Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 21 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 131 /26571/1 НОЯБРЯ 2022 Рисунок 38 – Число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. насе- ления, ед. Ɋɟɝɢɨɧ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɝɨɞ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɝɨɞɚ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɥɟɬ Ɉɪɥɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʉɭɪɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ɇɢɠɟɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼɨɪɨɧɟɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɊɎ Ɋɹɡɚɧɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ȼɟɥɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɜ ɝɝ Ɍɭɥɶɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɐɎɈ Ɋɟɫɩɭɛɥɢɤɚ Ɍɚɬɚɪɫɬɚɧ Ɍɚɦɛɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʉɚɥɭɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Источник: Росстат Данные по отдельным видам преступлений, зарегистрированных в Липецкой об- ласти в период 2015-2021 гг., представлены в таблице (Таблица 24). Таблица 24 – Отдельные показатели преступности в Липецкой области в 2015-2021 гг., единиц Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Зарегистрировано преступлений, всего 14 40612 36912 69012 34412 18113 23413 073 Преступлений особой тяжести 550 465 490 410 529 826 737 Тяжких преступлений 2 003 1 682 1 518 1 824 2 305 2 718 2 646 Преступлений экономической направленности 707 620 573 545 537 545 629 Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков 1 511 1 296 1 343 1 514 1 269 1 515 1 328 Преступлений террористической направленности 3 6 7 3 2 2 3 Убийств и покушений на убийство 57 61 45 46 48 50 38 Преступлений, связанных с умышленным причи- нением тяжкого вреда здоровью 179 155 153 127 114 93 88 Источник: Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации (http://crimestat.ru/regions) По отдельным видам противоправных деяний ситуация в Липецкой области не- сколько хуже, чем в целом по России и ЦФО. Например, за январь-сентябрь 2021 г. удельный вес противоправных деяний, совершенных в общественных местах, в общем количестве зарегистрированных преступлений составил в области 29,9% (в России – 28,9%), преступлений (от числа расследованных), совершенных несо- вершеннолетними или при их участии – 3,1% (в России – 2,9%, в ЦФО – 2,1%), пре- ступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опас- ных психоактивных веществ (в общей структуре преступности) составил 9,8% (в Рос- сии – 9,1%, в ЦФО – 8,2%). В Липецкой области сохраняются проблемы с обеспечением безопасности до- рожного движения. Уровень аварийности на дорогах области остается выше средне- российских и средних по ЦФО значений. В 2019 г. количество дорожно-транспорт- ных происшествий (ДТП) на 100 тыс. чел. населения составило в области 142,1. По данному показателю Липецкая область занимает 64 место в России. В среднем по России количество ДТП на 100 тыс. чел. населения составило 112, в среднем по ЦФО – 103,7. Среди регионов группы сравнения Липецкая область занимала по этому по- казателю 6 место (Рисунок 39). Рисунок 39 – Число дорожно-транспортных происшествий на 100 000 чел. на- селения, ед. Ɋɟɝɢɨɧ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɝɨɞ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɝɨɞɚ ɉɪɢɪɨɫɬ ɡɚ ɥɟɬ Ʌɢɩɟɰɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɍɚɦɛɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʉɚɥɭɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼɨɪɨɧɟɠɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ʉɭɪɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɊɎ Ȼɟɥɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɉɪɥɨɜɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɂɧɚɱɟɧɢɹ ɜ ɝɝ Ɋɟɫɩɭɛɥɢɤɚ Ɍɚɬɚɪɫɬɚɧ ȼ ɫɪɟɞɧɟɦ ɩɨ ɐɎɈ Ɍɭɥɶɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ Ɋɹɡɚɧɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ ɇɢɠɟɝɨɪɨɞɫɤɚɹ ɨɛɥɚɫɬɶ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Источник: Росстат Принимаемые меры по стабилизации обстановки на дорогах Липецкой области позволили в 2021 г. сократить на 20,9% (1 126) количество ДТП, в которых на 10,5% (162) меньше погибло и на 20,3% (1 398) – ранено участников дорожного движения. На 20,3% сократилось (1 021) число автоаварий по вине водителей, в том числе на- ходящихся в состоянии алкогольного опьянения – на 32,9% (143). Снизилось количе- ство ДТП с участием несовершеннолетних – 162 (-12%) и по причине нарушения ПДД пешеходами – 103 (-8%). Меньше совершено наездов на пешеходов – 305 (-14,1%). На 207 (14,8%) меньше допущено ДТП из-за неудовлетворительных дорожных усло- вий. В 2021 г. в структуре преступлений, совершенных в состоянии алкогольного, нар- котического или иного токсического опьянения, 21,9% (в 2020 г. – 17,4%) составили деяния, связанные с нарушением правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию – 457 (+28%). В результате тяжесть последствий ДТП (число погибших в расчете на 100 пострадав- ших) по итогам 2021 г. в среднем по области составила 10,3 (по ЦФО – 7,9, по России – 8,1), что является одним из наиболее высоких показателей среди субъектов, вхо- дящих в состав ЦФО. В 2021 г. за нарушение правил дорожного движения сотрудни- ками УГИБДД УМВД России по Липецкой области с 845 068 нарушителей взыскано штрафов на сумму более 351 млн руб. Взыскиваемость штрафов составила 96,5% (2020 г. – 92,7%). Конкурентные преимущества: – Невысокий уровень преступности, который ниже среднероссийского и средне- го уровня по ЦФО. – Очень низкий криминальный риск, рассчитываемый при определении инве- стиционной привлекательности регионов. По оценке «RAEX – аналитика» 2020 г. по криминальному риску Липецкая область занимает 6 место среди всех российских регионов, уступая только Белгородской, Брянской, Пензенской и Тульской областям, а также г. Севастополю. – Хороший уровень взаимодействия и координации между исполнительными органами государственной власти Липецкой области, с одной стороны, и террито- риальными органами федеральных органов исполнительной власти правоохрани- тельной направленности, органами местного самоуправления, судебными органами, органами военного управления и воинскими частями, институтами гражданского общества, с другой стороны, в деле обеспечения общественной безопасности на- селения и территории. – Значительное внимание уделяется профилактике правонарушений, в т.ч. с ис- пользованием возможностей информационно-коммуникационных технологий. – Повышение уровня пожарной безопасности и безопасности на водных объек- тах, способствующие значительному сокращению числа погибших граждан при по- жарах и происшествиях на водных объектах. – Низкий уровень социальной конфликтности и безработицы, отсутствие межна- циональных и межконфессиональных конфликтов, рост доли населения, системати- чески занимающегося физической культурой и спортом, способствующие сохране- нию низкого уровня преступности. – Реализация мероприятий по обеспечение безопасности труда (улучшение ус- ловий и охрана труда, профилактика и снижение уровня производственного травма- тизма и профессиональной заболеваемости и пр.). – Увеличение доли населения, проживающего на территориях с развернутой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Ключевые проблемы: – Отсутствие устойчивой динамики снижения числа регистрируемых преступле- ний, прежде всего преступлений особой тяжести и тяжких преступлений. – Высокий уровень аварийности на автомобильных дорогах области, свидетель- ствующий о сохранении серьезных пробелов в обеспечении безопасности дорожно- го движения. – Невысокий уровень экологической безопасности, обусловленный значительной антропогенной нагрузкой на природную среду, и прежде всего, большими объемами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Стратегические вызовы: – Сохранение высокого уровня аварийности на автомобильных дорогах и отсут- ствие устойчивой динамики снижения числа регистрируемых преступлений будет приводить к снижению показателей качества жизни населения Липецкой области. – Дальнейший отток молодежи и квалифицированных кадров в другие регионы может привести к ухудшению параметров человеческого капитала, что будет спо- собствовать росту уровня преступности и увеличению криминального риска в сфере ведения хозяйственной деятельности. – Увеличение степени имущественного расслоения жителей может привести к росту социальной конфликтности и уровня преступности. Риски: – Рост уровня преступности в связи с возможностью реализации негативных сце- нариев развития области (экономический спад, сокращение поступлений в бюджет- ную систему, снижение реальных денежных доходов населения и пр.). – Сохранение негативного влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на экономику может привести к росту безработицы, снижению реальных денежных доходов населения, что будет способствовать росту преступности. – Сохранение отдельных предпосылок распространения экстремизма и воз- никновения террористической угрозы: обострение международной напряженности, нерешенность ряда социально-экономических проблем, усиление диспропорций в развитии отдельных территорий, повышение уровня социального неравенства, появ- ление новых видов терроризма – информационного, техногенного, кибернетическо- го, биологического, химического. – Сохранение угрозы роста показателей незаконного распространения и потре- бления наркотических средств и психотропных веществ. – Возможность расширения масштабов нравственной дезориентации молодежи, разрушения традиционных ценностей, снижения уровня доверия молодежи к власти, распространения радикальных настроений, идей экстремизма и национализма. – Угроза сохранения в долгосрочной перспективе тенденций роста числа пре- ступлений, совершаемых с использованием информационных и коммуникационных технологий (киберпреступности) с увеличением размера материального ущерба, причиненного данным видом преступности. 5.3.6.2 Приоритетные направления развития в сфере безопасности Развитие сферы обеспечения безопасности следует рассматривать в разрезе нескольких составляющих: – достижение и поддержание низкого уровня преступности (необходимого уров- ня защищенности населения, предприятий и организаций от угроз криминального характера, террористических и экстремистских угроз); – обеспечение безопасности дорожного движения; – обеспечение высокой готовности к чрезвычайным ситуациям природного и тех- ногенного характера. Каждая из вышеперечисленных составляющих нашла свое отражение в формули- ровках целей развития Липецкой области на долгосрочный период. Цель: Ц 3.6. Липецкая область – безопасный регион для проживания населения и развития бизнеса с высоким уровнем природной, техногенной и обществен- ной безопасности, обеспечивающий высокий уровень безопасности труда. ПЦ 3.6.1. Регион с низким уровнем преступности. Задачи: З 3.6.1.1. Укрепление законности и правопорядка, противодействие экстремист- ской деятельности и терроризму. З 3.6.1.2. Расширение масштабов использования современных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих профи- лактику, пресечение и раскрытие преступлений (АПК «Безопасный город», система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и пр.). З 3.6.1.3. Профилактика правонарушений, совершенствование правосознания и правовой культуры населения, оказание гражданам бесплатной юридической по- мощи. З 3.6.1.4. Привлечение граждан и их объединений, в том числе казачьих обществ и добровольных народных дружин, к охране общественного порядка. Поддержка раз- вития казачьих обществ, народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности, антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций. З 3.6.1.5. Сохранение межнационального и межконфессионального согласия, со- циально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в региональное сообщество. З 3.6.1.6. Повышение эффективности профилактики безнадзорности, социаль- ной помощи и реабилитации несовершеннолетних лиц с различными формами и степенью девиантного поведения. З 3.6.1.7. Создание специализированных учреждений для оказания помощи ли- цам, находящимся в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятель- но передвигаться и ориентироваться в окружающей среде. З 3.6.1.8. Противодействие незаконной миграции, предупреждение нарушений миграционного законодательства. З 3.6.1.9. Создание регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства; рас- ширение (создание) сети центров реабилитации и адаптации с целью оказания ком- плексной помощи лицам, освобожденным из пенитенциарных учреждений. З 3.6.1.10. Создание в муниципальных образованиях оптимального количества участковых пунктов полиции с выделением служебных помещений для работы участ- ковых уполномоченных полиции; оснащение участковых пунктов полиции матери- ально-техническими средствами для надлежащего исполнения участковыми уполно- моченными полиции служебных обязанностей, обеспечение их автотранспортными средствами. Внесение в региональные и местные нормативы градостроительного проектирования норм расчета служебных помещений (участковых пунктов) полиции при массовой жилой застройке. ПЦ 3.6.2. Регион с высоким уровнем безопасности дорожного движения. Задачи: З 3.6.2.1. Разработка и реализация эффективной системы мер, направленных на снижение уровня ДТП. З 3.6.2.2. Внедрение цифровых технологий, направленных на улучшение без- опасности дорожного движения. З 3.6.2.3. Совершенствования программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах, а также развития современной системы оказа- ния помощи пострадавшим в ДТП. ПЦ 3.6.3. Регион с высоким уровнем защищенности населения и террито- рии от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожа- ров и иных происшествий. Задачи: З 3.6.3.1. Предупреждение происшествий на водных объектах и обеспечение по- жарной безопасности. З 3.6.3.2. Обеспечение функционирования региональной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и угро- зах их наступления. З 3.6.3.3. Обеспечение защиты населения, объектов экономики и социальной сферы от стихийных бедствий (предупреждение и предотвращение возникновения стихийных бедствий, включая природные пожары эпидемии особо опасных болез- ней, ликвидация их последствий). ПЦ 3.6.4. Регион, обеспечивающий высокий уровень безопасности труда. Задачи: З 3.6.4.1. Реализация мероприятий по улучшению условий и охране труда, про- филактике и снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Таблица 25 – Ключевые индикаторы Цели 3.6. Индикатор Цель 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Число зарегистриро- ванных преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения (уро- вень преступности (не более)), единиц ПЦ 3.6.1. Инерционный 1161,5 1158,8 1147,0 1147,5 1146,0 1144,0 1143,0 1141,0 1140,0 1138,0 1136,0 Базовый 1161,5 1158,8 1146,0 1146,5 1145,0 1143,0 1142,0 1140,0 1139,0 1137,0 1135,0 Оптимистический 1161,5 1158,8 1145,0 1145,5 1144,0 1142,0 1141,0 1139,0 1138,0 1136,0 1134,0 Количество ДТП в расчете на 100 тыс. чел. населения (не более), единиц ПЦ 3.6.2. Инерционный 126 100 95 89 84 76 70 61 54 47 40 Базовый 126 100 94 88 83 75 69 60 53 46 39 Оптимистический 126 100 93 87 82 74 68 59 52 45 38 Число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. на- селения (не более) ПЦ 3.6.2. Инерционный 16,0 14,3 14,3 13,8 13,6 12,5 11,4 11,0 8,8 7,5 6,5 Базовый 16,0 14,3 14,0 13,7 13,5 12,4 11,3 10,0 8,7 7,4 6,4 Оптимистический 16,0 14,3 13,0 13,6 13,4 12,3 11,2 9,0 8,6 7,3 6,3 Число лиц, раненых в ДТП, на 100 тыс. на- селения (не более) ПЦ 3.6.2. Инерционный 155 124 118 111 103 96 89 75 65 55 50 Базовый 155 124 117 110 102 95 88 74 64 54 49 Оптимистический 155 124 116 109 101 94 87 73 63 53 48 Количество деструк- тивных событий (чрезвычайных ситу- аций, пожаров, в т.ч. случаев неконтроли- руемого горения), (не более), ед. ПЦ 3.6.3. Инерционный 5686 2 4547 4562 4557 4552 4547 4542 4537 4532 4527 4522 Базовый 5686 4547 4542 4537 4532 4527 4522 4517 4512 4507 4502 Оптимистический 5686 4547 4522 4517 4512 4507 4505 4500 4495 4492 4487 Количество спасен- ных людей при де- структивных собы- тиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, в т.ч. случаях неконтро- лируемого горения) (не менее), чел. ПЦ 3.6.3. Инерционный 225 230 230 233 235 238 240 242 243 244 245 Базовый 225 230 232 235 238 240 242 243 244 245 247 Оптимистический 225 230 235 238 241 243 244 246 247 249 250 Численность постра- давших при несчаст- ных случаях на про- изводстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертель- ным исходом, чел. ПЦ 3.6.4. Инерционный 241 291 291 288 285 281 279 275 273 273 269 Базовый 241 291 288 285 282 279 276 273 270 270 267 Оптимистический 241 291 286 283 280 277 274 271 268 268 265 Численность лиц с впервые установлен- ными профессио- нальными заболева- ниями (отравления- ми), чел. ПЦ 3.6.4. Инерционный 26 29 49 48 47 46 45 44 43 42 41 Базовый 26 29 48 47 46 45 44 43 42 41 40 Оптимистический 26 29 47 46 45 44 43 42 41 40 39 5.4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство Стратегическая цель: СЦ-4. Липецкая область – 2030 – регион приоритетного развития глобаль- но конкурентоспособной промышленности, технологий и экологичного сель- ского хозяйства, обеспечивший условия достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства Приоритетные направления достижения стратегической цели: – Политика в области экономики и предпринимательства. – Рынок труда и кадровое обеспечение экономики. – Инвестиционная политика. – Экспортная политика. 5.4.1 Политика в области экономики и предпринимательства Экономическая политика Липецкой области – совокупность мер, реализуемых Правительством Липецкой области и направленных на достижение экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения Липецкой области путем модернизации современной экономики и стимулирования создания новых направлений промышленно-технологического развития и экологич- ного сельского хозяйства. Политика в области экономики и предпринимательства Липецкой области вклю- чает следующие основные направления: – Развитие предпринимательства. – Кластерная активация. – Развитие приоритетных секторов экономики. 5.4.1.1 Развитие предпринимательства Текущая ситуация Социально экономическое развитие Липецкой области зависит от наличия в об- ществе стимулов к продуктивной деятельности и людей, готовых взять на себя риски, проявив лидерство и талант. Лидеры бизнеса наряду с инноваторами и креативным классом – главные драйверы социально экономического развития. Создание благо- приятных условий для их самореализации, победа в конкуренции с другими региона- ми за их привлечение, удержание и развитие – важнейший вызов. Конкурентоспособность Липецкой области – это успех бизнеса в конкуренции. Липецкая область должна быть открыта для крупнейших транснациональных и отече- ственных корпораций, быть площадкой для их интеграции в Центральный федераль- ный округ. Привлечение в бизнес-среду области крупнейших мировых игроков в ка- честве бизнес и технологических партнеров позволит предпринимателям Липецкой области включаться в международное разделение труда. Липецкая область характеризуется сравнительно невысоким уровнем экономи- ческой активности населения и развития предпринимательства. В будущем область должна стимулировать региональные предприятия и предпринимателей к достиже- нию высоких позиций в рейтингах крупнейших компаний мира и России. Флагман экономики Липецкой области ПАО «НЛМК» является одной из крупней- ших компаний России, а в своей отрасли – также и одной из крупнейших компаний мира. Но ПАО «НЛМК» как бизнес развивался не «с нуля», он уже в советское время был очень крупным заводом. При этом в тройке лидеров рейтинга Fortune Global 500 две компании – Walmart и Apple – прошли путь от малого бизнеса до крупнейших в своих отраслях. В числе мировых лидеров по стоимости бизнеса также можно выде- лить: Alphabet (Google), Facebook, Amazon, Microsoft. Именно такие компании опре- деляют сегодня конкурентоспособность региональных и национальных экономик. Ключевая специализация 300 крупнейших компаний мира – это производство, которое и далее будет развиваться, поскольку доступность информации порождает новые потребности, стимулирующие расширение инноваций, что создает спрос на новые производства. Новая производственная модель будет выстроена на основе более дискретных производственных сетей, с максимальным сближением произ- водства готовой продукции и мест потребления. Крупнейшими производственными комплексами станут гипермаркеты будущего. Одним из важнейших резервов роста ВРП Липецкой области и необходимым условием выращивания «национальных чемпионов», обеспечивающих достойный уровень оплаты и привлечение наиболее квалифицированных и талантливых специ- алистов, является повышение производительности труда. В настоящее время по данному показателю Липецкая область, как и Россия в целом, значительно отстает от стран-лидеров: в 2021 году производительность тру- да в России была более чем в 2,5 раза ниже, чем производительность труда в США. В 2020 году Липецкой области ВРП на душу населения был в 1,33 раза ниже средне- российского. Поскольку доля занятых в общей численности населения для Липецкой области и для России в целом примерно одинаковы, аналогичное соотношение на- блюдается и по ВРП на одного занятого (что является международным показателем для сравнения производительности труда). Анализ динамики данного показателя позволяет сделать вывод, что ни Россия, ни тем более Липецкая область так и не достигли даже тех уровней производитель- ности, которые наблюдались в США, Франции и Германии два десятилетия тому на- зад. Также важно отметить, что России и Липецкой области пока не удалось выйти на траекторию стабильного роста производительности труда: это особенно четко прослеживалось начиная с 2011 года, когда периоды роста производительности че- редовались с периодами падения данного показателя. Сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной конкуренцией в экономике, технологическим отставанием в ряде отраслей, а также отсутствием необходимых знаний у руководителей предприятий. Кроме того, среди факторов, тормозящих рост производительности труда, – нехватка инвестиций в физический и человече- ский капитал, отставание во внедрении технологических и управленческих инно- ваций (последние определяют качество корпоративного управления). Эти непо- средственные движущие силы формируются средой, в которой работают фирмы: рыночными структурами, инфраструктурой, институциональной структурой (несо- вершенство законодательства, административные барьеры, низкий уровень конку- ренции, отставание в качестве государственного управления) 1 . Повышение производительности труда также сдерживается высокими соци- альными рисками массовых сокращений и не всегда работающими механизмами быстрого поиска новой работы, переобучения и повышения квалификации сотрудни- ков. Рынок труда Липецкой области, как и России в целом, очень гибкий. Фирмы при- спосабливаются к экономическим потрясениям за счет снижения заработной платы, сокращения рабочего времени и минимизации затрат на рабочую силу, не связанных с оплатой труда. Это приводит к высокому и стабильному «формальному» уровню занятости при высоком неравенстве в оплате труда, неформальности и текучести ра- бочей силы. По доле ФОТ в добавленной стоимости (макропоказатель – доля ФОТ в ВВП/ВРП) Липецкая область и Россия в целом проигрывают развитым странам при- мерно в 2,5 раза, что дестимулирует большинство работников, не имеющих доступа к «неформальным» доходам. Все это ограничивает стимулы для компаний инвести- ровать в человеческий капитал и повышение производительности 2 . Таким образом, перед Липецкой областью, как и перед Россией в целом, стоит масштабная комплексная проблема: необходимо обеспечить устойчивый рост уров- ня производительности труда с одновременным выходом на максимальные темпы ее роста для полной реализации потенциала национальной экономики, не допустив при этом роста безработицы и социальной напряженности. Для решения данной проблемы на федеральном уровне были разработаны фе- деральные проекты «Системные меры по повышению производительности труда» и «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». Ги- потеза, на которой основываются эти федеральные проекты, заключается в том, что большинство российских предприятий обладают значительными скрытыми резер- вами повышения производительности труда, но для обнаружения и использования этих резервов владельцам и менеджменту этих предприятий часто не хватает знаний и навыков, а на привлечение квалифицированных бизнес-аналитиков и консультан- тов не хватает средств (прежде всего это касается малых и средних предприятий). Основная идея федеральных проектов повышения производительности труда за- ключается в том, чтобы обеспечить софинансирование, позволяющее предприятиям за сравнительно небольшие деньги (по сравнению с инвестициями в техперевоору- жение) с помощью профессиональных бизнес-аналитиков и консультантов по управ- лению отыскать неиспользованные резервы повышения производительности труда, внедрить апробированный на практике лучший опыт. При этом государство обеспе- чивает благоприятные внешние условия, позволяющие предприятиям повысить свою конкурентоспособность, а также компенсацию социальных рисков, связанных с воз- можным ростом безработицы. Федеральные проекты повышения производительности труда реализуются на федеральном и региональном уровнях, подразумевая разграничение функций и полномочий между ними. Федеральный центр берет на себя основную долю финансирования проектов, налоговое стимулирование предприятий-участников, меры по защите конкурен- ции и снижению административных барьеров, а также совершенствование за- конодательства, направленное на оптимизацию трудовых отношений и кадрового делопроизводства. Кроме того, федеральный центр формирует и поддерживает общедоступную базу знаний о современных управленческих практиках, технологиях организации производственных процессов, доступных технологических решениях в разных отраслях, а также об успешно реализованных проектах по повышению про- изводительности труда на конкретных предприятиях. Для этого на базе ВЭБ создано АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда». На региональный уровень передана работа по преодолению технологического отставания, повышению качества управления предприятиями, а также восполнению дефицита необходимых для этого знаний у руководителей и менеджмента предпри- ятий и компенсации социальных рисков. Эта работа ведется в рамках региональных проектов «Системные меры по повышению производительности труда» и «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», которые реа- лизуются в рамках Государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области». Созданы Региональный центр компетенций (РЦК) и Фонд развития промышленности Липецкой области. Однако эти меры в настоящее время охватывают лишь небольшое число пред- приятий и сотрудников (под региональным управлением с РЦК до 2024 года за- планировано охватить лишь 24 предприятия и обучить 230 сотрудников, причем рост нарастающим итогом заканчивается в 2021 году). Внедрение управленческих инноваций в рамках федерального проекта сфокусировано на принципах бережли- вого производства и системах контроля качества, что дает положительный, но огра- ниченный эффект (заложен показатель роста производительности труда 5% в год, что лишь на 1,8% выше значения данного показателя в базовом сценарии развития Липецкой области). Это дает основание ставить для предприятий Липецкой области более амбициозные цели по ускоренному (по сравнению с 5%) росту производитель- ности труда за счет использования более широкого круга инструментов, апробиро- ванных на опыте лучших отечественных и зарубежных предприятий. Развитие предпринимательства – одна из ключевых целей и центральный эле- мент совершенствования институциональной среды Липецкой области. При этом одним из приоритетных направлений развития предпринимательства является раз- витие и поддержка МСП. По итогам 2020 г. в области насчитывается около 38 тысяч субъектов МСП, из них около 25 тысяч индивидуальных предпринимателей. На малых и средних предприятиях занято 126,9 тысяча граждан, из них 5,7 тыс. физических лиц плательщиков налога на профессиональный доход (по данным Единого реестра субъектов МСП и Управления федеральной налоговой службы по Липецкой области). Численность занятых в МСП с учетом самозанятых в 2020 г. увеличилась на 3,5 тыс. чел. (+2,8 п.п.). При этом в 2020 г. число субъектов МСП снизилось по сравнению с 2019 г. на 4,8% (10 место из 17 среди регионов ЦФО). В большинстве районов Ли- пецкой области сохранилась положительная динамика по среднесписочной числен- ности субъектов МСП (по данным ГУ – Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления федеральной нало- говой службы по Липецкой области). Так, в Лебедянском районе численность субъек- тов МСП увеличилась на 30,0 п.п. по сравнению с началом года, в Грязинском – на 10 п.п., в Становлянском – на 7,7 п.п., в Липецком – на 5,5 п.п., в г. Ельце – на 4,5 п.п., в г. Липецке – на 2,6 п.п. Мероприятия по развитию и поддержке МСП осуществляются в рамках Подпро- граммы 4 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014–2024 годы» Государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области», утвержденной постановле- нием администрации Липецкой области от 7 ноября 2013 г. № 500. Задачей данной Подпрограммы является формирование эффективных механизмов государственной поддержки для устойчивого развития субъектов МСП, повышение самозанятости на- селения. Приоритетами государственной политики Липецкой области в сфере развития МСП, согласно данной Подпрограмме, являются: – создание благоприятного предпринимательского климата и условий для веде- ния бизнеса; – повышение конкурентоспособности субъектов МСП и поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; – обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и ин- формационно-консультационной поддержки для субъектов МСП; – укрепление кадрового и предпринимательского потенциала; – создание системы акселерации субъектов МСП; – обеспечение занятости населения и развитие самозанятости. С 2019 г. в Липецкой области реализуется Национальный проект «Малое и сред- нее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской ини- циативы», который в 2021 г. включал следующие региональные проекты: 1) «Акселерация субъектов предпринимательства»; 2) «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»; 3) «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самоза- нятыми гражданами». Приоритетным направлением развития предпринимательства в Липецкой об- ласти также является поддержка сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), которая реализуются через муниципальные образования путем софинансирования в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014-2024 годы», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 г. № 490. Софинансирование мероприятий в рамках данной государственной программы осуществляется на следующие цели: – на пополнение фонда финансовой взаимопомощи, который используется для выдачи целевых займов личным подсобным хозяйствам (членам кооператива) на их развитие; – на компенсацию части затрат по обслуживанию расчетного счета в банках; – на компенсацию части затрат на приобретение компьютерной техники и про- граммного обеспечения для электронного документооборота и своевременной сда- чи отчетности; – на возмещение части затрат по уплате членских взносов СКПК в межрегиональ- ную Ассоциацию СКПК «Единство», которая с 2020 года приобрела статус саморегу- лируемой организации в соответствии с 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». ___________________ 1 Dieppe A. (ed.). Global Productivity. Trends, Drivers and Policies, World Bank Group, 2021, 463 p. 2 OECD Economics Department Working Papers, 2015. Продолжение. Начало на 7 –20-й стр. Продолжение на 22-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz