Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 27 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Целью ГЧП в Липецкой области является повышение качества услуг, предостав- ляемых населению и гостям региона, реализация общественно значимых проектов в интересах населения. Задачами государственно-частного партнерства являются: – привлечение частных инвестиций в экономику и социальную; – обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в госу- дарственной собственности; – создание и развитие общественно значимых объектов; – повышение конкурентоспособности продукции и услуг приоритетных отраслей экономики Липецкой области; – создание легальных рабочих мест. Организационно-правовые формы государственно-частного партнерства: – концессия; – инвестиционный договор (соглашение); – аренда имущества, находящегося в государственной собственности; – прочие имущественные, финансовые и иные формы участия в ГЧП в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Липецкой области. Перспективные направления разработки и реализации проектов ГЧП в Липецкой области: – туризм (строительство и реконструкция объектов туристской инфраструктуры, объектов досуга и развлечения); – социальная сфера: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание населения (реконструкция и строительство соци- альных объектов); – жилищно-коммунальное хозяйство (организация водоснабжения, водоотведе- ния, теплоснабжения и пр.); – дорожное хозяйство; – энергосбережение; – благоустройство территории. В Липецкой области создается и совершенствуется институциональная и норма- тивно-правовая среда в сфере ГЧП. Уполномоченным органом в сфере ГЧП в Липец- кой области является управление инвестиций и инноваций Липецкой области. Порядок межведомственного взаимодействия и координации деятельности ис- полнительных органов государственной власти Липецкой области при подготовке и запуске проектов ГЧП утвержден распоряжением администрации Липецкой области от 10 октября 2016 г. № 499-р. Порядок контроля за исполнением соглашения о государственно-частном пар- тнерстве и концессионных соглашений, мониторинга их реализации и ведения рее- стра соглашений о государственно-частном партнерстве определен распоряжением администрации Липецкой области от 23 декабря 2016 г. № 634. Порядок принятия решений о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, определен постановлением адми- нистрации Липецкой области от 29 октября 2014 г. № 467. Для организации работы по привлечению инвестиций в экономику муниципаль- ных образований через механизмы ГЧП подготовлен и постоянно актуализируется перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений от имени Липецкой области, и размещается на официальном сайте РФ о проведении торгов - www.torgi.gov.ru. Инвестиционно-инновационная инфраструктура Липецкая область успешно развивает инвестиционно-инновационную инфра- структуру поддержки, являясь в этом отношении одним из российских регионов-ли- деров. В Липецкой области наработана хорошая практика привлечения инвесторов на созданные площадки. Успешным примером развития инвестиционно-инновационной инфраструктуры являются «ОЭЗ ППТ «Липецк». ОЭЗ расположена на 2 площадках на территории Гря- зинского и Елецкого муниципальных районов Липецкой области. На ОЭЗ привлечено 67 резидентов с суммарным объемом заявленных инвестиций 178,9 млрд руб. и с 16,7 тыс. заявленных рабочих мест. Управляющая компания (ОАО «ОЭЗ ППТ «Ли- пецк») – управляет как ОЭЗ, так и занимается вопросами сопровождения инвесторов на территории Липецкой области в целом через Агентство инвестиционного разви- тия Липецкой области. Стимулирование привлечения инвестиций в экономику Липецкой области целе- сообразно и далее вести на основе формирования и управления специализирован- ными объектами инновационноинвестиционной инфраструктуры, такими как особая экономическая зона, индустриальный парк («гринфилд» и «браунфилд»), технопарк, технопарк в сфере высоких технологий, бизнесинкубатор, инжиниринговый центр (обычно включающий центр коммерциализации технологий, центр испытаний и сер- тификации продукции, опытноконструкторский полигон). Обеспечение высокого качества и доступности инвестиционной инфраструктуры и фондов: • развитие инфраструктуры оказания финансовых, инвестиционных и професси- ональных услуг; • обеспечение эффективного управления объектами инновационноинвестицион- ной инфраструктуры; • стимулирование развития бизнеса в рамках объектов инновационноинвестици- онной инфраструктуры. Стратегическая линия заключается в более акцентированном стимулировании управляющих компаний (зачастую являющихся частными), занимающихся управ- лением и развитием объектов инновационноинвестиционной инфраструктуры и оказанием услуг резидентам. Конкурентоспособность управляющей компании повы- шается при наличии у нее права распоряжаться имуществом объекта инновационно- инвестиционной инфраструктуры. Это позволяет предоставлять не только базовую инфраструктуру, но и полноценный портфель оказываемых услуг (лучшие мировые образцы оказывают более 100 видов услуг: консалтинговые услуги, предоставление и обслуживание НИОКР инфраструктуры, бытовые сервисы, хранение, транспорти- ровку и утилизацию промышленных отходов, обслуживание инфраструктуры, транс- портные и логистические услуги и многое другое). Важным элементом является ка- чественная стратегия развития объекта инновационноинвестиционной инфраструк- туры (включающая бизнесплан, план маркетинга, план инвестиций и привлечения резидентов, план управления объектом и так далее). Рисунок 66 – Инвестиционно-инновационная инфраструктура Липецкой об- ласти ɈɗɁ ɉɉɌ ©Ʌɢɩɟɰɤª Ƚɪɹɡɢɧɫɤɚɹ ɩɥɨɳɚɞɤɚ ɈɗɁ ɉɉɌ ©Ʌɢɩɟɰɤª Ƚɪɹɡɢɧɫɤɢɣ ɦ ɪ - ɧ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɨɫɨɛɚɹ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɚɹ ɡɨɧɚ ɝɪɢɧɮɢɥɞ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɦɚɲɢɧ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɹ ɚɜɬɨɤɨɦɩɨɧɟɧɬɨɜ ȿɥɟɰɤɚɹ ɩɥɨɳɚɞɤɚ ɈɗɁ ɉɉɌ ©Ʌɢɩɟɰɤª ȿɥɟɰɤɢɣ ɦ ɪ - ɧ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɨɫɨɛɚɹ ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɚɹ ɡɨɧɚ ɝɪɢɧɮɢɥɞ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɦɚɲɢɧ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɹ ɚɜɬɨɤɨɦɩɨɧɟɧɬɨɜ ȼɫɟɝɨ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ ɫ ɫɭɦɦɚɪɧɵɦ ɨɛɴɟɦɨɦ ɡɚɹɜɥɟɧɧɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɢ ɫ ɬɵɫ ɡɚɹɜɥɟɧɧɵɯ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɨɧɧɵɟ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɞɨ ɝ - ɈɗɁ ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɭɪɨɜɧɹ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɬɢɩɚ ©Ɍɟɪɛɭɧɵª ©ȿɥɟɰɩɪɨɦª ©ɑɚɩɥɵɝɢɧɫɤɚɹª ©Ⱦɚɧɤɨɜª ɚɝɪɨɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨɝɨ ɬɢɩɚ « Ⱥɫɬɚɩɨɜɨª ©ɂɡɦɚɥɤɨɜɨª « ɏɥɟɜɧɨɟª ɬɭɪɢɫɬɫɤɨ - ɪɟɤɪɟɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɬɢɩɚ ©ȿɥɟɰª « Ɂɚɞɨɧɳɢɧɚª ɬɟɯɧɢɤɨ - ɜɧɟɞɪɟɧɱɟɫɤɨɝɨ ɬɢɩɚ ©Ʌɢɩɟɰɤ - Ɍɟɯɧɨɩɨɥɸɫª ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬɚ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɭɱɚɫɬɧɢɤɚ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬɚ ɂɧɞɭɫɬɪɢɚɥɶɧɵɟ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɟ ɩɚɪɤɢ ©ɋɨɡɢɞɚɬɟɥɶª ɝ ȿɥɟɰ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɦɚɲɢɧɨɫɬɪɨɟɧɢɟ ɦɟɬɚɥɥɨɨɛɪɚɛɨɬɤɚ ɢ ɫɬɚɧɤɨɫɬɪɨɟɧɢɟ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɛɪɚɭɧɮɢɥɞ ©Ɋɨɠɞɟɫɬɜɨª Ʉɪɚɫɧɢɧɫɤɢɣ ɦ ɪ - ɧ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɚɜɬɨɦɨɛɢɥɟɫɬɪɨɟɧɢɟ ɢ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɚɜɬɨɤɨɦɩɥɟɤɬɭɸɳɢɯ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɝɪɢɧɮɢɥɞ 3 ɪɟɡɢɞɟɧɬɚ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɦɥɧ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ 2 ɪɟɡɢɞɟɧɬɚ ɪɚɛɨɱɢɯ ɦɟɫɬ ɦɥɧ ɪɭɛ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɟ ɬɟɯɧɨɩɚɪɤɢ ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɣ ɬɟɯɧɨɩɚɪɤ ©ɋɨɤɨɥª ɝ Ʌɢɩɟɰɤ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɭɧɢɜɟɪɫɚɥɶɧɚɹ ɪɟɡɢɞɟɧɬɵ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɦɟɬɚɥɥɭɪɝɢɱɟɫɤɨɟ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɝɨɬɨɜɵɯ ɦɟɬɚɥɥɢɱɟɫɤɢɯ ɢɡɞɟɥɢɣ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɛɪɚɭɧɮɢɥɞ ɋɬɚɬɭɫ ɜ ɩɪɨɰɟɫɫɟ ɫɨɡɞɚɧɢɹ ɆȻɍ ©Ɍɟɯɧɨɩɚɪɤ - Ʌɢɩɟɰɤª ɝ Ʌɢɩɟɰɤ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɭɧɢɜɟɪɫɚɥɶɧɚɹ ɪɟɡɢɞɟɧɬɵ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɨ ɷɥɟɤɬɪɢɱɟɫɤɨɝɨ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɹ Ɍɢɩ ɩɥɨɳɚɞɤɢ ɛɪɚɭɧɮɢɥɞ ɋɬɚɬɭɫ ɜ ɩɪɨɰɟɫɫɟ ɫɨɡɞɚɧɢɹ ɐɟɧɬɪ ©Ɇɨɣ ɛɢɡɧɟɫª Ɋɟɝɢɨɧɚɥɶɧɵɣ ɰɟɧɬɪ ɢɧɠɢɧɢɪɢɧɝɚ ɢ ɤɥɚɫɬɟɪɧɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɐɟɧɬɪ ɢɧɧɨɜɚɰɢɣ ɫɨɰɢɚɥɶɧɨɣ ɫɮɟɪɵ ɢ ɧɚɪɨɞɧɨ - ɯɭɞɨɠɟɫɬɜɟɧɧɵɯ ɩɪɨɦɵɫɥɨɜ ɪɟɦɟɫɥɟɧɧɨɣ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɫɟɥɶɫɤɨɝɨ ɢ ɷɤɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɬɭɪɢɡɦɚ ɧɚ ɩɥɨɳɚɞɤɟ ȺɇɈ ©ɐɉɗ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢª ɐɟɧɬɪ ɦɨɥɨɞɟɠɧɨɝɨ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨɝɨ ɬɜɨɪɱɟɫɬɜɚ ɧɚ ɛɚɡɟ ɮɢɥɢɚɥɚ ɰɟɧɬɪɚ ©Ɇɨɣ ɛɢɡɧɟɫª ɜ ɝ ȿɥɶɰɟ Источник: данные управления инвестиций и инноваций Липецкой области Инновационная деятельность Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, вы- полненных работ и услуг организациями всех видов деятельности составила в 2020 г. 6,2%, в том числе по промышленным организациям – 5,9%. В 2020 г. инновационная деятельность осуществлялась в 12 муниципальных обра- зованиях Липецкой области: г. Липецке, г. Ельце, Грязинском, Данковском, Елецком, Задонском, Лебедянском, Липецком, Становлянском, Тербунском, Усманском и Хле- венском районах. Среди муниципальных образований наибольшая доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг зафиксиро- вана в Задонском (25,8%), Тербунском (16,2%) и Лебедянском (11,5%) районах. В 8-ми муниципальных образованиях инновационная деятельность не осущест- влялась. Среди регионов – лидеров по инновационной деятельности только Москва вошла в состав топ-5 субъектов Российской Федерации, формирующих первую и вторую группы по ИИД-2. В столице каждая десятая компания малого бизнеса осуществляла разработку и внедрение технологических нововведений (3-е место среди регионов России). Во многом это объясняется наличием в городе развитой инфраструктуры, обеспечивающей условия для инновационного развития, высокого ресурсного по- тенциала и кооперационных связей, необходимых для проведения ИиР. В топ-5 по доле малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, также попа- ли Ненецкий автономный округ (1-е место), Алтайский край (2-е), Липецкая область (4-е) и Кабардино-Балкарская Республика (5-е) 1 . По удельному объему несырьевого экспорта Липецкая область – абсолютный лидер по результатам двух лет; прирост – 17,8%. В ЦФО Липецкая область занимает 3-е место по экспорту товаров. Одним из ключевых инструментов инновационного развития является кластерная политика. На данный момент в Липецкой области сформировано 3 инновационных кластера: – инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообра- ботки Липецкой области «Долина машиностроения» (образован в 2016 г., включён в реестр инновационных кластеров Минэкономразвития России); – промышленный инновационный территориальный кластер белой техники (об- разован в 2015 г.); – промышленный инновационный территориальный кластер композитных мате- риалов и изделий из них (образован в 2014 г.). Функции разработки кластерной политики области и координации ее реализации осуществляют управление инвестиций и инноваций Липецкой области совместно с Фондом развития промышленности Липецкой области, а также управление эконо- мического развития Липецкой области во взаимодействии с Региональным центром инжиниринга и кластерного развития (структурное подразделение АНО «ЦПЭ Липец- кой области»). Отсутствие управляющей и координирующей инстанции сдерживает формирование перспективных кластеров и развитие инновационной деятельности на территории области. В целях более полной реализации инновационного потенциала Липецкой обла- сти и повышения качества инвестиций ведется подготовка к запуску Флагманского проекта «Промышленно-технологический кластер Липецкой области (на основе ESG принципов)». Инновационная инфраструктура Липецкой области включает 15 объектов. В 2021 г. совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ при Роснано началась реализация проекта по созданию Регионального центра норматив- но-технической поддержки инноваций в структуре МБУ «Технопарк-Липецк». Конкурентные преимущества: – Выгодное географическое положение на пересечении транспортных коридоров в центре европейской части России и развитая система транспортной логистики, вклю- чая аэропорт с возможностью принимать международные рейсы (в пределах 2-часо- вой доступности на самолете находятся рынки общей емкостью более 140 млн чел.). – Развитая сеть и наличие возможности доступа к мощностям производственной инфраструктуры (электроэнергия, тепло, газ), в том числе развитая территория ОЭЗ с инфраструктурой, имеющая собственный таможенный пост и резервы для разме- щения новых резидентов. _____________ 1 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / под ред. Л.М. Гохберга. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 47. – Крупные предприятия с большой долей инновационной продукции на террито- рии региона (металлургия, сельское хозяйство) – в частности, ПАО «НЛМК» является отраслевым лидером в области устойчивого развития (Sustainability Champion по итогам 2020 г. согласно оценке Всемирной ассоциация производителей стали World Steel), определяющим спрос на инновации. – Высокий уровень компетенций специалистов по инновационному развитию региона (Липецкая область вошла в топ регионов по обучению в программе “КЛИК”, в команду инновационного развития региона входят специалисты, прошедшие об- учение в Университете 20.35, на платформе НТИ, в АСИ и др.). – Наличие автоматизированной информационной системы мониторинга и про- гнозирования потребности в кадрах. – Высокая доля инвестиций в открытие предприятий, производящих инноваци- онную продукцию или использующие инновационные технологии (2 место в Россий- ской Федерации по доле инновационной продукции, новой для рынка). – Заделы и потенциал инновационного развития на площадках ОЭЗ, сложившая- ся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесто- рами (Липецкая область вошла в группу лидеров по наличию готовых технологиче- ских решений, разработанных собственными силами 1 ). – Высокий уровень компетенций в сфере продвижения инновационной про- дукции на зарубежные рынки (Липецкая область занимает 3 место в Российской Федерации в региональном рейтинге экспортной активности и абсолютным лидером последних двух лет по приросту несырьевого экспорта – 17,8%) 2 . – Наличие эффективной экосистемы инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, технопарки и др.) и государственной поддержки развития инновационных проектов (финансы, консультирование, обучение и т.д.), а также системы поддержки иннова- ционной деятельности по всем уровням готовности технологий от TRL 1 до TRL 9. Ключевые проблемы: – Низкая диверсификация рынков, имеющих спрос на инновационную продукцию (значительную долю инновационной продукции составляет продукция отрасли ме- таллургического производства). – Низкая доля инвестиций в инновации со стороны малого и среднего бизнеса. – Отсутствие развитых инновационных компаний – представителей рынков Наци- ональной технологической инициативы (НТИ) на территории региона. – Отсутствие проектного офиса сопровождения проектов Национальной техноло- гической инициативы, иных инновационных проектов, обеспечивающих взаимодей- ствие институтов развития, реализующих «бесшовную» акселерацию инновационных проектов. – Отсутствие представителей корпораций, участвующих в движении High tech skills, Digital skills WSR. – Относительно низкий потенциал цифровизации (53 место в Российской Феде- рации 3 ). – Высокий уровень загрязнения вследствие наличия крупных промышленных предприятий (Липецкая область характеризуется наибольшим среди регионов ЦФО объёмом выбросов загрязнителей в атмосферу – 24% от всей совокупности про- мышленных выбросов в атмосферу ЦФО 4 ). – Слабое развитие венчурного предпринимательства, в том числе возможностей привлечения венчурных инвестиций. – Относительно низкий уровень привлечения инвестиций в инновационные про- екты через Фонд содействия инновациям, АО «РВК», РФРИТ, гранты Фонда «Сколко- во» 5 . Стратегические вызовы: – Обеспечение инновационного качества растущему потоку инвестиций в Липец- кую область. – Создание инновационного ESG-кластера. Риски: – Дефицит квалифицированных кадров, необходимых для разработки передовых производственных технологий в рамках развития рынков НТИ. – Усиление дефицита трудовых ресурсов за счет дальнейшего ухудшения демо- графической ситуации. – Потеря рынка инновационной продукции в результате усиления взаимодей- ствия крупных корпораций Липецкой области с инновационными предприятиями других регионов. – Снижение конкурентоспособности региона в привлечении инвестиций за счет открытия ОЭЗ в других регионах. – Снижение числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, за счет их оттока в другие регионы с более привлекательной инновационной средой (в частности, в Москву). – Снижение конкурентоспособности продукции за счет сохранения ее высокой энергоёмкости. – Снижение инвестиций в высокорисковые/инновационные проекты вследствие экономической турбулентности, порождаемой пандемией COVID-19 и иными факто- рами (например, повышение пошлин на металлопродукцию изымает потенциальные инвестиции в инновационные проекты). – Высокая доля импортируемого оборудования и программного обеспечения не- гативно сказывается на финансовой устойчивости участников рынка. – Превращение кластерных инициатив в административные структуры, поддер- живаемые за счет бюджета. 5.4.3.2 Приоритетные направления инвестиционного и развития научно- инновационного комплекса (инвестиционная политика и политика в сфере инноваций) Цель: Ц 4.8. Липецкая область – регион с высоким уровнем инвестиционной при- влекательности и развития инноваций. ПЦ 4.8.1. Липецкая область – один из наиболее привлекательных для ин- вестиций (в том числе иностранных) субъектов Российской Федерации, лиде- ры промышленно-технологического кластера инвестиционно привлекательны на мировом уровне. Задачи: З 4.8.1.1. Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику области. З 4.8.1.2. Внедрение целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата области. З 4.8.1.3. Внедрение институтов и инструментов поддержки инвестиционной де- ятельности промышленных предприятий. З 4.8.1.4. Развитие механизмов государственно-частного партнерства на терри- тории области. З 4.8.1.5. Обеспечение высокого качества и доступности инвестиционной ин- фраструктуры и фондов. Содействие развитию особых экономических зон, инду- стриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, агропромышлен- ных парков, ИТ-парков и других видов парков и технопарков. Эффективное развитие инфраструктуры особых экономических зон. З 4.8.1.6. Стимулирование участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, за счет качественных эффективных инстру- ментов государственной финансовой поддержки. ПЦ 4.8.2. Липецкая область – регион инноваций, высокого «инновационно- го качества» инвестиций, улучшающих позиции Липецкой области в междуна- родном разделении труда и повышающих качество жизни населения. Задачи: З 4.8.2.1. Эффективная реализация политики поддержки инновационной дея- тельности и повышения «инновационного качества» инвестиций: – Проведение экономической политики, направленной на поддержку диверсифи- кации рынков и повышение спроса на инновационную продукцию. – Стимулирование инвестиций в инновации со стороны малого и среднего биз- неса. – Привлечение на территорию Липецкой области развитых инновационных ком- паний – представителей рынков Национальной технологической инициативы (НТИ) на территории региона. – Стимулирование участия предприятий и организаций Липецкой области в на- учной кооперации. – Стимулирование развития венчурного предпринимательства, поддержка при- влечения венчурных инвестиций. – Содействие привлечению инвестиций в инновационные проекты через Фонд содействия инновациям, АО «РВК», РФРИТ, гранты Фонда «Сколково». – Разработка и реализация проектов по созданию новых или развитию существу- ющих объектов инновационной инфраструктуры, привлечение для этого частных ин- вестиций и федерального софинансирования. З 4.8.2.2. Обеспечение высокого качества системы сопровождения инновацион- ного развития: – Создание проектного офиса сопровождения проектов Национальной техноло- гической инициативы, иных инновационных проектов, обеспечивающих взаимодей- ствие институтов развития, реализующих «бесшовную» акселерацию инновационных проектов. З 4.8.2.3. Развитие государственной политики в сфере интеллектуальной соб- ственности, совершенствование управления правами на результаты интеллектуаль- ной деятельности (РИД), обеспечение трансфера технологий и стимулирование изо- бретательской деятельности: – Выработка и реализация направлений стратегического развития в сфере ин- теллектуальной собственности в Липецкой области (разработка и реализация про- фильной государственной программы Липецкой области или подпрограммы госу- дарственной программы Липецкой области). – Формирование нормативной правовой базы Липецкой области в сфере интел- лектуальной собственности и нормативно-правового регулирования в соответству- ющей сфере. – Управление правами на РИД, принадлежащими региону, обеспечение учета прав на РИД. – Государственная поддержка на уровне Липецкой области в отношении сферы интеллектуальной собственности, развития изобретательства и рационализатор- ства. – Развитие образования в сфере интеллектуальной собственности. – Поддержка деятельности научных и образовательных организаций в сфере ин- теллектуальной собственности. – Взаимодействие с управляющими структурами инновационных кластеров реги- она в целях систематизации деятельности и выработке единых подходов по управле- нию правами на РИД. – Стимулирование наиболее эффективного использования средств индивидуа- лизации на уровне региона. – Популяризация деятельности в сфере интеллектуальной собственности. Таблица 37. Ключевые индикаторы стратегической Цели 4.8. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. ПЦ 4.8.1. Инерционный 167,0 177,0 201,0 215,0 232,0 249,0 266,0 281,0 300,0 320,0 350,0 Базовый 167,0 177,0 205,0 220,0 236,0 263,3 284,4 307,8 331,9 366,7 407,2 Оптимистический 167,0 177,0 207,0 224,4 244,0 268,0 298,0 325,0 359,0 393,0 433,0 Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвести- ций инфраструктурных монополий (федераль- ные проекты) и бюд- жетных ассигнований федерального бюдже- та, % к 2020 году ПЦ 4.8.1 Инерционный 100,0 103,6 108,0 112,5 117,2 122,8 128,3 134,1 140,1 146,4 153,0 Базовый 100,0 103,6 109,3 114,6 120,3 127,5 134,6 142,7 151,3 160,4 170,0 Оптимистический 100,0 103,6 109,6 115,3 122,1 129,4 136,9 145,5 154,2 163,8 174,0 _____________________________ 1 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. С. 45. 2 Там же. С. 50. 3 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. 4 Источник: данные портала www.dishisvobodno.ru 5 Источник: Фонд содействия инновациям. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. ПЦ 4.8.1. Инерционный 167,0 177,0 201,0 215,0 232,0 249,0 266,0 281,0 300,0 320,0 350,0 Базовый 167,0 177,0 205,0 220,0 236,0 263,3 284,4 307,8 331,9 366,7 407,2 Оптимистический 167,0 177,0 207,0 224,4 244,0 268,0 298,0 325,0 359,0 393,0 433,0 Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвести- ций инфраструктурных монополий (федераль- ные проекты) и бюд- жетных ассигнований федерального бюдже- та, % к 2020 году ПЦ 4.8.1 Инерционный 100,0 103,6 108,0 112,5 117,2 122,8 128,3 134,1 140,1 146,4 153,0 Базовый 100,0 103,6 109,3 114,6 120,3 127,5 134,6 142,7 151,3 160,4 170,0 Оптимистический 100,0 103,6 109,6 115,3 122,1 129,4 136,9 145,5 154,2 163,8 174,0 Рост объема инвести- ций в основной капитал (за исключением бюд- жетных средств), % ПЦ 4.8.1 Инерционный 7,7 6,0 8,5 9,0 8,5 9,0 9,4 9,1 9,1 9,0 9,5 Базовый 7,7 6,0 8,5 9,1 9,1 9,3 9,5 9,7 9,9 10,1 10,4 Оптимистический 7,7 6,0 8,5 10,3 10,2 10,5 10,7 10,9 11,1 11,3 11,5 Количество вновь за- регистрированных предприятий-резиден- тов и участников ОЭЗ федерального уров- ня, ед. ПЦ 4.8.1 Инерционный 5 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 Базовый 5 2 6 4 4 4 4 4 4 4 4 Оптимистический 5 2 8 6 6 6 6 6 6 6 6 Объем инвестиций в основной капитал с иностранной собствен- ностью в расчете на 1 жителя Липецкой обла- сти, руб. ПЦ 4.8.1 Инерционный 3 830 4 105 4 329 4 690 4 882 5 209 5 593 6 043 6 570 7 190 7 916 Базовый 3 830 4 105 4 517 5 458 6 159 6 845 7 651 8 611 9 744 11 099 12 715 Оптимистический 3 830 4 105 4 540 5 541 6 253 6 949 7 768 8 742 9 893 11 268 12 909 Уровень инновацион- ной активности органи- заций, % ПЦ 4.8.2. Инерционный 11,5 11,7 11,9 12,1 12,3 12,6 12,9 13,2 13,5 13,9 14,3 Базовый 11,5 11,7 12,0 12,3 12,7 13,0 13,4 13,9 14,3 14,8 15,3 Оптимистический 11,5 11,7 12,1 12,5 13,1 13,5 14,0 14,6 15,1 15,6 16,3 Удельный вес затрат на инновационную де- ятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % ПЦ 4.8.2. Инерционный 4,90 5,00 5,06 5,12 5,20 5,30 5,40 5,50 5,65 5,80 6,00 Базовый 4,90 5,00 5,10 5,20 5,30 5,40 5,50 5,70 5,90 6,10 6,30 Оптимистический 4,90 5,00 5,20 5,30 5,40 5,57 5,77 5,90 6,14 6,37 6,60 Удельный вес органи- заций, осуществляв- ших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % ПЦ 4.8.2. Инерционный 24,9 25,0 25,3 25,9 27,0 27,6 28,3 29,0 30,0 31,0 32,0 Базовый 24,9 25,0 26,0 27,0 28,0 29,0 30,0 31,0 31,9 33,2 35,0 Оптимистический 24,9 25,0 26,3 27,6 29,0 29,7 31,4 33,0 33,7 35,8 38,0 5.4.4 Экспортная политика и развитие внешнеэкономических связей 5.4.4.1 Текущая ситуация Внешнеторговый оборот Липецкой области за 2020 г. составил 4 380,1 млн долл. США и по сравнению с 2019 г. сократился на 12,3%. Объём экспорта в стоимостном выражении сократился на 15,0% (до 3 203,44 млн долл. США) за счет сокращения экспортных поставок в страны дальнего зарубежья на 15,7%, в страны СНГ – на 8,9%. Объём импорта в стоимостном выражении по сравнении с 2019 г. сократился на 4,1% и составил 1 176,7 млн долл. США. По итогам 2020 г. сложилось положительное саль- до торгового баланса (+2 026,7 млн долл. США). Экспорт Липецкой области имеет четко выраженную несырьевую направлен- ность: объем несырьевого экспорта Липецкой области в стоимостном выражении в 2020 г. составил 3 186,14 млн долл. США или 99,46% от совокупного объема экспорта региона (3 203,44 млн долл. США). По объему несырьевого неэнергетического экспорта в 2020 г. Липецкая область заняла 15 место среди субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, основную долю экспорта региона – 55,84% составляет экспорт продукции, относящейся к нижнему переделу несырьевого неэнергетического экс- порта, в том числе полуфабрикатов нелегированной стали (61,23% от общего объема поставок продукции нижних переделов в 2020 г.), чугуна (24,61%), зерна (6,28%), остатков производства сахара, крахмала и спиртных напитков (2,14%). Экспорт продукции среднего передела несырьевого неэнергетического экспор- та составляет 37,55% от общего объема несырьевого неэнергетического экспорта Липецкой области и включает экспорт листового проката нелегированного горяче- катаного (28,69%), листового проката нелегированного холоднокатаного (19,17%), листового проката легированного широкого (17,99%), подсолнечного масла (9,9%), полуфабрикатов легированной стали (5,77%). Продукция верхнего передела несырьевого неэнергетического экспорта Липец- кой области в 2020 г. составляет всего лишь 6,62% от общего объема несырьевого неэнергетического экспорта, большую часть экспорта продукции верхнего предела составляет экспорт механического оборудования и техники, компьютеров (52,22%), безалкогольных напитков (10,81%), плодоовощной продукции (7,46%). По итогам 2020 г. Липецкая область занимает первое место в России по экспорту черных металлов, доля региона по данной товарной группе составляет 4,32% в экс- порте России. Объём экспорта металлургической продукции в значительной степени подвер- жен влиянию фактора высокой волатильности мирового рынка заготовки и сортового проката (рост цен и объёмов экспорта в 2018 г. с последующим спадом в 2019-2020 гг. и значительным ростом в 2021 г. – до 4 551 млн долл. США по итогам 9 месяцев 2021 г.). Высокая волатильность спроса и цен на мировом рынке продукции черной металлургии в 2021 г. обусловлены как циклическими колебаниями цен на черные металлы в сочетании с изменением конъюнктуры мирового рынка, так и в значитель- ной степени последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции. В 2020 г. существенно возрос экспорт продукции АПК: на 35,8% по сравнению с предыдущим годом, достигнув показателя в 531,9 млн долл. США. При этом за пери- од с 2017 г. по 2020 г. экспорт продукции АПК в стоимостном выражении вырос более чем в 4,5 раза. Основные сельскохозяйственные товары, показавшие наибольший прирост в ча- сти экспорта в 2020 г. по сравнению с 2019 г.: маслосемена (прирост +347,5%), сахар и сахаристые изделия (+148,5%). По итогам 2020 г. Липецкая область заняла 4 место по экспорту сахара и сахаристых изделий и 5 место по экспорту воды и напитков сре- ди субъектов Российской Федерации. На протяжении периода 2018-2020 гг. наблюдается тенденция к снижению объ- ёма экспорта машиностроительной продукции, в том числе в 2020 г. снижение на 10% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. экспорт продукции из Липецкой области осуществлялся в 102 страны ближнего и дальнего зарубежья. Основными странами-импортерами продукции предприятий Липецкой области в 2020 г. являлись Турция (30,6% от общего стои- мостного объема экспорта региона), Мексика (20,4%), Бельгия (14,1%) – наиболее крупные импортеры металлургической продукции. Основными торговыми партнерами Липецкой области в 2020 г. были: Турция – 22,9% от всего объёма экспорта (в 2019 г. – 16,9%), Мексика – 14,9% (18,2%), Бель- гия – 10,9% (17,0%), Китай – 6,3% (5,0%), Беларусь – 4,6% (4,7%), Германия – 4,3% (4,2%), США – 4,1% (2,0%), Дания – 3,1% (5,7%), Италия – 2,9% (2,2%), Польша – 2,2% (1,8%). Рисунок 67 – Показатели экспорта / несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) Липецкой области в 2017-2020 гг. 1 ɋɧɢɠɟɧɢɟ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɜ - ɝɝ ɧɚ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɜ ɬ ɱ ɇɇɗ - ɧɚ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɡɚ ɫɱɟɬ ɫɨɤɪɚɳɟɧɢɹ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɱɟɪɧɵɯ ɦɟɬɚɥɥɨɜ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɦɚɲɢɧɨɫɬɪɨɟɧɢɹ ɢ ɭɫɥɭɝ ɩɪɢ ɭɫɬɨɣɱɢɜɨɦ ɪɨɫɬɟ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ȺɉɄ ȼɵɫɨɤɚɹ ɞɨɥɹ ɇɇɗ ɜ ɫɬɪɭɤɬɭɪɟ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɜ ɝ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɢ ɇɇɗ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɇɇɗ ɜ ɝ ɋɬɪɚɧɵ - ɞɪɚɣɜɟɪɵ ɝ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɉɪɨɞɭɤɬɵ - ɞɪɚɣɜɟɪɵ ɝ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɉɪɢɪɨɫɬ ɩɨ ɤɥɸɱɟɜɵɦ ɫɬɪɚɧɚɦ - ɝɝ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɉɪɢɪɨɫɬ ɩɨ ɤɥɸɱɟɜɵɦ ɬɨɜɚɪɚɦ - ɝɝ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɞɚɧɧɵɟ ɍɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɢ ɢɧɧɨɜɚɰɢɣ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɞɚɧɧɵɟ ɎɌɋ Ɋɨɫɫɢɢ Ʉɨɥɢɱɟɫɬɜɨ ɷɤɫɩɨɪɬɟɪɨɜ ɜ ɬ ɱ ɷɤɫɩɨɪɬɟɪɨɜ ɇɇɗ ɝ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɷɤɫɩɨɪɬɚ 2017- ɝɝ - ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɇɇɗ - ɝɝ - ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ Ⱦɨɥɹ ɜ ɇɇɗ Ɋɨɫɫɢɢ ɜ ɝ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ȺɉɄ - ɝɝ ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɦɚɲɢɧɨɫɬɪɨɟɧɢɹ - ɝɝ - ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɭɫɥɭɝ 2018- ɝɝ + 15 ɦɥɪɞ ɞɨɥɥ ɋɒȺ ɑɟɪɧɵɟ ɦɟɬɚɥɥɵ Ɇɚɫɥɚ ɢ ɠɢɪɵ Ɂɟɪɧɨ Ɇɚɲɢɧɵ ɢ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɟ ɉɪɨɱɢɟ ɩɢɳɟɜɵɟ ɩɪɨɞɭɤɬɵ Ɇɚɫɥɨɫɟɦɟɧɚ ɋɚɯɚɪ ɇɚɩɢɬɤɢ Ɍɚɛɚɤ Ɇɟɞɶ ɉɪɨɱɟɟ Ɍɭɪɰɢɹ Ɇɟɤɫɢɤɚ Ȼɟɥɶɝɢɹ ɋɒȺ Ⱦɚɧɢɹ Ȼɟɥɚɪɭɫɶ ɍɡɛɟɤɢɫɬɚɧ ɂɧɞɢɹ Ʉɚɡɚɯɫɬɚɧ ɍɤɪɚɢɧɚ ɑɟɪɧɵɟ ɦɟɬɚɥɥɵ Ɇɚɫɥɚ ɢ ɠɢɪɵ Ɂɟɪɧɨ Ɇɚɲɢɧɵ ɢ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɟ ɋɚɯɚɪ Ɇɚɫɥɨɫɟɦɟɧɚ Ɉɫɬɚɬɤɢ ɩɪ - ɜɚ ɫɚɯɚɪɚ Ⱦɪɨɠɠɢ ɩɟɤɚɪɧ ɩɨɪɨɲɤɢ Ȼɟɡɚɥɤɨɝɨɥɶɧɵɟ ɧɚɩɢɬɤɢ Ɍɚɛɚɤ Ⱦɨɥɹ ɇɇɗ ɜ ɷɤɫɩɨɪɬɟ – - - - - - - Ȼɟɥɚɪɭɫɶ ɋɒȺ Ⱦɚɧɢɹ Ɍɭɪɰɢɹ Ɇɟɤɫɢɤɚ Ȼɟɥɶɝɢɹ - - Ɇɚɫɥɨɫɟɦɟɧɚ ɋɚɯɚɪ Ʉɨɪɦɚ Ɇɚɫɥɚ ɢ ɠɢɪɵ Ɂɟɪɧɨ ɉɪ ɩɢɳɟɜɵɟ ɩɪɨɞɭɤɬɵ ɇɚɩɢɬɤɢ Ɇɚɲɢɧɵ ɢ ɨɛɨɪɭɞ ɑɟɪɧɵɟ ɦɟɬɚɥɥɵ В 2020 г. экспорт услуг региона составил 35,78 млн долл. США. Снижение экс- порта услуг по итогам 2020 г. произошло в основном за счет категории «Поездки» (в 3,6 раза) в связи с карантинными мерами, введенными из-за распространения коро- навирусной инфекции. Наибольший удельный вес в структуре экспорта услуг Липец- кой области занимают по итогам 2020 г. услуги категории «поездки» (40%), прочие деловые услуги (29%), к которым относятся услуги в области научных исследований и разработок, профессиональные услуги и услуги в области управления, технические и торгово-посреднические услуги, в т.ч. инженерные услуги, услуги по переработке отходов и пр., строительные услуги (14%). За 9 месяцев 2021 г. совокупный объём экспорта товаров Липецкой области в стоимостном выражении вырос в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. более чем в 2 раза (на 104%) до 5 117,6 млн долл. США (тем самым превысив на 60% объ- ём экспорта за весь 2020 г.) благодаря росту экспорта металлургической продукции в стоимостном выражении за тот же период по сравнению с 9 месяцами 2020 г. на 130% (до 2 576,7 млн долл. США). Определяющим фактором значительного роста объёмов экспорта продукции черной металлургии в стоимостном выражении является значительное (более, чем на 80%) повышение мировых цен на сталь в 2021 г. из-за образовавшегося на рынке дефицита стали в результате влияния следующих факторов: Продолжение. Начало на 7 –26-й стр. Продолжение на 28-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz