Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 25 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Потребительский спрос на безалкогольные напитки и алкогольную продукцию полностью обеспечивается внутренним производством. Большая часть данной про- дукции вывозится за пределы региона и экспортируется. По производству минеральной воды регион на 4 месте в России (6,3% от общего объема производства). Доля региональных производителей в общих объемах производства ЦФО: пива, кроме отходов пивоварения – 2,2%; солода – 10,5%; воды минеральной природной питьевой и воды питьевой – 19,9%; безалкогольных напитков – 7,1%. Производство минеральной и питьевой воды, безалкогольных напитков в регионе осуществляют 14 предприятий (занятость – 1 069 чел.). Производство пива в регионе осуществляют 23 предприятия (занятость – 719 чел.). Мощности предприятий (среднегодовые) по производству минеральной и питье- вой воды позволяют выпускать 2 762 млн полулитров (уровень загрузки мощностей – 39%). Мощности предприятий (среднегодовые) по производству безалкогольных на- питков позволяют выпускать 34,7 млн дкл (уровень загрузки мощностей 56%). Среднегодовая мощность предприятий по производству пива, кроме отходов пи- воварения – 11,025 тыс. дкл, уровень загрузки мощностей – 44%. Прирост объема отгруженной продукции только в Липецкой и Тамбовской об- ластях за период 2012-2020 гг. составил более 100%. В Рязанской, Курской и Орлов- ской областях объем отгруженной продукции снизился. Численность занятых в от- расли во всех регионах группы сравнения, кроме Воронежской области, снизилась. Заработная плата выросла во всех регионах сравнения. Рисунок 56 – Сопоставление ключевых показателей производства напитков с регионами сравнения Ɋɟɝɢɨɧ ɉɪɢɪɨɫɬ ɝ ɤ ɝ ɉɪɢɪɨɫɬ ɝ ɤ ɝ ɉɪɢɪɨɫɬ ɝ ɤ ɝ ɉɪɢɪɨɫɬ ɝ ɤ ɝ Ɋɨɫɬɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥ 31% -21% 66% 36% ɋɬɚɜɪɨɩɨɥɶɫɤɢɣ ɤɪ 10% -38% 78% 75% Ʉɪɚɫɧɨɞɚɪɫɤɢɣ ɤɪ 94% -6% 107% 88% Ȼɟɥɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥ 17% -28% 63% 94% Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥ 115% -22% 175% 75% Ɍɚɦɛɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥ 102% -1% 105% 112% ȼɨɪɨɧɟɠɫɤɚɹ ɨɛɥ 4% 52% -31% 36% Ɋɹɡɚɧɫɤɚɹ ɨɛɥ -7% -51% 92% 103% Ʉɭɪɫɤɚɹ ɨɛɥ -18% -28% 14% 45% Ɉɪɥɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥ -99% -73% -95% 118% Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɧ ɪɭɛ ɑɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɡɚɧɹɬɵɯ ɱɟɥ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɦɥɧ ɪɭɛ ɱɟɥ ɋɪɟɞɧɟɦɟɫɹɱɧɚɹ Ɂɉ ɬɵɫ ɪɭɛ 15 821 19 702 19 360 3 680 3 841 1 526 5 349 2 042 2 200 5 213 20 663 21 638 37 461 4 323 8 270 3 084 5 578 1 909 1 808 75 3 530 6 235 8 208 1 294 2 516 839 1 207 1 302 1 039 1 120 2 782 3 841 7 689 932 1 969 827 1 832 633 748 307 Источник: Росстат, аналитика LC-AV На текущем этапе рост производства в пищепереработке нивелируется ростом затрат, снижением рентабельности, в т.ч. за счет высокой волатильности цен на сы- рье, роста акцизов. После 2016 г. значительный рост выручки предприятий пищевой промышленности (с 79 млрд руб. в 2017 г. до 110 млрд руб. в 2019 г.) не приводит к росту добавленной стоимости (сохраняется на уровне 49 млрд руб. в этот период). Опережающий рост затрат снижает валовую прибыль и рентабельность. Снижаются объемы инвестиций в пищевую промышленность. Рисунок 57 – Динамика выручки предприятий и добавленной стоимости в пи- щевой промышленности и производстве напитков, млрд руб. 16 29 34 35 55 49 51 49 74 76 84 96 94 79 96 110 137 Ⱦɨɛɚɜɥɟɧɧɚɹ ɫɬɨɢɦɨɫɬɶ ȼɵɪɭɱɤɚ Источник: Росстат, аналитика LC-AV Экспорт продукции АПК и напитков является важным фактором расширения сбыта продукции. В 3 раза вырос экспорт продукции АПК за последние 3 года (с 176 до 532 млн долл. США). Доля экспорта в отгружаемой продукции АПК выросла с 6% до 14%. Основные продукты-драйверы: подсолнечное масло (+100 млн долл. США), подсолнечник (+54 млн долл. США, сахар (+46 млн долл. США), зерно (+31 млн долл. США). Рисунок 58 – Экспорт продукции АПК и напитков, млн долл. США 176 324 392 532 Ÿ 56 Источник: данные ФТС России Производство табачных изделий Производство табачных изделий в регионе осуществляют 2 предприятия. В от- расли занято 330 человек. Среднемесячная заработная плата 55,6 тыс. руб. Среднегодовые мощности предприятий отрасли позволяют выпускать: – сигареты – 6 550 млн штук (уровень загрузки 6%); – восстановленный табак – 17,0 тыс. т (97%). Индекс производства табачных изделий в 2020 г. составил 85,7%. Износ основных фондов отрасли – 60,2%. Малый и средний бизнес в АПК Значительный вклад в аграрную экономику Липецкой области вносят малые фор- мы хозяйствования. На 01.01.2021 г. в регионе задействовано 1143 КФХ, 392 ИП, занимающихся сель- ским хозяйством, 761 сельскохозяйственный потребительский кооператив, в том числе 322 кредитных, 46 перерабатывающих, 393 снабженческо-сбытовых. Доля малых форм хозяйствования в производстве сельхозпродукции составляет около 22% (в том числе КФХ – 9%, ЛПХ –13%). В 2020 г. объем производства пред- приятий малых форм хозяйствования составил 35,4 млрд руб. (прирост к 2019 г. +16%). В регионе действует господдержка в виде: – грантов (в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» на условиях софинансирования из федерального бюджета в 2020 г. предоставлено грантов на сумму 190,6 млн руб.); – финансовой поддержки (в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в 2020 г. предоставлена фи- нансовая поддержка на сумму 96,7 млн руб.); – субсидий (в рамках государственной программы «Развитие кооперации и кол- лективных форм собственности в Липецкой области» из областного бюджета предо- ставлены субсидии на покупку сельхозоборудования, животных, кормов, семян в сумме 16,9 млн руб). – займов (в рамках созданного НМКК «Липецкий областной фонд поддержки ма- лого и среднего предпринимательства», которым за 2020 г. предоставлено займов 121 КФХ на сумму 188,8 млн руб. и 65 СПоК на сумму 76,3 млн руб.); – оказания услуг малому сельскому бизнесу (в рамках деятельности Центра компетенций АПК Липецкой области, созданного в целях оказания разнообразного спектра услуг малому сельскому бизнесу: консультирование, подготовка документов на получение господдержки, кредитов, лизинга, бухгалтерское и налоговое сопрово- ждение и прочие услуги. В 2020 г. получателями услуг стали 506 КФХ, 47 СПоК и 354 ЛПХ. Центром компетенций было проведено 19 семинаров по вопросам развития малых форм хозяйствования, где проинформировано 699 человек по вопросам го- споддержки, организации КФХ, земельных отношений и другим). – развития сельской кооперации (в системе сельской кооперации на начало 2021 г. задействовано 123,3 тыс. чел. – 31,5% от общего количества сельских жителей Ли- пецкой области); – поддержки Центра развития кооперативов (структурного подразделения НМКК «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства»). Ключевые факторы развития агропромышленного комплекса Конкурентные преимущества: – Благоприятные и стабильные условия ведения сельского хозяйства (природные условия, стабильная урожайность, оптимальное распределение сельхозугодий, обе- спеченность зернохранилищами). – Наличие иностранных и отечественных селекционных центров: Германский семенной альянс (Германия), БАСФ (Германия), Байер (Германия), КВС (Германия), Прогрейн (Канада), НЦЗ им. П.П. Лукяненко (Краснодар), ЛГСИС. – Лидерство во внедрении технологий: производство овощей закрытого грунта, производство сахара (полный цикл), производство растительных масел (полный цикл). – Значительный внутренний рынок сбыта (потребители и перерабатывающие мощности в радиусе 1000 км), растущий экспорт. – Наличие технологий племенного животноводства (КРС, кролики, свиноводство и др.), динамичный рост реализации племенной продукции. – Успешный опыт реализации проектов АПК, в т.ч. полного цикла, с потенциалом увеличения производства и роста на экспортных рынках (модернизация производ- ства, рост качества и ассортимента продукции на основе высоких международных стандартов безопасности и конкурентоспособности, наличие успешных потреби- тельских брендов). – Эффективная ОЭЗ ППТ «Липецк» с потенциалом роста, действующие крупные кластеры с выстроенной системой подготовки кадров (производство и переработка зерна и технических культур, сахарной свеклы, картофеля, овощей, молока). – Активное развитие сельской кооперации по закупке, переработке и сбыту у населения и представителей КФХ сельхозпродукции, способствует ежегодному на- ращиванию производства. – Устойчивое развитие сельской кредитной кооперации, механизм которой на- правлен на финансовую поддержку личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. – Наличие государственных и региональных программ по развитию сельских тер- риторий, является существенной поддержкой малых форм хозяйствования в форми- ровании социально-бытовых условий, инженерных сетей и коммуникаций. – В регионе росту числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов способствует эффективно действующая трехуровневая система управления разви- тием кооперации «область – район – поселение» и активная работа институтов раз- вития кооперации. – На предприятиях Липецкой области внедряется цифровизация и автоматизация бизнес-процессов (внедрение маркировки пищевой продукции средствами иденти- фикации). Создано единое информационное пространство. Ведется цифровизация сельского хозяйства Липецкой области: осуществление государственных услуг в элек- тронном виде, мониторинг земель сельскохозяйственного назначения современными цифровыми методами, оцифровка полей, внедрение системы точного земледелия и оснащение сельскохозяйственной техники спутниковыми системами навигации. Ключевые проблемы: – Высокая зависимость отрасли от импортных семян. – Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию. – Низкая привлекательность села для работы: низкая оплата труда, отсутствие инфраструктуры, качественного медобслуживания, удаленность школ, отсутствие детских садов, низкое качество образования. Сложность привлечения качественных специалистов. – Устаревание производственной инфраструктуры животноводства, недостаток инфраструктуры переработки у ключевых сельхозпроизводителей. – Экологические проблемы, связанные с отходами животноводства, ограничива- ют потенциальный рост. – Недостаток инфраструктуры высшего образования в области животноводства. – Рост себестоимости производства молока опережает рост закупочных цен. – Высокая зависимость от племенного молодняка скота, инкубационного яйца, биоматериалов. – Слабое развитие в регионе логистики продукции АПК, в т.ч. для обеспечения экспорта (ж/д и автотранспорт). – Низкий уровень эффективности (систематизации) товарных потоков в действу- ющей транспортно-логистической инфраструктуре сдерживает развития перераба- тывающей промышленности. – Зависимость от федеральных ритейлеров в расширении рынков сбыта продук- ции. – На текущем этапе рост производства в пищепереработке нивелируется ростом затрат, снижением рентабельности, в т.ч. за счет высокой волатильности цен на сы- рье, ростом акцизов. – Недостаточный запас эффективности предприятий для высококонкурентного рынка. – Недостаточное количество квалифицированных кадров в мясной промышлен- ности. – Низкий уровень инновационной активности, высокая затратность реализации ИТ-проектов для организаций. – Достаточно высокая степень износа основных фондов ряда отраслей. – Слабое вовлечение КФХ и ЛПХ в развитие региональной туриндустрии. – Проблемы как в кредитовании малого агробизнеса, так в расчетно-кассовом обслуживании представителями финансово-кредитных учреждений (коммерческих банков). Стратегические вызовы: – Необходимость повышения продовольственной безопасности России, включая вклад Липецкой области. – Растущие экологические требования к продукции АПК. – Необходимость внедрения инновационных технологий для сохранения темпов роста и эффективности растениеводства. Устойчивый рост производства и экспорта продукции АПК в Липецкой области, при наличии значительного тренда роста по- требления в мире, ограничивается недостатком сельскохозяйственных площадей. Дальнейший рост требует внедрения инновационных технологий повышений произ- водительности сельхозугодий. – Обеспечение эффективности АПК в целом требует расширения переработки основных видов продукции растениеводства и животноводства на территории Ли- пецкой области. – Несоответствие спроса и предложения трудовых ресурсов (сельская местность – сельское хозяйство). – Племенное животноводство – драйвер развития отрасли животноводства. – Рост спроса в целом, рост спроса на органическую продукцию, овощи и фрукты (ЗОЖ). – Высокой уровень конкуренции на региональных и международных рынках, конкуренция растет. В условиях растущей конкуренции фактор эффективности всей системы создания конечного продукта играет ключевую роль, обеспечивая высокий уровень рентабельности и дальнейший рост. Это требует максимальной подстройки всей цепочки создания продукта (сырье, переработка, логистика, сбыт) под требова- ния экологичности, эффективности. – Малые формы предпринимательства в АПК играют опорную роль в процессе модернизации сельских территорий, являясь источником трансляции новых ценно- стей, формируя социальные устремления и образ жизни, соответствующие реалиям современности (производство натуральной продукции и участие в международных выставках, участие в программах развития экотуризма, гастрономического туризма и т.п.). Риски: – Рост себестоимости продукции растениеводства при увеличении цен на энер- гоносители, топливо, минеральные удобрения и др. – Риск снижения государственной поддержки аграрного сектора. – Риск прекращения поставок импортных семян, племенного молодняка скота, инкубационного яйца, биоматериалов. – Низкая привлекательность села (сложность привлечения качественных специ- алистов). – Снижение потребления продуктов питания, связанное со снижением численно- сти населения, а также снижением реальных располагаемых доходов и переориента- цией на продукты первой необходимости. – ESG-риски: риски повышения загрязнения окружающей среды, риски социаль- ного характера, риски управления АПК. – Высокая доля импортируемого оборудования для производства пищевых про- дуктов. Низкий темп импортозамещения отечественным технологическим оборудо- ванием. – Ухудшение инвестиционного климата, инфляция, изменение валютного курса, банковские риски. – Высокий уровень конкуренции на региональных и международных рынках мо- жет привести к росту числа убыточных предприятий. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Цели и задачи развития АПК определены на основе сделанных по итогам диа- гностики выводов о необходимости интенсификации производства продукции рас- тениеводства и животноводства, интенсификации производства пищевых продуктов, углубления переработки, повышения качества жизни в сельской местности. Цель: Ц 4.4. Липецкая область – один из регионов-лидеров развития умного и экологичного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность стра- ны, трансформирующегося от сырьевого производства к производству и вы- воду на российский и глобальные рынки уникальной, безопасной продукции. ПЦ 4.4.1. Липецкая область – регион эффективного, рационального и ди- версифицированного сельскохозяйственного производства, основанного на принципах устойчивого развития и использования инновационных техноло- гий. Задачи: З 4.4.1.1. Увеличение добавленной стоимости продукции растениеводства с применением новых технологий экологичного (органического) сельского хозяйства. З 4.4.1.2. Создание высокоэффективной системы селекции и семеноводства, применение при производстве продукции растениеводства элитных семян и семян высоких репродукций, разработанных на основе инновационных отечественных тех- нологий. З 4.4.1.3 Развитие природосберегающих агротехнологий, включая органическое сельское хозяйство, агротехнологий в сфере интегрированной защиты от вредите- лей, водо- и почвосберегающего сельского хозяйства, технологий, содействующих восстановлению плодородия деградированных почв. З 4.4.1.4 Стимулирование вовлечения в сельскохозяйственный оборот неис- пользуемых и малопродуктивных земель за счет проведения гидромелиоративных мероприятий. З 4.4.1.5 Увеличение объемов производства продукции животноводства с учетом снижения экологического воздействия отходов животноводства на окружающую сре- ду, с развитой инфраструктурой первичной переработки продукции. З 4.4.1.6 Развитие племенного животноводства. Содействие наращиванию на территории области производства импортозамещающей племенной продукции жи- вотноводства и птицеводства на основе современных методов селекции. З 4.4.1.7 Содействие проведению противоэпизоотических и ветеринарно-сани- тарных мероприятий. З 4.4.1.8 Содействие развитию малых форм хозяйствования. З 4.4.1.9 Минимизация экологического ущерба, наносимого предприятиями АПК. ПЦ 4.4.2. Липецкая область – производитель и экспортер конкурентоспо- собных, брендированных, экологически чистых, высококачественных продук- тов питания и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции. Задачи: З 4.4.2.1. Создание агротехнологического хаба: расширение мощностей по про- изводству продукции АПК и продукции смежных отраслей, развитие транспортно-ло- гистической инфраструктуры. З 4.4.2.2. Создание транспортно-логистической инфраструктуры и сервисов для агропромышленных предприятий Липецкой области. Оказание содействия сельхоз- товаропроизводителям по созданию и увеличению мощностей хранения плодоовощ- ной продукции. З 4.4.2.3. Создание кластера глубокой переработки масличных культур. З 4.4.2.4. Увеличение объемов круглогодичного производства продукции расте- ниеводства в закрытом грунте. Содействие развитию садоводства. З 4.4.2.5. Повышение инвестиционной привлекательности пищевой промышлен- ности. З 4.4.2.6. Создание или использование имеющейся инфраструктуры для реали- зации инвестиционных проектов в сфере АПК и развития села. З 4.4.2.7. Расширение производства продукции АПК, вывозимой за пределы Липецкой области и на экспорт: расширение ассортимента продукции, внедрение международных экологических стандартов, внедрение инноваций. Расширение экс- портной инфраструктуры. Таблица 30 – Ключевые индикаторы Цели 4.4. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Рост производства про- дукции сельского хозяй- ства в сопоставимых це- нах к уровню 2020 г., % ПЦ 4.4.1. Инерционный 100,0 88,9 94,3 95,8 98,0 98,7 99,1 99,6 100,2100,6101,1 Базовый 100,0 88,9 100,8102,5104,9106,8108,6110,3111,5113,1115,9 Оптимистический 100,0 88,9 108,0109,9112,6114,9117,0119,1120,8122,2124,0 Индекс физического объема инвестиций в ос- новной капитал в сель- ском хозяйстве, % ПЦ 4.4.1. Инерционный 100,0110,0107,5104,2104,5105,0105,5106,4107,5109,0111,0 Базовый 100,0110,0108,0105,0106,0107,0108,5110,0112,0114,0116,5 Оптимистический 100,0110,0115,0115,1116,4118,0120,0125,0128,0132,0135,0 Производство на тер- ритории области семян высоких репродукций, тыс. т ПЦ 4.4.1. Инерционный 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 Базовый 18 18 18 18 18 18 18 22 22 22 22 Оптимистический 18 18 18 18 18 18 18 25 25 25 25 Доля малых форм хозяй- ствования (хозяйства населения, КФХ и ИП) в производстве продукции сельского хозяйства, % ПЦ 4.4.1. Инерционный 21,8 22,7 21,0 22,0 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 Базовый 21,8 22,7 22,8 23,0 23,0 23,5 23,7 23,8 24,0 24,0 24,0 Оптимистический 21,8 22,7 23,0 23,1 23,3 23,7 24,0 24,0 25,0 25,0 25,0 Положительное сальдо торгового баланса Ли- пецкой области по про- довольственным товарам и сырью, % превышения экспорта над импортом ПЦ 4.4.2. Инерционный 396 355 360 386 397 404 408 418 422 431 438 Базовый 396 355 360 386 397 404 408 418 422 431 438 Оптимистический 396 355 374 401 412 422 424 433 438 447 455 Индекс производства пи- щевых продуктов к 2020 году, % ПЦ 4.4.2. Инерционный 100,0 98,6 101,0101,4102,6105,1108,3112,5117,9123,7129,8 Базовый 100,0 98,6 101,1104,0108,0119,0127,0135,0141,7149,0156,4 Оптимистический 100,0 98,6 101,2106,2111,0123,0132,0141,0148,6156,6165,0 Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Индекс физического объема инвестиций в ос- новной капитал в произ- водстве пищевых про- дуктов к 2020 году, % ПЦ 4.4.2. Инерционный 100,0102,0102,3103,0103,5104,5106,1109,0111,0113,6115,0 Базовый 100,0102,0104,2106,8107,5109,0111,6115,0117,2120,0122,5 Оптимистический 100,0102,0106,9110,0111,0113,0115,8119,4121,8124,8127,6 5.4.1.6 Торговля и потребительская сфера Текущая ситуация Потребительский рынок области является крупной составной частью экономики региона, призван обеспечивать условия полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, их доступность - территори- альную и ценовую. Сфера розничной торговли и услуг населению выступает одним из индикаторов экономики. оборот розничной торговли и объем оказываемых услуг используются как индикаторы экономического состояния экономики. Неэффективное развитие от- расли ставит под угрозу развитие экономики региона, отражается на качестве жизни, безопасности и здоровье населения. За 2020 г. оборот розничной торговли в целом по области снизился на 6,5% к уровню 2019 г. (в сопоставимых ценах). В сфере общественного питания снижение оборота составило 18,7%. Отрицательная динамика отмечена и в сфере бытовых услуг, снижение объемов к уровню прошлого года составило 13,8%. Оборот рознич- ной торговли в расчете на душу населения за 2020 г. составил 235,4 тыс. руб., обще- ственного питания – 5,9 тыс. руб., объем бытовых услуг – 9,1 тыс. руб. Инфраструктура потребительского рынка динамично развивается. По состоянию на 1 января 2021 г. обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по области составляет 811,8 кв. м на 1 тыс. жителей, что выше норма- тива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов на 165,8 кв. м. В связи с отсутствием экономической привлекательности для субъектов малого и среднего предпринимательства сохраняется недостаток торговых предприятий в сельской местности, основными потребителями которых являются жители с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные граждане. В 4-х муниципальных районах норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов не достигнут. Сохраняется проблема неравномерного размещения торговых объектов на тер- ритории области. В сложном положении находятся населенные пункты, расположен- ные вдали от крупных поселений, дорожных магистралей и с небольшим (до 200 че- ловек) количеством проживающих. Большая часть сельских поселений области (1073 поселения, в том числе с численностью проживающего населения 0 человек – 120 населенных пунктов) не имеют стационарных розничных предприятий. Организация торгового и бытового обслуживания жителей осуществляется через развозную тор- говлю и выездное обслуживание. Из областного бюджета оказывается государственная поддержка: финансирова- ние мероприятий, направленных на доставку товаров и заказов при оказании торго- вых и бытовых услуг жителям сельских населенных пунктов. Различные программы подготовки специалистов для сферы потребительского рынка реализуются в высших учебных заведениях и профессиональных образова- тельных организациях, расположенных на территории региона. Кроме того, обучение специалистов проводится крупными компаниями самостоятельно. Активное развитие сетевых предприятий торговли, удельный вес которых в обо- роте розничной торговли составляет 34,1%, создает угрозу вытеснения традицион- ной розницы, малых форматов торговли и региональных сетевых операторов. Рисунок 59 – Объем потребительского рынка, млрд руб. Ɉɛɨɪɨɬ ɪɨɡɧɢɱɧɨɣ ɬɨɪɝɨɜɥɢ Ɉɛɴɟɦ ɩɥɚɬɧɵɯ ɭɫɥɭɝ ɧɚɫɟɥɟɧɢɸ Ɉɛɨɪɨɬ ɨɛɳɟɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɩɢɬɚɧɢɹ Ɉɛɴɟɦ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɶɫɤɨɝɨ ɪɵɧɤɚ Рисунок 60 – Основные параметры потребительской сферы Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɜ ɈɄ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ǻ ǻ ɋɪɟɞɧɟɫɩɢɫɨɱɧɚɹ ɱɢɫɥɟɧɧɨɫɬɶ ɪɚɛɨɬɧɢɤɨɜ ɬɵɫ ɱɟɥ ǻ ǻ ɋɪɟɞɧɟɦɟɫɹɱɧɚɹ Ɂɉ ɬɵɫ ɪɭɛ ǻ ǻ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɝɨɞɨɜɚɹ Ɂɉ ɢ ɧɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫɨɥɢɞɢɪɨɜɚɧɧɵɣ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɦɥɧ ɪɭɛ ǻ ǻ 5 15 5 15 ɂɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɛɟɡ Ɇɉ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɇɚɤɨɩɥɟɧɧɵɟ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɢ ɫ ɝ 2 4 ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɦɥɪɞ ɪɭɛ ɇɚɥɨɝɢ ɜ ɤɨɧɫ ɛɸɞɠɟɬ ɊɎ ɛɟɡ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɯ ɦɥɪɞ ɪɭɛ Ɉɬɝɪɭɡɤɚ ɦɥɧ ɪɭɛ Ɂɚɪɩɥɚɬɚ ɝɨɞɨɜɚɹ ɦɥɧ ɪɭɛ ɇɚɥɨɝɢ ɧɚ ɡɚɧɹɬɨɝɨ ɦɥɧ ɪɭɛ Источник: Росстат, аналитика LC-AV Конкурентные преимущества: – Развитая инфраструктура розничной торговли, общественного питания и пред- приятий бытового обслуживания населения. – Наличие государственной поддержки из областного бюджета в сфере торгово- го и бытового обслуживания при обслуживании сельских территорий. – Наличие образовательной базы для подготовки квалифицированных специали- стов для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Ключевые проблемы: – Неравномерное размещение объектов торговли и услуг (преимущественно в городах и крупных населенных пунктах). – Непривлекательность малочисленных сельских территорий для размещения новых торговых объектов. – Вытеснение традиционной розницы, малых форматов торговли и региональных сетевых операторов. – Проникновение на потребительский рынок низкокачественных и фальсифици- рованных товаров. Стратегические вызовы: – Развитие интернет-торговли, внедрение новых технологий в потребительскую сферу. – Концентрация транспортно-логистической инфраструктуры в центральных ре- гионах России (Москва, Санкт-Петербург). – Рост доли персональных и бытовых услуг в потребительских расходах населе- ния. Риски: – Снижение покупательной способности населения, что приведет к уменьшению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, снижению удельного веса товаров местного производства, закрытию предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Приоритетные направления развития потребительской сферы Цель: Ц 4.5. Потребительская сфера Липецкой области – развитый и доступный по- требительский рынок с широким ассортиментом товаров и услуг на всей территории области, основанный на современных технологиях и высокой предпринимательской активности. Задачи: З 4.5.0.1. Развитие розничной торговли с применением современных форматов для расширения ассортимента и повышения доступности товаров на территории об- ласти, интеграция субъектов малого предпринимательства с сетевым ритейлом. З 4.5.0.2. Повышение доступности и качества услуг общественного питания с применением современных технологий, в т.ч. распространение агрегаторов по до- ставке еды, поддержка объектов органического питания, сети фудтраков, гастроно- мических сетей. З 4.5.0.3. Поддержка ярмарочной деятельности на территории области с привле- чением местных производителей, организация гастрономических фестивалей. З 4.5.0.4. Обеспечение равного доступа населения к персональным и бытовым услугам на всей территории области, в т.ч. с применением цифровых технологий. З 4.5.0.5. Стимулирование создания местных брендов и привлечения франшиз. Таблица 31 – Ключевые индикаторы Цели 4.5. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Индекс физического объ- ема оборота розничной торговли, % Ц 4.5. Инерционный 93,5 104,8 100,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 Базовый 93,5 104,8 102,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Оптимистический 93,5 104,8 103,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 Индекс физического объ- ема оборота обществен- ного питания, % Ц 4.5. Инерционный 81,3 123,1 100,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 Базовый 81,3 123,1 102,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Оптимистический 81,3 123,1 103,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 Индекс физического объ- ема платных услуг, % Ц 4.5. Инерционный 87,8 108,2 100,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 98,0 Базовый 87,8 108,2 102,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Оптимистический 87,8 108,2 103,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 102,0 5.4.1.7 Туризм Текущая ситуация Липецкая область относится к числу регионов с устойчивыми темпами развития туризма. За последние десять лет наблюдается увеличение туристского потока в среднем на 13% в год (от 4,9% до 21% в год). Туристский бренд «Липецкая земля» способствует узнаваемости региона на рын- ке туризма. Повышение конкурентоспособности региона на рынке туризма связано с развитием туристских агломераций (Липецкая и Елецко-Задонская), имеющих вы- раженный спектр специализации территорий опережающего развития (деловой, культурно-познавательный, образовательный, сельский, лечебно-оздоровительный, религиозный/паломнический виды туризма). В сфере туризма занято относительно небольшое число работоспособного насе- ления – 0,3% от общего числа работоспособного населения (Рисунок 61). Развитая система подготовки и профессиональной переподготовки обеспечи- вает высокий уровень компетенций кадров. Однако, оттоку кадров в другие регионы Продолжение на 26-й стр. Продолжение. Начало на 7 –24-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz