 300 Оптимистический 181 184 194 208 221 238 254 271 288 304 321 Доля субъектов МСП в об- щем объеме несырьевого неэнергетического экс- порта, % Ц 4.9. Инерционный 2,4 2,5 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 Базовый 2,4 2,5 2,6 2,8 3,0 3,1 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Оптимистический 2,4 2,5 2,6 2,9 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Объем несырьевого экс- порта субъектов МСП, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 0,08 0,17 0,09 0,10 0,12 0,13 0,14 0,14 0,15 0,16 0,17 Базовый 0,08 0,17 0,10 0,12 0,15 0,16 0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 Оптимистический 0,08 0,17 0,10 0,14 0,17 0,18 0,20 0,21 0,22 0,24 0,25 Объем экспорта металлур- гической продукции, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 2,50 5,90 2,90 3,31 3,71 3,83 3,94 4,06 4,18 4,31 4,43 Базовый 2,50 5,90 3,11 3,72 4,33 4,46 4,59 4,71 4,85 4,99 5,13 Оптимистический 2,50 5,90 3,26 4,02 4,77 4,92 5,07 5,22 5,38 5,54 5,70 Доля металлургической продукции среднего и верхнего передела в струк- туре экспорта металлурги- ческой продукции, % Ц 4.9. Инерционный 37,3 29,0 37,8 38,3 38,8 39,2 39,6 40,0 40,4 40,8 41,2 Базовый 37,3 29,0 38,9 40,4 42,0 43,3 44,6 45,9 47,3 48,7 50,1 Оптимистический 37,3 29,0 40,0 42,6 45,3 47,7 50,1 52,5 55,3 58,0 60,8 Объем экспорта продукции машиностроения, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 0,12 0,12 0,12 0,13 0,13 0,14 0,14 0,15 0,15 0,16 0,16 Базовый 0,12 0,12 0,12 0,13 0,14 0,14 0,15 0,16 0,17 0,17 0,18 Оптимистический 0,12 0,12 0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17 0,18 0,19 0,20 Объем экспорта продукции агропромышленного ком- плекса, млрд долл. США Ц 4.9. Инерционный 0,53 0,50 0,53 0,53 0,53 0,55 0,56 0,58 0,59 0,60 0,62 Базовый 0,53 0,50 0,54 0,55 0,55 0,58 0,60 0,62 0,65 0,67 0,70 Оптимистический 0,53 0,50 0,55 0,57 0,58 0,62 0,65 0,68 0,72 0,76 0,80 5.4.4.6 Экспортно ориентированные инвестиционные проекты Перечень и краткая информация об экспортно ориентированных инвестиционных проектах Липецкой области представлена в таблице (Таблица 40). Таблица 40 – Экспортно ориентированные инвестиционные проекты Липецкой области № п/п Наименование проекта Инициатор Сроки реализа- ции Объём инвести- ций, млрд руб. Планируемая к производ- ству продукция Перспектив- ные страны- импортеры 1. Создание предпри- ятия по комплекс- ной переработке топинамбура и про- изводства фрукта- нов для нужд пище- вой промышлен- ности ООО «ИстА- гроДон» 2021-2022 1,983 Сироп инули- новый, сухой топинамбур, инулин ЕС, США, Ки- тай 2. Создание промыш- ленного участка для производства ину- лина, фруктоолиго- сахаридов (ФОС), глюкозно-фруктоз- ного сиропа топи- намбура (2-я очередь) ООО «ИстА- гроДон» 2022 1,8 Сироп ину- линовый, фруктооли- госахариды, глюкозно- фруктозный сироп топи- намбура ЕС, США, Ки- тай 3. Завод по произ- водству пищевых дрожжей ООО «Ангел Ист Рус» 2021-2022 10,0 Пищевые дрожжи (сухие и прессован- ные), корма и удобрения Румыния, Че- хия, Сербия, Польша 4. Строительство за- вода по перера- ботке масличных культур ООО «Черки- зово-Масла» 2021-2028 7,6 Масло под- солнечное Китай, Турция, Индия 5. Модернизация ме- таллургического производства ПАО «НЛМК» 2021-2024 85,0 Холодно- и горячеката- ный листовой прокат, полу- фабрикаты легированной стали Мексика, Тур- ция, Беларусь, США 6. Создание произ- водства динамной стали для двигате- лей электромоби- лей и энергообору- дования ПАО «НЛМК» 2021-2024 10,0 Динамная сталь ЕС, страны Ближнего Вос- тока Продолжение. Начало на 7 –27-й стр. Продолжение на 29-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz