Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 22 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Работа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, поддержке МСП и СКПК в Липецкой области также ведется по следующим основным направлениям: – господдержка экспортно-ориентированных МСП, центр «Мой бизнес», «Техно- парк-Липецк», предоставление микрозаймов и гарантий для МСП; – популяризация предпринимательства, реализация проекта «Наставничество начинающих предпринимателей в Липецкой области», сформирована команда на- ставников (30 человек); – финансовая поддержка фермеров и сельской кооперации (в рамках региональ- ного проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской коопе- рации»); – оказание услуг малому сельскому бизнесу (в рамках деятельности Центра ком- петенций АПК Липецкой области). В 2020 г. в условиях ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распро- странения на территории области коронавирусной инфекции, под ударом оказалось большинство коммерческих компаний, особенно малых и средних предприятий. Во исполнение пункта 4 подпункта «б» Перечня поручений Президента Россий- ской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронави- русной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации в Липецкой обла- сти утвержден и успешно реализован региональный план первоочередных меропри- ятий по обеспечению устойчивого развития экономики Липецкой области, который включил в себя, в том числе поддержку субъектов МСП. Конкурентные преимущества: – Развитая бизнес-инфраструктура (ОЭЗ, индустриальные парки и технопарки, офисная инфраструктура, центр «Мой бизнес» и его филиал в г. Ельце, институт биз- нес-кураторства в 4 муниципальных образованиях, инфраструктура розничной тор- говли, общественного питания и т.п.). – Наличие разнообразных форм государственной поддержки предприниматель- ства из областного бюджета. – Наличие образовательной базы для подготовки квалифицированных менедже- ров и специалистов в различных отраслях реального сектора экономики. Ключевые проблемы: – Неравномерность спроса на товары и услуги (преимущественно в городах и крупных населенных пунктах). – Непривлекательность малочисленных сельских территорий для развития биз- неса. – Отток специалистов в другие регионы с более высоким уровнем заработной платы. – Недостаток квалифицированных кадров рабочих специальностей. – Недостаток промышленных площадок для развития производственных субъек- тов МСП. – Вытеснение традиционной розницы, малых форматов торговли и региональных сетевых операторов. – Проникновение на потребительский рынок низкокачественных и фальсифици- рованных товаров. Стратегические вызовы: – Сокращение внутреннего рынка, связанное с сокращением численности насе- ления. – Переход розничной торговли и услуг в интернет-пространство приведет к вы- свобождению коммерческой недвижимости. Риски: – Снижение покупательной способности населения, что приведет к уменьшению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, снижению удельного веса товаров местного производства, закрытию ряда предприятий. Приоритетные направления развития и поддержки предпринимательства Цель: Ц 4.1. Липецкая область – регион успешного предпринимательства, обеспе- чивающий занятость населения и условия для достойного и эффективного труда ПЦ 4.1.1. Липецкая область – регион с благоприятными условиями развития бизнеса, в приоритетных направлениях рождаются национальные чемпионы. Задачи: З 4.1.1.1. Содействие достижению субъектами лидерами Липецкой области по- зиций национальных и мировых лидеров в приоритетных направлениях развития об- ласти: – Обеспечение открытости Липецкой области для крупнейших транснациональ- ных и отечественных корпораций, превращение ее в площадку для их интеграции в Центральный федеральный округ. – Привлечение в бизнес-среду Липецкой области крупнейших мировых игроков в качестве бизнес и технологических партнеров с целью упрощения для предприни- мателей Липецкой области процесса включения в международное разделение труда. – Поддержка инвестиций (см. п. 5.4.3) и экспорта (см. п. 5.4.4). З 4.1.1.2. Создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса: – Создание благоприятных условий взаимодействия предпринимателей (МСП, крупный бизнес – МСП, предприниматели и «третий сектор»), государственно-част- ного и муниципально-частного партнерства, низких административных барьеров для предпринимателей, качественного сотрудничества и координации в сфере поддерж- ки бизнеса и предпринимательства. – Стимулирование повышения кадрового потенциала субъектов предпринима- тельства на основе роста предпринимательской инициативы и качества доступа предпринимателей к человеческому капиталу. – Обеспечение равного доступа к природным ресурсам для предпринимателей (включая субъекты МСП) и равное соблюдение ими принципов устойчивого развития. – Обеспечение качества и доступности инфраструктуры для предпринимателей (включая субъекты МСП). З 4.1.1.3. Создание условий для повышения производительности труда на пред- приятиях базовых несырьевых отраслей экономики: – Стимулирование повышения качества управления предприятиями, в том числе путем внедрения принципов бережливого производства и систем контроля качества, в рамках федеральных проектов повышения производительности труда. – Разработка и реализация регионального проекта ускоренного роста произво- дительности труда за счет использования более широкого (по сравнению с феде- ральным проектом) круга инструментов, апробированных на опыте лучших отече- ственных и зарубежных предприятий. – Стимулирование освоения предприятиями наилучших доступных наукоёмких технологий, направленных на повышение качества и снижение себестоимости выпу- скаемой продукции (работ, услуг). – Развитие партнерства РЦК и Фонда развития промышленности Липецкой обла- сти с сообществами консультантов по управлению и экспертов по технологическим и управленческим инновациям. ПЦ 4.1.2. Развитие системы поддержки МСП и СКПК с целью повышения их результативности, формирование экосистемы поддержки инновационных МСП. Задачи: З 4.1.2.1. Совершенствование инструментов развития и поддержки МСП и СКПК: – Анализ результативности их исполнения для выявления наиболее эффективно работающих инструментов; перераспределение финансирования в пользу эффек- тивно работающих инструментов поддержки МСП и СКПК. – Создание в муниципальных образованиях института бизнес-кураторов с целью оказания практической и консультационной помощи субъектам МСП, информиро- вания предпринимателей о мерах поддержки, предоставляемых бизнесу в регионе, фиксации вопросов и обращений предпринимателей, которые впоследствии реша- ются на муниципальном или областном уровнях, организации взаимодействия биз- неса с общественными объединениями, бизнес-сообществами, органами государ- ственной власти и надзорными органами. – Содействие подбору, оформлению и запуску предпринимательских проектов в сфере услуг по франшизе. – Активное задействование СМИ для информирования предпринимателей о воз- можностях в сфере получения поддержки развития МСП. З 4.1.2.2. Формирование экосистемы поддержки инновационных МСП, в которой различные элементы органично дополняют друг друга, порождая синергетический эффект: – Содействие участию инновационных МСП в акселераторах. – Содействие (информирование, консультации, помощь в оформлении заявок) участию инновационных МСП в получении федерального венчурного и грантового финансирования на посевной и стартап- стадиях. – Содействие (информирование, консультации, помощь в оформлении заявок) участию инновационных МСП в получении федеральных субсидий и грантов на ста- дии коммерциализации результатов научных разработок. – Содействие (информирование, консультации, помощь в оформлении заявок) участию инновационных МСП в получении федеральных субсидий для обеспечения перехода предприятия к стадии массового выпуска продукции. – Субсидирование части затрат инновационных МСП на получение патентов и сертификатов, участие в выставках и т.п. – Вовлечение школьников в инновационную деятельность путем внедрения про- грамм технологического предпринимательства в детских технопарках, а также путем содействия участию в конкурсах программы «Вовлечение школьников в инновацион- ную деятельность» Фонда содействия инновациям. – Доработка существующих в Липецкой области инструментов поддержки инно- вационных МСП таким образом, чтобы они органично дополняли друг друга. Таблица 26 – Ключевые индикаторы Цели 4.1. Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Количество предприятий Липецкой области, входя- щих в Top-200 крупнейших частных компаний России (Forbes.ru), ед. ПЦ 4.1.1 Инерционный 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Базовый 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Оптимистический 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 Объем ВРП, млрд руб. ПЦ 4.1.1 Инерционный 619 706 757 807 859 908 963 1 023 1 091 1 159 1 232 Базовый 619 706 762 816 873 941 1 011 1 087 1 163 1 248 1 337 Оптимистический 619 706 774 836 899 984 1 063 1 150 1 245 1 344 1 449 Индекс физического объ- ема ВРП, % ПЦ 4.1.1 Инерционный 102,7 102,3 102,0 101,4 101,7 101,1 101,4 101,7 102,1 101,6 101,7 Базовый 102,7 102,3 103,4 102,5 102,7 103,2 102,8 102,8 102,5 102,7 102,5 Оптимистический 102,7 102,3 104,5 103,4 103,3 104,7 103,4 103,6 103,6 103,3 103,2 Темп роста выпуска това- ров и услуг по базовым ви- дам экономической дея- тельности, % ПЦ 4.1.1 Инерционный 103,1 102,1 106,4 105,8 105,8 105,7 105,4 105,2 106,1 105,7 105,4 Базовый 103,1 102,1 107,1 106,9 106,8 108,2 107,6 107,1 108,0 107,4 106,9 Оптимистический 103,1 102,1 108,8 107,9 107,4 110,1 109,3 108,6 109,8 109,0 108,3 Индекс производительно- сти труда, % ПЦ 4.1.1 Инерционный 104,4 103,3 101,9 101,3 101,3 101,8 101,8 101,9 102,1 102,0 102,0 Базовый 104,4 103,3 102,9 102,2 102,0 102,5 102,4 102,4 102,4 102,4 102,4 Оптимистический 104,4 103,3 104,7 103,2 102,7 103,4 103,1 103,1 103,2 103,1 103,0 Отношение числа высоко- производительных рабочих мест к среднегодовой чис- ленности занятого насе- ления, % ПЦ 4.1.1 Инерционный 30,2 30,7 30,7 30,7 30,8 30,8 30,8 30,9 30,9 31,0 31,2 Базовый 30,2 30,7 31,2 31,8 32,4 33,1 33,7 34,3 35,0 35,7 36,5 Оптимистический 30,2 30,7 31,4 31,9 32,7 33,4 33,9 34,5 35,5 36,2 36,7 Индикатор Цели 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Численность занятых в сфере малого и средне- го предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и само- занятых, тыс. чел ПЦ 4.1.2 Инерционный 142,2 144,5 146,8 149,4 152,4 152,6 152,8 153,6 154,7 155,7 157,0 Базовый 142,2 144,5 146,8 149,4 152,4 154,4 155,7 156,5 157,6 158,6 159,9 Оптимистический 142,2 144,5 146,8 152,0 156,1 158,3 162,4 165,6 168,8 172,6 176,4 Оборот малых и средних предприятий, включая ми- кропредприятия, млрд руб. ПЦ 4.1.2 Инерционный 373,5 457,6 471,7 488,7 507,3 525,6 544,5 566,3 590,1 614,9 642,0 Базовый 373,5 457,6 472,7 489,7 526,4 557,5 587,6 617,0 649,1 682,9 719,8 Оптимистический 373,5 457,6 472,7 511,5 548,7 581,8 623,6 664,3 707,5 756,1 807,4 Темп роста оборота МСП, % ПЦ 4.1.2 Инерционный 114,0 122,5 103,1 103,6 103,8 103,6 103,6 104,0 104,2 104,2 104,4 Базовый 114,0 122,5 103,3 103,6 107,5 105,9 105,4 105,0 105,2 105,2 105,4 Оптимистический 114,0 122,5 103,3 108,2 107,3 106,0 107,2 106,5 106,5 106,9 106,8 Удельный вес малых пред- приятий, осуществлявших технологические иннова- ции, в общем числе обсле- дованных малых предпри- ятий, % ПЦ 4.1.2 Инерционный - 13,3 - 12,6 - 12,2 - 11,8 - 11,5 - Базовый - 13,3 - 13,9 - 14,5 - 15,1 - 15,7 - Оптимистический - 13,3 - 13,9 - 14,5 - 15,1 - 15,7 - 5.4.1.2 Кластерная активация Текущая ситуация В настоящее время на территории Липецкой области сформированы четыре ин- новационных и промышленных кластера и один межрегиональный промышленный кластер: 1. Инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообра- ботки Липецкой области «Долина машиностроения». Кластер образован в 2016 году. В кластер по оценке на 01.01.2021 г. входят 128 организации, из которых 95 пред- приятий представляют промышленный комплекс региона. Включён в реестр инно- вационных кластеров Минэкономразвития России в соответствии с Протоколом №2 от 18 октября 2016 г. заседания Совета приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлека- тельности мирового уровня. 2. Промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промыш- ленности «ЛИПЕЦКМАШ». Кластер образован на территории Липецкой области в 2015 г. В настоящий момент в кластер входят 37 участников, из них промышленных предприятий – 21. 3. Промышленный инновационный территориальный кластер белой техники. Кластер образован в 2015 году. В него входят 22 участника, из них 16 промышленных предприятий. 4. Промышленный инновационный территориальный кластер композитных мате- риалов и изделий из них. Кластер образован на территории Липецкой области в 2014 году. В настоящий момент в кластер входят 10 участников, из них промышленных предприятий – 8. 5. Также в 2018 г. создан «Межрегиональный насосостроительный кластер», включающий предприятия Воронежской и Липецкой областей. В 2021 г. Фондом развития промышленности Липецкой области проведена про- работка вопроса создания перспективных промышленных кластеров на территории Липецкой области: – В феврале 2021 г. спроектирована модель промышленного кластера сельхоз- машиностроения. – 03 марта 2021 г. проведена стратегическая сессия по созданию кластера сель- хозмашиностроения, организованная Фондом развития промышленности Липецкой области при поддержке Управления инвестиций и инноваций Липецкой области. – 19 марта 2021 года Фонд развития промышленности Липецкой области органи- зовал встречу представителей якорных предприятий перспективного кластера сель- хозмашиностроения: ООО «Квернеланд груп манюфектеринг Липецк», ООО «ХОРШ Русь» и ПАО «Грязинский культиваторный завод», которая проходила на площадке ООО «Квернеланд груп манюфектеринг Липецк». В ходе встречи были выявлены вы- годы для каждого якорного участника от его вхождения в промышленный кластер, общие потребности, проведено обсуждение вопросов, интересующих предприятия (например, вопрос интеллектуальной собственности при работе с поставщиками, особенно при выходе на внешние рынки, и пр.), определены ключевые направления развития кооперационных связей. – В период май 2021 г. – август 2021 г. Фонд развития промышленности Липецкой области участвовал в сборе информации и активизации кооперационных связей по- тенциальных участников промышленного кластера. В ходе работы с потенциальными участниками кластера установлено, что уровень кооперации между ними не соответ- ствует требуемым значениям согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. №779 «О промышленных кластерах и специализиро- ванных организациях промышленных кластеров». – Ведется проработка альтернативного варианта развития промышленных кла- стеров в Липецкой области — создание межрегионального кластера сельхозмаши- ностроения и возможного переименования (расширение отраслевого сегмента) кластера. – В ноябре 2021 г. Фонд развития промышленности Липецкой области стал чле- ном Ассоциации кластеров и технопарков России — для получения оперативной ин- формации и поддержки в направлении развития и создания кластеров. – Создана электронная платформа для развития промышленной кооперации про- изводителей Липецкой области —Маркетплейс (lipetsk.ru). Политика кластерной активации В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования ро- ста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50% экономики и концентрируется более 40% занятых. Это дает основания сделать стержнем экономической политики Липецкой области кластерную активацию, под которой понимается акцентированная и концен- трированная политика стимулирования создания и развития кластеров со стороны власти (государственной, муниципальной), бизнеса с целью ускорения социальноэ- кономического развития и повышения конкурентоспособности региона, осуществля- емая посредством оформленного набора мер и механизмов прямого стимулирова- ния (в рамках флагманских проектов кластерной активации, закрепляемых в Плане мероприятий по реализации Стратегии) со стороны специально созданного институ- та развития кластеров. Кластерная активация предполагает: – концентрацию на приоритетных направлениях, способных обеспечить экономи- ческий рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международ- ных рынках. Создание кластера/субкластеров умной экономики на основе действую- щих экономических комплексов в ряде приоритетных направлений развития; – стимулирование экономического роста в условиях поэтапного перехода от временного ограничения конкуренции (замещения импорта) через стимулирование развития локальных бизнесов к устойчивому экспорто ориентированному развитию на открытом конкурентном рынке; – новые акценты политики создания экосистем предпринимательства и иннова- ций, инвестиционной политики; – формирование интегрированных технологических цепочек, обеспечивающих повышение доли добавленной стоимости, производимой в Липецкой области; – переход от макроэкономического регулирования к кластерной политике с ис- пользованием активных методов стимулирующего вмешательства государства в со- циальноэкономическое развитие; – помощь региона в продвижении отечественных товаров на внутреннем и внеш- них рынках; – межрегиональную интеграцию в процессе разработки кластерной политики и образование трансграничных кластеров Центрально-Черноземного макрорегиона; – государственную политику стимулирования развития связей между вузами, ис- следовательскими институтами и бизнесом и привлечения в центры знаний и пред- принимательства отечественных и зарубежных предприятий; – формирование центров конкурентоспособности и высоких технологий, техно- полисов на базе и вокруг вузов; – «подтягивание» отсталых территорий посредством формирования субкласте- ров умной экономики, основанных на инновационных технологиях; – стимулирование реализации проектов, несущих максимальный мультиплика- тивный и синергетический эффекты для экономики региона в целом. Политика кластерной активации позволяет поновому взглянуть на развитие пред- принимательства. Конкурентоспособный кластер – это взаимосвязанные крупный, средний и малый бизнес. При этом роль МСП очень велика, особенно в развитии ин- новационных направлений и сервисов. Сегодня МСП эффективно используется как форма построения бизнеса в рамках крупных корпораций и холдингов. Наиболее перспективной и эффективной формой МСП в рамках кластеров яв- ляются профессиональные сервисные и малые производственные компании, по- скольку им свойственны высокая предпринимательская культура, использование проектного управления, командные принципы работы, непрерывное образование и самосовершенствование сотрудников, гибкие формы занятости, персонификация продуктов и услуг, инновационность, умение взаимодействовать с партнерами и конкурентами. Увеличение доли и роли профессиональных сервисных и малых про- изводственных компаний в экономике Липецкой области – одно из приоритетных направлений развития. Для таких компаний, как и для бизнеса в целом, нужен благо- приятный хозяйственный климат, экосистема предпринимательства. Развитие инновационноинвестиционной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Липецкой области должно осуществляться не только за счет государственного финансирования, но и за счет крупного бизнеса – потенциально крупнейшего потребителя товаров и услуг малых предприятий. Это позволит повысить адаптивность крупных компаний к потребностям рынка и создать действенную систему субконтрактных отношений с малым и средним бизнесом и, самое главное, вовлечь малый и средний бизнес в сферу производства. Развитие будет стимулироваться в рамках флагманского проекта кластерной ак- тивации. В области создается Промышленно-технологический кластер Липецкой области, включающий субкластеры по приоритетным направлениям: – субкластер умной промышленности; – субкластер экологичного агропромышленного комплекса; – транспортнологистический субкластер – Центрально-Черноземный хаб (меж- региональный проект). Рисунок 40 – Глобальная инновационно-технологическая повестка Ʉɥɸɱɟɜɵɟ ɝɥɨɛɚɥɶɧɵɟ ɫɬɪɚɬɟɝɢɱɟɫɤɢɟ ɜɵɡɨɜɵ Ƚɥɨɛɚɥɶɧɚɹ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɚɹ ɩɨɜɟɫɬɤɚ – ɜɵɡɨɜ ɞɥɹ Ɋɨɫɫɢɢ ɂɫɬɨɱɧɢɤ ȼɢɞɟɧɢɟ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɝɨ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ɋɨɫɫɢɢ Текущая ситуация – исходные условия для создания Промышленно-технологиче- ского кластера Липецкой области: – Что есть: • Лидер и команда. • Доступ к рынкам сбыта. • Благоприятный климат. • Доступ к рынкам трудовых ресурсов. • Хорошие инвестиционные площадки. • Преференциальные режимы. • Глобальные инвесторы – технологические лидеры в своих сегментах уже лока- лизованы в регионе. – Чего не хватает: • Система управления и развития, поддерживающие сервисы. • Репутация региона и внешнее позиционирование. • Кластерные связи. • Комфортные условия для жизнедеятельности. • Технологическая инфраструктура мирового уровня. Рисунок 41 – Направления специализации промышленно-технологического кластера Липецкой области 21 ɂɫɬɨɱɧɢɤ ɚɧɚɥɢɬɢɤɚ /& -AV ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ɫɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɋɩɟɰɢɚɥɢɡɚɰɢɹ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɢ ɤɥɸɱɟɜɵɟ ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɢ ɧɨɜɵɯ ɩɪɨɟɤɬɨɜ Ȼɥɢɡɨɫɬɶ ɪɵɧɤɨɜ ɫɛɵɬɚ Ɇɟɫɬɧɵɟ ɬɪɭɞɨɜɵɟ ɪɟɫɭɪɫɵ ɇɚɥɨɝɨɜɵɟ ɢ ɬɚɦɨɠɟɧɧɵɟ ɢ ɩɪ ɭɫɥɨɜɢɹ Ȼɥɢɡɨɫɬɶ ɪɟɫɭɪɫɨɜ ɩɨɫɬɚɜɳɢɤɨɜ Ɍɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ Ɍɪɚɧɫɩɨɪɬɧɨ - ɥɨɝɢɫɬɢɱɟɫɤɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɀɢɥɢɳɧɨ - ɫɟɪɜɢɫɧɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɉɥɨɳɚɞɤɢ ɫ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɨɣ Ɋɚɛɨɬɚɸɳɟɟ ɧɚɩɪɚɜɥɟɧɢɟ Ⱥɝɪɨɬɟɯɧɨɥɨɝɢɢ ɉɢɳɟɜ ɚɹ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨɫɬɶ z zz z zz zz zz zz z Ɇɟɬɚɥɥɨɟɦɤɢɟ ɩɪɨɢɡɜ ɨɞɫɬɜ ɚ Ɇɚɲɢɧɵ ɢ ɨɛɨɪɭ ɞɨɜ ɚɧɢɟ zz zz z zz zz zz zz z ɏɢɦɩɪɨɦ ɢ ɮɚɪɦɚ z zz z zz zz zz zz z ɋɬɪɨɢɬɟɥɶɫɬɜ ɨ ɍɦɧɵɣ ɞɨɦ z zz zz zz zz zz zz z ɇɨɜɵɟ ɢɧɜɟɫɬɨɪɵ – ɝɥɨɛɚɥɶɧɵɟ ɢ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɟ ɥɢɞɟɪɵ ɫ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɹɦɢ ɗɥɟɤɬɪɨɬɪɚɧɫɩɨɪɬ Ȼɟɫɩɢɥɨɬɧɢɤɢ z zz zz zz z zz z zz Ɋɨɛɨɬɨɬɟɯɧɢɤɚ ɢ ɫɬɚɧɤɨɫɬɪɨɟɧɢɟ z zz zz zz z zz z zz ɇɨɜ ɚɹ ɷɧɟɪɝɟɬɢɤɚ z zz zz zz z zz z zz ɐɢɮɪɨɜɵɟ ɞɜ ɨɣɧɢɤɢ ɩɪɨɢɡɜ ɨɞɫɬɜ ɟɧɧɵɯ ɩɪɨɰɟɫɫɨɜ z zz zz z z zz z zz Ʌɟɝɟɧɞɚ ɇɚɥɢɱɢɟ ɩɨɬɪɟɛɧɨɫɬɢ ˜ ɧɟɨɛɯɨɞɢɦɨ ɪɟɚɥɢɡɨɜɚɬɶ z ɪɟɚɥɢɡɨɜɚɧɨ ɜ ɪɟɝɢɨɧɟ zz ɪɟɚɥɢɡɨɜɚɧɨ ɱɚɫɬɢɱɧɨ Сегодня этапы глобального производства товаров и услуг распределены по все- му миру, что создает возможности развития нишевых продуктовых или субпродукто- вых инновационных кластеров, на основе которых можно провести масштабное об- новление современной экономики через создание новой умной экономики региона, способной занять лидирующие позиции в производстве отдельных видов товаров и услуг, став поставщиком знаний и технологий для глобального мира. Развитие умной экономики будет осуществляться через стимулирование пред- принимательской инициативы и государственной поддержки, направленных на создание современных бизнесов и проектов, использующих сочетание принципи- ально новых технологий (пятого, шестого, а в будущем и седьмого технологических укладов) и традиционных преимуществ экономики Липецкой области. Субкластеры умной экономики призваны аккумулировать научный и производственный потенциал различных субъектов для создания цепочек выпуска инновационной продукции как на базе традиционных связей и ресурсов, так и на основе применения сверхновых технологических достижений. Важным условием успеха является способность клю- чевых субъектов кластера включиться в международное разделение труда, привлечь международных технологических партнеров, а также финансовых и стратегических инвесторов. Кластерная активация предполагает расширение возможностей для бизнеса участвовать в разработке и реализации важнейших направлений экономической политики Липецкой области, получать государственную поддержку (административ- ную, инфраструктурную, налоговую, финансовую). Обязательным условием участия бизнеса в кластерной активации является его максимальная открытость и вовлечен- ность, обеспечиваемая через разработку и реализацию пакета стратегических доку- ментов, позволяющих синхронизировать развитие конкретного бизнеса и региона в целом. Синхронизация планирования достигается при наличии у ключевых предпри- ятий субкластеров портфеля следующих стратегических документов с горизонтом до 2030 г.: – долгосрочная стратегическая доктрина развития; – комплексный бизнесплан развития на базе портфеля инвестиционных проек- тов; – стратегия инновационного развития; – стратегия повышения конкурентоспособности (рост производительности труда и эффективности производства); – стратегия глобального продвижения. Цель: Ц 4.2. Промышленно-технологический кластер Липецкой области создан и успешно функционирует, обеспечивая глобальную конкурентоспособность его участ- никам. Задачи: З 4.2.0.1. Создание промышленно-технологического кластера Липецкой области. – Осуществление организационно-юридических процедур создания промышлен- но-технологического кластера Липецкой области. – Формирование организационной структуры, системы управления и развития промышленно-технологического кластера Липецкой области. З 4.2.0.2. Повышение качества взаимодействия предприятий – участников про- мышленно-технологического кластера. – Формирование системы внешнего позиционирования Кластера и системы про- движения продукции участников Кластера. – Усиление кооперационных связей между предприятиями-участниками Класте- ра. З 4.2.0.3. Создание новой инфраструктуры промышленно-технологического кла- стера, запуск новых промышленно-технологических проектов. – Формирование системы кадрового обеспечения Кластера. – Создание инфраструктуры запуска и поддержки технологических стартапов с уровнем готовности технологий TRL6-9. – Создание инвестиционной инфраструктуры поддержки мирового уровня (упа- ковка и распаковка, сопровождение проектов). – Создание жилищно-сервисной инфраструктуры (сети мест размещения и сер- висов) для трудовых ресурсов Кластера в рамках. – Запуск новых промышленно-технологических проектов Кластера. Таблица 27 – Результаты создания промышленно-технологического кластера Липецкой области 23 ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪ Ʌɢɩɟɰɤɨɣ ɨɛɥɚɫɬɢ ɤɥɚɫɬɟɪɧɚɹ ɚɤɬɢɜɚɰɢɹ ɑɬɨ ɫɞɟɥɚɟɦ ɢ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɵ ɂɫɬɨɱɧɢɤ /& -AV Ɋɟɚɥɢɡɭɟɦ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɣ ɮɥɚɝɦɚɧɫɤɢɣ ɩɪɨɟɤɬ ɪɟɝɢɨɧɚ - ɩɪɨɪɵɜɚ ©ɉɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɣ ɤɥɚɫɬɟɪª ɂɫɩɨɥɶɡɭɟɦ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɧɵɟ ɩɪɟɢɦɭɳɟɫɬɜɚ ɪɟɝɢɨɧɚ ɢ ɦɨɦɟɧɬ ɢɧɧɨɜɚɰɢɨɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɨɣ ɩɟɪɟɡɚɝɪɭɡɤɢ Ɋɨɫɫɢɢ Ʉɨɧɫɨɥɢɞɢɪɭɟɦ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɢ ɮɨɪɦɚɥɢɡɭɟɦ ɟɞɢɧɵɣ ɤɥɚɫɬɟɪ ɉɨɜɵɫɢɦ ɤɚɱɟɫɬɜɨ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɢ ɢɧɜɟɫɬɨɪɨɜ ɋɨɡɞɚɞɢɦ ɧɨɜɭɸ ɤɥɚɫɬɟɪɧɭɸ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɭ ɢ ɡɚɩɭɫɬɢɦ ɩɪɨɟɤɬɵ ɋɨɝɥɚɫɨɜɚɧɵ ɢɧɬɟɪɟɫɵ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɫɮɨɪɦɢɪɨɜ ɚɧɚ ɟɞɢɧɚɹ ɩɨɜɟɫɬɤɚ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɨɩɪɟɞɟɥɟɧɵ ɢɫɬɨɱɧɢɤɢ ɮɢɧɚɧɫɢɪɨɜɚɧɢɹ ɫɮɨɪɦɢɪɨɜ ɚɧɵ ɩɪɚɜɢɥɚ ɤɥɚɫɬɟɪɧɨɝɨ ɜ ɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɢɹ > ɋɬɪɚɬɟɝɢɹ ɢ ɞɨɪɨɠɧɚɹ ɤɚɪɬɚ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɐɟɧɬɪɚɥɢɡɨɜɚɧɨ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɫɨɡɞɚɧɧɨɣ ɢɧɧɨɜ ɚɰɢɨɧɧɨ - ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɨɧɧɨɣ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɨɣ ɈɗɁ ɢɧɞɭ ɫɬɪɢɚɥɶɧɵɟ ɩɚɪɤɢ ɬɟɯɧɨɩɚɪɤɢ ɢɧɫɬɢɬɭ ɬɵ ɪɚɡɜɢɬɢɹ Ɉɛɴɟɞɢɧɟɧɵ ɭɫɢɥɢɹ ɊɈɂȼ ɢɧɫɬɢɬɭ ɬɨɜ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɤɥɸɱɟɜɵɯ ɫɬɟɣɤɯɨɥɞɟɪɨɜ > ɉɪɨɟɤɬɧɵɣ ɨɮɢɫ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɷɤɨɫɢɫɬɟɦɚ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɹ ɋɮɨɪɦɢɪɨɜ ɚɧɚ ɫɢɫɬɟɦɚ ɤɚɞɪɨɜɨɝɨ ɨɛɟɫɩɟɱɟɧɢɹ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɩɪɢɜɥɟɱɟɧɢɟ ɡɚɤɪɟɩɥɟɧɢɟ ɩɨɞɝɨɬɨɜ ɤɚ ɜɵɛɵɬɢɟ ɤɚɞɪɨɜ > Ʉɚɞɪɨɜɵɣ ɰɟɧɬɪ ɤɥɚɫɬɟɪɚ HR- ɩɥɚɬɮɨɪɦɚ Ɂɚɤɪɟɩɥɟɧ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɣ ɢ ɦɟɠɞɭɧɚɪɨɞɧɵɣ ɫɬɚɬɭ ɫ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɱɥɟɧɫɬɜɨ ɜ ɤɥɚɫɬɟɪɧɵɯ ɚɫɫɨɰɢɚɰɢɹɯ ɋɮɨɪɦɢɪɨɜɚɧɚ ɫɢɫɬɟɦɚ ɨɰɟɧɤɢ ɷɮɮɟɤɬɢɜ ɧɨɫɬɢ ɢ ɫɟɪɬɢɮɢɤɚɰɢɹ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɩɨ ɦɟɠɞɭ ɧɚɪɨɞɧɵɦ ɫɬɚɧɞɚɪɬɚɦ > ɋɬɚɬɭɫ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɧɚ ɪɨɫɫɢɣɫɤɨɦ ɢ ɝɥɨɛɚɥɶɧɨɦ ɭɪɨɜɧɟ ɪɨɫɬ ɮɢɧɚɧɫɢɪɨɜɚɧɢɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɵ ɉɪɢɜɥɟɱɟɧ ɤɥɸɱɟɜɨɣ ɩɚɪɬɧɟɪ ɤɥɚɫɬɟɪɚ > Ƚɟɧɟɪɚɥɶɧɵɣ ɩɚɪɬɧɟɪ ɤɥɚɫɬɟɪɚ – ɋȻȿɊ ɪɨɫɬ ɨɛɴɟɦɚ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɤɥɚɫɬɟɪ ɋɮɨɪɦɢɪɨɜ ɚɧ ɦɟɠɞɭɧɚɪɨɞɧɵɣ ɛɪɷɧɞ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɦɚɪɤɟɬɢɧɝ ɢ ɩɪɨɞɜɢɠɟɧɢɟ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɜ ɬ ɱ ɧɚ ɜɧɟɲɧɢɯ ɪɵɧɤɚɯ > Ȼɪɷɧɞɢɧɝ ɩɪɨɞɜɢɠɟɧɢɟ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɪɨɫɬ ɱɢɫɥɚ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɢ ɩɪɨɞɚɠ ɷɤɫɩɨɪɬɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɢ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɋɨɝɥɚɫɨɜɚɧɵ ɜɨɡɦɨɠɧɨɫɬɢ ɞɥɹ ɞɨɫɬɢɠɟɧɢɹ ɷɤɨɧɨɦɢɢ ɧɚ ɦɚɫɲɬɚɛɟ ɫɨɜɦɟɫɬɧɵɟ ɡɚɤɭɩɤɢ ɫɵɪɶɹ ɦɚɬɟɪɢɚɥɨɜ ɭɫɥɭɝ ɫɨɜɦɟɫɬɧɵɟ ɥɨɝɢɫɬɢɤɚ ɦɚɪɤɟɬɢɧɝ ɩɪɨɞɚɠɢ« ɧɚɭɱɧɵɟ ɢɫɫɥɟɞɨɜɚɧɢɹ ɢ ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɢ > ɋɧɢɠɟɧɢɟ ɢɡɞɟɪɠɟɤ ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɋɨɝɥɚɫɨɜɚɧɵ ɜɨɡɦɨɠɧɨɫɬɢ ɞɥɹ ɥɨɤɚɥɢɡɚɰɢɢ ɰɟɩɨɱɟɤ ɫɨɡɞɚɧɢɹ ɫɬɨɢɦɨɫɬɢ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɨɩɪɟɞɟɥɟɧ ɩɨɬɟɧɰɢɚɥ ɞɥɹ ɡɚɩɭɫɤɚ ɧɨɜɵɯ ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɣ - ɫɩɭɬɧɢɤɨɜ ! Ɋɨɫɬ ɭɪɨɜɧɹ ɥɨɤɚɥɢɡɚɰɢɢ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɉɪɢɜɥɟɱɟɧɵ ɤ ɪɚɡɜɢɬɢɸ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɤɥɸɱɟɜɵɟ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɵɟ ɢɧɫɬɢɬɭɬɵ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɵɟ ɢɧɫɬɢɬɭ ɬɵ ɜ ɬ ɱ ɜɟɧɱɭɪɧɵɟ > ɉɚɪɬɧɟɪɵ ɤɥɚɫɬɟɪɚ Ƚɪɭɩɩɚ ȼɗȻ ɋɤɨɥɤɨɜɨ <&« ɪɨɫɬ ɨɛɴɟɦɚ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɤɥɚɫɬɟɪ ɉɪɨɞɭ ɤɬɵ ɢ ɭɫɥɭɝɢ ɤɨɦɩɚɧɢɣ - ɭɱɚɫɬɧɢɤɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɜ ɫɬɪɨɟɧɵ ɜ ɫɢɫɬɟɦɭ ɡɚɤɭɩɨɤ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɨɝɨ ɡɚɤɚɡɚ ɮɟɞɟɪɚɥɶɧɨɝɨ ɪɟɝɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ > ɉɚɪɬɧɟɪɵ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɪɨɫɬ ɨɛɴɟɦɚ ɝɨɫɡɚɤɚɡɚ ɧɚ ɩɪɨɞɭɤɰɢɸ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɋɨɡɞɚɧɚ ɧɨɜɚɹ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɟɧɧɚɹ ɢ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɵɟ ɩɨɥɢɝɨɧɵ ɰɟɧɬɪɵ ɢɫɫɥɟɞɨɜɚɧɢɣ ɬɟɫɬɢɪɨɜɚɧɢɹ ɩɪɨɬɨɬɢɩɢɪɨɜɚɧɢɹ ɬɪɚɧɫɮɟɪɚ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɣ ɢ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨɝɨ ɞɢɡɚɣɧɚ > ɇɨɜɵɟ ɪɚɛɨɱɢɟ ɦɟɫɬɚ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɨɫɩɨɫɨɛɧɚɹ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɋɨɡɞɚɧɚ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɡɚɩɭɫɤɚ ɢ ɩɨɞɞɟɪɠɤɢ ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɫɬɚɪɬɚɩɨɜ – 75/ - ! Ɏɟɪɦɚ ɬɟɯɧɨɝɚɡɟɥɟɣ ɢ ɟɞɢɧɨɪɨɝɨɜ ɪɨɫɬ ɫɬɨɢɦɨɫɬɢ ɢ ɜɵɪɭɱɤɢ ɫɬɚɪɬɚɩɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɋɨɡɞɚɧɚ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɨɧɧɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɩɨɞɞɟɪɠɤɢ ɦɢɪɨɜɨɝɨ ɭɪɨɜɧɹ ɭɩɚɤɨɜɤɚ ɢ ɪɚɫɩɚɤɨɜɤɚ ɫɨɩɪɨɜɨɠɞɟɧɢɟ ɩɪɨɟɤɬɨɜ > ȿɞɢɧɨɟ ɨɤɧɨ ɞɥɹ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ ɪɨɫɬ ɨɛɴɟɦɚ ɩɪɹɦɵɯ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɣ ɜ ɬ ɱ ɢɧɨɫɬɪɚɧɧɵɯ ɋɨɡɞɚɧɚ ɢ ɪɚɡɜɢɜɚɟɬɫɹ ɠɢɥɢɳɧɨ - ɫɟɪɜɢɫɧɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭ ɤɬɭɪɚ ɫɟɬɶ ɦɟɫɬ ɪɚɡɦɟɳɟɧɢɹ ɢ ɫɟɪɜɢɫɨɜ ɞɥɹ ɬɪɭɞɨɜɵɯ ɪɟɫɭɪɫɨɜ > ɇɨɜɚɹ ɤɚɱɟɫɬɜɟɧɧɚɹ ɢɧɮɪɚɫɬɪɭɤɬɭɪɚ ɞɥɹ ɠɢɡɧɢ Ɂɚɩɭ ɳɟɧɵ ɧɨɜɵɟ ɩɪɨɦɵɲɥɟɧɧɨ - ɬɟɯɧɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ɤɥɚɫɬɟɪɚ > ɇɨɜɵɟ ɩɪɨɟɤɬɵ ɪɨɫɬ ɜɵɪɭɱɤɢ ɪɟɡɢɞɟɧɬɨɜ ɤɥɚɫɬɟɪɚ Таблица 28 – Ключевые индикаторы Цели 4.2. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Количество промышленных предприятий – участников промышленно-технологи- ческого кластера Липецкой области, ед. Ц 4.2 Инерционный * * * * * * * * * * * Базовый * * * * * * * * * * * Оптимистический * * * * * * * * * * * Доля предприятий-участ- ников промышленно-тех- нологического кластера в объёме отгрузки промыш- ленной продукции в целом по Липецкой области, % Ц 4.2 Инерционный * * * * * * * * * * * Базовый * * * * * * * * * * * Оптимистический * * * * * * * * * * * Рост объёма отгрузки про- мышленной продукции предприятиями обрабаты- вающей промышленности в целом по Липецкой обла- сти, накопленным итогом к уровню 2020 года, раз Ц 4.2 Инерционный 1,00 1,39 1,42 1,45 1,48 1,50 1,53 1,57 1,60 1,63 1,66 Базовый 1,00 1,39 1,45 1,50 1,56 1,63 1,69 1,76 1,83 1,90 1,98 Оптимистический 1,00 1,39 1,47 1,56 1,66 1,75 1,86 1,97 2,09 2,22 2,35 Объем отгрузки инноваци- онных товаров, работ, услуг предприятиями промыш- ленно-технологического кластера, млрд руб. Ц 4.2 Инерционный 38,1122,0023,3024,7026,0328,7032,8035,5141,3145,7152,28 Базовый 38,1122,0023,7125,3127,4029,1133,3037,3843,2147,7655,03 Оптимистический 38,1122,0024,3726,8330,1433,7037,3441,1247,3453,9260,54 Объём экспорта несырье- вых неэнергетических това- ров предприятиями Кла- стера, млн долл. США Ц 4.2 Инерционный * * * * * * * * * * * Базовый * * * * * * * * * * * Оптимистический * * * * * * * * * * * * Прогнозные значения показателей будут определены после формирования Промышленно-технологиче- ского кластера Липецкой области и разработки Стратегии Промышленно-технологического кластера Липецкой области. Продолжение. Начало на 7 –21-й стр. Продолжение на 23-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz