Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 26 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 способствует относительно низкий уровень заработной платы, который ниже сред- них показателей по региону. Рисунок 61 – Ключевые показатели развития туризма в Липецкой области Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɜ ɈɄ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɋɪɟɞɧɟɫɩɢɫɨɱɧɚɹ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɪɚɛɨɬɧɢɤɨɜ ɬɵɫ ɱɟɥ ǻ ǻ ɋɪɟɞɧɟɦɟɫɹɱɧɚɹ Ɂɉ ɬɵɫ ɪɭɛ ǻ ǻ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɝɨɞɨɜɚɹ Ɂɉ ɢ ɧɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫɨɥɢɞɢɪɨɜɚɧɧɵɣ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɦɥɧ ɪɭɛ ǻ ǻ 1 ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɛɟɡ Ɇɉ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɇɚɤɨɩɥɟɧɧɵɟ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɫ ɝ 1 2 3 ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɛɟɡ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɯ ɦɥɪɞ ɪɭɛ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɧ ɪɭɛ Ɂɚɪɩɥɚɬɚ ɝɨɞɨɜɚɹ ɦɥɧ ɪɭɛ ɇɚɥɨɝɢ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɦɥɧ ɪɭɛ Источник: Росстат, аналитика LC-AV Развитию сферы туризма способствует достаточно развитая информационно- коммуникационная инфраструктура. Туристский портал Липецкой области соответ- ствует современным туристско-информационным трендам. Перспективы сферы ту- ризма в регионе связаны с повышением её наукоёмкости, цифровизации, развитием туристских маркет-плейсов. Рост числа мест в коллективных средствах размещения за последние десять лет превысил 200% при относительно невысоком коэффициенте среднегодовой загрузки – около 22%. Рост туристского потока, а, следовательно, повышение эко- номической эффективности сферы туризма, возможен за счёт диверсификации и предоставления уникального регионального туристского продукта, повышения каче- ства обслуживания. Снижение отрицательных эффектов увеличения антропогенной нагрузки на туристско-рекреационную систему вследствие роста туристских потоков возможно за счёт фокусирования усилий и концентрации поддержки развития ту- ризма на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом. Особое внимание при этом необходимо уделять требованиям экологической безопасности и принципам устойчивого развития природных комплексов. Прогресс развития индустрии туризма в период 2015-2020 гг. в Липецкой обла- сти наиболее интенсивный в группе сравнения регионов. В 2020 г. Липецкая область заняла 30 место (74,1 балла) в Национальном туристическом рейтинге, что на 29 по- зиций выше показателя в 2015 г. Конкурентные преимущества: – Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструк- тура, создающие благоприятные условия для формирования туристского потока на направлении Липецкая область. – Наличие туристских агломераций, способных эволюционировать до уровня межрегионального туристского кластера. – Многоуровневая система подготовки кадров для сферы туризма, способная обеспечит высокий уровень компетентности специалистов. Ключевые проблемы – Невысокий уровень заполняемости коллективных средств размещения вслед- ствие медленной диверсификации регионального туристского продукта и невысокой эффективности продвижения регионального туристского продукта на рынке туризма. Стратегические вызовы – Рост спроса на внутренний туризм при широкой государственной поддержке – Наличие системных инструментов поддержки туризма в регионах, заложенных в национальном проекте. Риски: – Длительные сроки окупаемости туристских проектов. Восприимчивость туриз- ма к негативным внешним факторам. – Несбалансированное развитие рекреационной деятельности, угрожающее устойчивому развитию природного комплекса региона. – Постепенная утеря объектов, имеющих культурно-историческое значение и яв- ляющихся ресурсами развития туризма в области. Приоритетные направления развития туризма Цель: Ц 4.6. Туристский комплекс Липецкой области – современная, техноло- гичная, диверсифицированная и экономически устойчивая инфраструктура, предоставляющая разнообразный турпродукт в сфере экологического, куль- турно-познавательного, событийного и паломнического туризма, развиваю- щаяся на основе богатого культурно-исторического наследия, благоприятных природно-климатических условий и предпринимательской активности. Приоритетные виды туризма Липецкой области: – событийный туризм; – культурно-познавательный туризм; – паломнический туризм; – детский туризм. – экологический и сельский туризм; – деловой туризм. Задачи: З 4.6.0.1. Расширение ассортимента туристских услуг, диверсификация турпро- дукта по приоритетным для области видам туризма, реализация проекта «Усадебное кольцо». – Разработка и актуализация разноплановых туристских маршрутов и культурно- познавательных программ. – Разработка системы мер поддержки представителей туристского бизнеса. – Продвижение турпродукта Липецкой области, организация взаимодействия субъектов туриндустрии, органов власти и СМИ. – Формирование и ежегодное обновление уникального туристского предложе- ния, туристских продуктов. – Привлечение новых сегментов туристского рынка (бэкпекеры, автотуристы, се- мейные туристы, сегменты, интересующиеся нишевыми видами туризма). – Диверсификация регионального туристского продукта, в том числе создание продуктов различных ценовых категорий. – Включение региона в межрегиональных туристские маршруты, организация межрегионального сотрудничества. З 4.6.0.2. Создание, развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры об- ласти, в т.ч. с использованием кластерных моделей развития туризма. – Разработка мастер-планов новых и существующих кластеров. – Поддержка инициатив субъектов малого и среднего бизнеса – коллективных средств размещения. З 4.6.0.3. Повышение узнаваемости туристских продуктов Липецкой области на российском и зарубежном рынках, продвижение турпродукта Липецкой области. – Разработка системы маркетинговых мероприятий в рамках единой стратегии продвижения бренда «Липецкая земля». – Модернизация туристского портала liptur.ru – Организация ежегодного мониторинга турпотока, проведение маркетинговых исследований, составление портрета туриста, в т.ч. с использованием технологий «больших данных». – Разработка дифференцированного предложения туристских продуктов области для различных сегментов рынка. – Популяризация туристских объектов региона в социальных сетях, СМИ, взаимо- действие с блогерами, телевизионными проектами. – Участие в мероприятиях международного и федерального уровня туристской направленности. З 4.6.0.4. Разработка системы мер поддержки представителей туристского биз- неса. З 4.6.0.5. Развитие детского туризма, реализация проекта «Липецкая земля – де- тям!». популяризация народных ремесел и промыслов, обычаев и традиций региона. – Актуализация и разработка разноплановых туристских маршрутов и культурно- познавательных программ. – Разработка системы мер поддержки представителей туристского бизнеса. – Создание интерактивных мультимедийных решений в музеях Липецкой обла- сти. – Организация продвижения турпродукта Липецкой области, взаимодействия субъектов туриндустрии, органов власти и СМИ. – Создание туристской и обеспечивающей инфраструктуры на территории МО Липецкой области. Таблица 32 – Ключевые индикаторы Цели 4.6. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Число размещенных в кол- лективных средствах раз- мещения, тыс. чел. Ц 4.6. Инерционный 213 220 230 250 283 290 310 330 340 360 370 Базовый 213 220 240 260 300 315 330 350 360 380 400 Оптимистический 213 220 245 270 315 330 350 380 400 420 430 Объем платных услуг на- селению по видам услуг: услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, ус- луги санаторно-курортных организаций, млн руб. Ц 4.6. Инерционный 755,8961,9 1100 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 Базовый 755,8961,9 1150 1250 1350 1450 1550 1650 1750 1850 1950 Оптимистический 755,8961,9 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900 2000 5.4.2 Рынок труда и кадровое обеспечение экономики 5.4.2.1 Текущая ситуация В целом ситуация на рынке труда Липецкой области является стабильной. Среднегодовая численность занятых в 2019 г. составила 565,1 тыс. чел. или 49,6% от общей численности населения Липецкой области. В период с 2010 по 2019 гг. среднегодовая численность занятых сократилась на 29,4 тыс. чел. или на 4,9%. Дан- ная тенденция объясняется негативной динамикой демографических показателей Липецкой области. За последние 15 лет показатель «уровень безработицы» постепенно снижался и в 2019 г. составил 3,7%. Наблюдается слабая напряженность на регистрируемом рынке труда – число ва- кансий (13,1 тыс.) в 2,7 раза превышает количество незанятого населения. На протяжении последних 15 лет средняя номинальная заработная плата региона имела устойчивую тенденцию к росту. В 2020 г. данный показатель составил 36 790 рублей с темпом роста к уровню 2019 г. 107,2%. По уровню номинальной заработной платы Липецкая область занимает 7 место в Центральном федеральном округе и 46 место в России. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась до 8,5%. Реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Липецкой области обуславливает необходимость расчета потребности в кадровом обеспечении региона на период до 2030 г. В рамках базового сценария реализации стратегии предусмотрено создание более 10 тыс. рабочих мест (Таблица 33). При- влечение человеческого капитала на территорию области является одной из ключе- вых задач стратегии. Таблица 33 – Оценка потребности в персонале в базовом сценарии (динамика рабочих мест в разрезе комплексов), тыс. чел. Отрасль 2022-2024 2025-2027 2028-2030 Липецкая область +4,9 +15,7 +10,2 Металлургический комплекс -0,4 -2,3 -2,2 АПК +1,0 +1,7 +2,0 Машины, оборудование и другие обрабатывающие произ- водства +4,1 +14,8 +9,9 Строительный комплекс +0,4 +2,0 -1,1 Торгово-транспортно-логистический комплекс +0,9 +2,1 +1,7 ЖКХ и электроэнергетика +0,3 -0,1 -0,1 Государственные и социальные услуги -2,6 -2,5 +0,9 Профессиональные услуги, ИТ и телеком +0,2 -0,2 -0,2 Туризм +0,5 +0,4 +0,6 Потребительская сфера +0,8 +0,4 -0,4 Прочие отрасли +0,3 -0,3 -0,3 Конкурентные преимущества: – Низкий уровень регистрируемой безработицы. – Организована подготовка кадров по всем массовым профессиям и специаль- ностям, востребованным предприятиями области. – Реализация мероприятий по улучшению условий и охране труда, профилактике и снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболева- емости. – Реализация регионального проекта «Формирование стратегической потребно- сти региона в кадрах» с использованием WEB-ресурса «Кадры региона». Ключевые проблемы: – Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда региона. – Снижение экономически активного населения в регионе и отток молодых спе- циалистов и квалифицированного персонала из региона. Стратегические вызовы: – Изменение структуры занятости с введением новых форматов, рост числа са- мозанятых. – Развитие механизмов для бесшовной смены профессий за счет професси- онального обучения (в том числе опережающего) и получения дополнительного профессионального образования, развития «мягких» и цифровых навыков, включая обучение за счет мер государственной поддержки (расширение пула организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории региона и вошед- ших в нацпроект «Демография». Риски: – Усиление конкуренции между регионами за квалифицированные кадры приве- дет к оттоку кадров. 5.4.2.2 Приоритетные направления развития рынка труда Цель: Ц 4.7. Рынок труда Липецкой области – сбалансированный, обеспечивающий потребности экономики в высококвалифицированных кадрах, предоставляющий на- селению возможности для профессионального развития и трудовой мобильности. Задачи: З 4.7.0.1. Продвижение Липецкой области как привлекательного работодателя на российском рынке труда – Разработка «Ценностного предложения работодателя» для ключевых проектов области. – Информирование жителей других регионов, в том числе студентов, о возмож- ностях трудоустройства, уровне оплаты труда. – Организация взаимодействия образовательных организаций со службой за- нятости и работодателями в целях гарантированного трудоустройства выпускников. – Стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, выпускников и ряда дру- гих категорий граждан. – Содействие профессиональной и территориальной мобильности работников в целях обеспечения доступности трудовых ресурсов для социальной сферы и реали- зации инвестиционных проектов. – Развитие гибких и дистанционных форм занятости. З 4.7.0.2. Подготовка кадров, востребованных на региональном рынке труда, в т.ч. в рамках проекта «Кадры для новой экономики» – Определение текущей и прогнозной потребности в кадрах для участников про- мышленно-технологического кластера Липецкой области. – Определение источников кандидатов для трудоустройства на предприятиях промышленно-технологического кластера. – Выявление конкурентных преимуществ региона и промышленно-технологиче- ского кластера как работодателей. – Формирование ценностного предложения для целевых категорий специалистов для локального и внешнего рынков труда. – Формирование и продвижение бренда региона как работодателя на целевых рынках труда. – Запуск работы служб адаптации переезжающих работников (САПР). – Формирование глобальной системы обеспечения работников жильём (разви- тие рынка арендного жилья, ведомственное жильё) и объектами социальной инфра- структуры. – Повышение квалификации HR-специалистов предприятий-работодателей. – Внедрение сквозной системы развития для работников промышленно-техно- логического кластера по ключевым областям специализации (индивидуальный план развития). – Формирование карты карьерных маршрутов. – Исследование вовлеченности персонала предприятий промышленно-техноло- гического кластера. – Разработка и утверждение регионального регламента кадрового обеспечения инвестиционных проектов участника промышленно-технологического кластера. – Развитие практико-ориентированного дуального образования, проведение ранней проф. ориентации школьников в интересах участников промышленно-техно- логического кластера (в т.ч. через промышленный туризм и сеть Центров молодёж- ного инновационного творчества (ЦМИТ)). З 4.7.0.3. Совершенствование системы содействию занятости в соответствии с новыми технологиями предоставления услуг и потребностями населения Таблица 34 – Ключевые индикаторы Цели 4.7. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Темп роста (индекс роста) реальной среднемесяч- ной заработной платы, % к 2020 году Ц 4.7. Инерционный 100,0100,0103,4106,3109,3112,4115,5118,7122,0125,4128,9 Базовый 100,0100,0105,5108,8112,2115,6119,0122,6126,3130,1133,8 Оптимистический 100,0100,0105,9109,2112,6116,1119,7123,4127,2131,2135,3 Среднегодовая числен- ность занятых в экономи- ке, тыс. чел. Ц 4.7. Инерционный 570,3572,7573,0573,5574,0574,0573,5573,0572,5572,0571,5 Базовый 570,3572,7575,3576,8577,5582,3587,5590,6597,0600,8603,2 Оптимистический 570,3572,7574,0575,0578,0585,5588,5592,3599,2601,8605,0 Уровень безработицы, рассчитанный по методо- логии МОТ, % Ц 4.7. Инерционный 4,3 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 3,9 3,8 3,7 Базовый 4,3 4,0 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,8 3,7 Оптимистический 4,3 4,0 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,8 3,7 3,7 Доля трудоустроенных граждан в общем числе граждан, обратившихся за трудоустройством, % Ц 4.7. Инерционный 59,0 78,2 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 76,0 77,0 78,0 Базовый 59,0 78,2 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 76,0 78,0 79,0 Оптимистический 59,0 78,2 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 76,0 77,0 79,0 80,0 5.4.3 Инвестиционная политика и политика в сфере инноваций 5.4.3.1 Текущая ситуация Инвестиционная привлекательность Липецкая область является регионом со средней инвестиционной привлекатель- ностью среди регионов группы сравнения. По оценкам «РАЭКС Аналитика» 1 , находится в группе «Пониженный потенциал — минимальный риск (3A1)». Несмотря на очень низкий инвестиционный риск, по инвестиционному потенциалу уступает Республике Татарстан, Нижегородской, Бел- городской, Воронежской областям. Инвестиционная активность в Липецкой области достаточно высока и стабильна. Накопленный объем инвестиций в основной капитал за период 2012-2020 гг. соста- вил 1 137 млрд руб. (36 место в России). Однако по этому показателю область более чем в 2 раза уступает Республике Татарстан, Нижегородской и Воронежской обла- стям. Доля инвестиций Липецкой области в объеме инвестиций регионов ЦФО состав- ляет 2,9% (от объема накопленных инвестиций за 2012-2020 гг.). Динамика измене- ния доли инвестиций в ЦФО имеет тенденцию к снижению. В 2012 г. доля инвестиций Липецкой области в объеме инвестиций ЦФО была на уровне 3,2% и к 2020 г. снизи- лась на 0,5% (2,7%). Без учета объема инвестиций г. Москвы в объеме инвестиций ЦФО, на долю Ли- пецкой области приходится 6,2% инвестиций в основной капитал и 5,7% от объема накопленных инвестиций. Таблица 35 – Инвестиции в основной капитал, млрд руб. Регион 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 На- копл. инвест, млрд руб. Доля в РФ, % Доля в ЦФО*, % РФ 12 58613 45013 90313 89714 74916 02717 78219 32920 118141 842 ЦФО 2 962 3 332 3 570 3 578 3 795 4 242 4 998 6 093 6 277 38 847 27,4% Татарстан 471 526 543 617 636 638 630 641 606 5 307 3,7% Нижегородская обл. 257 281 277 235 232 245 259 295 383 2 465 1,7% Воронежская обл. 182 217 240 265 271 284 277 299 259 2 293 1,6% 11,4% Белгородская обл. 137 129 121 147 144 143 135 167 168 1 290 0,9% 6,4% Липецкая обл. 93 101 106 116 128 142 129 155 167 1 137 0,8% 5,7% Тульская обл. 84 91 95 106 113 129 155 178 126 1 076 0,8% 5,4% Тамбовская обл. 83 98 111 118 105 111 106 91 97 920 0,6% 4,6% Курская обл. 67 72 74 74 94 101 121 143 140 884 0,6% 4,4% Калужская обл. 96 98 100 93 84 89 91 110 112 873 0,6% 4,3% Рязанская обл. 67 76 61 54 51 62 63 69 62 564 0,4% 2,8% Орловская обл. 40 44 48 48 44 44 48 56 55 426 0,3% 2,1% *Без учета объема инвестиций г. Москвы в объеме инвестиций ЦФО Источник: Росстат, Аналитика LC-AV ______________________ 1 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год Рисунок 62 – Доля Липецкой области в объеме инвестиций ЦФО (без г. Мо- сквы)* *Без учета объема инвестиций г. Москвы в объеме инвестиций ЦФО Источник: Росстат, аналитика LC-AV Рост инвестиций в значительной мере сегодня зависит от крупных и средних предприятий. Малый бизнес после 2017 г. снижает объемы инвестиций (доля снизи- лась с 44% до 34%). Ключевые приоритеты инвестиционного развития: прямая рабо- та с крупными инвесторами и проектами, системная поддержка инвестиций малого бизнеса (создание условий долгосрочной стабильности и эффективности МСП). По привлечению инвестиций в основной капитал лидируют крупные и средние предприятия. Инвестиции крупных и средних предприятий за период 2012-2020 гг. постоянно растут, и это является основным драйвером роста инвестиций. В 2020 г. составили 110,5 млрд руб. (выросли в 2 раза). При этом объем инвестиций субъектов малого предпринимательства вырос в 1,5 раза (+18,7 млрд руб.). На долю инвести- ций крупных и средних предприятий приходится до 66% всего объема инвестиций в основной капитал. Рисунок 63 – Динамика и структура инвестиций в основной капитал, млрд руб. ɋɭɛɴɟɤɬɵ ɦɚɥɨɝɨ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɚ Ʉɪɭɩɧɵɟ ɢ ɫɪɟɞɧɢɟ ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɹ Источник: Липецкстат, Росстат, аналитика LC-AV Эффективность инвестиций (отношение прироста отгруженной продукции к объему накопленных инвестиций) в Липецкой области выше среднего по России, но отстает от среднего уровня среди регионов ЦФО. Эффективность инвестиций за период 2012-2020 гг. в 1,5 раза выше, чем за 2017-2020 гг. по уровню эффективности инвестиций Липецкая область находится на 5 месте среди регионов сравнения. Рисунок 64 1 ɂɫɬɨɱɧɢɤ Ɋɨɫɫɬɚɬ /& -AV Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɢɧɞɢɤɚɬɨɪɵ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɗɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɗɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɨɞɧɚ ɢɡ ɫɚɦɵɯ ɧɢɡɤɢɯ ɤɚɤ ɜ Ɋɨɫɫɢɢ ɬɚɤ ɢ ɜ ɝɪɭɩɩɟ ɫɪɚɜɧɟɧɢɹ ɦɟɫɬɨ ɜ Ɋɨɫɫɢɢ ɜ ɝɪɭɩɩɟ ɫɪɚɜɧɟɧɢɹ ɗɮɮɟɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ Ɋɟɝɢɨɧ ɉɪɢɪɨɫɬ ȼɨɪɨɧɟɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɍɚɦɛɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɊɎ Ʉɚɥɭɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ɇɢɠɟɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɡɚ ɩɟɪɢɨɞ ɝɝ Ɋɹɡɚɧɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɐɎɈ Ȼɟɥɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɋɟɫɩɭɛɥɢɤɚ Ɍɚɬɚɪɫɬɚɧ Ʉɭɪɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɍɭɥɶɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɉɪɥɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Рисунок 65 2 Ɉɛɴɟɦ ɧɚɤɨɩɥɟɧɧɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɉɪɢɪɨɫɬ ȼɊɉ Ɉɬɧɨɲɟɧɢɟ ɧɚɤɨɩɥɟɧɧɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɤ ɩɪɢɪɨɫɬɭ ȼɊɉ ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɨɫɧɨɜɧɨɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɛɟɡ ɫɭɛɴɟɤɬɨɜ ɦɚɥɨɝɨ ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɚ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɜ ɤɥɸɱɟɜɵɟ ɫɟɤɬɨɪɚ ɩɨɫɥɟ ɝ ɧɟ ɩɪɢɜɨɞɹɬ ɤ ɪɨɫɬɭ ɞɨɛɚɜɥɟɧɧɨɣ ɫɬɨɢɦɨɫɬɢ Ʉɨɦɩɥɟɤɫ Ɉɛɴɟɦ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɩɪɢɪɨɫɬ ȼɊɉ 2013- ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɗɮɮɟɤ - ɬɢɜɧɨɫɬɶ 2013-2016 Ɉɛɴɟɦ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɩɪɢɪɨɫɬ ȼɊɉ 2017- ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɗɮɮɟɤ - ɬɢɜɧɨɫɬɶ 2017-2019 Ɇɟɬɚɥɥɭɪɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ Ɣ Ɣ ȺɉɄ Ɣ Ɣ Ɇɚɲɢɧɵ ɨɛɨɪɭɞɨɜɚɧɢɟ ɩɪ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɚ Ɣ Ɣ ɍɫɥɭɝɢ ɢ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɚɹ ɫɮɟɪɚ Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɵɟ ɢ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ Ɣ Ɣ ɉɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɵɟ ɭɫɥɭɝɢ ɂɌ ɢ ɬɟɥɟɤɨɦ Ɣ Ɍɭɪɢɡɦ - - ɉɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɚɹ ɫɮɟɪɚ Ɣ Ɣ ɂɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɋɬɪɨɢɬɟɥɶɧɵɣ ɤɨɦɩɥɟɤɫ Ɣ ɀɄɏ ɢ ɷɥɟɤɬɪɨɷɧɟɪɝɟɬɢɤɚ ɌɌɅɄ - Ɣ ɉɪɨɱɢɟ 46,6 66,0 16,0 44,8 17,0 19,1 0,1 8,6 47,7 21,4 17,2 9,1 16,9 +48,8 +72,1 +11,7 +35,9 +16,0 +1,6 0,0 +18,3 +1,5 +4,9 +0,3 -3,7 +37,9 ɋɬɪɭɤɬɭɪɚ ɧɚɤɨɩɥɟɧɧɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɨɫɧɨɜɧɨɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɩɨ ɤɨɦɩɥɟɤɫɚɦ Ⱦɢɧɚɦɢɤɚ ɧɚɤɨɩɥɟɧɧɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɨɫɧɨɜɧɨɣ ɤɚɩɢɬɚɥ ɦɥɪɞ ɪɭɛ 62,8 84,0 13,8 26,5 13,8 8,2 0,3 4,3 37,1 3,7 20,9 12,5 20,7 +11,0 +2,2 +3,4 +26,3 +12,7 +7,2 0,0 +6,4 +15,4 +3,0 +0,6 +11,8 +10,8 Источник: Росстат, Аналитика LC-AV По видовой структуре накопленных инвестиций Липецкой области 37,9% прихо- дится на инвестиции в машины и оборудование и по 59,5% приходится инвестиции в здания и сооружения, включая жилые помещения. Среди регионов группы сравне- ния, так же значительный объем инвестиций приходится на машины, оборудования (кроме Республики Татарстан (28%), Тамбовской области (25,5%). Инвестиции в Липецкой области осуществляются за счет собственных средств (65,5%). Доля инвестиций за счет собственных средств с 2012 г. увеличилась на 3,7%. В 2012 г. по этому показателю Липецкая область лидировала в группе сравне- ния, в 2019 г. ключевые регионы достигли такого же уровня. В остальных регионах сравнения доля инвестиций за счет собственных средств изменилась более значи- тельно. Например, в Нижегородской области доля инвестиций за счет собственных средств увеличилась на 28,8% и достигла 69%. По привлеченным средствам стоит отметить низкий уровень бюджетных средств в источниках финансирования инвести- ций (9,5%). Таблица 36 – Сравнение структуры инвестиций в ОК по источникам финанси- рования по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринима- тельства, % Регион Собственные средства Привлеченные средства в том числе: кредиты банков бюджетные средства 2012 2019 2012 2019 2012 2019 2012 2019 Российская Феде- рация 44,5 55,1 55,5 44,9 8,4 9,7 17,9 16,1 ЦФО 46,9 50,5 53,1 49,5 10,6 11,4 20,6 19,9 Нижегородская об- ласть 40,2 69,0 59,8 31,0 20,4 5,4 20,7 17,3 Липецкая область 61,8 65,5 38,2 34,5 15,8 14,5 11,3 9,5 Рязанская область 48,7 62,2 51,3 37,8 12,3 7,6 18,5 15,0 Республика Татарстан 47,5 61,6 52,5 38,4 9,5 8,6 23,7 13,7 Белгородская область 40,9 60,4 59,1 39,6 22,9 8,6 17,0 19,1 Калужская область 33,0 58,0 67,0 42,0 14,6 17,4 10,6 12,8 Воронежская область 24,3 47,2 75,7 52,8 16,1 12,4 24,4 25,3 Курская область 35,6 46,4 64,4 53,6 22,1 26,2 11,6 8,1 Тульская область 50,9 42,8 49,1 57,2 18,9 31,2 11,8 9,9 Орловская область 48,1 42,5 51,9 57,5 14,4 30,9 22,6 13,4 Тамбовская область 19,6 40,5 80,4 59,5 20,8 19,8 33,9 15,6 Источник: Федстат. Инвестиционная политика Липецкой области направлена на создание благопри- ятного инвестиционного климата, на стимулирование привлечения частного капита- ла, а также на улучшение социально-экономического положения региона. Инвестиционная политика строится на принципах: – защиты инвестиций, все участники инвестиционного процесса защищены на законодательном уровне; – свободы выбора объекта инвестиций; – приоритетности, позволяет инвестору выбирать стратегическую направлен- ность инвестиций; – максимизации эффективности, предполагает выбор самых эффективных мер по улучшению от эффекта инвестиционной деятельности; – принцип контроля, для регулярного анализа и контроля инвестиционной поли- тики. Приоритетные для инвестирования отрасли: – Промышленность. Обновление основных фондов промышленности. Производ- ство конкурентной продукции с низкими затратами. – Энергетика. Повышение надежности электроснабжения потребителей, обеспе- чение нового строительства линий электропередач, трансформаторных подстанции, создание благоприятных условий для подключения новых потребителей электро- энергии. – Транспорт (Логистика). Транспортные перевозки. Обеспечение качества и без- опасности транспортных перевозок. – Агропромышленный комплекс. Обеспечение населения качественными и без- опасными продуктами питания. Диверсификация производства. Производство продукции АПК с высокой добавленной стоимостью. Повышение конкурентоспо- собности продукции, производимой в агропромышленном комплексе; повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; воспроиз- водство и повышение эффективности использования земельных, водных, трудовых и сырьевых ресурсов. – Производство современных строительных материалов в объемах, удовлетворя- ющих потребности не только Липецкой области, но и соседних регионов. Применение механизма государственно-частного партнерства Перспективным механизмом обеспечения реализации приоритетных проектов развития Липецкой области, направленных на достижение целей Стратегии является государственно-частное партнерство (ГЧП) как совокупность форм средне- и долго- срочного взаимовыгодного сотрудничества между областью и хозяйствующими субъектами. Продолжение на 27-й стр. Продолжение. Начало на 7 –25-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz